Принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики. Классификация и общая характеристика технического оснащения транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:03, реферат

Описание работы

Сегодня на мировом рынке процесс доставки товаров сопряжен с процессом выполнения (помимо "чистой" перевозки) целого ряда работ, операций и услуг, комплекс которых обеспечит эффективное распределение товаров. И именно транспортно-экспедиционные предприятия призваны осуществить задачу такого распределения. Под экспедиционной услугой следует понимать сопутствующие перевозочному процессу операции и работы. Эти операции включают доставку материалов, складирование и хранение, упаковку и агрегирование, а также перевозку любым видом транспорта.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
1. Принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики…...4
2.Классификация и общая характеристика технического оснащения транспорта…………………………………………………………………………...…14
Заключение………………………………………………………………...…….15
Список использованных источников………………………………………..…16

Работа содержит 1 файл

ЕТСиГТ.docx

— 42.43 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Единая транспортная система и география транспорта» по теме

«Принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики. Классификация и общая характеристика технического оснащения транспорта».

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                               

 

 

Проверил:                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….……….3

1. Принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики…...4

2.Классификация и общая характеристика технического оснащения транспорта…………………………………………………………………………...…14

Заключение………………………………………………………………...…….15

Список  использованных источников………………………………………..…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Транспорт - удовлетворяет одну из важнейших  потребностей человека - потребность  в перемещении. Однако практически  ни один вид транспорта (кроме автомобильного, и то не всегда) не может самостоятельно обеспечить полный цикл перемещения  по схеме "от двери до двери" или "от дома к дому". Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса. Организация работы такого комплекса, как единая транспортная система, является единовременной и сложной задачей, и насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально-экономического развития человечества, достижением научно-технического прогресса и стратегическим интересам. При этом единство транспортной системы не должно означать ее обособленности от путей сообщения сопредельных государств и территорий, особенно стран СНГ, развитие и функционирование которых в течение столетий осуществляется в едином комплексе.

 

Единая транспортная система представляет собой совокупность эффективно взаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности видов транспорта - путей сообщения и транспортных средств (с их производственно-управленческим персоналом), обеспечивающих погрузочно-разгрузные работы, перевозку людей и грузов с использованием современных прогрессивных технологий в целях наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги.

 

Сегодня на мировом рынке процесс доставки товаров сопряжен с процессом выполнения (помимо "чистой" перевозки) целого ряда работ, операций и услуг, комплекс которых обеспечит эффективное распределение товаров. И именно транспортно-экспедиционные предприятия призваны осуществить задачу такого распределения. Под экспедиционной услугой следует понимать сопутствующие перевозочному процессу операции и работы. Эти операции включают доставку материалов, складирование и хранение, упаковку и агрегирование, а также перевозку любым видом транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Принципы управления транспортом  в условиях рыночной экономики.

 

Управление  транспортом в процессе физического  движения товаров на пути от производителя  к потребителям через сформированные логистические каналы распределения  состоит в последовательном решении  следующих задач:

 

1. Выбор вида  транспорта и определение мест  и способов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.

 

2. Маршрутизация  этого движения для видов транспорта, свободных в определении трассы  движения (например, для автомобильного  транспорта в отличие от железнодорожного).

 

3. Контроль  и управление движением транспорта  в ходе доставки товаров по логистической цепи.

 

Выбор вида транспорта часто бывает безальтернативным  и полностью определяется взаимным расположением производителя, центров  консолидации и распределения, числом посредников и характером их деятельности, числом и расположением потребителей и их поведением в процессе закупочной деятельности.

 

Если, например, груз может быть доставлен из одного места в другое железнодорожным  и автомобильным транспортом, необходимо сделать правильный выбор варианта перевозок.

 

При осуществлении  такого выбора следует учитывать  свойства перевозимого груза и различных видов транспорта, которые были рассмотрены и классифицированы выше, а также ситуацию на рынке фирм-перевозчиков. Сюда же относится и наличие у перевозчиков той или иной стратегии управления транспортировкой, предоставление ими дополнительных услуг и уровень информатизации и контроля всего процесса транспортировки.

 

Кроме названных, на выбор сочетания видов транспорта влияют:

 

* необходимость  создания транспортных коридоров,  т. е. такой части национальной  или международной транспортной  системы, которая обеспечивает значительные по объему и/или интенсивности более или менее постоянные перевозки между отдельными регионами;

 

* целесообразность  создания транспортных цепей,  т. е. таких перевозок или  их этапов, когда при использовании  даже различных видов транспорта  сами грузы остаются в неизменном виде, представляя собой грузовой пакет или, что удобнее, стандартизованный контейнер;

 

* возможность  технологической увязки и совместного  планирования транспортировки с  производством и выпуском готовой  продукции и с процессом складирования;

 

* возможность  в случае смешанных перевозок  взаимоувязки и совместного планирования процессов транспортировки для различных видов транспорта.

 

Под влиянием логистических концепций KANBAN и "точно  в срок" пользователи транспортных услуг стали отдавать предпочтение таким критериям оценки работы транспорта, как соблюдение временных графиков доставки грузов (в зависимости от продолжительности планируемой поставки считаются допустимыми следующие отклонения: для восьми-12 недель - 25 %; четырех-восьми недель - 10; менее четырех недель - 1 %), ответственность за удовлетворение текущих потребностей в перевозках и возможность отслеживания движения груза.

 

По данным социологических опросов, повышение  значимости вышеуказанных критериев наблюдалось у 90 % фирм, принявших на вооружение логистические концепции KANBAN и "точно в срок". Одновременно половина этих фирм важное значение придает таким факторам, как близость расположения терминалов, размер тарифов, протяженность маршрутов и наличие специализированного подвижного состава

 

Важную роль в выборе того или иного вида транспорта играют транспортные тарифы.

