Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:17, реферат
Известно, что для передачи крутящего момента можно создать неподвижную пару: вал - отверстие, применив посадку с натягом. Такое соединение позволяет получить наилучшее сопряжение с точки зрения совпадения осей вала и отверстия. Это, казалось бы, самое простое решение требует высокой точности при изготовлении пары, специальных технологических методов сборки, ограничено расчётным уровнем сил трения в области сопряжения, да и к тому же, как правило, не может быть разобрано и вновь собрано с сохранением прежних характеристик.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.Введение.
Общие сведения по применению
шлицевых соединений.
Введение
Известно, что для передачи крутящего
момента можно создать
Повышенные
требования к выпускаемой
В машиностроении и приборостроении повсеместно применяется термин «центрирование», который определяет точность расположения осей изделий поверхностей относительно друг друга. При проверке, всегда ось одной из деталей либо общая ось в сборке принимается за базовую, а отклонение второй оси относительно базовой или обеих осей относительно общей базовой оценивается.
Теоретически улучшить характеристики шпоночного соединения можно введя две шпонки и более, но этого не делают, а применяют другое соединение называемое шлицевым (рис1).
Шлицевым называется разъёмное соединение отверстия и вала, когда на валу выполнены выступы определённой формы, а на поверхности отверстия впадины аналогичной формы и количества.
Деталь (охватываемая), на наружной поверхности которой изготовлены выступы, называется шлицевым валом.
Деталь (охватывающая), на внутренней поверхности которой изготовлены впадины, называется шлицевым отверстием.
К шлицевым соединениям
а.
в.
Рисунок 1. Виды шлицевых соединений:
а) прямобочное шлицевое соединение, б) торцевое шлицевое соединение,
в) шлицевое соединение с дополнительным базированием.
Для повышения соосности соединений применяют дополнительные вспомогательные поверхности и кольцевые вставки, что показано на рисунке 1в.
Форма
профиля выступов у вала и пазов
у втулки может быть различной, но
наибольшее применение нашли
прямобочные, эвольвентные
и треугольные шлицевые
соединения (рис.2).
Рисунок 2.Форма профилей шлицевых соединений
а-прямобочная, б-эвольвентная, в-треугольная
Наибольшее распространение получили шлицевые соединения с
прямобочным профилем зуба, которые надёжны и просты в изготовлении. Эти соединения применяются для подвижных и неподвижных соединений. Причем, в зависимости от передаваемого крутящего момента используются соединения легкой, средней и тяжелой серии, параметры которых приведены в таблицах 2, 3, 4 приложения , в соответствии со стандартом "Основные нормы взаимозаменяемости. Соединения шлицевые прямобочные. Размеры". Основные размеры шлицевой втулки и шлицевого вала даны на рис. 2,3.
Эвольвентные шлицевые соединения наиболее совершенны и имеют следующие достоинства:
Наряду с достоинствами, эвольвентные шлицевые соединения имеют и недостатки, сдерживающие их широкое применение, среди которых особо следует отметить следующие:
Треугольные шлицевые соединения (рис. 2в) передают незначительные крутящие моменты, в силу того, что применяются с модулем 0,2— 1,5мм. Наиболее часто применимы параметры соединений: число зубьев 20—70; модуль; угол впадин вала 90; 72 и 60°. Однако, отсутствие стандартов на треугольные шлицевые соединения приводит к тому, что применяют в промышленности соединения и с иными параметрами.
В силу геометрической формы соединения центрирование возможно только по боковым сторонам зубьев. Первоначально эти соединения нашли применение взамен посадок с натягом и при сопряжении тонкостенных валов и втулок, где существенная высота зубьев не позволяет применять прямобочные и эвольвентные соединения. Сегодня, с внедрением новых материалов и технологий, спектр применения треугольных шлицевых соединений существенно расширился и они применяются для разборных и подвижных соединений.
При изготовлении треугольных шлицевых соединений применяют нарезание червячными фрезами, накатывание, наружное и внутреннее протягивание. Последующее дорнование позволяет получить коническое соединение треугольных шлицев. Применяется угол уклона впадины 1° 37' и конусность 1 : 16. Размеры зубьев конического соединения нормируют по большому основанию конуса.
Контроль среднего делительного диаметра проводится с применением метода проволочек, подобно контролю резьбы.
