Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:13, задача
Исходные данные:
1. Вращающий момент на колесе T2 =1695 Н∙м;
2. Частота вращения колеса n2 =25,35 мин-1;
3. Передаточное число u =3,55;
4. Характер нагрузки: типовой 3 средний нормальный;
5. Характер передачи: нереверсивная закрытая;
6. Расположение колеса относительно опор симметрично;
7. Срок службы L=5 лет; kсут = 0,67; kгод = 0,75.
8. Выпуск крупносерийный.
Расчетно-графическая
работа № 2
Исходные данные:
1. Вращающий момент на колесе T2 =1695 Н∙м;
2. Частота вращения колеса n2 =25,35 мин-1;
3. Передаточное число u =3,55;
4. Характер нагрузки: типовой 3 средний нормальный;
5. Характер передачи: нереверсивная закрытая;
6. Расположение
колеса относительно опор
7. Срок службы L=5 лет; kсут = 0,67; kгод = 0,75.
8. Выпуск крупносерийный.
Порядок
расчета
1 Определяем
время работы передачи в часах
за полный срок службы
tε
= 365∙24∙kгод∙kсут∙L = 365∙24∙0,75∙0,67∙5=
22009,5 ч
2 Выбираем материалы
для зубчатых колес и
1) термическая
обработка шестерни –
2) термическая
обработка колеса –
3) материал сталь
40ХН
3 Определяем
суммарное число циклов
NH1= 60∙n1∙tε= 60∙90∙22009,5=
1,2∙108 циклов
NH2=
60∙n2∙tε= 60∙25,35∙22009,5= 3,3∙107
циклов
База испытаний при твердости зубьев колеса 248 единиц:
NН02 = 16∙106 циклов по рисунку 9.11[2]
База испытаний при твердости зубьев шестерни 285 единиц:
NН01 = 21∙106 циклов по рисунку 9.11[2]
4 При переменной
нагрузке находим суммарное
NHE1
= NH1∙KHE = 1,2∙108∙0,18=21,6∙106
циклов
NHE2
= NH2∙KHE = 3,3∙107∙0,18= 6∙106
циклов
Где KHE=0,18 – коэффициент приведения для среднего нормального нагружения по таблице П.2 [ 3 ]
Так как NHE1>NH01, то KHL1=1
Так как NHE2<NH02
, то коэффициент долговечности определяем
по формуле:
5 Определяем
пределы контактной
σH lim B1= 2HB1+70 = 2∙285+70 = 640 МПа
σH
lim B2 = 2HB2+70 = 2∙248+70 = 566 МПа
6 Определяем
допускаемые контактные
[σН]≈0,9∙
где SH - коэффициент безопасности по контактным напряжениям/
Для зубьев колес,
прошедших улучшение и нормализацию SH
= 1.1.
[σН]2≈0,9∙566·1,18/1,1=546
МПа
Для шевронных колес
допускаемое контактное напряжение
[σH]
=0,45([σН]1+ [σH]2) =
0,45(524+546)=481 МПа
При этом выполняется
условие [σН]< 1,23[σН]min
1,23[σН]min=1,23·524=644 МПа
481<644 МПа
7 Определяем
допускаемые напряжения при изгибе для
материалов шестерни и колеса
σF lim B∙ KFL
SF
где SF – коэффициент безопасности по напряжениzv изгиба ( SF = 1,7 )
KFL – коэффициент долговечности при изгибе( KFL = 1; так как HB1,2≤350)
KFL – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки. Так как характер передачи нереверсивный, то KFC = 1.
σFlimB- предел
выносливости зубьев при изгибе
Предел выносливости
для зубьев шестерни и колеса
σFlimB1= HB1+260=285+260=545 МПа
σFlimB2=
HB2+260=248+260=508 МПа
[σF]=545∙1∙1/1,7=321 МПа
[σF]=508∙1∙1/1,7=299
МПа
8 Определяем
ориентировочное межцентровое расстояние
где Ka – для косозубых передач равен 430.
