Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:51, курсовая работа
Первичный вал является составной частью авто Зил-130 относится к классу деталей ”круглые стержни с фасонной поверхностью”.
При механической обработке вала установочными базами в основном служат центровые отверстия и реже наружные цилиндрические поверхности. Шероховатость зубьев шестерни и поверхности отверстия под роликовый подшипник должна соответствовать Ra = 0,32 и 0,25 мкм., остальные поверхности Ra = 1,25 и 1,0 мкм.
1 Исходные данные
Первичный вал является составной частью авто Зил-130 относится к классу деталей ”круглые стержни с фасонной поверхностью”.
При механической обработке вала установочными базами в основном служат центровые отверстия и реже наружные цилиндрические поверхности. Шероховатость зубьев шестерни и поверхности отверстия под роликовый подшипник должна соответствовать Ra = 0,32 и 0,25 мкм., остальные поверхности Ra = 1,25 и 1,0 мкм.
Первичный
вал коробки передач Зил-130 работает
в условиях контактных нагрузок в сопровождении
изгибающих усилий. Разрушительными факторами
являются контактные нагрузки, изгиб и
трение.
1.1 Характеристики
детали
Первичный вал представляет собой вал со шлицевыми, зубчатыми и резьбовыми поверхностями, помимо этого с одного из торцов детали имеются глухие отверстия и пазы различных конфигураций и размеров они связаны также двумя сквозными отверстиями которые служат для поступления масла непосредственно в область зацепления зубьев из шестерён.
Вал изготавливают
из стали 25ХГМ и цементирован на глубине
0,5-0,7 мм. После термической обработки получается
твёрдость поверхности слоя HRC 60…65, а твёрдость
сердцевины HRC 170-217. Масса детали не более
10кг.
Таблица 1 – Химический
состав стали 25 ХГМ ГОСТ 5632-51
Наименование и марка материала | Химический элемент и содержание в % | |||||
C | Si | Mn | Cr | S | P | |
Сталь 25 ХГМ | 0,4 | 0,25 | 0,3 – 0,5 | 0,6 | 0,03 | 0,03 |
Таблица 2 – Механические
свойства стали 25 ХГМ ГОСТ 5632-51
Наименование марка материала | | |||
| ||||
Время сопряжения при растяжении σm, МПа (кгм/мм2) | Предел текучести
σв, МПа (кгс/мм2) |
Относительное
удлинение
δ5, % |
Ударная вязкость
αн, кДж\мм2 (кгс/см2) | |
Сталь 25 ХГМ | 450 | 650-710 | 18 | 520 |
Таблица 3 – Технологические
и эксплуатационные свойства стали
25 ХГМ
Наименование и марка материала | Вид термической обработки | Обрабатываемость резанием | Свариваемость при восстановлении | Износо- стойкость |
Сталь 25 ХГМ | Холодноштампованная | Хорошая | Хорошая | Отличная |
1.2 Технические
требования на дефектацию
Таблица 4
Наименование
детали
(сборочной единицы) | |||||
Номер детали
(сборочной единицы): 130-1701030 | |||||
Материал
Сталь 25ХГМ, ГОСТ 4543-61 | |||||
Твёрдость
Закалённого слоя 60…65 HRC Незакалённых поверхностей 207...261 HB | |||||
Позиция на эскизе | Возможные дефекты | Способ установления дефекта и средства контроля | Размер, мм | Заключение | |
по рабочему чертежу | допустимый без ремонта | ||||
1. | Износ шейки под передний шариковый подшипник | Скоба 24,93мм., или
микрометр
0 - 25мм |
25
|
24,93 |
Ремонтировать.
Хромирование. Осталивание. |
2. | Износ шлицевых зубьев по толщине | Скоба 5,76 мм., или
штангезу- бомер |
5,89 |
5,76 |
Браковать
при размере менее
5,76мм. |
1.3 Дефекты детали
и причины их возникновения
Первичный вал является ответственной деталью КПП работающей при больших скоростях, средних и высоких давлениях, при наличии ударных нагрузок, в результате чего изменяется её форма и размеры.
