Перевозки туристов на железнодорожном транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 05:30, контрольная работа

Описание работы

Достигнутые высокие темпы в развитии туризма в последние десятилетия нашего века непосредственно связаны с достижениями научно-технического прогресса в области транспорта. Превращение путешествий в массовое явление (в том числе путешествий с туристскими целями) обусловлено в немалой степени почти революционными изменениями в транспортной системе. Начало этим изменениям положило создание железных дорог и паровоза, затем появился автомобиль и позднее - самолет, который в настоящее время превратился в транспортное средство массового перемещения людей.

Содержание

Введение 3
1. Виды и средства перевозок в туризме 5
2. Особенности организации транспортной деятельности……………....9
3. Железнодорожный туризм. Проблемы и перспективы развития…….11
4. Повышение эффективности туристических услуг с учетом
транспортной составляющей…………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………..23
Список используемой литературы…………………………………………30

Работа содержит 1 файл

транспорт в туризме.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

В перспективе в структуре ОАО  «РЖД» планируется создать компанию, которая будет оказывать полный комплекс услуг по организации железнодорожных  путешествий на специализированном подвижном составе. Это избавит клиентов от необходимости заключения договоров с несколькими организациями по вопросам, касающимся аренды вагонов, разработки маршрута следования, предоставления питания и прочих услуг. Решением всех этих проблем по поручению заказчика будут заниматься сотрудники компании. Таким образом, компания объединит в себе функции туроператора, создающего новые маршруты и новые турпродукты, и функции по сотрудничеству с управлениями железных дорог по предоставлению специальных составов, предназначенных для перевозок туристов. Кроме того, планируется создание собственного парка туристско-экскурсионных поездов, а также реализация совместных международных проектов по разработке подвижного состава нового поколения для использования в целях туризма.

4. Повышение эффективности туристических услуг с учетом транспортной составляющей

Наша страна обладает огромным туристическим  потенциалом: разнообразные климатические  условия, богатое культурное и историческое наследие - все это является привлекательным как для туристов других стран, так и для жителей различных регионов. Однако существует ряд проблем, которые тормозят развитие туризма, приводят к недополучению валютной выручки и, соответственно, доходов бюджета.

В среднесрочной перспективе ожидается ужесточение условий конкуренции в сфере услуг как на внутреннем, так и на мировом рынках в связи с присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО). Однако рыночные реформы в нашей стране отчетливо показали низкую  конкурентоспособность большинства услуг, прежде всего по их качеству. В результате интенсивной интеграции российской экономики в мировую и объективно сопутствующего этому процессу снятия барьеров «входа» на российские рынки иностранных операторов отечественные производители услуг будут находиться в жестких конкурентных условиях не только между собой, но и с зарубежными операторами.

