Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:32, лабораторная работа
Цель: Изучить механизмы и устройства кривошипно-шатунного механизма.
Тема: Поршневая группа и шатуны. Цель: Изучить механизмы и устройства кривошипно-шатунного механизма. Ход работы:
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ)) воспринимает давление газов при такте сгорания- расширения и предназначен для преобразования прямолинейного, возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. КШМ состоит из блока цилиндров с картером, головки цилиндров, поршневой группы, маховика, поддона картера. Блок цилиндров является основной деталью двигателя, к которой крепятся все механизмы и детали. Цилиндры в блоках изучаемых двигателей расположены V- образно в два ряда под углом 90 градусов. Блоки цилиндров отливают из чугуна (ЗИЛ-130, КамАЗ) или алюминиевого сплава(ЗМЗ-53-12). В той же отливки выполнены картер и стенки полости охлаждения, окружающие цилиндры двигателя. В блоках изучаемых двигателей устанавливают вставные гильзы, омываемые охлаждающей жидкостью. Внутренняя поверхность гильзы служит направляющей для поршня. Гильзы, омываемые охлаждающей жидкостью называются мокрыми. В нижней части они имеют уплотняющие кольца из специальной резины или медные. Блок цилиндров V-образного двигателя ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53-12 сверху закрыт двумя головками из алюминиевого сплава. В двигателе КамАЗ-740 каждый цилиндр имеет свою головку. На головке цилиндров закреплены детали ГРМ. В головке цилиндров выполнены впускные и выпускные каналы и установлены вставные седла и направляющие втулки клапанов. Для создания герметичности между блоком и головкой цилиндров установлена прокладка, а крепление головки к блоку цилиндров осуществлено шпильками с гайками. Прокладка должна быть жаропрочной и эластичной. В двигателе ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53-12 она сталеасбестовая, в КамАЗ-740 – из стали. В двигателе ЗМЗ –53-12 гильзы цилиндров в верхней части удерживаются только головкой цилиндров, поэтому при сборке необходимо подбирать комплект медных уплотняющих колец нижней части гильзы так, чтобы гильза выступала над плоскостью разъема блока и головки цилиндров на 0.02…0,09мм. Поршень воспринимает давление газов при рабочем такте и передает его через поршневой палец и шатун на коленчатый вал. Поршень представляет собой перевернутый цилиндрический стакан, отлитый из алюминиевого сплава( рис.1).В верхней части поршня расположена головка с канавками, в которые вставлены поршневые кольца. Ниже выполнена юбка, направляющая движения поршня. В юбке поршня имеются отверстия - бобышки, для поршневого пальца. Чтобы поршень не заклинивался при прогретом двигатели, головку поршня выполняют меньшего диаметра, чем юбку, а саму юбку в поперечном сечении изготавливают не цилиндрической формы, а в виде эллипса. На юбке поршня может разрез. Благодаря овальной форме и разрезу юбки предотвращается заклинивание поршня при работе прогретого поршня.
Поршневые кольца, применяемые
в двигателях, подразделяются на компрессионные
и маслосъемные. Компрессионные кольца
уплотняют зазор между поршнем и цилиндром
и служит для уменьшения прорыва газов
из цилиндров в картер, а маслосъемные
снимают излишки масла с зеркала цилиндров
и не допускают проникновения масла в
камеру сгорания. Кольца, изготовленные
из чугуна или стали, имеют разрез (замок)
(рис.1). При установки поршня в цилиндр
поршневое кольцо предварительно сжимают,
в результате чего обеспечивается его
плотное прилегание к зеркалу цилиндра
при разжатии. Количество колец, устанавливаемых
на поршнях изучаемых двигателей, неодинаковое.
На поршнях двигателей ЗИЛ-130 три компрессионных
кольца, два верхних хромированы по поверхности,
соприкасающейся с гильзой. Рабочая поверхность
нижнего компрессионного кольца двигателя
КамАЗ-740 покрыта молибденом. Маслосъемных
колец в изучаемых двигателях по одному.
