Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:21, курсовая работа
Тему этого виртуального теста подсказали студенты факультета повышения квалификации, люди хорошо
знающие практическую сторону работы автомобиля и ощутившие недостаток знаний. Если вдуматься, любая транспортная фирма состоит из множества отдельных личностей со своими собственными устремлениями и управляется некоторыми условностями, порою имеющими довольно отдаленное отношение к реальности. Понятно, что при такой ситуации данные о том, как работает автомобиль, управляемый электронным водителем, лишенным собственной воли и не способным к обману, приобретают особую ценность.
ЗИЛы в ракурсах
Тему этого виртуального теста подсказали студенты факультета повышения квалификации, люди хорошо
знающие практическую
сторону работы автомобиля и ощутившие
недостаток знаний. Если вдуматься, любая
транспортная фирма состоит из множества
отдельных личностей со своими собственными
устремлениями и управляется
некоторыми условностями, порою имеющими
довольно отдаленное отношение к
реальности. Понятно, что при такой
ситуации данные о том, как работает
автомобиль, управляемый электронным
водителем, лишенным собственной воли
и не способным к обману, приобретают
особую ценность. Так что наша сегодняшняя
тема – автомобили, известные всем
и каждому.
Автомобили
В качестве подопытной
мы избрали среднетоннажную продукцию
АМО ЗИЛ. Благо завод выпускает ЗИЛ-4331
в двух исполнениях – с бензиновым и дизельным
двигателями. Традиционно московские
грузовики работали с прицепами, а потому
мы катаем как одиночные грузовики, так
и автопоезда. Комплектация автомобилей
стандартная. Загрузка – полная, как и
положено на испытаниях подобного рода.
Таким образом мы получаем сопоставимые
результаты.
Маршруты
Наиболее характерным
режимом работы среднетоннажных автомобилей
являются местные перевозки. Этим и определился
выбор маршрутов. Машины едут по городу,
а пригородный режим имитирует скоростная
дорога Дмитровского автополигона. На
междугородных перевозках среднетоннажники
в последнее время встречаются все реже
и реже, поэтому испытывать их в таком
режиме мы не стали.
Динамика
Максимальные скорости
– кинематическая и в движении, для
обеих машин в одиночном варианте совпадают,
что указывает на запас тягового усилия
на высшей передаче. Гораздо интереснее
обстоят дела с автопоездами. Оба варианта
– и дизельный, и бензиновый на ходу не
добирают до кинематической максимальной
скорости. Первый – восемь, а второй целых
четырнадцать километров в час. Такое
положение вещей говорит о том, что передаточное
число главной передачи несколько занижено.
Это благоприятно сказывается на расходе
топлива, но совсем не способствует хорошей
динамике. Впрочем, полностью грузоподъемность
автомобилей используется крайне редко,
а потому такое решение имеет право на
жизнь.
Оценивая контрольный
расход топлива, заметим, что у дизельных
машин он более чем на треть
ниже во всех режимах, а у автопоездов
при скорости 80 км/ч разница еще
больше – она достигает 3/5.
Динамика разгона
автомобилей-соло позволяет им уверенно
держаться в транспортном потоке.
При этом бензиновый демонстрирует
меньшую резвость, что объясняется
меньшей мощностью его
В городе
Если динамические
показатели выглядели довольно тускло,
то на городских улицах автомобили
смотрелись значительно лучше. Прежде
всего отметим то обстоятельство, что
автопоезда в сравнении с одиночными автомобилями
добавили ко времени прохождения маршрута
примерно по минуте, причем у более мощной
версии потери были несколько меньше,
а у бензиновой – больше. Потеря средней
скорости при работе с прицепом для обеих
машин также оказалась практически одинаковой
– около 3 км/ч, то есть чуть более 3%.
То, что бензиновые
машины менее экономичны по топливу,
чем дизельные общеизвестно. Подтверждают
это и наши испытания. Если смотреть
на деньги, то разница составляет 1,7
раза.
Особо остановимся
на расходе топлива машин с
карбюраторным двигателем. Для автомобиля-соло
он составил 59,24 л/100 км. Пользуясь нормами,
получим (31+2х6)х1,2=51,6 л – и это при использовании
максимальной для городов 20%-ной надбавки.
Такая ситуация фактически заставляет
водителей воровать и заниматься приписками.
Для автопоезда расход составит соответственно
88,56 и 75,6 л/100 км, что сказывается на кармане
водителя уже заметно болезненнее, а стало
быть и принуждение создает более сильное.
Отметим и то обстоятельство, что дизельные
ЗИЛы в действующие нормы укладываются.
В каждой из групп
машин (автопоезда и соло) карбюраторный
и дизельный двигатели
Еще одно любопытное
обстоятельство – число переключения
передач. Для бензиновой машины оно
при работе с прицепом увеличилось
незначительно (с 30 до 35), а у дизельной
и вовсе не изменилось.
Напоследок посмотрим
на выбросы вредных веществ с
отработавшими газами. По эмиссии
таких далеко небезвредных веществ,
как окись углерода, карбюраторный
автомобиль превосходит дизельную
версию в 7,5 раз, а по углеводородам
– раза в полтора. Правда, он не коптит,
имеет примерно втрое меньшие
выбросы окислов азота и в
полтора раза меньшие – окислов
серы. В результате у бензиновых машин
суммарные выбросы в 2 – 3 раза ниже, чем
у дизельных.
Справедливости ради
отметим, что расчет суммарных выбросов
соответствует действующему законодательству
и не отражает реального ущерба.
В частности, для мегаполисов
опасность СО и СН в нем несколько занижена,
а NOx и SO – завышена, ибо кто умрет в понедельник,
тот не заботится о вторнике и других днях
недели…
На пригородной
дороге
Здесь ситуация заметно
улучшается. Средняя скорость увеличивается,
а расход топлива заметно снижается:
по крайней мере он вписывается в нормы.
По затраченным на горючее деньгам между
бензиновыми и дизельными машинами сохраняется
то же соотношение, что и в городе – 1,7.
Показатели нагруженности
двигателя и трансмиссии заметно подравнялись,
что заставляет лучше относиться к силовой
установке, работающей на бензине. Не лишен
интереса и крутящий момент на полуосях.
Он свидетельствует, что в отличие от города,
где двигателем тормозили только водители
бензиновых машин, теперь им пользуются
все и весьма активно.
Небезынтересно число
переключений передач. У одиночных
автомобилей оно примерно соответствует
числу ступеней в коробке; после
включения высшей передачи водитель,
благодаря запасу мощности, едет на
ней до конца маршрута. Наличие
прицепа вносит в ситуацию существенные
коррективы: число переключений у
бензиновой машины учетверяется, а
у дизельной – утраивается.
По суммарной токсичности
выхлопа бензиновые машины оказываются
менее вредными, чем дизельные
– опять же примерно в 2,5 раза. Впрочем,
здесь опасность окислов
Итоги
Величины расхода топлива бензиновых среднетоннажников способны привести в ужас. Еще больше впечатляют расходы на бензин. Правда, нельзя сказать, что это обстоятельство станет большой новостью для транспортников. Вместе с тем главные достоинства карбюраторных автомобилей по-прежнему остаются с ними – отличная приспособленность к безгаражному хранению, уверенный зимний пуск, наличие большого количества опытных водителей, способных выполнить практически любой ремонт едва ли не в любых условиях. Впрочем, здесь мы уже вступаем в область многофакторного рыночного и конъюнктурного анализа, выходящего за рамки виртуального теста.
Динамика
Тест-оператор В. Московкин; Тест-редактор А. Виноградов