Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:45, курсовая работа
Транспортная система является одним из необходимых факторов эффективного функционирования экономики страны и важнейшей инфраструктурной основой устойчивого роста. В современных условиях, когда экономики стран связаны воедино в сети мирового производства, развитие эффективно работающих транспортно-коммуникационных систем является необходимым условием для того, чтобы развивающиеся страны внедрились в эту глобальную сеть.
Для России особое значение придается 9-му коридору ("Балтийский мост" или "Путь из варяг в греки"), 2-му коридору, а так же Северному морскому пути.
Девятый коридор будет длиной 2 000 км, что обеспечит перевозками территорию площадью 1 млн. км2 с численностью населения 60 млн. человек (14 субъектов Российской Федерации). Создание крупных портов в Санкт - Петербурге и его области ("Европейские ворота Росси") позволит отказаться от услуг прибалтийских стран, через порты которых сейчас проходит огромное количество российских грузов, благодаря чему Россия ежегодно теряет значительные суммы денег. Кроме того, транспортный узел Санкт - Петербурга положит начало формированию трансконтинентального моста Восток - Запад, который обеспечит интермодальные перевозки транзитных грузов третьих стран.
Второй коридор обеспечит полноценную связь между Востоком и Западом, так как в перспективе дойдет до находки и Владивостока, загрузит Транссибирскую магистраль как транзитный путь между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (рис.2).
Транссибирская магистраль уже в настоящее время осуществляет пуск контейнерных поездов с укороченным временем оборота до Польши, Германии, Венгрии, Швейцарии со специальными раздвижными колесными парами для перехода с отечественной колеи (1520 мм) на европейскую (1435 мм). Увеличивается количество перевозок в районе Астрахани.
Большое значение предается развитию Северного морского пути как главной магистрали России в Арктике, которая позволит связать порты Северной и Западной Европы с портами Северной Америки, Японии, Кореи и Китая. Особое значение придается терминальной обработке грузопотоков, которая позволит ускорить обработку грузов с таможенным обслуживанием [7, с.158-160].
Активное участие России в формировании международных транспортных коридоров стало в последние годы одной из первоочередных задач в области отечественного транспорта. Государственная важность этой задачи для Российской Федерации обуславливается тем, что максимальное использование преимуществ международного разделения труда и выгодного для экспорта транспортных услуг географического положения страны может внести значительный вклад в улучшение сложившейся в России экономической ситуации.
Благодаря развитию международной электронной торговли через всемирную сеть Интернет к транспорту предъявляются дополнительные требования по ускорению товародвижения, объявлению более точных сроков доставки грузов.
Одним из ключевых звеньев развития российской экономики становится совершенствование транспортной системы страны и реализация ее мощного транзитного потенциала для обеспечения евроазиатских связей. Это станет существенным вкладом в увеличение ВВП России, обусловленным ростом объемов транспортной работы и мультипликативным эффектом в других отраслях экономики. Транзитная рента (доход национальной транспортной системы от транзитных перевозок пассажиров и грузов) будет важной статьей валютных поступлений.
Россия, занимающая более 30% территории Евразийского континента и располагающая высокоразвитой транспортной системой, объективно является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи на этом направлении. Пока мощный транзитный потенциал России используется слабо.
В то же время инициируется ряд крупных международных транспортных проектов, предусматривающих реализацию евроазиатских связей в обход территории России. Реализация таких проектов может нанести ущерб экономике нашей страны и ее политическим интересам. Учитывая, что в настоящее время за счет средств международных организаций, включая международные финансовые институты, начато финансирование этих проектов, Россия имеет минимальный запас времени для принятия мер, предусматривающих разработку и реализацию эффективной транзитной политики страны, использование резервов национальной транспортной системы, подготовку и реализацию транспортных проектов в целях привлечения крупных транзитных и внешнеторговых грузопотоков на отечественные транспортные коммуникации.
Необходима целенаправленная деятельность государства по координации действий федеральных и региональных органов власти в целях создания благоприятных условий для привлечения на транспортные коммуникации России транзитных пассажиро- и грузопотоков.
Для более
полного использования
Основные
грузопотоки внешнеторговых и транзитных
перевозок концентрируются по осям Запад
- Восток и Север - Юг и совпадают с главными
направлениями перевозок в межрегиональном
сообщении внутри России, в районе прохождения
которых сосредоточено свыше 80% населения
и промышленного потенциала Российской
Федерации. Из этого следует, что развитие
международных транспортных коридоров
отвечает как внешним, так и внутренним
экономическим интересам Российской Федерации.
