Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:14, реферат
Автосервис представляет собой отрасль сферы услуг, связанную с оказанием населению и предприятиям различных сфер экономики разнообразных услуг по продаже автотранспортных средств (АТС) и запасных частей к ним; эксплуатационных и ремонтных материалов и сопутствующих изделий; переоборудованию, техническому обслуживанию и ремонту АТС, их агрегатов и систем; заправке АТС топливом и маслами. Одновременно с оказанием технических услуг предприятия автосервиса предлагают своим клиентам и бытовые услуги, такие как продажа продовольственных и непродовольственных товаров, междугородняя телефонная связь, общественное питание, проживание в мотелях и др.
1. Общая характеристика системы автосервиса
2. Анализ автомобильного парка России
3. Виды и классификация автотранспортных средств
4. Запасные части к автомобилям
5. Общая характеристика услуг станций технического обслуживания автомобилей
6. Законодательно-нормативная база объектов и систем автосервиса
Библиографический список
автосервис услуга станция технический
1. Общая характеристика системы автосервиса
Структура автопарка по маркам и
моделям автомобилей также
Рис. 2
Менее всего распространены отечественные автомобили на Дальнем Востоке (в Приморском крае – они составляют около 23% всего парка) и в Калининградской области. Большинство республик Северного Кавказа не входят, если судить по основным показателям социально-экономического развития, в число "зажиточных" регионов РФ, кроме того, они расположены достаточно далеко от основных каналов ввоза импортных автомобилей и поставок запасных частей к ним. Эти факторы, по-видимому, и влияют, главным образом, на популярность российских автомобилей в этих регионах. В Ингушетии, например, отечественные машины составляли не менее 96% всего республиканского автопарка. Темпы прироста парка отечественных автомобилей в России составляют ежегодно, в среднем, 5,1%. При этом максимальные темпы роста зафиксированы у переднеприводных автомобилей ВАЗ (14,3% в год), а наименьшие - у заднеприводных моделей ВАЗ (3,5%). Минимальные темпы роста у парка автомобилей марки "Москвич" (в 2000 году - 1,8%). Однако, следует отметить, что доля автомобилей марок ЗАЗ и "Москвич" постепенно сокращается – происходит естественная убыль при почти полном отсутствии прироста, в связи с сокращением объемов производства автомобилей этих марок. Таким образом, несмотря на то, что сегодня российский парк отечественных автомобилей почти на 50% состоит из заднеприводных автомобилей ВАЗ, доля этих машин на рынке также сокращается за счет увеличения количества переднеприводных моделей ВАЗ и, в меньшей степени, за счет роста доли автомобилей ГАЗ. Характерной особенностью развития автомобильного парка России, большинства ее регионов и городов с населением 200 тыс. чел. и более в последние 5 лет является его насыщение автомобилями семейства «Газель», «Соболь» и «Баргузин» производства ГАЗ. Сегодня автомобили «Газель» полностью заняли нишу маршрутных такси. Автомобили «Соболь» и «Баргузин» занимают лидирующее положение в автопарке малых и средних предприятий бизнеса, а также в предприятиях и учреждениях, где перевозки грузов и пассажиров осуществляются небольшими партиями.
3. Виды и классификация автотранспортных средств
В нормативных документах показатели эксплуатационных свойств транспортных средств определяются в соответствии с их классификацией. Различают классификацию транспортных средств, разработанную Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных наций (ЕЭК ООН) и Российскую классификацию по ГОСТ 22895 – 77. Каждой классификационной группе соответствует своя характеристика (таблица 3).
Таблица 3. Классификационные группы автотранспортных средств
Категория АТС |
Характеристика категорий АТС | ||
По документам ЕЭК ООН |
По ГОСТ 22895 - 77 | ||
1 |
2 |
3 | |
М
М1 |
Механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более 8 мест для сидения. |
АТС с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров (пассажирские и грузопассажирские автомобили, их модификации, автобусы, пассажирские автопоезда). То же, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя. | |
М2 |
Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения. Максимальная масса АТС этой категории не превышает 5 тонн. |
То же, имеющие более 8 мест
для сидения, кроме места | |
М3 |
Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения. Максимальная масса АТС этой категории превышает 5 тонн. |
То же, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя, и полную массу свыше 5 тонн. | |
N |
Механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов. |
АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов (грузовые автомобили, автомобили – тягачи, а также их шасси со смонтированными на них установками, т.е. специальные автомобили). | |
N1 |
Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны. |
То же, с полной массой до 3,5 тонн. | |
N2 |
Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонн, но не превышает 12 тонн. |
То же, с полной массой свыше 3,5 до 12 тонн. | |
N3 |
Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 тонн. |
То же, с полной массой более 12 тонн. | |
О (О1–О4) |
Прицепы, включая полуприцепы. |
АТС без двигателя (прицепы и полуприцепы) |
В категорию М1 входят легковые автомобили, которые могут быть разделены на отдельные группы в зависимости от выбранного критерия классификации – одного какого-либо свойства или характеристики. Пример такой классификации по некоторым свойствам и характеристикам дан в таблице 4.
Свойство, характеристика |
Классификационная группа автомобилей |
Тип автомобиля |
1 |
2 |
3 |
Приспособленность к работе в различных дорожных условиях |
Нормальной проходимости |
С приводом на колеса одной оси |
2. Повышенной проходимости (внедорожники) |
Полноприводные | |
Тип, конструкция кузова |
С закрытым кузовом |
Лимузин, седан, купе, универсал, хетчбек, минивэн |
2. С открытым и открывающимся кузовом |
Фаэтон, родстер | |
3. С закрытой кабиной и грузовым кузовом |
Пикап | |
Число функциональных объемов |
С кузовом, разделенным на три объема (моторный отсек, пассажирский салон, багажный отсек) |
Лимузин, седан, фаэтон, пикап |
2.
