Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:14, реферат
Проверочный расчёт предназначен для предотвращения отказов из-за усталостного выкрашивания рабочих поверхностей зубьев. Расчет ведем по допускаемым контактным напряжениям.
Исходные данные: максимальный момент двигателя Tемах, Н·м; частота вращения двигателя при максимальном моменте nдвТ, об/мин; средняя скорость движения автомобиля на передачах Vj, км/ч; вес автомобиля Ga, H; нагрузка на ведущие колёса GСЦ, Н; коэффициент запаса сцепления βС; радиус колеса rк, м; передаточное число передач Uj, в том числе зубчатой пары постоянного зацепления UПЗ, главной передачи U0; планируемый пробег до капитального ремонта L0, км; относительная продолжительность работы на передаче a; параметры зубчатой пары: модуль m, м, число зубьев z, ширина венца bw, м, конусное расстояние Re, м, степень точности по нормам плавности работы nстт, класс шероховатости, материал и твёрдость активных поверхностей зубьев.
Расчет на контактную выносливость активных поверхностей зубьев.
Проверочный расчёт предназначен для предотвращения отказов из-за усталостного выкрашивания рабочих поверхностей зубьев. Расчет ведем по допускаемым контактным напряжениям.
1) Расчетный
крутящий момент на валу
2)Расчетная окружная сила.
Где T1, Т2 - крутящие моменты соответственно на шестерне и колесе, Н·м;
dw1, dw2 – диаметры начальных окружностей, м;
3)Расчетная частота вращения вала.
Где n1- частота вращения первичного вала коробки передач.
4) Определение параметра контактного напряжения на i-й ступени.
Пн| = [Fti/(bwdwm1 )]ZHZεKHαKHβKHVi, МПа,
где Fti- окружная сила; ZH - коэффициент контактного напряжения;
Zε - коэффициент, учитывающий степень перекрытия зубчатых колёс;
КНα- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями; КHβ- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца; KHVi- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении.
Для некорригированных и равносмещённых зубчатых колёс;
ZH =1,77cosβB,
где βB - угол наклона зуба на основном цилиндре, град;
В раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ 130 все шестерни выполнены прямозубыми, βB=0°.
ZH =1,77cos0=1,77;
КНα - для цилиндрических зубчатых передач равен 1;
Коэффициент КHβ выбираем исходя из соотношения:
Ψbd=bw/dw1=30/128=0,23
по таблице значений: КHβ=1,06.
KHVi выбираем по таблице значений для прямозубой цилиндрического зубчатого колеса с частотой врвщения до 1000 об/мин-1,08.
Пн=[90657,81/(30·128)]1,77·1·
5) Определение предельного параметра контактной выносливости при базовом числе циклов.
ПHlim=П0HlimZR,MПa,
где П0Hlim- предел контактной выносливости при стендовых испытаниях колёс с заданными размерами, термообработкой и шероховатостью поверхности зубьев, соответствующий базовому числу циклов Nho, МПа .
Зубчатое колесо выполнено из стали 20Х2Н4А. П0Hlim=21,0 МПа.
ZR - коэффициент, учитывающий шероховатость активной поверхности зубьев более грубого зубчатого колеса в зацеплении. Класс шероховатости-7.
ZR=1,00.
ПHlim=21,0·1,00=21,00 МПа;
6) Оценка величины параметра контактного напряжения.
При ПН < 0,9ПHlim контактную выносливость считают обеспеченной и расчёт прекращают.
47,84 >0.9·21.00=18.9;
ПН > 0,9ПHlim.
7)Вычисление меры накапливаемой усталости за 1 км пробега автомобиля для шестерни и колеса.
R1H1
= a1·Ns(
R1H2
= a2·Ns(
где U(1k)i, U(2k)i - передаточные числа соответственно от шестерни и колеса до
ведущих колёс на i-й передаче;
mH - показатель кривой контактной усталости. mH=3;
a1, a2 - числа циклов, соответствующие одному обороту соответственно шестерни и колеса: для зубчатых колёс с одним зацеплением а=1;
αHi - относительная продолжительность работы на передаче;
αHI=0,01; αHII=0,03; αH3=0,14; αH4=0,82;
Ns- суммарное число оборотов ведущего колеса автомобиля за 1км пробега.