Проблема конкурентоспособности  туристической индустрии является многофакторной и должна решаться по многим направлениям одновременно. Макроэкономическая стабилизация и институциональные реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата, безусловно, создают условия для эффективного развития туристического бизнеса в долгосрочной перспективе, но вместе с тем, в силу объективных причин, эти преобразования не обеспечивают сами по себе достижения необходимых результатов на ближайшие годы. Решение проблем в туризме нецелесообразно ограничивать лишь спектром отраслевых задач. Это связано с главной особенностью туристических услуг - их невозможно перенести в пространстве. Для туристических услуг наличие смежных организаций является условием, без которого не может быть совершено потребление, поэтому туристские услуги должны производиться при высоких требованиях к инфраструктуре. Следовательно, совместная деятельность турфирм и их сотрудничество с организациями непосредственного обслуживания туристов является важным условием производства туристских товаров и услуг. При этом первостепенное значение имеет транспорт, одна из составляющих инфраструктуры туризма. Туристские перевозки являются важнейшим составным элементом туристской индустрии и неотъемлемой частью туристского продукта. Самым молодым и активно развивающимся видом транспорта является воздушный. Авиаперевозки занимают более одной трети от всех перевозок международных туристов. Однако в настоящий момент существует несколько проблем, которые возникают на стыке услуг турфирм и транспортных организаций. Самая главная из них состоит в том, что транспортные затраты в структуре цены туруслуги составляют 40-50%. Такое соотношение не позволяет туристическим фирмам вести гибкую ценовую политику при продаже всего пакета услуги. Другой проблемой является то, что многие транспортные предприятия и компании не только осуществляют перевозку туристов, но и обеспечивают перевозку обычных пассажиров, почты и грузов, не имеющих отношения к туризму. Поэтому при перевозке туристов авиаперевозчики не делают различий " между просто пассажиром и туристом. На отечественном рынке авиаперевозок практически полностью отсутствует предложение дополнительных услуг для туристов, тогда как у зарубежных перевозчиков это весьма распространенная практика. Освоение нашего туристического рынка иностранными авиаперевозчиками, предлагающими услугу на порядок выше по уровню качества и надежности по сравнению с отечественными компаниями, ведет к утечке валюты за рубеж. За последнее время стоимость перевозок в ходе конкурентной борьбы а также в результате падения спроса была весьма снижена. Вследствие этого на первый план выходят неценовые способы конкуренции, которые предполагают привлечение клиента путем повышения качества предлагаемой услуги и предложения дополнительных услуг к основным. Развитие современной цивилизации характеризуется ускоренным ростом сектора услуг по сравнению с другими секторами национального хозяйства. Это обусловлено в первую очередь действием таких факторов, как рост общественной производительности труда, следствием которого является повышение материального благосостояния людей, а также изменением соотношения трудовой и досуговой деятельности человека в результате общественного разделения труда. Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в туризме и в целом в индустрии развлечений , страховании и телекоммуникациях . В 2000г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения : доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигает 77%. В соответствии с ГОСТ РФ 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя. Услуга представляет собой не вещь, не товар, а процесс, деятельность. Как правило, эта деятельность не имеет материального результата. Всем услугам присущ один общий признак - результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения, составляющих вместе с ним единое целое. Поэтому при оказании услуги продается не сам результат, а действия, к нему приведшие. Именно эта отличительная особенность услуги от товаров или выполненных работ закреплена в статьях 779-780 Гражданского кодекса РФ. При этом статьей 780 ГК РФ оговорено, что «если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услугу лично». Таким образом, в Гражданском кодексе отражена экономическая сущность услуги и подчеркнута главная ее особенность - нематериальность. Из всего многообразия услуг рынок туризма выступает как самостоятельный вид рынка, входящий в общую рыночную систему, но при этом сохраняющий свою ярко выраженную индивидуальность. Технический прогресс привел к снижению чисто физической усталости и к увеличению нервного напряжения, что требует развития современных форм организации отдыха. В результате стандартизации трудовых процессов и форм потребления создается явление, характеризуемое социальными психологами как однообразное потребление. Туризм разрывает этот монотонный ряд. Усилению потребности в туризме также способствует такое явление как урбанизация. Урбанизация препятствует отдыху после работы, т.к. жители городов изолированы от природы. Поэтому исследователи считают, что одним из лучших решений, связанных со снятием усталости, вызванной урбанизацией, являются путешествия. В конечном итоге было определено, что все факторы, вызывающие потребности в туризме, можно разделить на четыре группы: познавательная, региональная, экономическая, психологическая. Туристское движение представляет собой еще и несравнимое средство развития интеллекта, а туристские потребности стали постепенно обязательной нормой жизни всего населения. Сегодня международный туризм трансформирует прежде закрытые общества в открытые универсальные общества, где контакты между людьми из разных стран становятся повседневной реальностью. Это удовлетворяет потребности людей во встречах и обменах другими культурами. Неоспоримо, что туризм является одним их влиятельнейших феноменов (если не самый влиятельный) экономического и социального развития общества. Составление информации о туристских потоках и в целом экономический анализ международного туризма базируется на принятых точных и универсальных определениях, которые описывают характеристики международного туризма, классифицируют разные виды туристских потоков. Основные определения туризма были сформулированы Организацией Объединенных Наций (Конференция по туризму и международным путешествиям , Рим, 1963г.) и Комиссией по статистике ООН (апрель 1968г.) Эти определения были пересмотрены и приняты на конференции, проводимой Всемирной туристской организацией в Оттаве в июне 1991г. Там же были сформулированы некоторые рекомендации, которые ВТО опубликовала в своем отчете «Рекомендации по статистике в международной миграции».

