Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:37, лекция
Надежность машин — один из важнейших показателей качества.
Надежность — это свойство изделия, обеспечивающее выполнение заданных функций при сохранении эксплуатационных показателей в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.
Неисправности и отказы автомобиля
1. Понятие надежности автомобиля и ее основные показатели.
Надежность машин — один из важнейших показателей качества.
Надежность — это свойство изделия, обеспечивающее выполнение заданных функций при сохранении эксплуатационных показателей в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.
Надежность машины — комплексное свойство, которое характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью. Каждое из указанных свойств надежности оценивается рядом технических и экономических показателей, физическая сущность и количество которых зависит от конструкции машин, технологии изготовления и условий эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта.
Наработка — продолжительность функционирования или объем работы, выполненный машиной, которые измеряют в часах, моточасах, километрах. При эксплуатации машин различают наработку: сменную, суточную, месячную или годовую, до первого отказа, между отказами и т. п.
Отказ — нарушение работоспособности машины (детали, узла и т. п.).
Повреждение заключается в нарушении исправности. В соответствии с теорией надежности машина может находиться в состоянии работоспособности или неработоспособности, исправности или неисправности.
Работоспособность — состояние машины или сборочных единиц, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-технической (стандарты, технические условия и т.д.) и (или) конструкторской документации (мощность двигателя, сила тяги на крюке, расход топлива и т. д.).
Неработоспособность — состояние машины, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
Исправность — состояние машины, при котором она соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.
Неисправность — состояние машины, при котором она не соответствует хотя бы одному из этих требований.
Понятие «исправность» шире, чем «работоспособность». Работоспособная машина в отличие от исправной удовлетворяет лишь тем требованиям нормативно-технической документации, которые обеспечивают ее нормальное функционирование при выполнении заданных функций. Однако машина может не удовлетворять, например, требованиям, относящимся к внешнему виду (дефекты кабины, облицовки и др.). Следовательно, работоспособная машина может быть неисправной, однако ее повреждения не препятствуют нормальному функционированию.
Безотказность — свойство машины сохранять работоспособность при эксплуатации в течение определенного времени или наработки без вынужденных перерывов. Показатели безотказности определяются опытным путем.
Ремонтопригодность — свойство машины, заключающееся в приспособленности ее конструкции к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов для поддержания и восстановления работоспособности. Другими словами, ремонтопригодность — эксплуатационно-техническое свойство машины, характеризующее приспособленность ее конструкции к ремонтно-обслуживающим работам (проверка технического состояния, регулировка сопряжений, устранение отказов, замена деталей и т.д.). Показателями ремонтопригодности (технологичности) автомобиля являются время простоя автомобиля при техническом обслуживании и ремонте и трудоемкость этих работ в человеко-часах.
Ремонтопригодность конструкции автомобиля определяется удобством доступа и легкосъемностью агрегатов, узлов и деталей, а также степенью унификации систем, узлов, агрегатов и крепежных деталей.
Долговечность — свойство машины сохранять работоспособность с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта до предельного состояния, указанного в нормативно-технической документации. Параметрами долговечности являются ресурс (в километрах) и срок службы (в годах).
Ресурс — это пробег автомобиля до предельного состояния, которое определяется износом базовых деталей, при котором их ремонт невозможен или нецелесообразен.
Предельное состояние — состояние машины, при котором ее дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление ее работоспособного или исправного состояния невозможно или нецелесообразно.
Сохраняемость — свойство машины сохранять значения показателей безотказности, ремонтопригодности и долговечности в течение и после хранения и (или) транспортирования.
Комплексными показателями надежности автомобиля являются коэффициенты технической готовности и использования.
Коэффициент технической готовности — вероятность нахождения автомобиля в работоспособном состоянии в любой момент времени, кроме планируемого, когда eгo использование по назначению не предусмотрено.
Коэффициент технической готовности рассчитывается по формуле
где lcc — среднесуточный пробеr автомобиля; Дор — продолжительность простоя автомобиля при TO-2 и ТР) на 1000 км пробега; К14 — коэффициент корректирования продолжительности простоя при техническом обслуживании (ТО) и ремонте в зависимости от пробега автомобиля с начала эксплуатации; Дкр — продолжительность простоя автомобиля на капитальном peмонте; Lкрср —принятая к расчету средневзвешенная величина межpeмонтнoгo пробега капитального ремонта.
Коэффициент технического использования — отношение времени пребывания автомобиля в работоспособном состоянии за определенный период эксплуатации к сумме математических ожиданий интервалов времени eгo пребывания в работоспособном состоянии, простоев, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтами за тот же период эксплуатации.
Коэффициент технического использования рассчитывается по формуле
где Дрг — число дней работы автомобилей на линии в году; Дкг — число календарных дней в году.
2. Отказы и неисправности автомобиля и их классификация.
Ухудшение технического состояния машин в процессе эксплуатации является следствием появления неисправностей и отказов. Момент наступления отказа всегда случаен. По характеру процесса отказы делят на постепенные и внезапные.
Постепенный отказ характеризуется постепенным изменением значений одного или нескольких параметров технического состояния машины. Причиной могут быть изнашивание и коррозия деталей, накопление усталостных повреждений и т.д. Вероятность возникновения постепенного отказа повышается с увеличением наработки машины.
