Проблемы планирования грузовых и пассажирских автомобильных перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 00:17, реферат

Описание работы

Основные сферы целесообразного применения автомобильных перевозок — развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, доставка промышленных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки, доставки грузов для торговли и строительства. На дальние расстояния автомобильные перевозки применяются для перевозки скоропортящихся, особо ценных, требующих быстрой доставки, неудобных для перегрузки другими видами транспорта грузов.

Работа содержит 1 файл

Автомобильные перевозки.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

     Проблемы  планирования грузовых и пассажирских автомобильных  перевозок

     Автомобильные перевозки — это перевозки грузов и пассажиров сухопутным транспортом по безрельсовым путям.

     Основные  сферы целесообразного применения автомобильных перевозок — развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, доставка промышленных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки, доставки грузов для торговли и строительства. На дальние расстояния автомобильные перевозки применяются для перевозки скоропортящихся, особо ценных, требующих быстрой доставки, неудобных для перегрузки другими видами транспорта грузов. Достоинство автомобильных перевозок в маневренность и гибкости, недостаток — достаточно высокая стоимость перевозок.

     Планирование грузовых автомобильных перевозок.

Устав

     Вместе  с соответствующими правилами устав  представляет  собой  систему норм, регламентирующих порядок  составления  и  выполнения  плана,  основные условия автомобильных перевозок груза, пассажиров,  багажа,  взаимоотношения автотранспортных предприятий и организаций с предприятиями  и  организациями двух видов транспорта.

           Устав  состоит  из  следующих   разделов:  общие  положения;  подвижной состав,  автомобильные  дороги,  сооружения  и  устройства  для  организации перевозок  груза  и  обслуживания  пассажиров;  планирование  и  организация перевозок груза; перевозки  пассажиров,  багажа  и  почты;  прокат  легковых автомобилей; тарифы и расчёты за перевозки;  прямое  смешанное  сообщение  с участием других видов транспорта;  транспортно-экспедиционные  операции  и услуги, оказываемые предприятиями и организациями автомобильного  транспорта общего   пользования;   ответственность   автотранспортных   предприятий   и организаций,  грузоотправителей  и  пассажиров;  акты,  претензии  и   иски; контроль за работой автомобильного транспорта.

           В нём чётко  разграничены  функции  автомобильного  транспорта  общего пользования и ведомственного, конкретизированы и  подробно  регламентированы обязанности грузоотправителей и грузополучателей в части подготовки груза  к перевозке   и  выполнения  погрузочно-разгрузочных  работ,  изложен  порядок сдачи приёмки груза и выполнения транспортно-экспедиционных  операций  и  т. д.

           Уставом  определена  материальная  ответственность   автотранспортных организаций и заказчиков  за невыполнение декадного плана перевозок  при  не вывозе  груза  или  не предъявлении   груза  к   перевозке.  В  этом  случае виноватая сторона должна  уплатить другой   стороне   штраф  в  размере  20% стоимости   несостоявшейся   перевозки    и   в   размере    10%   стоимости пользования  автомобилей с повременной  оплатой. 

Организация перевозок.

Перевозка   грузов   автомобильным   транспортом   является    сложным производственным процессом, состоящим из  ряда  операций,  образующих  общий технологический процесс. Процесс доставки груза от отправителя к  получателю состоит из трех основных элементов: погрузка груза  на  подвижной  состав  в пунктах  отправления;  перемещение  груза  подвижным  составом  до   пунктов назначения; выгрузки груза с подвижного состава в пунктах  назначения.  Весь комплекс связанных с транспортным процессом  работ,  выполняемых  с  момента приема  груза  в  пункте  отправления  до  момента  сдачи  груза  в   пункте назначения, называется транспортно – экспедиционной работой.

           В зависимости от места выполнения  транспортно – экспедиционные  работы могут быть комплексными и местными.   Комплексные охватывают все виды операций с момента получения  груза  и до момента сдачи его получателю.

           Местные разделяются на операции, выполняемые по месту  отправления,  в пути следования и по месту прибытия.

            Транспортно-экспедиционная  работа  может  выполняться   как   самими грузоотправителями    и    грузополучатели,    так    и    автотранспортными предприятиями.

           Организация  комплексного   транспортно-экспедиционного   обслуживания предприятий,  организаций,  учреждений  и  населения   является   одной   из главнейших задач автомобильного транспорта общего пользования. Цель транспортно-экспедиционной работы,  выполняемой  предприятиями  и организациями автомобильного транспорта, -  организация  доставки  груза  от складов отправителей до складов получателей с освобождением  грузовладельцев от несвойственных им функций, связанных с процессом  перевозки  -  получение груза в пункте отправления, охрана груза в пути следования,  сдача  груза  в пункте назначения.

