Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:38, практическая работа
В процессе движения судна или состава при воздействии на него каких-либо либо внешних факторов (ветра, течения) оно движется с некоторым углом дрейфа, зависящим от силы их воздействия. При движении по прямолинейному участку водного пути с большой площадью водной поверхности (озера, водохранилища) основным отрицательным внешним фактором является ветер. Воздействие ветра, направленного под некоторым углом к диаметральной плоскости судна (состава) вызывает его боковой снос, который носит название ветровой дрейф.
Введение………………………………………………………………………………… 3
Исходные данные для расчета…………………………………………………………. 4
Формулы, используемые для расчета…………………………………………………. 5
Расчет. Определение ширины судового хода, занимаемой судном при действии ветра…………………………………………………………………………………………. 7
Заключение……………………………………………………………………………… 9
Список использованных источников………………………………………………… 10
6
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Волжская государственная академия водного транспорта
Факультет кораблестроения, гидротехнических сооружений и защиты окружающей среды
Кафедра водных путей и гидротехнических сооружений
ШИРИНА СУДОВОГО ХОДА, ЗАНИМАЕМАЯ СУДНОМ
ПРИ ДЕЙСТВИИ ВЕТРА
Расчетно-графическая работа №1 по курсу «Безопасность судоходства на ВВП»
вариант – 5
Выполнил: студент группы В – 311
Проверил:
Нижний Новгород
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Безопасная эксплуатация судов и составов в значительной степени зависит от соотношения габаритов судового хода и габаритов эксплуатируемых на данном участке водного пути судов и составов. В свою очередь потребные габариты судового хода зависят от гидрологических и метеорологических условий плавания данного водного пути, т.е. возможного воздействия на судно каких-либо внешних факторов (ветра, течения).
В процессе движения судна или состава при воздействии на него каких-либо либо внешних факторов (ветра, течения) оно движется с некоторым углом дрейфа, зависящим от силы их воздействия. При движении по прямолинейному участку водного пути с большой площадью водной поверхности (озера, водохранилища) основным отрицательным внешним фактором является ветер. Воздействие ветра, направленного под некоторым углом к диаметральной плоскости судна (состава) вызывает его боковой снос, который носит название ветровой дрейф. Он зависит от силы действия ветра и его направления, скорости движения и площади парусности судна (состава). Наибольшее влияние ветер оказывает на движение порожних судов и составов, поскольку они имеют малую осадку и большую площадь парусности. Исследования показали, что при определенном соотношении скорости действия ветра и скорости движения судна оно теряет свою управляемость, т.е. дальнейшее движение судна невозможно. Наиболее опасным направлением ветра является его действие под углом 45 – 130° к диаметральной плоскости судна (состава).
Действие течения на таких участках очень незначительно. Поэтому ширину судового хода определяют, как правило, только с учетом действия ветра.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА
Тип судна |
состав
|
Габариты судна (состава), м |
|
длина | 195,9 |
ширина | 14,2 |
осадка | 0,5 |
Габариты толкача, м |
|
длина | 45,0 |
осадка | 2,4 |
Площадь парусности судна (состава), м |
1994 |
Величина |
0,09 |
Величина |
0,38 |
Коэффициент |
0,59 |
Коэффициент |
0,24 |
Ширина судового хода, м |
80 |
Допустимый угол перекладки рулей (насадок), град |
25 |
Форма счала состава |
Т+1+1 |
ФОРМУЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА
Ширина судового хода при двухстороннем движении будет равна:
,
где Вхп – ширина ходовой полосы, занимаемой судном (составом), м;
B – запас ширины судового хода с внешнего борта расходящихся судов; принимается равным 0,5 ширины судна (состава), м;
Bp – запас ширины между бортами расходящихся судов (составов); принимается равным ширине судна (состава).
Ширина ходовой полосы, занимаемая судном (составом) при действии ветра зависит от угла ветрового дрейфа, который можно определить по преобразованной формуле Л.М. Рыжова:
,
где Sn – площадь парусности судна (состава), м2;
S0 – площадь погруженной части диаметрального батокса судна (состава), м2; определяемой по выражению:
,
здесь – коэффициент полноты диаметрального батокса судна ();
L – длина расчетного судна (состава), м;
Т – эксплуатационная осадка судна (состава), м;
– отношение скоростей кажущегося ветра и движения судна под действием ветра. Оно задается в пределах от 2 до 5;
и – относительные величины отстояния центра парусности от центра тяжести и центра тяжести от кормовой оконечности судна (состава);
– опасное направление кажущегося ветра.
Коэффициент Сay можно определить по выражению:
,
здесь С21, С23 и С31 – коэффициенты гидродинамических характеристик корпуса судна (состава), учитывающие влияние действия ветра.
Для толкаемых составов коэффициенты С21 и С31 можно определить по следующим эмпирическим формулам А.А. Сазонова:
;
,
где и – величины, определяемые по следующим выражениям:
,
здесь V0 – объемное водоизмещение состава, м3:
,
где – коэффициент полноты водоизмещения, принимаемый равный для самоходных судов – 0,8; несамоходных – 0,9.
Коэффициент С23 для толкаемых составов приближенно можно определить по следующему выражению Н.Ф. Соларева:
,
где Lm и Tm, Lc и Tc – длина и осадка толкача и состава, м.
В зависимости от формы счала состава значение коэффициента K23 принимается равным 0,27 для Т+1+1.
Судно (состав) считается управляемым, если расчетное значение угла перекладки рулевого органа на превышает его допустимых значений при заданном состоянии , т.е.
,
где – расчетное значение угла перекладки рулевого органа рулей, град.;
– допустимое значение угла перекладки рулевого органа, град.
Потребный угол перекладки насадок (при известном значении угла ветрового дрейфа), при котором судно удерживается на заданном курсе и не теряет своей управляемости, определяется по следующей формуле Л.М. Рыжова:
,
где и – коэффициенты влияния комплекса винт-насадка на угол дрейфа, которые определяются по соответствующим формулам Л.М. Рыжова.
Допустимый угол дрейфа судна будет равен:
,
где вгаб – максимальная ширина судового хода, м;
L и В – длина и ширина самоходного судна или состава с толкачем, м.
РАСЧЕТ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШИРИНЫ СУДОВОГО ХОДА, ЗАНИМАЕМОЙ СУДНОМ ПРИ ДЕЙСТВИИ ВЕТРА
Информация о работе Ширина судового хода, занимаемая судном при действии ветра