Рулевое управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля. При неподвижной передней оси изменение направления движения автомобиля осуществляется поворотом передних управляемых колес.

Содержание

1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНСТРУКЦИЯ РУЛЕВЫХ УПРАВЛЕНИЙ БЕЗ УСИЛИТЕЛЕЙ…….3
1.1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ДЕЙСТВИЕ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………..3
1.2. РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ……………………………………………....5
1.3. ДЕТАЛИ РУЛЕВОГО ПРИВОДА…………………………………....8
2. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ «ЗАПОРОЖЕЦ» МОД. ЗАЗ-968 И -968А…………………………………………………………..9
3. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ «ЖИГУЛИ» МОД. ВАЗ-2101 И -2103………………………………………………………12
4. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ «МОСКВИЧ» МОД. 412 И 408………………………………………………………………....15
5. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ «ЖИГУЛИ» МОД. ВАЗ-2106…………………………………………………………………………....20
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….26

Работа содержит 1 файл

Курсовая Рулевое управление .doc

— 268.50 Кб (Скачать)

      Применено энергопоглощающее рулевое управление с телескопическим составным  рулевым валом и колонкой. Рулевой вал состоит из двух частей: нижней 18, приваренной к червяку 16, и верхней 4, на которой закреплено рулевое колесо /. К верхней части 4 вала приварена втулка 9, надвинутая с определенным натягом и контролируемым усилием осевого сдвига шлицованной частью, имеющей продольные прорези, на шлицы конца нижнего 18 участка вала.

      Рулевая колонка состоит из трех частей: нижней трубы 10, закрепленной стяжным хомутом 11 на цилиндрическом выступе картера, верхней трубы 3, соединенной с корпусом подшипника верхней части рулевого вала, и средней трубы 8, напрессованной на верхнюю и нижнюю трубы колонки с контролируемым осевым усилием сдвига и закрепленной к кронштейне 5 кузова. В местах сопряжения труб колонки установлены тонкостенные антифрикционные пластмассовые трубчатые вставки. Необходимые натяг и осевое усилие сдвига между трубами колонки обеспечиваются четырьмя рядами сферических выдавок 19, сделанных в наружной трубе в местах сопряжения.

      В случае аварии автомобиля происходит сдвигание участков рулевого вала и колонки и из-за трения в сопряжениях поглощение энергии    удара.    Колонка     имеет     уплотнитель 17.

      

      Рис. 9. Усовершенствованное  рулевое управление автомобиля   «Москвич-412» 

      Затяжка хомута 11 крепления нижней трубы колонки на картере также обеспечивает их взаимное смещение при сильном ударе. Значительное смещение средней трубы колонки в кронштейне 5 вверх при ослаблении его затяжки ограничивается специальным упорным кольцом 7, приваренным на трубе.

      В целях повышения безопасности водителя на выключателе звукового сигнала  установлена мягкая накладка 2.

      В рулевом управлении данного типа предусмотрена установка противоугонного устройства, закрепляемого на рулевой колонке и совмещающего замок зажигания 21 и специальный механизм со штифтом 20, входящим в паз на втулке 6, закрепленной на рулевом валу. При выключении зажигания штифт входит в паз втулки и запирает руль. Пучок проводов 22 от выключателя сигнала и противоугонного устройства выведен из колонки наружу.

      На  автомобиле «Москвич-408»  с нижним расположением рычага переключения передач рулевое управление имеет в основном устройство, аналогичное устройству рассмотренного первого варианта рулевого управления автомобиля «Москвич-412» с некоторыми конструктивными отличиями. В конструкции рулевого управления автомобиля «Москвич-408» с расположением рычага переключения передач на рулевой колонке рулевой вал проходит внутри полого вала управления коробкой передач, закрытого рулевой колонкой и установленного в верхнем кронштейне колонки на пластмассовой втулке. С верхним концом вала управления коробкой передач соединен рычаг переключения передач, а с нижним — рычаги тяг переключения передач.

      В моделях последних выпусков автомобиля «Москвич-408» в связи с унификацией  ряда агрегатов и механизмов с  агрегатами и механизмами автомобиля «Москвич-412» используют и соответствующие элементы рулевого управления этого автомобиля.

     5. РУЛЕВОЕ   УПРАВЛЕНИЕ   АВТОМОБИЛЯ «ЖИГУЛИ»    МОД.   ВАЗ-2106

     Рулевое управление состоит из рулевого механизма  и рулевого привода.

     Рулевой механизм включает в себя рулевое колесо, рулевой вал, червячный редуктор и детали крепления.

     Рулевое колесо закреплено гайкой на верхнем  шлицевом конце рулевого вала. На колесе установлен включатель звуковых сигналов, закрытый пластмассовой крышкой.

     Нижняя  часть рулевого вала соединена со шлицевым концом вала редуктора с помощью шлицевого наконечника и стяжного болта. Верхняя часть рулевого вала вращается в игольчатых подшипниках, закрепленных в кронштейне крепления вала. На пластмассовой втулке установлены подрулевые переключатели.