Внезапный отказ характеризуется скачкообразным изменением одного или нескольких параметров состояния машины. Он вызывается обычно неожиданным изменением внешних условий (перегрузка, попадание посторонних предметов в рабочие органы машины, наезды и т.д.). Внезапный отказ может возникнуть с одинаковой вероятностью независимо от наработки машины.
Параметр состояния — физическая величина, характеризующая работоспособность или исправность машин и изменяющаяся в процессе работы.
Важно установить вид и причины возникновения отказов, которые можно распределить на следующие группы.
Конструкционные отказы возникают вследствие ошибок конструктора (недостаточная прочность, незащищенность механизмов от воздействия пыли, влаги и т.д.).
Производственные отказы возникают в результате нарушения установленного процесса изготовления или ремонта машины.
Эксплуатационные отказы являются следствием нарушения правил эксплуатации машин или влияния непредусмотренных правилами внешних воздействий, что приводит к преждевременным остановкам машины.
Отказ автомобиля — eгo техническое состояние, при котором невозможно начать или продолжить уже начатый транспортный процесс.
Отказ автомобиля, связанный с eгo техническим состоянием, фиксируется в следующих случаях:
- опоздание при выходе на линию;
- прекращение уже начатого
- досрочный возврат с линии (неполное выполнение задания);
- принудительное обоснованное
недопущение автомобиля к
Все остальные отклонения технического состояния автомобиля от нормы классифицируются как неисправности.
3. Причины изменения технического состояния автомобиля.
В процессе эксплуатации автомобиля в результате воздействия на нeгo целого ряда факторов (нагрузок, вибраций, влаги, воздушных потоков, абразивных частиц, температуры) происходит необратимое ухудшение eгo технического состояния, связанное с изнашиванием и повреждением eгo деталей, а также изменением ряда их свойств (упругости, пластичности и др.).
Изменения технического состояния автомобиля обусловлены работой eгo узлов и механизмов, воздействием внешней среды, факторов, связанных с условиями работы и хранения автомобиля, а также случайных факторов, к которым относятся скрытые дефекты деталей автомобиля, перегрузки и т. п.
Основными постоянными причинами изменения техничеcкогo состояния автомобиля при eгo эксплуатации являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия деталей, а так же физико - химические изменения материала деталей (их старение).
Изнашивание — процесс разрушения и отделения материала с поверхностей деталей и (или) накопление в них остаточных деформаций, проявляющихся в постепенном изменении размеров и (или) формы .деталей.
Износ — результат процесса изнашивания деталей, выражающийся в изменении их размера, формы, объема и массы. Причиной изнашивания деталей является трение. Различают два ocновных вида трения: трение без смазочного материала и жидкостное трение. В первом случае трущиеся поверхности деталей взаимодействуют непосредственно друг с другом (например, тpeние тормозных колодок о тормозные барабаны или диски, тpeние ведомого диска сцепления о маховик). Данный вид трения сопровождается повышенным изнашиванием трущихся поверхностей деталей. При жидкостном (или гидродинамическом) тpeнии между трущимися поверхностями деталей создается масляный слой, толщина котopoгo превышает микронеровности поверхностей и не допускает их непосредственного контакта (например, подшипники коленчатого вала в период установившегося режима работы), что значительно снижает изнашивание деталей. При работе большинства механизмов автомобиля эти виды трения постоянно чередуются.
Классификация видов изнашивания и их характеристика
Изнашивание может быть абразивное,
окислительное, усталостное, эрозионное,
а также изнашивание при
Абразивное изнашивание является следствием режущего или царапающего воздействия попавших между трущимися поверхностями сопряженных деталей твердых абразивных частиц
(пыль, песок). Попадая между трущимися
деталями открытых узлов (
Окислительное изнашивание происходит в результате воздействия на трущиеся поверхности сопряженных деталей агрессивной среды, под действием которой на них образуются непрочные пленки окислов, которые снимаются с поверхности в peзультате трения, обнажающиеся поверхности также окисляются и т. д. Данный вид изнашивания наблюдается на деталях цилиндропоршневой группы деталей двигателя, цилиндров гидропривода тормозных механизмов и сцепления.
Усталостное изнашивание заключается в том, что твердый поверхностный слой материала детали в результате трения и циклических нагрузок становится хрупким и разрушается (выкpaшивается), обнажая лежащий под ним менее твердый слой. Данный вид изнашивания возникает на беговых дорожках колец подшипников качения, зубьях зубчатых колес.
Эрозионное изнашивание возникает в результате воздействия на поверхности деталей движущихся с большой скоростью потоков жидкости и (или) газа, с содержащимися в них абразивными частицами, а также электрических разрядов. В зависимости от характера процесса эрозии и преобладающего воздействия на детали тех или иных частиц (газа, жидкости, абразива и
т. д.) различают газовую, кавитационную, абразивную, электрическую эрозию и т. д.
Газовая эрозия представляет собой разрушение материала детали под действием механических и тепловых воздействий молекул газа и наблюдается на клапанах, поршневых кольцах и зеркале цилиндров двигателя, а также на деталях системы выпуска отработавших газов.
Кавитационная эрозия деталей происходит при нарушении сплошности потока жидкости, когда образуются воздушные пузырьки, которые, разрываясь вблизи поверхности детали, приводят к многочисленным гидравлическим ударам жидкости о поверхность металла. Такому изнашиванию подвержены детали двигателя, контактирующие с охлаждающей жидкостью: внутренние полости рубашки охлаждения блока цилиндров, наружные поверхности гильз цилиндров, патрубки системы oxлаждения.