Лабораторная работа №2
Технического обслуживание
двигателя
Цель работы :
Изучить
и освоить методы диагностики технического
состояния двигателя, способы выявления
и устранения неисправностей, а так же
применяемые для этих целей приборы, приспособления
и инструменты.
Содержание
работы : Проверить
техническое состояние двигателя внешним
осмотром, давление масла в системе смазки.
Прослушать работу двигателя, осуществить
крепежные работы по двигателю. Определить
объем газов, прорывающихся в картер двигателя,
давление газа в цилиндре в конце такта сжатия
(компрессию), разрежение во впускном трубопроводе;
утечку воздуха из цилиндров при подаче
воздуха под давлением. Проверить и отрегулировать
тепловые зазоры в газораспределительном механизме .
Оборудование
рабочего места :
Работу выполняют на автомобилях, установленных
на осмотровых канавах или площадках.
Для получения сравнительных
данных технического состояния двигателя
желательно, чтобы двигатель одного автомобиля
был новым, а другой по техническому состоянию
близким к капитальному ремонту.
Для выполнения работы необходимо
иметь следующие приборы и приспособления:
стетоскоп, вакуумметр, компрессометры,
газовый счетчик со шлангом, прибор НИИАТ
К-69А для определения технического состояния
цилиндро-поршневой группы двигателя,
гидравлический домкрат, компрессор, набор
гаечных ключей и щупов.
Выполнение
работы :
1. Определить величину компрессии в цилиндрах
карбюраторного (нового) двигателя:
Пустить и прогреть двигатель.Открыть
полностью воздушную заслонку и дроссель
карбюратора, отсоединить провода от свечей
зажигания и вывернуть свечи.Вставить
резиновый наконечник компрессометра
в отверстие для свечи зажигания первого
цилиндра, плотно прижать наконечник к
кромке отверстия и проворачивать коленчатый
вал двигателя стартером до 10-12 оборотов,
чтобы компрессометр зафиксировал максимальное
давление в цилиндре, записать показания
и выпустить воздух из компрессометра.
Аккумуляторная батарея, при проверке
компрессии, должна быть технически исправна.
Таким же образом замерить компрессию
в остальных цилиндрах.
Замер компрессии необходимо проделать
для всех цилиндров по 3 раза и определить
среднее арифметическое значение.
Разница в величине компрессии по отдельным
цилиндрам не должна быть более 1 кГ/см
2.
Аналогичным образом определить компрессию
в цилиндрах изношенного двигателя.
Для выявления причин пониженной компрессии
залить в цилиндры 20-25 см3
свежего масла для двигателя и вновь измерить
компрессию. Если величина компрессии
при этом остается без изменений, то это
указывает на неплотное прилегание клапанов
к седлам, на обгорание фасок клапанов
или на повреждение головки цилиндров.
Если компрессия увеличилась, то это указывает
на износ или пригорание поршневых колец,
поршней.
Полученные данные замеров
компрессии занести в таблицу.
Наименование |
Результаты проверки |
Технические условия |
1-й замер |
2-й замер |
3-й замер |
Средняя величина |
Новый двигатель
1-й цилиндр
2-й цилиндр
3-й цилиндр
4-й цилиндр
5-й цилиндр
6-й цилиндр
Изнош-й двигатель
1-й цилиндр
2-й цилиндр
3-й цилиндр
4-й цилиндр
5-й цилиндр
6-й цилиндр
|
|
|
|
|
|
2. Регулировка
тепловых зазоров :
У двигателя с нижним расположением клапанов
(ГАЗ -51А) регулировка проводится в следующей
последовательности:
вывесить и снять правое переднее колесо
со ступицы, ключом отвернуть болты крепления
и снять правую боковину капота и правый
боковой брызговик двигателя, отсоединить
электропровода от переходной колодки,
расположенной на боковом брызговом щитке
двигателя, отсоединить трубопровод, отсасывающий
картерные газы от крышки клапанной коробки,
отсоединить топливопровод от карбюратора
и топливного насоса и снять отстойник
насоса, отвернуть болты крепления крышек
клапанной коробки и снять крышки с прокладками.
Повернуть коленчатый вал так, чтобы выпускной
клапан 1-го цилиндра полностью открылся,
щупом проверить величину тепловых зазоров
между толкателями и стержнями у впускных
клапанов 1, 3 и 5-го цилиндров (т.е. у 2, 6 и
10-го клапанов), считая по порядку от передней
части двигателя и выпускных клапанов
2,4 и 6-го цилиндров (т.е. у 4, 8 и 12-го клапанов)
и результаты замеров записать.
Если величины зазоров
не будут соответствовать норме,
следует отрегулировать зазор, для
чего:
Удерживая гаечным ключом толкатель за
лыски, отвернуть контргайку регулировочного
болта толкателя и вращая гаечным ключом
регулировочный болт, довести тепловой
зазор до нормы;
Удерживая двумя гаечными ключами регулировочный
болт и толкатель от провертывания, надежно
затянуть третьим ключом контргайку регулировочного
болта;
Провернуть коленчатый вал так, чтобы
выпускной клапан (12-й) 6-го цилиндра полностью
открылся, в этом положении проверить
величины тепловых зазоров у выпускных
клапанов 1, 3 и 5-го цилиндров и результаты
замеров записать. При неоходимости отрегулировать
зазоры.
Установить на место снятые детали, пустить
двигатель и проверить его работу.
При правильно отрегулированных тепловых
зазорах, стуки клапанов не должны прослушиваться,
так же не должно быть просачиваний масла
через прокладки крышек клапанной коробки.
Тепловые зазоры у двигателя
с верхним расположением клапанов
(ЗиЛ -130) регулируют в следующей последовательности:
Поднять капот автомобиля, отвернуть гайки
крепления клапанных крышек и снять их,
установить поршень 1-го цилиндра а верхнюю
мертвую точку такта сжатия, для чего повернуть
коленчатый вал до совмещения отверстия
на шкиве коленчатого вала с меткой В.М.Т.
на указателе установки зажигания, расположенном
на датчике ограничителя максимальных
чисел оборотов, а затем поворачивать
пусковой рукояткой коленчатый вал до
тех пор, пока палец войдет в углубление
шестерни и распределительного вала;
Проверить зазоры между стержнями клапанов
и носиками коромысел у 1-го цилиндра и
результаты записать. Если величина зазоров
не будет соответствовать норме, отрегулировать
их, для чего придерживая отвёрткой регулировочный
винт, ослабить ключом контргайку, после
этого взять щуп, вставить его в зазор
между стержнем клапана и носиком коромысла,
а другой рукой взять отвёртку и вращать
регулировочный винт до получения необходимого
зазора, затем оставить щуп в зазоре и
завернуть контргайку ключом и отвёрткой.
Состояние распределительного
механизма |
Величина тепловых зазоров,
мм |
Нижнее расположение клапанов |
Верхнее расположение клапанов |
впускной |
выпускной |
впускной |
выпускной |
До регулировки
После регулировки |
|
|
|
|