     Кронштейн вала руля закреплен на кузове двумя  гайками и двумя винтами со срезными головками. В гнезде кронштейна установлен выключатель зажигания с блокирующим механизмом.

     Конструкция кронштейна позволяет изменять наклон вала по вертикали для компенсации отклонения соосности рулевого вала и вала червяка.

     Кронштейн и верхняя часть рулевого вала закрыты пластмассовыми кожухами.

     Картер  редуктора рулевого механизма закреплен  тремя болтами на левом лонжероне  кузова внутри отсека двигателя.

     Между картером и лонжероном установлены шайбы, подбором толщины которых регулируют отклонения соосности рулевого вала и вала червяка по горизонтали.

     В картере редуктора на двух разборных  шариковых подшипниках установлен червяк, который входит в зацепление с роликом вала сошки.

     Осевой  зазор в подшипниках регулируется подбором прокладок между картером и крышкой.

     Вал сошки вращается в двух бронзовых  втулках, запрессованных в картер. На верхнем конце вала сошки установлен двухгребневой ролик, а на нижнем, на конических шлицах – сошка рулевого механизма. Глубина зацепление ролика с червяком регулируется винтом, установленным в верхней крышке картера.

     Рулевой привод состоит из трех тяг, сошки, кронштейна маятникового рычага и поворотных рычагов  цапф.

     На  концах цельной средней тяги установлены шаровые шарниры для соединения с маятниковым рычагом и сошкой рулевого механизма. Боковые тяги разрезные, состоят из двух частей, соединенных между собой резьбовой муфтой. Муфты фиксируются на тягах стяжными хомутами. При вращении резьбовой муфты изменяется длина тяги и, соответственно, схождение колес автомобиля.

     В наконечниках тяг установлены шаровые  шарниры для соединения с рычагами поворотных цапф, сошкой рулевого механизма  и маятниковым рычагом.

     Кронштейн маятникового рычага закреплен двумя болтами на правом лонжероне кузова, в отсеке двигателя. В кронштейне установлены две пластмассовые втулки, в которых вращается ось рычага.

     Угол  поворота колес ограничен двумя  упорами на сошке, которые при  максимальных поворотах рулевого колеса упираются в корпус редуктора.

Особенности устройства

     Рулевое управление состоит из червячного редуктора, рулевого колеса 27, вала 25 рулевого управления и рулевого привода.

     Червячный редуктор расположен в алюминиевом  картере, который крепится к левому лонжерону кузова тремя болтами с самоконтрящимися гайками. Между картером рулевого механизма и лонжероном установлены регулировочные прокладки, которыми достигается соосность вала червяка и вала рулевого управления. Для этой же цели два отверстия в картере под болты крепления выполнены овальными. В картере на двух радиально-упорных подшипниках установлен червяк. Подшипники не имеют внутренних колец. Их роль выполняют беговые дорожки, выполненные на торцах червяка. Зазор в подшипниках червяка регулируется прокладками, установленными под нижней крышкой. На выходе из картера вал червяка уплотнен сальником. На шлицевой части вала червяка выполнена кольцевая канавка для стяжного болта при соединении вала червяка с наконечником вала руля. В зацеплении с червяком находится двухгребневой ролик, который вращается на оси в двухрядном игольчатом подшипнике. Концы оси после ее запрессовки в отверстия проушин вала расклепаны с применением электроподогрева, т.е. это соединение неразъемное.

     Между торцами ролика и пазом вала сошки установлены упорные шайбы, ограничивающие осевое перемещение ролика на оси. Вал сошки цилиндрической шлифованной частью установлен в двух бронзовых втулках и на выходе из картера уплотнен сальником. На конические шлицы вала сошки насажена в одном определенном положении сошка 4, благодаря сдвоенному шлицу на валу и сдвоенной впадине в отверстии сошки. Зацепление червячной пары выполнено со смещением осей ролика и червяка на 5,5 мм, что позволяет регулировать беззазорное зацепление ролика с червяком по мере их износа. Это обеспечивается осевым смещением вала сошки при помощи регулировочного винта. Головка винта заходит в Т-образный вырез вала сошки вместе с пластиной, которая обеспечивает нужную посадку головки винта. Регулировочный винт ввернут в верхнюю крышку, зафиксирован от проворачивания шайбой и затянут контргайкой. При заворачивании регулировочного винта в крышку вал сошки опускается, и выбирается зазор в зацеплении ролика с червяком. Детали червячного редуктора смазываются маслом ТАД-17и, которое заливается через отверстие, закрываемое пробкой 23. заправочная вместимость - 0,215 л.

     Рулевое колесо изготовлено из пластмассы, армированной стальным каркасом. В ступице рулевого колеса нарезаны шлицы со сдвоенной впадиной, а на валу 25 шлицы сдвоенные, что обеспечивает соединение колеса с валом только в одном положении. Рулевое колесо крепится на валу гайкой, которая после затяжки раскернена в одной точке.