Согласно рекомендациям  ВТО, всех путешественников, пересекающих внешние границы стран, подразделяют на тех, которые должны быть включены в статистику туризма и названы  гостями и на тех, кого не включают в статистику исходя из мотивов их визита. Обобщив все вышеизложенное, можно выделить три группы международных путешественников:

1) иностранный гость  - любая персона, уезжающая в  другую страну, не являющуюся  его постоянным местом жительства, на период, не превышающий 12 месяцев, при этом главная цель визита иная, чем оплачиваемая деятельность;

2) иностранный турист - это гость, проживающий в стране  временного пребывания по крайней  мере 24 часа с целью отдыха ( проведение  отпуска, оздоровительные, познавательные, религиозные и иные цели);

3) экскурсант - это иностранный  гость, который не ночует в  стране пребывания, а возвращается , например, на судно или на  поезд, на котором он прибыл  в страну.

Туризм характеризуется  наиболее динамичным и бурным развитием, особенно за последние десятилетия.

Индустрия туризма - это  неотъемлемая составная часть экономики  всех развитых стран. Основными народнохозяйственными  функциями туризма являются:  
доходная, например: по оценке швейцарских специалистов, совокупный вклад туризма в экономику их страны практически равен доле ВВП, производимой в банковском деле, - 8,2%. К сожалению, доля туризма в валовом внутреннем продукте России ничтожно мала - менее 1%. Объем всех платных услуг в 1995 году составил около 40 трлн. рублей в фактически действовавших ценах, из них туристско - экскурсионные услуги -всего 1,4%; внешнеэкономическая (баланс доходов от туризма и расходов на него). Россия на современном этапе ее туристского развития, имея отрицательное сальдо туристского баланса или пассивный туристский платежный баланс, то есть превышение расходов на поездки россиян за границу над доходами от иностранных туристов, относится пока к стране, направляющей своих граждан в качестве туристов в другие страны. В 1997г. сальдо туристского баланса Ф составило 1,6 миллиона человек, а в 1996 году вывоз валюты российскими туристами превысил ввоз ее иностранными туристами на 6,1 млрд. долларов. Но в последние годы наблюдается тенденция к сокращению этой разницы; создание рабочих мест. Наличие достаточно развитой туристской индустрии в определенной местности позволяет решать проблему занятости рабочих рук, так как туризм является одной из самых трудозатратных отраслей, в большинстве случае не поддающихся механизации и автоматизации. Например, в гостиничном бизнесе средний показатель занятости составляет 3 человека обслуживающего персонала на 10 туристов (от 2 до 5 человек в зависимости от категории отеля). В гостиницах 5* на обслуживании 1200 человек занято до 600 человек. Таким образом, туризм в связи со своей способностью привлекать значительные трудовые ресурсы, доходностью и быстрой окупаемостью дает возможность повышения уровня жизни трудящихся; выравнивающая. Создание туристских предприятий в удаленных, малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах частично нейтрализует такие последствия прогресса, как отток населения в городские агломерации, разрушение традиционного уклада жизни сельского населения. В ФРГ земля Шлезвиг-Гольштейн, одна из самых маленьких по территории и наименее развитая в индустриальном отношении, привлекает благодаря пляжам и сельскому ландшафту больше туристов, чем Гамбург, Бремен, Берлин и Саар вместе взятые. Предприятия, работающие в туристской отрасли, производят новые продукты и содействуют накоплению ценностей. Туризм также не только напрямую, но и косвенно содействует занятости населения путем обеспечения мест в других отраслях. Экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание национального дохода, т.е. влияет на благосостояние людей, чье рабочее место напрямую и косвенно зависит от туризма. Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад. Прямое влияние - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте; предоставление возможностей для развития личности. Стремление к познанию всегда было неотъемлемой частью человеческой личности. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории, культуры других народов - вот та задача, которую в полной мере может выполнить туризм. Гуманитарное значение туризма значительно шире познавательной функции. Туризм заинтересован в дружбе и мире между народами, так как это является одним из условий его деятельности. Воспроизводящая, одна из основных функций туризма, с социальной точки зрения, направленная на восстановление сил, затраченных при выполнении определенных производственных и бытовых функций. Туризм может дать человеку перемещение, обеспечивающее смену обстановки и изменение привычного образа жизни, то есть дополнительный контраст производственной жизни. Недаром в странах существует «социальный туризм», который субсидируется из средств, выделяемых на социальные нужды. Эта деятельность считается очень важной, с точки зрения восстановления трудоспособности рабочих и служащих и их последующей отдачи.

Несмотря на то, что  туристический рынок рассматривается  как один из компонентов единого  рынка услуг, туристическим услугам присущи свойства услуг как таковых, но в то же время эти свойства имеют отличительные черты, которые выделяют их из всего многообразия услуг.

1.Неосязаемость услуг.  Туристические услуги не осязаемы. Потребитель таких услуг после  ее приобретения располагает только впечатлениями, ощущениями, знаниями, но он не имеет вещественных доказательств степени удовлетворения своей потребности, а может опираться лишь на собственные субъективные представления. При покупке туристической услуги потребитель не имеет возможности осязать продукт и располагает лишь косвенной возможностью для формирования представлений об уровне удовлетворения данным продуктом своих потребностей. В связи с этим, туристические фирмы вынуждены формировать комплекс мер по созданию общественного впечатления и устойчивого имиджа своих фирм. С помощью имиджа фирма распространяет желаемые для нее представления о характере и качестве своих услуг. Для достижения этой цели необходимо использовать элементы социально-этического маркетинга, создавая с их помощью систему устойчивых общественных предпочтений.

2. Неотделимость услуг  от производителя. Если товар  в его материально-вещественной  форме существует независимо  от своего производителя, то  услуга не может быть от  него отчуждена. Столь тесная связь услуг и их источников не позволяет потреблять услугу вне присутствия производителя. Это накладывает ограничения на развитие сбытовой деятельности. Сбытовые подразделения в сфере туристических услуг смыкаются, по существу с органами рекламы и пропаганды, а их функции зачастую ограничиваются стимулированием сбыта услуг в различных потребительских сегментах.

3. Невозможность хранения  услуг. Услугу невозможно хранить.  Например, если турист во время  совершения тура не участвует  в экскурсионном посещении отдельных объектов, то он лишает себя возможности пользоваться услугой экскурсовода, так как она имеет ценность только во время проведения экскурсии. Несохраняемость услуг создает особую форму производства услуг - форму «потребительного производства». При этом потребитель заранее, оплачивает стоимость услуги, прежде чем получает возможность для оценки уровня удовлетворения своей потребности. Это вызывает необходимость укрепления доверия потребителей к производителю услуг и широкой пропаганды услуг.

4. Невозможность транспортировки  услуг. Это свойство обусловлено  свойствами, указанными в п.2 и  п.З. Услугу нельзя хранить,  накапливать для повторного использования,  так как она предоставляется  единовременно, а при повторном  использовании это будет уже  новая услуга. Туристические услуги могут потребляться непосредственно на местах, где производятся. Это приводит к тому, что зачастую туристические ресурсы либо недоиспользованы, либо перегружены.

5. Непостоянство качества  услуг. Каждая новая услуга  предоставляется в изменившихся условиях: настроение, состояние здоровья покупателя , влияние суток и сезона года. Все это может оказать воздействие на субъективное восприятие покупателем качества предоставляемой услуги. Помимо этого качество услуг зависит от качества труда производителя, компетенции, коммуникабельности, вежливости и других личностных качеств, а также от времени и места предоставления услуг.

6. Сезонность. Еще одной важной особенностью услуг является то, что их качество во многом зависит от внешних факторов, имеющих форс-мажорный характер, то есть не зависящих от воли и действия покупателя и продавца: погода, природные условия, международные события и т.д. Это вызывает необходимость стимулирования спроса на туристические услуги в период межсезонья.

Наряду с вышеперечисленным, туристические услуги имеют еще одну специфическую особенность. Это связанно с тем, что услуги туризма - это услуги, которые предоставляются потребителям в комплексном виде. Потребитель получает взаимосвязанные услуги разного рода - по организации тура, транспортные, услуги гостиничного хозяйства, предприятий питания, торговли и др. Таким образом, туристические услуги обладают высоким уровнем диверсификации. Услуга предоставляется потребителю не изолированно, а в пакете. Такой пакет услуг называется туристским продуктом. Эта специфическая особенность туризма будет проанализирована во второй главе работы. Воздействие туризма на экономику страны очень велико. Туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и т.д. и таким образом проникают в т.ч. экономику страны пребывания. Это проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия. Прямое воздействие - это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др. Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение. Во время прямого и косвенного расходования у местного населения накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности. Туризм, однако, может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство туристской продукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсов в туристическую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в больницах, школах и т.д. Поэтому для составления полной картины надо учитывать и определять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использования их в других сферах. Инфляция может привести к сокращению количества употребляемых местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах, из-за неэластичности предложения там и ~ невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отношению к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с помощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или с помощью увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей. Оценка экономического воздействия туризма основана на расходах туристов. Здесь очень важно рассматривать разные аспекты экономики, которые испытывают на себе воздействие расходов туристов. Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора. Так как местные предприятия зависят от других.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наша страна, благодаря  своему уникальному природному и  культурному потенциалу, а также  все возрастающему интересу зарубежных туристов как к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма. Для успешного развития туризма необходимо значительно обновить законодательную базу. Требуют законодательного решения такие проблемы как государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма, создание образа России как страны благоприятной для развития туризма, определение компетенции субъектов Российской Федерации в сфере туризма, учета специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов, координационного взаимодействия регионов как с федеральными органами, так и между собой, обеспечения прав и безопасности туристов и т.д. На этом поприще необходима инициатива Государственной Думы, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития, а также представительных органов субъектов Федерации.

Начальные шаги в решении  поставленных задач сделаны. В Государственной  Думе создано межфракционное депутатское  объединение "Туризм России", в  которое вошло около 32 депутатов. 23 ноября 2001 года прошли Парламентские слушания "О государственной политике в сфере туризма в Российской Федерации", на которых депутаты, представители федеральной и региональной исполнительной власти, органов местного самоуправления совместно с практическими работниками туристического бизнеса и научных и учебных заведений обсудили интересующие всех вопросы в области туризма.

Многие выступающие, в  том числе Заместитель Председателя Государственной Думы А.Н. Чилингаров, председатель Комитета Госдумы по культуре и туризму Н.Н. Губенко, заместитель Министра экономического развития и торговли В.И. Стржалковский, вице-премьер Правительства Москвы И.Н. Орджоникидзе, подчеркнули необходимость развития туризма в России, как одной из главных доходообразующих отраслей российской экономики.

Участникам Парламентских слушаний была представлена для обсуждения концепция федерального закона "О туризме", подготовленная депутатами Комитета по культуре и туризму при участии ученых и специалистов Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Института законодательства и сравнительного проектирования при Правительстве Российской Федерации.

Этому предшествовала огромная подготовительная работа. Еще в декабре 2000 года руководителям субъектов Федерации была отправлена анкета с целью выявления реального состояния туризма в регионах, а также выяснения мнения субъектов о необходимости совершенствования федерального законодательства в сфере туризма.

Информация о работе Перевозки туристов на железнодорожном транспорте