Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:59, реферат
Характерными повреждениями сердечников статоров (роторов) являются ослабление посадки сердечника в корпусе (на валу), их сдвиг в осевом направлении, распушение крайних листов, ослабление прессовки, нарушение изоляции между листами, выгорание или оплавление отдельных участков и износ внутренней (наружной) поверхности.
Ремонт при ослаблении посадки сердечника. Сначала осматривают сердечник статора и проверяют состояние стопоров и кольцевых шпоночных канавок, в которых они установлены.
Характерными повреждениями
сердечников статоров (роторов) являются
ослабление посадки сердечника в
корпусе (на валу), их сдвиг в осевом
направлении, распушение крайних листов,
ослабление прессовки, нарушение изоляции
между листами, выгорание или
оплавление отдельных участков и
износ внутренней (наружной) поверхности.
Ремонт при ослаблении посадки сердечника.
Сначала осматривают сердечник статора
и проверяют состояние стопоров и кольцевых
шпоночных канавок, в которых они установлены.
Затем устанавливают сердечник на место
по заводскому исполнению и закрепляют
его новыми стопорами или кольцевыми шпонками,
причем отверстия для стопоров сверлят
в новом месте. При ослаблении посадки
сердечника ротора его выпрессовьшают
с вала, вал ремонтируют или заменяют на
новый и вновь устанавливают сердечник
ротора.
Ремонт при распушении крайних листов
сердечника. Для устранения этого дефекта
в машинах малой мощности пропиливают
ножовочным полотном наклонные пазы в
зубцах (их размеры показаны на рис , а)
и проваривают эти пазы электродуговой
сваркой (электродом диаметром 2 мм). При
сварке распушенные зубцы 4 сжимают сегментом
или кольцом 3 с помощью шпилек 2. пропущенных
через пазы. Сварные швы 1 опиливают совместно
с сердечником до требуемого размера Распушенные
зубцы можно также склеить, промазав лаком
и стянув кольцом и шпильками до полного
высыхания лака.
Для машин большей мощности, имеющих относительно
высокие зубцы, указанные способы ремонта
не применяют, поскольку они не обеспечивают
прочное и надежное скрепление зубцов
и создают замкнутые контуры для протекания
вихревых токов. В этом случае рекомендуется
установить дополнительную шайбу 6 с пальцами
(зубцами) 5, как показано на рис б, или установить
отдельные нажимные пальцы 5 между сердечником
и нажимной шайбой Р, как показано на рис.
в. Фиксация дополнительных элементов
может производиться с помощью штифтов
10. Такой ремонт возможен при распрессовке
сердечника и его частичной или полной
перешихтовке.
Ремонт при ослаблении прессовки сердечника.
При общем ослаблении прессовки сердечников
небольшого диаметра между нажимной шайбой
9 и крайними листами 7 сердечника через
каждые 2...4 зубца забивают текстолитовые
клинья 8 (рис. г), обеспечивающие нормальную
прессовку сердечника. Чтобы определить
необходимую толщину клина, можно предварительно
опрессовать сердечник при давлении 1
МПа. Ширина клина не должна превышать
ширины зубца. Для предохранения клина
от выпадения его перед установкой промазывают
клеящим лаком и загибают крайний лист
7 сердечника При местном ослаблении прессовки
сердечника статора (дефект или выпадение
вентиляционной распорки) поврежденную
распорку выправляют, а вместо выпавшей
забивают текстолитовый клин, загибая
на него с двух сторон крайние листы сердечника.
Ремонт сердечников
При ослаблении прессовки
сердечников крупных
Если гайки не удается подтянуть или подтяжкой
не удается восстановить прессовку сердечника,
прессовку восстанавливают забивкой в
зубцовую зону клиньев из стеклотекстолита
марки С ГЭФ-1. Поверхности для забивки
клиньев обезжиривают бензином Б-70 и подсушивают,
контактные поверхности сегментов и клиньев
промазывают лаком БТ-99 или эпоксидным
клеящим лаком ЭЛ-4. После установки клиньев
для полной полимеризации проводят сушку
при температуре 20...25 С в течение 10... 12
ч.