Ns=1000/(2πrk);
Ns=1000/(2·3,14·0,505)=315.
KnHi- коэффициент пробега на i-й передаче. Для нахождения этого коэффициента необходимо вычислить удельную тяговую силу на ведущих колёсах.
Рудi =РKi/Ga;
РудI=0,434; РудII=0,2; Руд3=0,11; Руд4=0,06;
KnHI=0,05; KnHII=0,25; KnH3=0,4; KnH4=0,45;
R1H1=1·315(47,843·0,01·0,05·6,
R1H2=1·315(47,843·0,01·0,05·6,
8) Вычисление расчётного контактного напряжения.
σн=275
где Пн - наибольшее значение параметра при работе зубчатой пары на нескольких ступенях, МПа.
σн=275·
9) Определение эквивалентного числа циклов изменения напряжений
NHE1=R1H1L0/
NHE2=R1H2L0/
NHE1=117780,8·250000/47,843=
NHE2=124847,7·250000/47,843=
10) Вычисление коэффициента долговечности.
KHL1
=
KHL2
=
KHL1=7,64.
KHL2=7,49.
11) Вычисление
допускаемых контактных
σНР1
= 275
σНР2
= 275
σНР1=275
σНР2=275
При σНP>0,8σHLimM принимают σНP = 0,8σHLimM, где σHLimM -предельное контактное напряжение, при котором возможно смятие, растрескивание активной поверхности зубьев, МПа.
Для стали 20Х2Н4А, значение σHLimM=3800 МПа.
σНP>0,8·3800=3040 МПа;
σНP1=3040,МПа
σНP2 =3040, МПа.
12) Проверка выполнение условия контактной выносливости по допускаемым напряжениям.
σн
Для шестерни вала привода к переднему мосту:
1902,07
Для шестерни промежуточного вала выполняется условие контактной выносливости по допускаемым напряжениям
Для шестерни промежуточного вала:
1902,07
Для шестерни промежуточного вала выполняется условие контактной
выносливости по допускаемым напряжениям.
Результаты расчета для пары шестерен пониженной передачи:
σн1 |
1880,30 |
σНP1 |
3040 |
σн2 |
1400,20 |
σНP2 |
3040 |
Расчет зубьев колёс на выносливость при изгибе.
Проверочный расчёт выполняют для предотвращения усталостного излома зубьев. Расчет ведем по допускаемым напряжениям изгиба.
1) Вычисление расчётных напряжений изгиба зубьев шестерни и колеса.
σF1i
= [Fti/(bw1·mnm)]·YF1·Yβ·Yε·KFα·
σF2i = [Fti/(bw2·mnm)]·YF2·Yβ·Yε· KFα·KFβ·KFvi, МПа;
где Fti- окружная сила, Н;
mnm- средний нормальный модуль, мм: для цилиндрической передачи mnm=mn=4,65;
YF- коэффициент формы зуба, зависящий от коэффициента смещения и действительного либо эквивалентного числа зубьев: YF1, YF2=3,9;
Коэффициент Yβ: для прямозубых колёс Yβ=1;
Коэффициент Yε: для прямозубых колёс Yε=1;
Коэффициент KFα: для прямозубых цилиндрических передач и степени точности nст.т=6 и 7 KFα=1;
Коэффициент KFβ: для цилиндрических передач: KFβ= KHβ=1,06;
Коэффициент KFvi=1,10;
σF1i=[89865,79
/(30·4.65)]·3,9·1·1·1·1,06·1,
σF2i=2477,43;
2) Определение предельного напряжения изгиба при базовом числе циклов.