 

На железнодорожном  транспорте их классифицируют следующим  образом:

 

* общие - для основной массы грузов;

 

* исключительные - для конкретных грузов;

 

* льготные - для перевозок с определенной целью;

 

* местные  - в пределах данной дороги.

 

Плата за железнодорожные  перевозки зависит от вида и масштаба отправки, типа вагона, скорости и расстояния перевозки. Следует также учитывать, принадлежит ли контейнер или другая упаковочная тара отправителю или является собственностью железной дороги.

 

Тарифы, применяемые  на автомобильном транспорте, классифицируются следующим образом:

 

* сдельные;

 

* на основе  автотонночасов;

 

* повременные;

 

* покилометровые;

 

* за перегон  подвижного состава;

 

* договорные.

 

Плата за автомобильные  перевозки зависит от расстояния перевозки, массы и объема перевозимого груза, грузоподъемности и типа используемого  автомобиля, его общего пробега и  времени использования, а также  местности, в которой осуществляется данная перевозка.

 

На речном транспорте тарифы устанавливаются  самостоятельно транспортными организациями, ведущими перевозку по водным путям, - пароходствами.

 

На морском  транспорте оплата перевозок производится либо по тарифу (если груз перевозится  системой линейного судоходства), либо по фрахтовой ставке (если перевозка  носит заказной характер). Величина фрахтовой ставки определяется на договорных началах исходя из конъюнктуры на фрахтовом рынке.

 

Тарифы на воздушную перевозку также определяются авиакомпаниями самостоятельно. Оплата может и в этом случае определяться по фрахтовым ставкам.

 

В мировой  практике, в том числе и российской, ценообразование на транспортные услуги по перевозке грузов базируется, как  правило, на трех основных принципах:

 

1) установление  тарифа на базе себестоимости  перевозок грузов и нормы прибыли;

 

2) установление  тарифа исходя из стоимости  перевозимых грузов;

 

3) установление  тарифа путем комбинированного  использования первых двух принципов.

 

В последнем  случае тариф устанавливается в  диапазоне тарифа, исчисленного на базе себестоимости (минимальное значение), или на основе стоимости перевозки грузов (максимальное значение). Данный подход наиболее практичен, применяется чаще первых двух и основан на использовании в логистических системах так называемых "тарифов для любых грузов". По этим тарифам перевозка смешанной партии грузов оплачивается по единой средней ставке, что позволяет обходиться без определения классификационной тарифной ставки для каждого груза. Таким образом, "тарифы для любых грузов" относительно независимы от себестоимости перевозок и стоимости перевозимых грузов и привязаны главным образом к маршрутам. Применение таких тарифов упрощает процедуру их определения, снижает транспортные издержки, что позволяет уменьшить не только транспортные расходы, но и общие логистические затраты.

 

Задача маршрутизации  грузопотоков становится особо актуальной в условиях многовариантности распределения таких потоков. Это характерно для автомобильного транспорта, в значительно меньшей степени - для воздушного или морского, и совсем в малой степени - для речного и железнодорожного транспорта. Поэтому для этого случая ограничимся рассмотрением проблемы выбора маршрута и интенсивности перевозок применительно к автомобильному транспорту. Такое ограниченное рассмотрение является общепринятым.

 

Все маршруты автомобильных перевозок делятся  на маятниковые и кольцевые.

 

Маятниковый маршрут - это такой маршрут, при  котором пробег автомобиля между двумя конечными пунктами многократно повторяется. Различают следующие виды маятниковых маршрутов:

 

* с обратным  холостым пробегом;

 

* с обратным  частично груженным пробегом;

 

* с обратным  полностью груженным пробегом.

 

Кольцевой маршрут - это пробег автомобиля по замкнутому контуру, на котором располагаются  несколько последовательно объезжаемых  пунктов. После совершения кольцевого маршрута автомобиль возвращается в  исходный пункт. Различают следующие разновидности кольцевых маршрутов:

 

* развозочный, когда продукция от одного поставщика доставляется нескольким потребителям;

 

* сборный, когда продукция от нескольких поставщиков доставляется одному потребителю;

 

* сборно-развозочный, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется нескольким потребителям.

 

Для решения  этой задачи применяются методы построения экономико-математических моделей, среди  которых наиболее разработаны методы линейного программирования.

 

В самом общем  виде транспортная задача в рамках линейного программирования формулируется следующим образом, имеется т поставщиков (или локальных складов), располагающих определенным ограниченным запасом продукции, и п потребителей данной продукции. Известны затраты на транспортировку единицы продукции от любого поставщика к любому потребителю. Необходимо прикрепить потребителей к тем или иным поставщикам, чтобы суммарные транспортные расходы на доставку всей продукции были бы минимальны.

 

Цели минимизации (вид так называемой целевой функции) в каждом конкретном случае могут  быть различными. При маршрутизации  автомобильного транспорта в зависимости от поставленных целей методами линейного программирования решаются следующие задачи:

 

* определение  числа ездок для заданного времени пребывания автомобиля в наряде, при котором обеспечивается минимум потерь рабочего времени;

 

* закрепление  потребителей за поставщиками  однотипной продукции, при котором обеспечивается минимум холостых пробегов;

 

* увязка  ездок отдельных автомобилей с целью обеспечения минимума холостых пробегов;

 

* определение  последовательности объезда при  составлении развозочного и сборочного маршрутов, которая обеспечивает минимум пробега в процессе этого объезда;

Информация о работе Принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики. Классификация и общая характеристика технического оснащения транспорта