Маслосъемное кольцо собрано из четырех
отдельных элементов - двух тонких стальных
разрезных колец и двух гофрированных
стальных расширительных( осевого и радиального). | ||||||
Вып | Подоляка | ЛНТ 1705 Т-21 021 |
Лист | |||
Пров | Капатура В.И. | № |
Поршневой палец шарнирно соединяет поршень с верхней головкой шатуна. Палец изготовлен в виде пустотелого цилиндрического стержня, наружная поверхность которого закалена нагревом током высокой частоты. На изучаемых двигателях применяются так называемые плавающие пальцы, т.е. такие, которые могут свободно поворачиваться как в верхней головке шатуна, так и в бобышках поршня, что способствуют равномерному износу пальца. Шатун
служит для соединения коленчатого вала
с поршнем. Через шатун давление
на поршень при рабочем ходе передается
на коленчатый вал. При вспомогательных
тактах (впуск, сжатие и выпуск) через шатун
поршень производится в действие от коленчатого
вала. Шатун (рис.2 ) состоит из стального
стержня двутаврового сечения, верхней
неразъемной и нижней разъемной головок.
В верхней установлен поршневой палец,
а нижняя закреплена на шатунной шейки
коленчатого вала. Для уменьшения трения
в верхнюю головку шатуна запрессована
бронзовая или биметаллическая с бронзовым
слоем втулка, а в нижнюю состоящую из
двух частей, установлены тонкостенные
вкладыши, представляющие собой стальную
ленту, внутренняя поверхность которой
покрыта тонким слоем артифрикционного
сплава. В изучаемых двигателях на одной
шатунной шейки коленчатого вала закреплено
по два шатуна. Для правильной их сборке
с поршнями нужно помнить, что шатуны
правого ряда цилиндров собраны с поршнями
так, что номер на шатуне обращен назад
по ходу автомобиля (рис.2), а левого ряда
– вперед, т. е. совпадает с надписью на
поршне.
| ||||||
Вып | Подоляка | ЛНТ 1705 Т-21 021 |
Лист | |||
Пров | Капатура В.И. | № |
Коленчатый вал воспринимает усилие, передаваемые от поршней шатунами, и преобразует их в крутящий момент, который затем через маховик передается на транс миссию. В двигателях ЗИЛ-130 и КамАЗ-740 коленчатый вал стальной, а в ЗМЗ-53-12 – отлит из высокопрочного чугуна. Коленчатый вал (рис. 3 ) состоит из шатунных и коренных шеек, щек и противовесов. На переднем кольце вала двигателей ЗМЗ-53-12 и ЗИЛ-130 имеется углубление для шпонки распределительной шестерни и шкива привода вентилятора, а также нарезное отверстие для крепления храповика, задняя часть вала выполнена в виде фланца, к которому болтами прикреплен маховик. Шатунные шейки коленчатого вала многоцилиндровых двигателей выполнены в разных плоскостях, что необходимо для чередования рабочих тактов в разных цилиндрах. В восьмицилиндровых V- образных двигателях коленчатые валы имеют по четыре шатунные шейки, расположенные под углом в 90 градусов.
Шатунные и коренные подшипники. В работающем двигателе нагрузка на шатунные и коренные шейки коленчатого вала очень высокая. Для уменьшения трения коренные и шатунные шейки расположены в подшипниках скольжения, которые выполнены в виде вкладышей, аналогичных шатунным. Маховик
уменьшает неравномерность работы двигателя,
выводит поршни из мертвых точек, облегчает
пуск двигателя и способствует
плавному троганию автомобиля с места.
Маховик изготовлен в виде массивного
чугунного диска и прикреплен к фланцу
коленчатого вала болтами с гайками. При
изготовлении маховик балансируется вместе
с коленчатым валом. | ||||||
Вып | Подоляка | ЛНТ 1705 Т-21 021 |
Лист | |||
Пров | Капатура В.И. | № |