σFlim= σFlimC·YR·KFC ,
где σFlimC-предел выносливости при базовом числе циклов NF0 и симметричном изгибе зубьев колес с заданными конкретными размерами, термообработкой и шероховатостью поверхности зубьев, МПа,
σFlimC=460 МПа;
YR- коэффициент, учитывающий особенности обработки зубьев: для цементированных, цианированных, закаленных ТВЧ по контуру и улучшенных зубчатых колес, YR=1;
KFC - коэффициент, учитывающий отличие характера нагружения зубчатого колеса от симметричного: KFC =1 - для явно выраженного знакопеременного цикла нагружения (промежуточные зубчатые колёса в реверсивных однорядных передачах, сателлиты с внешним и внутренним зацеплением в планетарных передачах); KFC =1,3 - для одностороннего отнулевого или достаточно близкого к нему цикла (зубчатые колёса низших передач и заднего хода в коробках передач); KFC =1,2 - при периодическом изменении направления нагрузки (зубчатые колёса, расположенные за узлом реверсирования: колёса раздаточных коробок, ведущих мостов и т.д.); KFC =1,08 - при периодическом изменении направления нагрузки (зубчатые колёса высших передач в коробках передач, испытывающие реверсирование нагрузки при движении накатом);
KFC =1,14 - для зубчатых колёс промежуточных передач в коробке передач.
Выбираем коэффициент KFC=1,2;
σFlim=460·1·1,2=552 МПа;
3) Определение меры накапливаемой усталости за 1 км пробега автомобиля по напряжению изгиба.
R1F1
= a1·Ns(σF1imF·αFI·KnFI·U(1k)I+…
R1F2 = a2·Ns(σF2imF· αFI·KnFI·U(2k)I+…),
где mF - показатель кривой усталости при изгибе зубьев, для стали 20Х2Н4А mF=9;
R1F1=1·315(2955,259·0,01·0,05·
R1F2=1·315(2955,259·0,01·0,05·
4) Вычисление эквивалентного числа циклов изменения напряжений.
NFE1=R1F1
·L0/σ
NFE2=R1F2L0/
σ
NFE1=1,85·1031·250000/2955,259
NFE2=1,96·1031·250000/2955,259
5) Вычисление коэффициентов долговечности.
KFL1 =
KFL2 =
Для стали 20Х2Н4А, NF0=4·106.
KFL1=
KFL2=
При KFL1 <0,9 принимают KFL1 =0,9, KFL1 <0,9;
6) Определяют допускаемые напряжения изгиба.
σFP1=σFlim·KFL1;
σFP2=σFlim·KFL2.
σFP1=552·1,349=744,648;
σFP2=552·1,341=740,232.
При σFP1>0,6 σFlimM принимают σFP =0,6 σFlimM,где σFlimM - предельное напряжение изгиба зуба, при котором возможно появление остаточной деформации зуба или его хрупкий излом. Для стали 20Х2Н4А ,
σFlimM=1950 ,МПа.
744,642<0,6·1950=1170;
740,232<0.6·1950=1170.
7) Проверяют выполнение условия выносливости на изгиб по допускаемым напряжениям.
σF
2955,25>744,648;
2955,25>740,232.
Условие выносливости на изгиб по допускаемым напряжениям не выполняется.
На данном режиме необходима корректировка зубчатой пары зацепления: увеличение ширины зубчатого венца колеса, увеличение модуля зубчатого колеса, использование косозубых колес вместо стандартных прямозубых.
Результаты расчета шестерен понижающей передачи:
σF1 |
2450,26 |
σFP1 |
750,395 |
σF2 |
2200,50 |
σFP2 |
729,368 |
Расчёт на прочность.
Выполняется с целью предотвращения остаточной деформации или излома зубьев.
Расчёт выполняется по максимальному динамическому крутящему моменту.
Расчет ведем для низшей передачи коробки передач.
1) Вычисление расчётного крутящего момента и окружной силы.
TP=Tmax·u1B,
где Tmax- максимальный динамический момент на первичном валу коробки передач, Н·м.
Величину динамического
Для проверочного расчета раздаточной коробки выбираем расчет по коэффициенту динамичности.
Тmax= КД Тemax,
где КД - коэффициент динамичности:
КД=1,2...2,0- для легковых автомобилей;
Кд=2,0...3,0 - для грузовых автомобилей;
Кд=2,5...3,0 - для автомобилей высокой проходимости.
Выбираем коэффициент Кд=2,5.
Максимальный крутящий момент двигателя автомобиля ЗИЛ 131 равен