     Вал рулевого управления верхней частью опирается на втулку, запрессованную в трубу верхней опоры. Нижний конец трубы крепится стяжным болтом к кронштейну. На верхнем конце трубы стяжным хомутом крепится переключатель фар, указателей поворота, стеклоочистителя и смывателя ветрового стекла. В гнезде кронштейна крепится двумя винтами выключатель зажигания. Кронштейн 49 крепится к кронштейну панели кузова четырьмя болтами. Отверстия под болты крепления в кронштейне имеют овальную форму, за счет чего обеспечивается более точное соединение (центрирование) валов рулевого управления и червяка. Нижняя часть вала 25 шлицевым наконечником соединена с валом червяка и закреплена стяжным болтом. В зоне крепления выключателя зажигания на валу рулевого управления приварено кольцо, в паз которого заходит запорный стержень противоугонного устройства выключателя зажигания. Вал рулевого управления закрыт облицовочным кожухом 24, состоящим из верхней и нижней частей, соединенных между собой винтами.

     Рулевой привод включает в себя: сошку 4, среднюю 10 и боковые тяги 3, маятниковый  рычаг, поворотные рычаги 17. Указанные  детали связаны между собой шаровыми шарнирами.

     Сошка соединена со средней и боковой  тягами. Упор сошки ограничивает угол поворота передних колес. Средняя тяга 10 цельная, на концах имеет гнезда для  размещения деталей шаровых шарниров.

     Боковые тяги 3 составные. Каждая из них состоит из двух наконечников, соединенных между собой резьбовой регулировочной муфтой 12. Муфта фиксируется на наконечниках двумя стяжными хомутами 1. При такой конструкции боковых тяг возможно изменение их длины, что необходимо для регулирования схождения управляемых колес. Наружные наконечники боковых тяг шарнирно соединены с поворотными рычагами 17. которые крепятся болтами к поворотным кулакам. Внутренний наконечник правой боковой тяги соединен шарнирно с маятниковым рычагом, а наконечник левой тяги с сошкой. Все шаровые шарниры однотипны.

     Шаровой шарнир тяги состоим из стального  пальца 7, сферическая головка которого опирается на разрезной конусный вкладыш 8, изготовленный из пластмассы с высокими противозадирными свойствами. Коническая пружина 6, поджимая вкладыш к сферической головке пальца 7, автоматически поддерживает беззазорное соединение между ними. Снизу в гнезде наконечника за- вальцована шайба 5, являющаяся опорой для пружины. Конусная часть пальца заходит в коническое отверстие поворотного рычага (сошки или маятникового рычага) и крепится корончатой гайкой, зафиксированной шплинтом.

     Шарниры при сборке заполняются смазкой  ШРБ-4 и герметизируются: снизу опорной  шайбой 5, сверху армированным колпачком 9. Пополнение или замена смазки производится только при ремонте автомобиля.

     Кронштейн маятникового рычага крепится с внутренней стороны правого лонжерона двумя  болтами с самоконтрящимися гайками. Кронштейн отлит из алюминиевого сплава. В его сквозной проточке расположены две пластмассовые втулки 19, на которых поворачивается ось 21 маятникового рычага. К торцам втулок поджаты шайбы. Верхняя шайба насажена на лыски оси и поджата корончатой гайкой моментом, который обеспечивает поворот рычага с усилием 10-20 Н (1-2 кгс), приложенным на его конце. Нижняя шайба поджата к втулке самоконтрящейся гайкой моментом 106 Н-м (10 кгс-м). Этой же гайкой на оси неподвижно закреплен маятниковый рычаг.

     Между торцевыми поверхностями шайб и  корпуса кронштейна маятникового рычага установлены резиновые уплотнительные кольца 20. При сборке полость между втулками заполняется смазкой Литол-24. Этой же смазкой смазываются сами втулки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Погребной С.Н. ВАЗ-2106. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.-  М.: Третий Рим ,2007г
  2. ВАЗ 2106-03 Руководство по ремонту с каталогом деталей.-М: Третий Рим, 2005
  3. Волгин С. Н.Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 и их модификаций .- М., 2004
  4. ВАЗ 2103, 2106. Руководство по ремонту .- М., 2003
  5. ВАЗ 2103, 2106. Руководство по ремонту .- М., 2001
  6. Якушев В.В. Руководство к действию. ВАЗ-2106. Крупный ремонт в фотографиях.- М.: Третий Рим,2001
  7. Руководство по ремонту и обслуживанию автомобилей ЗАЗ-1102, ЗАЗ-110216, ЗАЗ-1105 Таврия.
  8. Шадричев Е.А. “Основы технологии автостроения и ремонта автомобилей”, Машиностроение, 2004.

Информация о работе Рулевое управление