Национальные транспортные стратегии и МТК
Одна из основных и важнейших целей государства – создание благоприятных условий для эффективного функционирования экономики. Поэтому развитие транспортной системы страны, являющейся ключевым элементом производственной инфраструктуры, видится как необходимое условие устойчивого экономического роста. Правительства государств-членов ЕврАзЭС, понимая существенное пагубное влияние множества проблем и барьеров физического и нефизического характера, в значительной степени определяющих реализацию транзитно-транспортного потенциала страны, выступили с национальными программами развития транспортной системы, главной стратегической целью которых является решение насущных проблем сектора, наиболее остро стоящих «во главе угла» соответствующего государства.
Российская Федерация за последние несколько лет приняла две транспортные Национальные стратегии страны. 12 мая 2005 года Министерством транспорта РФ принята Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 года (Минтранс РФ 2005), а уже через три года, 22 ноября 2008 года правительством принимается аналогичный документ, но уже со стратегическим сроком действия до 2030 года (Правительство РФ 2008). Основными причинами корректировки оригинального документа, скорее всего, является достаточно интенсивно изменяющаяся глобальная экономическая обстановка. В последней версии стратегии сама значимость развития транспортной системы страны приобретает качественно новый вид. Если в стратегии трехлетней давности государство лишь намеревается содействовать экономическому росту и повышению благосостояния страны через развитие транспорта, то в документе, принятом в ноябре 2008 года, миссия государства в секторе уже видится как «создание условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения» (Правительство РФ 2008). Таким образом, государство берет на себя более активную, принципиальную роль в развитии данного чрезвычайно важного для функционирования экономики сектора.
Правительством определены основные цели развития транспортной системы страны, такие как:
• формирование
единого транспортного
• интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;
• обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны.
Планируется
также проведение обширного спектра
научно-исследовательских
Наконец, развитие экспорта транспортных услуг видится как очень важная составляющая национального продукта России. Благодаря описанным в стратегии мерам его стимулирования ставится задача к 2030 году увеличить экспорт транспортных услуг в стоимостном выражении в 6.8 раза (до $ 80 млрд) по сравнению с 2007 годом, а в натуральном выражении – почти в 4
раза
до 100 млн тонн (см. таблицу 2).
Таблица
2. Прогноз объемов транзитных перевозок
грузов через территорию России (млн тонн).
Источник: Транспортная стратегия РФ
до 2030 года.
В целевом контексте настоящего обзора, интересна интеграционная составляющая Транспортной стратегии России до 2030 года. Ключевым направлением региональной транспортной интеграции видится формирование в полном объеме транспортного союза и единого транспортного пространства.
Положение России в XXI веке и становление ее как одного из ведущих центров многополярного мира должно опираться на устойчивое экономическое развитие, основанное на дальнейшей структурной перестройке экономики и повышении конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировых рынках, а также на интеграцию страны в динамично изменяющуюся систему международных отношений, что позволило бы ей занять достойное место в постиндустриальной структуре мира.
Проводя внешнеэкономическую политику, направленную на расширение взаимовыгодного сотрудничества с государствами всех континентов земного шара, обладая огромным ресурсным потенциалом, Россия является одним из крупнейших участников мирового товарообмена.
Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорта, поиску новых технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов.
Располагая системой морских портов на Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском, Северном и Дальневосточном бассейнах, развитыми сетями железных дорог и внутренних судоходных путей, протяженной сетью автомобильных дорог, комплексом международных аэропортов, воздушными трассами, проходящими над территорией страны в широтном и меридиональном направлениях и обеспечивающими эффективное использование нашего воздушного пространства для международных и, прежде всего, транзитных перевозок, Россия обладает огромным транспортным потенциалом, который способен реализовать национальный транзитный ресурс для обеспечения евроазиатских связей и потребности страны в перевозках пассажиров и грузов во всех видах сообщений.
Для более
полного использования
Основные
грузопотоки внешнеторговых и транзитных
перевозок концентрируются по осям
Запад - Восток и Север - Юг и совпадают
с главными направлениями перевозок в
межрегиональном сообщении внутри России,
в районе прохождения которых сосредоточено
свыше 80% населения и промышленного потенциала
Российской Федерации. Из этого следует,
что развитие международных транспортных
коридоров отвечает как внешним, так и
внутренним экономическим интересам Российской
Федерации.
Информация о работе Развитие международных транспортных коридоров России