Характер
дефектов станин, частота их повторяемости
и ремонт во многом зависят от материала
изготовителя. Например, откол лап
наиболее часто встречается у
чугунных корпусов, а коробление –
у алюминиевых.
Откол ламп нарушает нормальное крепление электромашины
к фундаменту или к какому-либо другому
изделию, что может привести к полному
разрушению этой машины или изделия.
Восстановление утраченных лап чугунных
и стальных корпусов выполняется обычно
электродуговой сваркой старых лап (рис№1)
или приваркой новых. При этом особое внимание
уделяется сохранению правильности подошвенной
плоскости и сохранению расстояния между
центрами отверстий. Разрешается приварка
не более двух лап, расположенных накрест.
Место сварки предварительно обезжиривают
и очищают от окисления. С двух сторон
снимают фаски под углом 30-45 градусов на
глубину четверти толщины этих лап. У чугунных
корпусов заварка проводится специальными
электродами. Для предотвращения появления
при сварке трещин они должны быть нагреты
до 350-600 градусов по цельсию. После сварки
корпуса охлаждаются медленно для снятия
внутренних напряжений в металле. Качество
наложенных швов проверяется внешним
осмотром ( в частности. с помощью лупы
с десятикратным увеличением), а также
специальными приборами.
У электрических машин с большой массой
для повышения надежности крепления приваренных
лап ввертывается один или несколько стальных
ввертышей (шпилек), диаметры которых обычно
берутся равными половине толщины лапы.
Приварка лап у алюминиевых корпусов поводится
с помощью газовой горелки.
Трещины опасны для целостности корпусов машин,
пред заваркой они засверливаются с двух
сторон ( в начале и конце) для предупреждения
расползания при выполнений операций.
Кромки трещин зачищаются, снимаются фаски
на глубину 3 мм под углом 45 градусов и
обезжириваются. Методы заварки зависят
от материала корпуса.
Срыв резьбы в отверстиях для крепления подшипниковых
щитков с корпусом не дает возможности
обеспечить надежное крепление щитов
и может стать причиной серьезной аварий
при нарушений соединения.
Дефекты в стальных корпусах ремонтируются
заваркой гнезд электродуговой сваркой,
сверлением новых отверстий и нарезкой
в них резьбы. В чугунных и алюминиевых
корпусах эти отверстия рассверливаются
на больший диаметр, нарезают резьбу и
ввертывают стальные пробки 5 (рис№1). В
пробках просверливают отверстия нужного
диаметра d b нарезают требуемую резьбу.
Диаметр пробки берется на 6-10 мм больше
диаметра резьбы в зависимости от толщины
стенки корпуса. Желательно пробку приварить
к станине ( чтобы не проворачивалась).
В последнее время для той же цели широко
используют эпоксидный клей.
В алюминиевых корпусах, как показывает
практика, болтовые соединения целесообразнее
заменять на шпильки с гайками, меньше
износ соединения.
Износ посадочных мест на корпусе вызывает проседание подшипниковых
щитов и создает условия для перекоса
ротора, а иногда и его заклинивание. Износ
восстанавливается автоматической наплавкой
газотермическим напылением, вибродуговой
наплавкой металлов.
Автоматическая, как и полуавтоматическая,
наплавка производится под слоем флюса
или в среде защитного газа (углекислого,
аргона или гелия) на специальных установках
обеспечивающих вращение детали, подачу
проволоки и флюса в зону наварки.
Газотермическое напыление, или иначе
металлизация, представляет собой напыление
на поверхность детали расплавленного
металла газовой струей. Оно выполняется
электродуговым аппаратом.
Вибродуговая наплавка отличается от
электродуговой наварки вибрацией электрода
с частотой 20-100 Гй, что обеспечивает меньшую
деформацию детали вследствие меньшей
температуры нагрева. После указанных
операций проводится обработка корпусов
на станках.
Характерные повреждения подшипниковых
щитов те же, что и корпусов, Методы устранения
принципиально ничем не отличаются от
рассмотренных.