           Наибольшее распространение транспортно-экспедиционная  работа имеет при междугородних перевозках груза автомобильным транспортом и  перевозка  груза в смешанном сообщении, а также при обслуживании населения.

           Для выполнения  транспортно-экспедиционных  работ  в  крупных  городах создаются  специализированные  автотранспортные  предприятия:  автомобильно- дорожные  комбинаты  при  междугородних  перевозках   груза,   автомобильно-кспедиционные комбинаты при перевозках грузов в смешанном сообщении.

        Основными   показателями   транспортно-экспедиционной    работы    для специализированных  транспортно-экспедиционных  предприятий  и   организаций являются: количество выполнения транспортно-экспедиционных  услуг:  завоз  и вывоз  груза:  экспедиция  и  сопровождение  груза:  погрузочно-разгрузочные работы, характеризуемые количеством погруженных и выгруженных тонн.

           Организация  перевозок  груза   заключается  в   установлении   порядка подготовки и выполнения перевозок, руководства, учёта  и  контроля,  системы документооборота, системы расчётов за перевозки грузов и т. д.

           От  уровня  организации  перевозок  зависит   качество   перевозочного процесса,  т.  е.  сохранность  грузов,  своевременность   и   экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок. Взаимоотношения между автотранспортными  организациями  и  заказчиками автомобильного транспорта регулируются основными  действующими  нормативными актами и отражаются  в  договорах  на  перевозку  груза,  заключаемые  между автотранспортными организациями и заказчиками автомобильного транспорта. 

     Грузы.

  Грузами  на транспорте называются все предметы с момента  приёма  их  к перевозке до момента сдачи грузополучателю. Автомобильный  транспорт  перевозит   разнообразные   грузы,   различающиеся физическими свойствами, родом упаковки и т. п. Вид груза является  одним  из важных факторов, определяющих выбор типа подвижного состава  и  условия  его

эксплуатации, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т. д.  Грузы могут быть сгруппированы по ряду признаков.    По способу погрузки-выгрузки они подразделяются на штучные, навалочные и наливные.

       К  обычным  относятся  грузы,  для  перевозки,  погрузки,  выгрузки  и

складирования  которых  не  требуется  особых  условий   и   которые   можно перевозить на бортовых автомобилях.

       Специфические грузы требуют особых мер по сохранности  и безопасности при перевозке, погрузке-выгрузке, и хранении. Они делятся  на  негабаритные, длинномерные, большой массы, опасные, скоропортящиеся, требующие  соблюдения определённых санитарных условий и антисанитарные. 

     В настоящее время основная масса грузовых и пассажирских перевозок осуществляются с участием двух и более видов транспорта. Так, 80% грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, зарождается и погашается на подъездных путях, т.е. на промышленном транспорте. Примерно 90% грузов, прибывающих в морские порты, передаются на железнодорожный транспорт. Около 50% грузов речного транспорта поступает также на железные дороги. Автомобильный транспорт практически взаимодействует со всеми видами транспорта. Особенно велик удельный вес участия автомобильного транспорта в пассажирских перевозках, осуществляемых всеми другими видами транспорта. Однако условия для взаимодействия различных видов транспорта нельзя признать оптимальными.  
Пунктами непосредственного взаимодействия являются транспортные узлы, где сливаются различные виды транспорта.

     Взаимодействие  различных видов транспорта заключается  в слаженности и согласованности  операций на разных видах транспорта, участвующих в общем перевозочном процессе грузов и пассажиров.

     В экономическом аспекте важным условием обеспечения взаимодействия является идентичность планов перевозок грузов смешанного сообщения, направляемых для исполнения всем подразделениям соответствующих видов транспорта. Перспективные и особенно годовые и оперативные планы перевозок (на квартал, месяц) должны совпадать по объемам, номенклатуре, срокам, пунктам отправления, перевалки и назначения, наименованию организаций, осуществляющих отправление и получение груза.  
Наличие абсолютно идентичных планов перевозок у каждого из взаимодействующих видов транспорта позволяет заблаговременно предусмотреть подачу соответствующего грузу подвижного состава, подготовить постоянные сооружения, маневровые и перегрузочные средства, обеспечить процесс передачи груза с одного вида транспорта на другой необходимой рабочей силой.  
Технический аспект проблемы взаимодействия сводится к конструкционной и мощностной унификации всех элементов и звеньев (различных видов транспорта), участвующих в осуществлении перевозок в смешанных сообщениях. Для этого практически требуется:  
согласование пропускной и перерабатывающей способности стыкующихся линий, по которым следуют потоки грузов и пассажиров смешанного сообщения, а также отдельных устройств в узлах например, вместимость железнодорожных путей на станциях и причалах порта, приспособленность техники для перегрузки грузов из вагонов в суда и автомобили и обратно, мощность перегрузочной техники и емкость складов, наличие соответствующих маневровых средств и т.п.);  
увязка параметров подвижного состава взаимодействующих видов транспорта. 
Технологический аспект проблемы заключается в необходимости, обработки грузов в транспортных узлах единому порядку, без которого быстрый и эффективный переход грузов с одного вида транспорта на другой невозможен. Здесь необходимо тщательное согласование частных технологических процессов между собой. Это относится к железнодорожным станциям, автопредприятиям, портам, подъездным путям клиентуры и другим звеньям, сосредоточенным в узлах. К настоящему времени практика выработала более совершенные формы взаимной увязки работы - единые технологические процессы, которые разрабатываются как отдельный документ и утверждаются должностными лицами – представителями взаимодействующих видов транспорта. Сейчас широко известен опыт технологического, взаимодействия между морским, железнодорожным, речным и автомобильным транспортом во многих транспортных узлах.  