С кузовом, имеющим два |
Купе, универсал, хетчбек, родстер | |
3. С одно объемным кузовом без выделения функциональных отсеков |
Минивэн | |
Рабочий объем двигателя |
Особо малого класса |
С объемом двигателя до 1,1999 л |
2. Малого класса |
С объемом двигателя от 2,0 до 1,799 л | |
3. Среднего класса |
С объемом двигателя от 1,8 до 3,499 л | |
4. Большого класса |
С объемом двигателя свыше 3,5 л | |
5. Высшего класса |
С ненормированным объемом двигателя | |
Тип двигателя |
С бензиновым двигателем |
С карбюраторным двигателем |
2. С инжекторным двигателем | ||
2. С двигателем, работающим на солярке |
С дизельным двигателем | |
3. С двигателем, работающим на газообразном топливе |
Газобаллонные автомобили | |
4. С электродвигателем |
4. С аккумуляторами, заряжаемыми от электрической сети | |
4.2. С питанием от солнечной энергии | ||
5.
С обращаемым или |
5. Автомобили с двигателем, работающим как на бензине, так и на газообразном топливе | |
5.2. Автомобили, имеющие два двигателя (двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель) |
4. Запасные части к автомобилям
К автомобильным запасным частям (или иначе запчастям) относятся новые или восстановленные части машины, предназначенные для замены таких же изношенных или неисправных частей. В номенклатуру запчастей включаются следующие виды изделий: детали и сборочные единицы, специально сконструированные для данной модели машины; детали и сборочные единицы, унифицированные с другими автомобилями одного или разных модельных рядов; стандартные крепежные изделия, а также стандартные и комплектующие изделия – подшипники, сальники, свечи зажигания, приборы, ремни и др.
Автозаводы – продуценты автомобилей, часть деталей и агрегатов изготавливают сами, остальные получают по кооперации с других заводов, которые являются основными поставщиками. Заботясь о необходимости обеспечения технического обслуживания и ремонта своей продукции, купленной населением и предприятиями, определенную долю выпуска деталей, сборочных единиц, агрегатов и иных изделий продуценты автомобилей и их основные поставщики выпускают на рынок запасных частей. Такие запчасти называются «оригинальными». Оригинальные запчасти, имеющие торговую марку автомобильной фирмы, должны реализоваться исключительно через ее товаропроводящую и сервисную (дилерскую) сети, однако на Российском рынке этими изделиями торгуют и крупные оптовики, закупающие запчасти у продуцента, и посредники и магазины розничной торговли, являющиеся самостоятельными предприятиями. В то же время рынок запасных частей заполнен запчастями, изготовленными множеством иных предприятий - не основных поставщиков. Их продукция относится к «неоригинальным запчастям». Качество неоригинальных запчастей не контролируется основными продуцентами автомобилей и их субпоставщиками, поэтому на рынке можно встретить запчасти как очень высокого, так и весьма низкого качества.
Для правильного выбора необходимой покупателю или продавцу запчасти служат каталоги. Каталог запчастей – это перечень деталей и сборочных единиц, составленный в определенном порядке. По каталогу устанавливается номер запчасти и место ее расположения в автомобиле или его составной части (двигателе, подвеске, коробке передач и т.п.).
Детали и сборочные единицы автомобилей, выпущенных в СССР, странах СНГ, включая Россию, в каталогах нумеруются в соответствии с отраслевыми стандартами и утвержденными правилами. Каталоги деталей и сборочных единиц (узлов) составлены на основе конструкторской документации и включают следующие разделы:
- техническая характеристика модели (модельного ряда) автомобиля;
- правила пользования каталогом;
- указатель групп и подгрупп деталей и сборочных единиц;
- иллюстрации составных частей автомобиля (агрегатов, систем, кузова и др.);
- сборочные единицы и детали автомобиля;
- нормализованные детали;
- покупные детали;
- сборочные единицы и детали модификаций базовой модели автомобиля.
Номера сборочных единиц и деталей обозначены по единой семизначной системе кодирования, действующей на всех автозаводах России и стран СНГ. По этой системе кодирования структура номера имеет вид:
ХХХХ – ХХХХХХХ
Первые четыре цифры перед дефисом обозначают модель автомобиля, семь цифр после дефиса – номер детали или сборочной единицы. Номер, заканчивающийся на «0», присваивается сборочной единице. В структуре номера первые две цифры обозначают группу деталей (сборочных единиц), вторые две цифры – подгруппу деталей (сборочных единиц), последние три цифры соответствуют порядковому номеру детали или сборочной единицы
Пример
Расшифровать каталожный номер запчасти – 1111 – 3501010.
1111 – код модели автомобиля «Ока».
35 – код группы «Тормоза».
01 – код подгруппы «Тормоза рабочие передние».
010 – порядковый номер сборочной
единицы «Тормоз правый в
Если в конце номера через дефис добавлена буква или буква и цифра, то это значит, что в конструкцию детали или сборочной единицы внесены изменения.
Буквы А, А1, А2 обозначают, что конструкция детали изменена три раза, при этом сохраняется взаимозаменяемость деталей всех вариантов между собой и с базовой деталью.
Буквы Б, Б1, БА2 обозначают, что конструкция детали изменена три раза, при этом сохраняется взаимозаменяемость деталей всех вариантов Б между собой, но не сохраняется взаимозаменяемость с базовой деталью или с деталями, имеющими модификацию А,А1, А2.
01 – первый взаимозаменяемый вариант,
02 –второй взаимозаменяемый
10 - первый невзаимозаменяемый
11 - первый взаимозаменяемый
20 - второй взаимозаменяемый