Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:25, статья
Сегодня Мурманский морской торговый порт – это мощный транспортный узел за Полярным кругом, незамерзающий, глубоководный, имеющий хорошие предпосылки для развития. Порт расположен на «перекрестке» нескольких транспортных коридоров: «Юг-Север» и «Восток-Запад», а также – «Северный морской путь» и «Северный морской коридор» и обеспечивает сообщение с портами Западной Европы, Восточного побережья США, архипелага Шпицберген, стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Инновационный путь освоения Арктики
Могущество России будет прирастать Арктикой
Долгое время арктические просторы называли «ледяным безмолвием», «ледяной пустыней» и считали, что деятельность человека в этих местах имеет смысл разве что для проведения научных исследований. Однако, именно благодаря научным исследованиям сначала на арктическом побережье, а затем и на океанском шельфе были открыты и разведаны колоссальные по объемам месторождения нефти, газа и других природных ресурсов. На акватории Баренцева моря к настоящему времени открыто одиннадцать месторождений нефти и газа, на шельфе Карского моря открыты два уникальных газоконденсатных месторождения, кроме того, обнаружен ряд газовых месторождений в Обской и Тазовской губах. В пределах материковой части Арктики располагаются уникальные запасы медно-никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути и черных металлов. Мировая борьба за обладание этими богатствами уже началась. Еще один важнейший ресурс, который принадлежит арктическим морям – это транспортные коммуникации. Освоение залежей природных ископаемых без надежного транспортного сообщения невозможно. Более того, транспортные коммуникации могут самостоятельно выполнять роль ресурса, способного стать рычагом развития экономики региона или даже страны в целом. Ярким примером тому может служить трасса Северного морского пути.
Северный морской путь (СМП) — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого и частично Тихого океана. Длина СМП от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. При этом, например если, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль. Значение СМП в последнее время возросло также в связи с интеграцией транспортной системы России в международные транспортные коридоры. Через Арктику проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-западной Европы и Тихоокеанского региона, поэтому Арктика стала зоной интересов не только России, но и Европейского союза и ряда других стран (США, Канада, Китай, Корея, Япония и других).
Вектор
развития мировой экономики неуклонно
перемещается в районы Арктики.
Проекты реализуются уже сегодня
Освоение богатств Арктики требует комплексного развития разных отраслей: добывающей, перерабатывающей, транспорта и это развитие должно идти инновационным путем. Сформированная на правительственном уровне политика дальнейшего развития Арктики и Северного морского пути, призванная защитить геополитические интересы России, открывает новые перспективы для развития Мурманского порта.
Сегодня Мурманский морской торговый порт – это мощный транспортный узел за Полярным кругом, незамерзающий, глубоководный, имеющий хорошие предпосылки для развития. Порт расположен на «перекрестке» нескольких транспортных коридоров: «Юг-Север» и «Восток-Запад», а также – «Северный морской путь» и «Северный морской коридор» и обеспечивает сообщение с портами Западной Европы, Восточного побережья США, архипелага Шпицберген, стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Анализ существующих и перспективных грузопотоков показывает, что пропускная способность грузовых районов компании позволяет перегружать до 20 миллионов тонн грузов в год. Эти мощности полностью удовлетворяют сегодняшние потребности грузовладельцев, но явно недостаточны для обеспечения конкурентоспособности в среднесрочной перспективе, поэтому в 2010 году Советом директоров ОАО "ММТП" была принята программа развития ОАО "Мурманский морской торговый порт" до 2020 года, которая должна стать основой инновационного развития компании.
Программа предусматривает участие компании в деятельности нескольких технологических платформ:
1. Формирование Мурманского транспортного узла (МТУ) и создание на базе порта глубоководного международного логистического хаб-центра.
2. Участие в проектах разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения, Приразломного нефтяного месторождения и других.
3. Участие в реализации проектов транспортных коридоров таких как «Юг-Север» и «Восток-Запад», а также «Северный морской путь».
Целями проекта инновационного развития порта являются:
1.
Уменьшение себестоимости
2. Повышение энергоэффективности;
3. Улучшение качества услуг;
4.
Повышение производительности
5.
Повышение экологичности
Первый этап этой работы, включающий в себя проект реконструкции грузового района № 1 стал основой Концепции инновационного развития ОАО "ММТП" на среднесрочный период до 2015 года.
Основными задачами реконструкции грузового района № 1 являются:
1. Восстановление работоспособности изношенных причалов и обеспечение их конкурентоспособных параметров по глубине и нагрузкам;
2.
Освоение перспективных
3. Прием и обслуживание максимальных судов DW до 100-150 тыс. т;
4. Сохранение универсальной схемы механизации на базе использования современного перегрузочного оборудования.
Проект
реконструкции грузового района включает
в себя реконструкцию причалов и увеличение
складских площадей под накопление крупных
судовых партий для судов грузовместимостью
100 тыс.т. и более, в результате чего на
грузовом районе № 1 появиться возможность
обработки большегрузных судов типа
PANAMAX и CAPE SIZE без учета приливных явлений,
а грузооборот грузового района должен
увеличиться к 2015 году почти в 2 раза
– с 6,4 млн. до 12,9 млн. тонн. При необходимости,
грузовой район может быть полностью или
частично перепрофилирован для работы
с контейнерами.