Дефект
1 - износ шейки под передний шариковый
подшипник - является
1.4 Технические
требования отремонтированной детали
Основными поверхностями вала ,подвергшимся износу являются шейки под передний и задний шариковый подшипник .
После ремонта
ведущий вал должен отвечать
следующим техническим
- радиальное биение поверхности Ж относительно поверхности И и К не более 0,050мм, а поверхности В относительно поверхностей И и К не более 0,080мм;
- торцевое
биение поверхности Е
- шероховатость поверхностей В и Г должна соответствовать 9а классу
(Ra = 0,32 мкм), а поверхностей
И, К, Е и Ж 7а классу Ra = 1,25 мкм.
1.5 Расчёт размера
партии детали
Месячная
программа восстанавливаемых
Nмес = ,
где N – годовая производственная программа ремонта агрегатов, шт;
Кр – маршрутный коэффициент ремонта
n – количество деталей, шт.
Тогда:
Nмес =
= 40 шт.
Размер партии
деталей Z, шт., определяем по формуле:
Z = ,
где X – количество запусков ремонта детали в месяц
Тогда:
Z =
= 40 шт.
2.1 Маршрут ремонта
Первичный вал КПП перемещается по производственным участкам завода по маршруту №1. На этом маршруте устраняются следующие дефекты: износ шейки под передний под передний шариковый подшипник; износ шлицевых зубьев по толщине.
Первичный
вал КПП относится к деталям 3-го класса
(круглые стержни) и 4-й группы (валы с шестернями).
2.2 Выбор рационального
способа восстановления детали
Таблица 5
Номер и наименование дефекта | Применимый способ восстановления | Коэффициент | Принятый способ ремонта | ||
долговечности | технико-экономической эффективности | ||||
Износ шлицев по толщине | Наплавка под слоем флюса | 0,79 | 0,436 | - | |
Износ шейки под передний подшипник | Железнение | 1,33 | 0,67 | ж |
Потенциально возможными способами восстановления размера первичного вала изготовленного из стали 25 диаметром 45мм имеющего износ 0,25мм, которое испытывает значительные нагрузки, являются: хромирование, железнение, наплавка под слоем флюса.
Значения
коэффициента долговечности
хромирование 1,33
железнение 0,60
наплавка под слоем флюса 0,79
Из-за большого
износа первичного вала КПП наплавка под
слоем флюса неприемлема. Наибольший коэффициент
долговечности хромирование, однако, с
учётом коэффициента технико-экономической
эффективности рациональным способом
восстановления является железнение (Кэ=0,67)
которое и принимаем окончательно для
восстановления размера первичного вала.
2.3 Выбор технологический баз
В качестве
технологических баз при
2.4 Технологическая
схема устранения каждого дефекта
2.5 Определение
промежуточных припусков, допусков и размеров
Дефект - износ шейки под передний шариковый подшипник. Диаметр шейки вала по рабочему чертежу равен 25-0,04. Общая длина вала по чертежу
Lв = 301мм. Материал детали – сталь 25 ХГМ ГОСТ 4543-61 . Твёрдость материала по чертежу 60…65 HRC. Заготовка – холодноштампованная.
Шероховатость обработанной поверхности Ra = 0,4 мкм. Диаметр изношенной шейки вала dи = 24,5 мм.
Операции технологического процесса:
Шлифовальная 1. Шлифовать шейку “как чисто”.
Наплавка под слоем флюса 1. Подготовить деталь и наплавить шейку под
Токарная
1.Точить наплавленную шейку
Шлифовальная 1. Шлифовать шейку, выдерживая размер Ø25-0,04.
Диаметр шейки после шлифования d, мм, равен размеру по рабочему чертежу:
Диаметр шейки после чистового точения d1, мм, равен:
где 2h – припуск на шлифование на диаметр, мм.
Принимаем: 2h = 0,45 мм. Тогда
Диаметр шейки после чернового точения d2, мм, равен: