Первые механические средства передвижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:47, реферат

Описание работы

Однако, единственное, что Гурьеву удалось осуществить из своих проектов,
так это построить торцовую мостовую в Петербурге на Невском проспекте,
Дворцовой набережной и некоторых других улицах. Отмечая заслуги этого
выдающегося ученого, в 1902 г. в Санкт-Петербурге была издана книга,
посвященная его памяти - “Василий Петрович Гурьев и его идеи о дорогах
для автомобилей”. Однако в настоящее время об этом мало кто помнит.
Другие исследователи в числе пионеров отечественного автомобилестроения
называют Л.Л.Шамшуренкова и И.П.Кулибина, речь о которых пойдет ниже.
Третьи - Путилова и Хлобова, Е.А.Яковлева и П.А.Фрезе.

Содержание

Введение

1.Колесные самоходные экипажи XVIII века.
2.Механические транспортные средства.
Заключение

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office.docx

— 88.32 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации

Федеральное общеобразовательное  учреждение

Среднего  профессионального  образования 

«Ивановский промышленно-экономический  колледж» 
 

                           Реферат 

По дисциплине: История автомобильного транспорта 

На тему: Первые механические средства передвижения  
 
 
 
 

                                                       Выполнил:   Асхамбаев Д.С. гр 481

                           Проверил: Галаганов С. Н.                                                                                                                             

Иваново 2010

Содержание

Введение

  1. Колесные самоходные экипажи XVIII века.
  2. Механические транспортные средства.

Заключение

Список литературы.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Потребность людей в необходимости  ускоренного перемещения по земле 
привела человечество к созданию различных машин и механизмов, наиболее 
удобным и любимым из которых стал автомобиль.  
Слово ”автомобиль” означает “самодвижущаяся повозка”, хотя в современном понимании автомобилями принято называть только средства передвижения, оснащенные автономными двигателями (внутреннего сгорания,электрическими,паровыми). 
          Российские автомобилисты в 1996 г. отмечали столь знаменательную дату,как 100-летие отечественного автотранспорта, отсчитывающего свое 
рождение с 11 сентября 1896 г.. Как установили историки, именно эта дата 
была ознаменована выходом в свет Постановления Министра путей сообщения князя М.И.Хилкова “О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах”.  
В целом же начало современной автомобильной эпохи принято отсчитывать с 1895 г., когда независимо друг от друга Г.Даймлер и К.Бенц построили 
самодвижущиеся экипажи, имевшие двигатели внутреннего сгорания с большим числом оборотов и высокой степенью сжатия. Стало возможным широкое распространение автомобиля. 
Среди исследователей нет единого мнения относительно того, кого именно 
следует считать основоположником автомобилестроения в России. Некоторые из них пионером автотранспортной науки в России называют Василия Петровича Гурьева, который в 1836 г. выпустил монографию: “Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компаний”. 
Развитие автомобильного транспорта рассматривалось в ней, говоря 
современным языком, в русле единой концепции: “автомобиль - водитель - 
дорога - экономический эффект”. Гурьев не был конструктором автомобилей, 
но он внес немалый вклад в развитие самой стратегии автомобилизма. 
Автомобильные дороги, по предположению В.П.Гурьева, следовало покрывать деревянной торцовой мостовой, что для своего времени являлось идеей весьма прогрессивной. Он также уделял должное внимание безопасности перевозок пассажиров и грузов, подготовке водительских кадров.  
Конечно, автомобилей с двигателями внутреннего сгорания тогда еще не 
было, и В.П.Гурьев ориентировался на паровые автомобили, которые он 
называл “сухопутными пароходами”. В междугородном сообщении 
предусматривалось широкое применение грузовых и пассажирских 
автопоездов. Построенная им карта транспортных связей России отличалась 
удивительно точным предвидением дальнейшего промышленного развития 
страны.  
Однако, единственное, что Гурьеву удалось осуществить из своих проектов, 
так это построить торцовую мостовую в Петербурге на Невском проспекте, 
Дворцовой набережной и некоторых других улицах. Отмечая заслуги этого 
выдающегося ученого, в 1902 г. в Санкт-Петербурге была издана книга, 
посвященная его памяти - “Василий Петрович Гурьев и его идеи о дорогах 
для автомобилей”. Однако в настоящее время об этом мало кто помнит. 
Другие исследователи в числе пионеров отечественного автомобилестроения 
называют Л.Л.Шамшуренкова и И.П.Кулибина, речь о которых пойдет ниже. 
Третьи - Путилова и Хлобова, Е.А.Яковлева и П.А.Фрезе. 
 
I.
Колесные самоходные экипажи XVIII века.  

        У талантливого русского самоучки, крепостного крестьянина Нижегородской губернии Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова (1685-1757) быломного механических изобретений, но самым интересным для нас является самобеглая коляска, изготовленная из “железа сибирского мягкого”, “стали самой доброй”, “проволоки железной толстой”, кожи, сала, клея, холстагвоздей. 
Коляска была представлена в Петербурге 1 ноября 1752 г.: она была 
четырехколесной и приводилась в движение мускульной силой двух человек 
через устройство, напоминающее ворот. Коляска могла развивать скорость 
до 15 км в час. Для пассажиров предназначалось два места. 
После показательной демонстрации самобеглая коляска Шамшуренкова 
использовалась придворными для развлечений “как весьма новое и курьёзное 
художество”, а затем была забыта: гениальное для своего времени 
изобретение погибло на задворках Конюшенной конторы, где собирались 
различные экипажи. 
Замечательной конструкцией колесного самоходного экипажа являлась также 
самокатка русского конструктора, выдающегося изобретателя и инженера 
Ивана Петровича Кулибина (1735-1818), на которой он разъезжал по улицам 
Петербурга в 1791 г.  
Сначала Кулибин работал над четырехколесной коляской, а затем, стремясь 
максимально облегчить экипаж и упростить управление им, создал 
трехколесный вариант самокатки. Его самоходный экипаж имел трехколесное шасси, переднее сиденье для двух пассажиров и место сзади для настоящего человека, управляющего ножными педалями - “туфлями”. Человек держался заручку, закрепленную в спинке сиденья, и силой своего веса попеременно 
давил то на одну педаль, то на другую. Педали через рычаги и тяги 
действовали на храповой механизм (собачку с зубчаткой), закрепленный на 
вертикальной оси специального маховика; последний был расположен под 
рамой коляски, выравнивал толчки от храпового механизма и поддерживал, 
таким образом, непрерывное вращение оси. От вертикальной оси маховика 
вращение передавалось парой зубчаток на продольный горизонтальный вал, 
на заднем конце которого находилась зубчатка, цеплявшаяся за один из 
трех зубчатых венцов барабана, закрепленного на оси задних ведущих 
колес. 
Таким образом, конструкция русского механика содержала почти все 
основные узлы будущего автомобиля, многие из которых были введены 
впервые - перемену передач, тормозное устройство, рулевое управление, 
подшипники качения. Чрезвычайно ценным является оригинальное применение Кулибиным маховика для обеспечения плавной работы трансмиссии осуществление торможения при помощи пружин типа часового механизма. 
Судя по сохранившимся чертежам, самокатка И.П.Кулибина имела длину около 3,2 м; ширину и высоту - по 1,6 м; диаметр задних колес - 1,42 м. При 
одном обороте колеса в секунду она могла развивать скорость до 16,2 км в 
час. 
По мнению А.С.Исаева, однако, наиболее правильное решение проблемы 
самоходной коляски, приводимой в движение силой человека, представил в 
1801 г. уральский мастер Артамонов. Он решил задачу максимального 
облегчения веса повозки за счет уменьшения ее размеров и сокращения 
числа колес до двух. Таким образом Артамонов создал первый в мире 
педальный самокат - прообраз будущего велосипеда. Моно сказать, что его 
идея живет в миллионах современных велосипедов.
 

  1. Механические  средства передвижения.
 
      В древние века человеческие мышцы были единственным средством перемещения. Человек сам был своим собственным «вьючным животным». Но со временем он приручил животных, научил их возить наездников и грузы. Быки, ослы, буйволы, лошади, верблюды использовались древним человеком в различных частях света для транспортировки.  
Это устраивало человека на протяжении тысячелетий, а затем он захотел найти способ, чтобы животные могли перевозить больше грузов. Были изобретены сани и телеги, чтобы запрягать в них животных. Сани и санки с полозьями хорошо бежали по снегу, но были совершенно непригодны на земле. Человек изобрел катящиеся повозки.  
Они состояли из отрезков бревен вместо колес, помещенных под телегой или платформой. Когда телегу тянули, бревна под ней катились. Это сделало работу легче, чем если тащить платформу просто по земле. Она прокатывалась по бревнам, оставляла их позади себя. Эти бревна собирали и снова клали перед передним концом платформы.И все повторялось снова. Однажды кто-то догадался сделать срез бревна и проделать отверстие в его центре. Так появилось колесо — одно из величайших изобретений человека. Затем два колеса соединили осью, а ось прикрепили к платформе. Возникла грубая тележка. Массивные деревянные колеса были тяжелыми и неуклюжими, к тому же быстро изнашивались.  
В течение тысячелетий человек совершенствовал колесо. Сооружая его из отдельных ступиц, втулок, ободьев и спиц, он смог облегчить его и сделать более эффективным. Человек сделал ободья и покрышки из меди или железа, чтобы они могли дольше служить. Наконец научились и делать резиновые шины.
 
 
Слово автомобиль означает самодвижущаяся повозка, но в  современном понимании автомобилями принято называть только средства передвижения, оснащенные автономными двигателями (внутреннего сгорания, электрическими, паровыми). Первые механические средства передвижения появились задолго  до изобретения автомобиля. Имеются сведения о том, что в древнем Китае были сухопутные повозки с парусами приводившиеся в движение силой ветра. В Европе подобные парусные повозки были построены Симоном Стевином примерно в 1600 г.

Часовщик  из Нюрнберга H.Xayч построил механическую повозку, источником движения которой  была большая часовая пружина. Завода такой пружины хватало на три  четверти часа езды. Повозка эта  действительно передвигалась и  была куплена королем Швеции Карлом, который пользовался ею для совершения прогулок по королевскому парку. Находились скептики, утверждавшие, что повозка двигалась с помощью двух человек, спрятанных внутри нее. Однако можно утверждать, что конструкция, построенная высококвалифицированным часовщиком, была снабжена соответствующим механизмом.

Книга, изданная в Париже в 1793 г автором  которой был Озанам, приводила  сведения о том, что уже в течение  нескольких лет по улицам Парижа ездила коляска, источником движения которой  был лакей, нажимавший ногами на расположенные  в кузове подножки, которые, в свою Очередь, передавали движение на ось  ведущих колес.

В России (XV век) были созданы две конструкции  механических экипажей. Л.Л.Шамшуренков (1687— 1758) в 1752 г. построил в Петербурге Самобеглую коляску, подробного описания которой до нашего времени не дошло. Известно только, что ее испытания  состоялись 2 ноября 1752 г. Самокатка  И. П. Кулибина (1735 —1818) была построена  также в Петербурге в 1791 г. Она  представляла собой трехколесную педальную  коляску с маховиком и трехскоростной коробкой перемены передач. Храповой механизм между педалями и маховиком давал  возможность педалям совершать  холостой ход. Переднее колесо было управляемым, ведущими служили два задних колеса большого диаметра. Приводил коляску  в движение слуга, находившийся на запятках, который, нажимая на педали, вращал колеса. Нес самокатки И. П. Кулибина с двумя пассажирами и слугой составлял 500 кг, скорость — до 10 км/ч.

Русский изобретатель Е.И.Артамонов (1776—1841) —  крепостной слесарь Нижнетагильского завода — в 1801 г. построил первый двухколесный металлический велосипед.

В 1817 г. лесничий Карл фон Дрейз (Германия) создал двухколесную повозку, которую  назвали по фамилии ее изобретателя дрезиной. Она была очень похожа на современный велосипед — имеется  в виду наличие рамы удобно расположенного сиденья, колеса, управляемого с помощью  руля Важно и то, что колеса были одинаковых размеров и располагались  последовательно один за другим. Вместе с тем конструкция Дрейза еще не имела педалей. Для тех, кто привык к названию дрезина в современной понимании, укажем, что в настоящее время оно применяется лишь к повозкам, передвигающимся по рельсам.

   Заключение 

   В дореволюционную  историю 
русского автомобиля, конечно, были упомянуты далеко не все имена 
отечественных изобретателей, внесших свою лепту в создание и становление 
автомобильного производства в России. И хотя дореволюционная Россия не 
имела высокоразвитой автомобильной промышленности, русские инженеры 
совершили ряд успешных попыток по разработке и изготовлению собственных конструкций. 
Остается лишь сожалеть, что ситуация, существовавшая в российском 
автомобилестроении в начале века, когда русские автомобили - несмотря на 
их ограниченное количество - по своим ходовым качествам и качеству 
отделки не уступали импортным образцам, не сохранилась до наших дней.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы. 

Исаев А.С. От самобеглой коляски до ЗИЛ-111. – М.: Транспорт, 1961.

Интернет  www.ossetians.com

Куприн Е., Рубец  А. Российскому автомобильному транспорту - 100 лет // 
Автомобильный транспорт. 1996.

Гордиенко М.П., Смирнов Л.М. От повозки до автомобиля . - Алма-Ата, 
1990.

Информация о работе Первые механические средства передвижения