ΨΒΑ - отношение ширины к межцентренному расстоянию
В нашем случае расположение колеса относительно опор симметричное и твердость HB1 и HB2 не более 350 единиц, поэтому этот коэффициент смотрим по источнику [ 2 ]. Принимаем ΨΒΑm =2 ΨBΑ =0,63
KHβ- коэффициент неравномерности распределения нагрузки относительно опор. KHβ = 1.06 (для симметрично расположенных колес, HB1 и HB2 < 350) [ 2 ])
Определяем межцентровое
расстояние:
аω=430·4,55
Полученное значение округляем до стандартного по таблице 9.2 [ 2 ]
Принимаем 200 мм.
9. Определяем ширину
колес:
b2 = ΨBA∙ аω = 0,63∙200 = 126 мм
b1
= b2 + 5 = 126+5 = 131 мм
10. Задаемся модулем
mn . Для этого предварительно принимаем
значение коэффициента ширины относительно
модуля
в соответствии со следующими рекомендациями: для передач редукторного типа с твердостью колес до 350 по Бринеллю
HB1,2 ≤ 350 → Ψm = 25 … 30
Большее значение из каждого диапазона Ψm принимают при значительных перегрузках как и средней скорости так и при повторно кратковременных режимах работы, меньшее значение для длительных режимах работы, небольших перегрузок и небольших скоростей.
Принимаем Ψm
= 25
mn
=126/2/25=2,52 мм
Полученное значение округляем до стандартного по таблице 9.1 [ 2 ]
Принимаем mn
= 2,5 мм
11 Определяем размеры
шестерни и колеса.
11.1 Находим суммарное
число зубьев
z∑= =2·200·cos 30/2,5=400·0,866/2,5=139
11.2 Находим число
зубьев для шестерни и колеса
z1= =139/4.55=30
Уточняем β=arccos =139·2,5/
11.3 Определяем
действительное передаточное
u= z2/z1=109/30=3,63
11.4 Определяем
основные размеры шестерни и
колеса
d1= mn ∙ z1/cos β=2,5∙30/0,86875=86,33 мм
d2=
mn ∙ z2/cos β=2,5∙109/0,86875=313,67 мм
12 Выполняем
проверочный расчет на
Определяем окружную
скорость
V=πd1n1/6·104=3,14·86,33·25,
Где n1=n2∙uф=25,35·3,63
KH
= KHα∙ KHβ∙ KHV= 1,1∙1,05∙1,1=1,27
Определяем степень точности по таблице 9.9 [ 2 ]
KHα=1,1 по таблице 9.12 [ 2 ]
KHβ=1,05
Z – коэффициенты учитывающие материал
ZM = 275 (м/мм2)
; ZH = 1,57; Zε = 0,816
Zε =√1/εα=√1/1,5=0,816
εα=[1,88-3,2(1/
Z1 +1/ Z2 )]cos29,69
=1,5
2·1695·1,27·4,6·103
σн=275·1,57·0,816
∆σн=│481-445│/481·100%=7%
Недогрузка <10%, условие прочности выполняется.
13 Выполняем
проверочный расчет на
YF1 = 3,8 и YF2
= 3,6 по таблице 9.10 [ 2 ]
Расчет следует
вести для меньшего из двух значений
[σF]1/YF1 = 321/3,8=84,47 МПа
[σF]2/YF2
= 299/3,6=83,06 МПа
Расчет ведем по колесу.
Yβ= 1-βº/140º=1-29,69 /140=0,79
Yε=1 для шевронных
колес
Для косозубых колес
коэффициенты равны:
KF
= KFα∙KFβ∙KFυ =1∙1,155∙1,1
= 1.27
KFα ≈ 1;
KFβ = KHβ∙α=1,05∙1,1=1,155 (из таблицы 9.11 [ 2 ] )
KFV= 1,1 ( из
таблицы 9.13 [ 2 ] )
1695·103·1,27
σF2=2·3,6·0,79·1 =143 МПа
109·126·6,25
σF2 < [ σF
]2 – условие прочности на изгиб
выполняется
14 Рассчитываем геометрию полученной зубчатой передачи
d1 = 86,33 мм; d2 = 313,67 мм; aw = 200 мм; x1 = x2 =0; b1 = 131 мм;
b2 = 126 мм; mn
= 2,5 мм
da1,2 = d1,2 + 2mn
df1,2 = d1,2 -2.5mn
da1 = 86,33+2∙2,5 = 91,33 мм