Расчеты деталей машин

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:13, задача

Описание работы

Исходные данные:

1. Вращающий момент на колесе T2 =1695 Н∙м;

2. Частота вращения колеса n2 =25,35 мин-1;

3. Передаточное число u =3,55;

4. Характер нагрузки: типовой 3 средний нормальный;

5. Характер передачи: нереверсивная закрытая;

6. Расположение колеса относительно опор симметрично;

7. Срок службы L=5 лет; kсут = 0,67; kгод = 0,75.

8. Выпуск крупносерийный.

Работа содержит 1 файл

Вариант ДМ6.doc

— 121.50 Кб (Скачать)
 
 

Расчетно-графическая  работа № 2 

Исходные данные:

1. Вращающий момент на колесе T2 =1695 Н∙м;

2. Частота вращения колеса n2 =25,35 мин-1;

3. Передаточное  число u =3,55;

4. Характер нагрузки: типовой 3 средний нормальный;

5. Характер передачи: нереверсивная закрытая;

6. Расположение  колеса относительно опор симметрично;

7. Срок службы L=5 лет; kсут = 0,67; kгод = 0,75.

8. Выпуск крупносерийный.

   

Порядок расчета 

1 Определяем  время работы передачи в часах  за полный срок службы 

tε = 365∙24∙kгод∙kсут∙L = 365∙24∙0,75∙0,67∙5= 22009,5 ч 

2 Выбираем материалы  для зубчатых колес и назначаем  термическую обработку 

1) термическая  обработка шестерни – улучшение,  твердость HB1= 285

2) термическая  обработка колеса – нормализация, твердость HB2= 248

3) материал сталь 40ХН 

3 Определяем  суммарное число циклов перемены  напряжений для зубчатого колес

                           NH1= 60∙n1∙tε= 60∙90∙22009,5= 1,2∙108 циклов 

NH2= 60∙n2∙tε= 60∙25,35∙22009,5= 3,3∙107 циклов 

База испытаний  при твердости зубьев колеса 248 единиц:

NН02       = 16∙106 циклов    по рисунку 9.11[2]

                                                            HB =248

База испытаний  при твердости зубьев шестерни 285 единиц:

NН01       = 21∙106 циклов    по рисунку 9.11[2]

                                                            HB =285 

4 При переменной  нагрузке находим суммарное число  циклов переменны напряжений  по формуле

NHE1 = NH1∙KHE = 1,2∙108∙0,18=21,6∙106 циклов 

NHE2 = NH2∙KHE = 3,3∙107∙0,18= 6∙106 циклов 

Где KHE=0,18 – коэффициент приведения для среднего нормального нагружения по таблице П.2 [ 3 ]

Так как NHE1>NH01, то KHL1=1

Так как  NHE2<NH02 , то коэффициент долговечности определяем по формуле: 

                                KHL2= = =1,18  

5 Определяем  пределы контактной выносливости  для шестерни и колеса 

σH lim B1= 2HB1+70 = 2∙285+70 = 640 МПа

σH lim B2 = 2HB2+70 = 2∙248+70 = 566 МПа 

6 Определяем  допускаемые контактные напряжения  отдельно для зубьев шестерни  и колеса                               

                                                                            σH lim B∙ KHL

Н]≈0,9∙

                                   SH 

где SH - коэффициент безопасности по контактным напряжениям/

Для зубьев колес, прошедших улучшение и нормализацию SH  = 1.1. 

                                        [σН]1≈0,9∙640·1/1,1=524 МПа

Н]2≈0,9∙566·1,18/1,1=546 МПа 

Для шевронных колес допускаемое контактное напряжение  

H] =0,45([σН]1+ [σH]2) = 0,45(524+546)=481 МПа 

При этом выполняется  условие [σН]< 1,23[σН]min 

1,23[σН]min=1,23·524=644 МПа

481<644 МПа 

7 Определяем  допускаемые напряжения при изгибе для материалов шестерни и колеса 
 

 σF lim B∙ KFL

                                             [σF]=                           KFC

SF 

где SF – коэффициент безопасности по напряжениzv изгиба ( SF = 1,7 )

KFL – коэффициент долговечности при изгибе( KFL = 1; так как HB1,2≤350)

KFL – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки. Так как характер передачи нереверсивный, то KFC = 1.

σFlimB- предел выносливости зубьев при изгибе 
 

Предел выносливости для зубьев шестерни и колеса 

σFlimB1= HB1+260=285+260=545 МПа

σFlimB2= HB2+260=248+260=508 МПа 
 

F]=545∙1∙1/1,7=321 МПа

F]=508∙1∙1/1,7=299 МПа 

8 Определяем  ориентировочное межцентровое расстояние 

 

где Ka – для косозубых передач равен 430.

