Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:52, реферат
Технологический процесс роспуска составов содержит существенный элемент риска. Требования по безопасности роспуска составов в настоящий момент обеспечиваются преимущественно проектными решениями: выбором высоты горки и профиля ее спускной части, энергетической высотой, техническими характеристиками, текущим состоянием и размещением тормозных средств, длиной защитных стрелочных участков, быстродействием стрелочных горочных приводов, составом и надежностью устройств защиты горочных стрелок. Недостатки в любом из перечисленных факторов при исправном состоянии системы управления и правильных действий оперативного персонала могут привести к возникновению опасных ситуаций или снижению эффективности технологического процесса роспуска.
Совершенствование систем безопасности на сортировочных станциях
Успешное решение задач развития деятельности ОАО «РЖД» на современном транспортном рынке неразрывно связано с устройствами железнодорожной автоматики, которые всегда были и остаются техническими средствами обеспечения безопасности движения поездов и автоматизации перевозочных процессов.
О необходимости совершенствования систем безопасности на сортировочных станциях пойдет речь в статье главного инженера Департамента автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» Гурама Дмитриевича Казиева.
Технологический
процесс роспуска составов содержит
существенный элемент риска. Требования
по безопасности роспуска составов в
настоящий момент обеспечиваются преимущественно
проектными решениями: выбором высоты
горки и профиля ее спускной части,
энергетической высотой, техническими
характеристиками, текущим состоянием
и размещением тормозных
Для горочной
техники не подходит традиционный для
устройств железнодорожной
Перечисленные особенности технологического процесса и недостатки используемых технических средств предопределили чрезмерную эксплуатацию «человеческого фактора» на сортировочных горках. Это выражается в прямом управлении стрелками и вагонными замедлителями с горочного пульта с приоритетом ручного управления над автоматикой, в задействовании автоматического режима управления горочными устройствами только на время роспуска, в переходе на «ручное» управление при любом сбое системы или отказе датчика.
С появлением
на отечественном рынке
На сегодняшний
день на решающих сортировочных станциях
внедрена Комплексная система
- обеспечение
безопасности по маршруту
- контроль
скорости соударения и
- логический
контроль состояния путевых,
- формирование
команд управления маршрутами
движения поездов, маневровыми
передвижениями и
- сбор, обработку,
диагностику и
Обеспечение
безопасности роспуска и формирования
составов на сортировочной станции
производится как на уровне технических,
функциональных средств, так и на
уровне алгоритмов автоматического
управления. Системная и алгоритмическая
избыточность используется для реализации
реконфигурирования системы управления
при сбоях и отказах отдельных
элементов и в нештатных
Можно сказать, что на сегодняшний день уровень развития технических средств позволяет ставить вопрос об обеспечении более высокого уровня безопасности в автоматическом режиме управления по сравнению с ручным. Пришло время, когда система автоматизации должна проверять на безопасность команды оператора до их выдачи на управление, что позволит уйти от пресловутого «человеческого фактора».
Создание
новых систем, смещение акцентов в
сторону автоматического
- разработка
нормативной базы по
- создание
микропроцессорных систем
- обеспечение
полного цикла испытаний на
безопасность систем (в том числе
на информационную), электромагнитную
совместимость, устойчивость к
атмосферным и коммутационным
перенапряжениям, проведение
- внедрение
средств резервирования и
- внедрение
современных информационных
Во исполнение
выполнения основных направлений деятельности
в области разработки современных
средств автоматики и телемеханики
на железнодорожном транспорте под
руководством Департамента автоматики
и телемеханики ОАО «РЖД» разработан
и введен в действие Стандарт ОАО
«РЖД»: «Системы и устройства железнодорожной
автоматики и телемеханики сортировочных
станций. Технические требования»,
переработана Инструкция по технической
эксплуатации устройств и систем
сигнализации, централизации и блокировки
механизированных и автоматизированных
сортировочных горок ЦШ-762-10. Установлен
порядок, который не допускает применения
в системах и устройствах
В настоящее время создан типоряд пневматических вагонных замедлителей разных изготовителей, что дает возможность выбора заказчику по техническим характеристикам, качеству исполнения, надежности, функциональности и цене.
Взамен разработанной в 1972 году управляющей аппаратуры вагонных замедлителей типа ВУПЗ-72 поставлена на производство быстродействующая слаботочная управляющая аппаратура типа ВУПЗ-05М, которая позволяет производить управление вагонным замедлителем непосредственно с горочного пульта или по команде управляющего вычислительного комплекса без применения промежуточных реле.
На сортировочной
горке станции Бекасово-
В целях повышения
надежности органов управления сортировочным
процессом разработан и поставлен
на производство электронный пульт
управления горочный. Элементы управления
данного пульта являются бесконтактными,
имеют резервный канал
Впервые такой
пульт в ближайшее время будет
включен в опытную эксплуатацию
на 3-й сортировочной горке
Критериями
нарушения безопасного
- сход вагона на стрелках или замедлителях;
- соударение
вагонов на спускной части
горки или на путях
Исходя из указанных критериев, рассмотрим степень влияния каждого компонента горочных систем на безопасность роспуска.
Наименьший
достигнутый уровень
Технологическим условием поддержания требуемого уровня полноты безопасности функционирования устройств перевода горочных стрелок является обязательное наличие допустимого интервала между одновагонными отцепами для обеспечения работы функции автовозврата стрелок. Минимально допустимые интервалы должны составлять не менее 20,5 метров, что определяет максимально допустимую скорость роспуска одно-вагонных отцепов 2,25 м/с (8 км/час). При этом для достижения высоких объемов переработки вагонов необходимо применять переменную скорость роспуска для разного количества вагонов в отцепе.
Техническим условием поддержания высокого уровня полноты безопасности функционирования управляющих вычислительных комплексов горочных систем является обязательное резервирование аппаратуры УВК.
Учитывая проведенный анализ, можно сделать вывод о том, что максимально достижимый уровень полноты безопасности функционирования горочных систем при современном развитии горочной техники ограничивается уровнем безопасности устройств перевода стрелок и вагонных замедлителей, устанавливаемых на парковой тормозной позиции.
При условии проведения мероприятий по повышению надежности данных устройств можно говорить о возможности вывода их на уровень полноты безопасности, достигнутый Европейскими производителями горочной техники, например фирмой «SONA».
Кроме того,
для повышения уровня полноты
безопасности горочных устройств на
сортировочных горках государств Западной
Европы широко применяются тележки-
Такое решение
является дорогостоящим, но оно обеспечивает
непрерывность управления скоростью
движения вагонов на путях сортировочного
парка с гарантированным
Информация о работе Совершенствование систем безопасности на сортировочных станциях