Шлицевые
соединения применяются в тех
случаях, когда необходимо обеспечить
относительно высокие требования к
соосности с передачей достаточно большого
крутящего момента. Шлицевые вал и втулка
- разборные соединения и часто для них
исходно предусматривается относительное
осевое перемещение. Шлицевые соединения
предназначены для соединения валов
между cобой с помощью муфт, а также
для соединения с валами различных
тел вращения: зубчатых колес, маховиков,
шкивов, эксцентриков и т.д., в различных
областях приборостроения и машиностроения.
В автомобилестроении шлицевые
соединения применяются в коробках
передач, в соединениях карданных
валов и колесных механизмов. На титульной
странице пособия показан фланец полуоси
и первичный вал коробки передач автомобиля,
в которых применено шлицевое соединение.
Кроме автомобилестроения шлицевые соединения
применяют практически во всех областях
машиностроения, приборостроения, а также
при создании бытовой техники.
Рисунок
3. Варианты исполнения
прямобочных щлицевых
поверхностей
2. Прямобочные шлицевые соединения
Допуски и посадки шлицевых соединений определяются их назначением и принятой системой центрирования втулки относительно вала. Выбор способа центрирования зависит от эксплуатационных требований и технологии изготовления шлицевых деталей.
Существует три способа центрирования шлицевых соединений :
по поверхности наружного диаметра (D) , по поверхности внутреннего
диаметра (d) и по боковым поверхностям шлицев (b).
Центрирование по наружному диаметру (D) и по внутреннему диаметру (d) рекомендуется применять в случаях повышенных требований к точности соосности элементов соединения. Уровень соосности в обоих вариантах приблизительно одинаков ( в чём можно убедиться проанализировав применяемые посадки, заметив, что разница диаметров (d) и (D) не значительна). При всех способах центрирования по нецентрирующим поверхностям предусматриваются гарантированные зазоры (рис.4), наиболее точные элементы соединения, а это центрирующие и вспомогательные поверхности обязательно шлифуют или калибруют.
Центрирование по (D) (рис.4) осуществляется только в том случае, когда охватывающая деталь остается незакаленной или калится на невысокую твердость (HRC не свыше 40), допускающую протягивание или калибровку шлицевого отверстия. Вал в этом случае обрабатывается фрезерованием или окончательным шлифованием по наружному диаметру D на обычных шлифовальных станках. Для этого способа центрирования при изготовлении валов применяют вариант исполнения: шлицевой втулки исполнение 1А (рис.3), шлицевого вала исполнение 3Б (рис.3), в силу гарантированного зазора по d.
Центрирование
по (d) осуществляют при
высокой твердости термически обработанных
охватывающих деталей (рис.4а), не
позволяющей вести обработку этих
деталей протягиванием. В этом
случае отверстие шлифуют на обычном
внутришлифовальном станке , а
шлицевой вал на специальном шлицешлифовальном
станке. Применяется центрирование по
(d) также в случае, когда после
термообработки могут возникнуть
значительные искривления длинных
валов. Способ центрирования по
d значительно дороже чем центрирование
по D, в связи с тем, что получение высокоточных
поверхностей d и b при изготовлении щлицевого
вала проводится в исполнении 1Б
(рис.3), где фрезой с «усиками» выполняются
канавки для выхода шлифовального круга
и создаётся посадочная поверхность «a».Шлицевая
втулка изготавливается в исполнении
1А (рис.3).
Центрирование по (b)- боковым сторонам шлицев (рис.4с), используется, когда не требуется высокая точность центрирования сопрягаемых деталей при знакопеременных нагрузках, при передаче значительных моментов, когда недопустимы большие зазоры между боковыми поверхностями вала и втулки. Центрирование по b является наиболее простым и экономичным способом. При центрировании по b зазоры гарантированы по поверхностям d и D, исполнение шлицевой втулки 1А (рис.3), шлицевого вала 2Б (рис.3), где предусматривается занижение диаметра d до d1, чем обеспечивается возможность выхода шлифовального круга при обработке боковых поверхностей шлицев.
Посадки шлицевых соединений с прямобочным профилем строятся
по системе отверстия, т. к. в этом случае номенклатура дорогостоящих протяжек меньше, чем при применении системы вала. При различных способах центрирования посадки осуществляются по центрирующей поверхности и по боковым поверхностям впадин втулки и зубьев вала, т.е. по D и b, или по d и b, либо только по b. Допуски и посадки шлицевых соединений с прямобочным профилем зуба нормируют стандартами.
Информация о работе Расчет шлицевых сопряжений и размерных цепей