Прирост грузооборота 1-го района при реализации проекта реконструкции
Следующим этапом модернизации порта, является строительство контейнерного терминала на восточном берегу Кольского залива, за причалом № 19, мощностью почти 1 млн. TEU. Проект предусматривает строительство линии причалов длиной около 630 метров с образованием новой территории площадью 67 гектаров. Терминал будет оборудован железнодорожными и автомобильными подъездными путями, необходимым технологическим оборудованием для выгрузки / погрузки и перемещения контейнеров. Предполагается, что 75 % грузооборота этого терминала составят контейнеры транзитного направления и 25 % - экспортно-импортного.
Финансирование этих двух проектов будет осуществляться совместно ОАО «ММТП» с ФГУП «Росморпорт» на принципах государственно-частного партнерства.
В рамках инновационного развития ОАО "ММТП" на период 2010 – 2015 гг. запланированы следующие мероприятия по сертификации:
-
Сертификации системы
-
Проведение экологического
-
Сертификация системы
- Проведение энергоаудита – 2011 г.
Конкретные работы по реализации программы развития ведутся уже сегодня.
Повышение энергоэффективности производства и производительности труда планируется достичь путем использования современных кранов большой грузоподъемности. Энергопотребление современного или модернизированного портального крана по сравнению с традиционными типами кранов ниже на 20 % за счет более эффективной системы управления электрооборудованием.
По программам модернизации и обновления парка основного перегрузочного оборудования до конца 2010 года в порту будут модернизированы два портальных крана, один новый портальный кран будет смонтирован и запущен в эксплуатацию. В период до 2014 года планируется осуществить модернизацию еще, по крайней мере, восьми кранов, а также закупить и смонтировать 12 единиц новых портальных кранов повышенной грузоподъемности.
В рамках направления на энергосбережение, экономию ресурсов и снижение себестоимости услуг, в настоящее время в завершающей стадии находится проект замены мазутной котельной на современную модульную угольную котельную. Высокая экономическая эффективность данного проекта позволит окупить затраты менее чем за два года.
Разработана система управления инновационными программами развития ОАО "ММТП" и среди должностных лиц компании распределены соответствующие сферы ответственности.
Еще одним важным аспектом системы планов является экология. Природа Крайнего Севера хрупка и с трудом восстанавливается, поэтому вопросам экологии руководство компании всегда уделяло особое внимание.
По мнению экспертов, с точки зрения экологической безопасности в ОАО «ММТП» все обстоит достаточно благополучно. За многолетнее время наблюдений не было зафиксировано ни одного случая превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосфере. Разработанный Институтом прикладной экологии и гигиены в 2010 году проект обоснования санитарно-защитной зоны показал, что загрязнения города от деятельности порта не происходит. Ежегодно на природоохранные мероприятия компания расходует более 20 млн. рублей, что дает свои положительные результаты.
Вместе
с тем, начало реализации проектов реконструкции
требует принятия соответствующих мер
по защите окружающей природной среды
и в дальнейшем. С этой целью на период
2010 – 2015 гг. запланировано провести целый
ряд мероприятий: разработка проекта санитарно-защитной
зоны, создание систем орошения, проектирование
и строительство очистных сооружений
для ливневых стоков, внедрение систем
пылеподавления.
Стратегический
узел
Планы развития транспортных предприятий Мурманска подчинены единой стратегии - Генеральной схеме развития Мурманского портового транспортного узла (МПТУ). Этот план, помимо развития ОАО «ММТП», включает в себя строительство на западном берегу Кольского залива нового морского угольного терминала (ООО «Морской торговый порт «Лавна») мощностью 20 млн тонн в год, строительство нефтеналивного терминала, рассчитанного на перевалку 35 млн тонн в год и берегового логистического центра.
Объем инвестиций в проект МПТУ должен составить около 180 млрд руб., в том числе, порядка 95 млрд руб. – финансирование на государственные средства и около 85 млрд руб. – деньги частных инвесторов. В структуре государственных инвестиций предусмотрено строительство железнодорожной ветки на западный берег Кольского залива до новой станции Лавна длиной 28 км, реконструкция действующих железнодорожных объектов МПТУ, улучшение энергоснабжения региона, строительство автоподходов к МПТУ и реконструкция аэропорта Мурманск. За счет средств частных инвесторов должны построены морские терминалы, предусмотренные проектом.
Строительство инфраструктурных объектов будут вести дочерние компании ОАО «УК «МТУ», созданные в партнерстве с основными инвесторами.
Проектный грузооборот МПТУ запланирован в объеме около 80 млн тонн в год с возможностью дальнейшего увеличения. Порт Мурманск станет первым в стране крупным глубоководным портом, способным принимать суда дедвейтом до 350 тыс. тонн.
12 октября 2010 года премьер-министр России В.В. Путин подписал постановление № 800 о создании портовой особой экономической зоны «Мурманск», а 17 ноября 2010 года Министерством экономического развития России, администрациями Мурманской области, Мурманска и Кольского района Мурманской области было подписано соглашение создании ПОЭЗ «Мурманск».
Таким образом, инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также возможность подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны. Этот особый экономический режим должен стать действенным стимулом для привлечения инвестиций.
Информация о работе Развитие ОАО "Мурманский морской торговый порт"