       ΨΒΑ - отношение ширины к межцентренному расстоянию

В нашем случае расположение колеса относительно опор симметричное и твердость HB1 и HB2 не более 350 единиц, поэтому этот коэффициент смотрим по источнику [ 2 ]. Принимаем ΨΒΑm =2 Ψ =0,63

       K- коэффициент неравномерности распределения нагрузки относительно опор. K = 1.06 (для симметрично расположенных колес, HB1 и HB2 < 350) [ 2 ])

                             

Определяем межцентровое расстояние: 

аω=430·4,55

1695∙1,06/481²·0,63·3,55²=194 мм 

Полученное значение округляем до стандартного по таблице 9.2 [ 2 ]

Принимаем 200 мм. 

9. Определяем ширину колес:   
 

b2 = ΨBA∙ аω = 0,63∙200 = 126 мм

b1 = b2 + 5 = 126+5 = 131 мм 

10. Задаемся модулем  mn . Для этого предварительно принимаем значение коэффициента ширины относительно модуля 

   

в соответствии со следующими рекомендациями: для  передач редукторного типа с твердостью колес до 350 по Бринеллю

HB1,2 ≤ 350 → Ψm = 25 … 30

Большее значение из каждого диапазона Ψm принимают при значительных перегрузках как и средней скорости так и при повторно кратковременных режимах работы, меньшее значение для длительных режимах работы, небольших перегрузок и небольших скоростей.

Принимаем Ψm = 25 

mn =126/2/25=2,52 мм 

Полученное значение округляем до стандартного по таблице 9.1 [ 2 ]

Принимаем mn = 2,5 мм  

11 Определяем размеры шестерни и колеса. 

11.1 Находим суммарное  число зубьев 

                                    2∙аω∙cos β             

z=       =2·200·cos 30/2,5=400·0,866/2,5=139

                                        mn  

11.2 Находим число  зубьев для шестерни и колеса 

                                                         z∑ 

z1= =139/4.55=30

                                                        u+1

                                              z2= z- z1=139-30=109 

                                     z· mn

Уточняем β=arccos =139·2,5/400=arcos 0,86875=29,69

                                     2 аω 

11.3 Определяем  действительное передаточное число 

u= z2/z1=109/30=3,63 

11.4 Определяем  основные размеры шестерни и  колеса 

d1= mn ∙ z1/cos β=2,5∙30/0,86875=86,33 мм

 d2= mn ∙ z2/cos β=2,5∙109/0,86875=313,67 мм 

12 Выполняем  проверочный расчет на усталость  по контактным напряжениям 

 

Определяем окружную скорость 

V=πd1n1/6·104=3,14·86,33·25,35·3,63/6·104=0,41 м/с 

Где n1=n2∙uф=25,35·3,63

KH = K∙ K∙ KHV= 1,1∙1,05∙1,1=1,27 

Определяем степень точности по таблице 9.9 [ 2 ]

                                          KHV                  = 1,1 ( из таблицы 9.13 [ 2 ] ) 

                                                 8 ст. точ.

                                                 HB≤ 350      

                                                 υ< 3 м/с 

K=1,1 по таблице 9.12 [ 2 ]

K=1,05  

Z – коэффициенты учитывающие материал

ZM = 275 (м/мм2) ; ZH = 1,57; Zε = 0,816 

Zε =√1/εα=√1/1,5=0,816 

εα=[1,88-3,2(1/ Z1 +1/ Z2 )]cos29,69 =1,5 
 

                  2·1695·1,27·4,6·103

σн=275·1,57·0,816                                      =445 МПа

                                                       √        (313,67)2·126

∆σн=│481-445│/481·100%=7% 

Недогрузка <10%, условие прочности выполняется.

                                            

13 Выполняем  проверочный расчет на усталостную  прочность при изгибе

 

YF1 = 3,8 и YF2 = 3,6 по таблице 9.10 [ 2 ] 

Расчет следует  вести для меньшего из двух значений 

F]1/YF1 = 321/3,8=84,47 МПа

F]2/YF2 = 299/3,6=83,06 МПа 

Расчет ведем  по колесу.

Yβ= 1-βº/140º=1-29,69 /140=0,79

Yε=1 для шевронных колес 
 

Для косозубых колес коэффициенты равны:  

KF = K∙K∙K =1∙1,155∙1,1 = 1.27 

K ≈ 1;

K = K∙α=1,05∙1,1=1,155 (из таблицы 9.11 [ 2 ] )

KFV= 1,1 ( из таблицы 9.13 [ 2 ] ) 

    1695·103·1,27

σF2=2·3,6·0,79·1                        =143  МПа

   109·126·6,25 

σF2 < [ σF ]2 – условие прочности на изгиб выполняется 

14 Рассчитываем  геометрию полученной зубчатой  передачи

d1 = 86,33 мм; d2 = 313,67 мм; aw = 200 мм; x1 = x2 =0; b1 = 131 мм;

b2 = 126 мм; mn = 2,5 мм 
 

da1,2 = d1,2 + 2mn

df1,2 = d1,2 -2.5mn

da1 = 86,33+2∙2,5 = 91,33 мм

Информация о работе Расчеты деталей машин