Правовое регулирование перевозки грузов морским и речным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:24, доклад

Описание работы

Тема «Правовое регулирование перевозки грузов морским и речным транспортом» является весьма актуальной, так как высокое качество транспортных услуг зависит не только от хорошего технического состояния флота и отличной подготовки экипажей, но и от правового регулирования этой деятельности.

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 39.00 Кб (Скачать)
 

    Тема  «Правовое регулирование перевозки  грузов морским и речным транспортом» является весьма актуальной, так как  высокое качество транспортных услуг  зависит не только от хорошего технического состояния флота и отличной подготовки экипажей, но и от правового регулирования этой деятельности.

    Актуальность  темы также обусловлена новизной правовой базы, регулирующей данные правоотношения. Было обновлено законодательство, регулирующее отношения в сфере перевозок  водным транспортом. В частности  были приняты: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, а также присоединение России к Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., измененной Протоколами 1968 и 1979 гг., несомненно свидетельствуют о возрастающей востребованности и значимости такого правового института, как перевозка. Требуется детальная комплексная проработка вопросов о правовой природе, сущности и особенностях договора   перевозки груза и его видах.

    Применение указанных нормативных актов порождает значительное число вопросов в теории гражданского права и проблем на практике. При этом процессы радикального обновления транспортного законодательства, регулирующего перевозки грузов внутренним водным транспортом, и совершенствование судебно-арбитражной практики, связанной с его применением, не нашли адекватного отражения в юридической литературе. В частности, до сих пор нет единства мнения о правовой природе договора перевозки грузов, о его форме, не решен вопрос о статусе промежуточных перевозчиков, отсутствует комплексное исследование правовой природы договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры внутреннего водного транспорта и правового оформления взаимодействия перевозчиков между собой и с владельцами инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

    Все это, в конечном итоге, предопределяет актуальность и значимость темы исследования.

    Объектом  моего дипломного исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с перевозкой груза морским и речным транспортом и регулируемые нормами гражданского и транспортного права.

    Предметом дипломного исследования являются совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области морской и речной перевозки груза и практики их применения.  

    Цель  дипломной работы состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа  действующих правовых норм и складывающейся практики определить правовое регулирование  перевозки грузов морским и речным транспортом.

    Перемены  в государственной и экономической жизни страны, произошедшие в последние десятилетия, а также изменения в международно – правовом регулировании в области торгового мореплавания, вызвали необходимость обновления законодательства и пересмотра нормативного материала, составляющего содержание  устаревшего КТМ Союза ССР 1968г.

    Отсутствие законодательства, отвечающего современным требованиям регламентации деятельности в области торгового мореплавания стало отрицательно сказываться на эффективности такой деятельности, в т.ч. в сфере морской перевозки груза.

    В связи с этим началась  подготовка проекта нового Кодекса торгового  мореплавания (далее – КТМ РФ), который был принят 30 апреля 1999г.  и вступил в силу с 1 мая 1999г. В  нем необходимо было учесть все изменения, которые произошли  в экономике и политике РФ в последние годы.

    Принципиальным  явилось положение нового кодекса (п.2 ст. 1), согласно которому имущественные  отношения основаны на равенстве, автономии  воли и имущественной самостоятельности  их участников. Исходя из этого положения, большинство правил, регулирующих перевозку груза, применяются, если соглашением сторон  не предусмотрено иное. Императивно закреплены лишь наиболее важные условия договора  морской перевозки груза, например, обязанность перевозчика привести судно в мореходное состояние (ст. 124 КТМ РФ), ответственность перевозчика (ст. 166 КТМ РФ).

    В КМТ 1999г. нашли отражение и другие изменения гражданского законодательства. Получил официальное закрепление  такой новый институт  гражданского права, как удержание груза, который  используется перевозчиками как  основной инструмент защиты их прав, вытекающих из договора морской перевозки груза.

    На  сегодняшний день систему правового  регулировании вопросов морской  перевозки груза составляет Гражданский  кодекс РФ (гл. 40 «Перевозки») и в  качестве специального закона – КТМ  РФ (гл. VIII «Договор морской перевозки грузов»).

    Основанием  возникновения обязательств по перевозке  груза является договор.  Заключение договора перевозки груза происходит в момент, когда перевозчик, приняв груз к перевозке с заполненной  накладной, выдает грузоотправителю грузовую квитанцию под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.

    Особенность договора морской перевозки груза  заключается в разделении данного  договора на два вида, которые соответствуют  двум формам эксплуатации морского транспорта: линейной и трамповой. Договор морской перевозки груза, соответствующий линейной форме судоходства, оформляемый коносаментом, представляет собой договор, предметом которого является деятельность по перемещению груза в пространстве. Для трампового судоходства характерно заключение договора фрахтования судна на рейс (чартера), который в морском законодательстве и практике разных стран классифицируется по-разному.

    Договор морской перевозки груза в  Российской Федерации регулируется нормами главы 40 ГК РФ, которая содержит общие положения о договорах перевозки.

    Юридическое своеобразие договора перевозки  груза внутренним водным транспортом  проявляется в том, что возможность  автономного урегулирования субъектами содержания этих правоотношений значительно  ограничена. Порядок выполнения условий договора перевозки груза внутренним водным транспортом строго регламентирован, соответственно большую часть ГК РФ, КВВТ РФ составляют нормы, носящие императивный характер. Договор перевозки по своей природе является возмездным. Перевозчик и грузоотправитель при заключении договора перевозки внутренним водным транспортом принимают на себя обязанность по проведению соответствующих действий в силу своей компетенции.

    В работе были рассмотрены различные  варианты правового положения грузополучателя  по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом. Следует заметить, что речь шла только о тех случаях, когда грузоотправитель и грузополучатель не совпадали в одном лице. Грузополучатель, не участвуя в заключении договора перевозки внутренним водным транспортом, тем не менее становится его самостоятельным субъектом, приобретает права требования к перевозчику, и прежде всего это право требовать от перевозчика выдачи груза, доставленного в пункт назначения (п.2 ст. 79 КВВТ РФ).

    В работе сделан вывод о том, что договор перевозки относится к числу двусторонних (но не трехсторонних). Это объясняется тем, что если признать договор перевозки трехсторонним соглашением, то необходимо назвать права и обязанности получателя по отношению не только к перевозчику, но и к грузоотправителю. Однако в договоре перевозки грузов никаких взаимных прав и обязанностей грузоотправителя и грузополучателя не существует.

    Необходимо  отметить, что правовое регулирование  морской перевозки груза, значительно  сложнее и обширнее чем регламентация грузоперевозок речным транспортом. Например, при грузоперевозке морем, когда перевозка осуществляется на зафрахтованном в соответствии с чартером трамповым судне. Наличие двух документов: чартера, как формы одного из двух видов договора перевозки груза, и выданного позднее (в подтверждение принятия груза к перевозке) коносамента (в последнем случае коносамент может быть назван чартерным) – неизбежно порождает сложности в разграничении сферы действия этих документов.

    Перевозка грузов морским и речным транспортом является в настоящее время перспективным направлением в развитии транспортных услуг, так как Россия располагает обширной речной транспортной сетью и имеет большую протяженность морской границы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовое регулирование перевозки грузов морским и речным транспортом