     Система управления оказывает существенное влияние на ход и результаты эксплуатационной работы в узлах и в границах более крупных подразделений разных видов транспорта. Эффективность этого командования зависит не только от всех вышеназванных условий, но и от подбора кадров, их квалификации и субъективных качеств. Опыт показывает, что положительные результаты дает формирование так называемых единых смен, образующихся путем закрепления определенных лиц в соответствующих сменах. Единые смены позволяют работникам различных «цехов» узла (станций, портов, предприятий) изучить друг друга, что улучшает деловые контакты, способствует повышению доверия и ответственности между работниками оперативного аппарата.  
Одинаково важное значение проблема взаимодействия имеет и для улучшения пассажирских перевозок. Многие положения, изложенные применительно к сфере грузовых перевозок, остаются справедливыми и по отношению к пассажирским сообщениям. При этом на первый план выдвигаются требования точного согласования и выполнения расписаний движения транспортных единиц на разных видах транспорта, чтобы сократить до минимума время ожидания пассажиров в пункте «пересадки», а также обеспечения комфорта на всем маршруте поездки пассажира, включая и удобство перехода его с одного вида транспорта на другой.  

     В организации международных автомобильных  перевозок в настоящее время  много проблем, к числу которых  относятся пересечение границ в  регулярном и нерегулярном автомобильном  сообщении. Практически отсутствует  общепризнанная государствами система  учета и контроля автомобильных перевозок. При автомобильных перевозках существенное значение имеет создание гарантий безопасности автотранспорта и обеспечения возмещения вреда третьим лицам источником повышенной опасности. Это достигается посредством введения страхования гражданской ответственности в международных автомобильных перевозках. Осуществление автомобильной перевозки по иностранной территории предполагает получение соответствующей санкции компетентных органов государства. 
Перевозки грузов и пассажиров между двумя и более странами в отличии от перевозок в пределах одной страны в международных соглашениях и в законодательстве именуются международными перевозками или международными сообщениями. На автомобильном виде транспорта - транспортные средства одного государства при наличии разрешения политических органов другого государства могут пересекать государственную границу и продолжать перевозочную деятельность на иностранной территории. Здесь можно выполнять перевозку за границу в рамках договора, заключенного по внутренним правилам страны отправителя. 
 
Однако такой порядок осуществления перевозок между странами ставит массу сложных правовых вопросов, связанных с получением от иностранной стороны разрешения на транспортировку, определением условий пользования иностранными транспортными путями и порядком исполнения перевозочного договора за границей. Для устранение этих сложностей практика идет по пути заключения международных соглашений для перевозки автомобильным транспортом. Таким образом, для современных международных перевозок характерны два признака: 1. Это перевозки, которые осуществляются между двумя или более странами. 2. Перевозки выполняются на условиях, установленных международными соглашениями. Деление международных перевозок на регулируемые и нерегулируемые особо важно для автомобильного транспорта, где мировое применение получают регулярные (линейные перевозки). 
 
Особенность международного автомобильного сообщения состоит в том, что автотранспортное средство одного государства пересекает границу и следует по дорогам иностранного государства. В этих условиях необходимо установление единых правил дорожного движения, облегчение таможенных процедур, создание гарантий на случай причинения автотранспортом – источником повышенной опасности вреда третьим лицам, что достигается посредством введения обязательного страхования материальной ответственности. Организация международных автомобильных перевозок в России возложена на главное управление “Совтрансавто”, которое заключает соглашение коммерческого характера с зарубежными контрагентами и экспедиторами. При наличии постоянных грузопотоков практикуется заключение соглашений об установлении регулярных автомобильных линий. Организацией перевозок мелко партийных грузов и транспортно-экспедиционным обслуживанием занимается специализированное предприятие “Совтрансавтоэкспедиция”. Для технического обслуживания иностранного автотранспорта создана специализированная организация “Совтрансавтосервис”.

Информация о работе Проблемы планирования грузовых и пассажирских автомобильных перевозок