Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:48, доклад
ыгодное геополитическое положение республики способствует развитию грузовых перевозок как в международном, так и во внутриреспубликанском сообщении. Находясь на пересечении транспортных магистралей, Беларусь могла бы стать крупным центром международного перемещения товаров. На момент развала СССР именно Беларусь была базой перевалки грузов в страны СЭВ и ЕС. Здоровая конкуренция между бывшими предприятиями "Совтрансавто" и многими сотнями частных белорусских перевозчиков привела к расцвету отрасли, которая вскоре стала приносить до 250 млн. долларов в госбюджет ежегодно.
Однако, как отметили участники «круглого стола» по теме «Проблемы и перспективы развития транспортной логистики в Республике Беларусь», прошедшего в рамках международной специализированной выставки «Белавтомеханика-2002», Беларусь теряет свои позиции на этом рынке. В немалой степени потому, что здесь не развита транспортная логистика.
Общие тенденции развития транспортно-логистического сервиса - Республика Беларусь
Выгодное
геополитическое положение
Однако, как
отметили участники «круглого стола»
по теме «Проблемы и перспективы
развития транспортной логистики в
Республике Беларусь», прошедшего в
рамках международной
Транспортная логистика, особенно в условиях рынка, имеет свою специфику. Специалисты рассматривают ее в аспекте движения товара в целом, которое предполагает экспедирование, контроль и управление транспортными потоками, складирование и другие материальные и нематериальные операции, а также передачу, хранение и обработку соответствующей информации. Отсюда и деление собственно логистики на несколько "отраслевых" направлений. Но бесспорно одно, если сослаться на слова доцента кафедры промышленного маркетинга Белорусского государственного экономического университета В.Удовенко: логистика подразумевает, прежде всего, слаженную и согласованную работу всех участников движения товара. А цель его - экономия затрат. Нет экономии - нет и принципов логистики.
Как раз в
данном плане в Беларуси вопросов
более чем достаточно - это и
недостаточное информационное обеспечение,
и сервисное обслуживание, сложность
таможенных процедур, проблемы создания
и обустройства транспортных коридоров,
размещение складов, а в общем
и целом - отсутствие хорошо налаженного
механизма регулирования
Для Республики
Беларусь, находящейся на перекрестке
торговых путей между Европой
и Россией, странами Балтии и Причерноморья
(через территорию республики проходят
два из десяти основных международных
транспортных коридора, маршруты которых
были определены в качестве одних
из самых приоритетных: коридор №
II(Берлин - Варшава - Минск – Москва
– Нижний Новгород) и коридор
№ IX(Хельсинки - Санкт-Петербург - Псков
- Витебск - Гомель - Киев – Кишинев
– Бухарест – Димитровград Александрополис)
и его ответвление IXB (Калининград/Клайпеда-Каунас-
Здесь для страны нет возможности рассчитывать на помощь иностранных инвесторов, что предопределяет необходимость поиска иных решений.
Определенные
шаги в этом направлении уже сделаны.
Развитие транспортных коммуникаций и
соответствующей инфраструктуры было
определено в качестве одного из приоритетов
Программы социально-
В 2005 году правительством
страны была принята «Комплексная программа
обеспечения эффективности
В 2006 году был
принят и введен в действие Закон
Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционнной
деятельности (от 13 июня 2006 г. № 124-З), определяющий
правовые и организационные основы
осуществления транспортно-
В республике разработаны проекты по логистике, некоторые из которых уже находятся на стадии внедрения. Так, на ПО «Беларуськалий» (г. Солигорск) разрабатывается и внедряется проект в части логистики и управления железнодорожным транспортом предприятия, разрабатывается проект по логистике сбыта для Целлюлозно-картонного комбината (г. Светлогорск). Данными проектами занимается«НИИЭВМсервис». Он же участвует в построении информационного хранилища данных о грузовых перевозках для Белорусской железной дороги. Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси сейчас проводится разработка проекта Программы по созданию логистической терминальной системы обслуживания грузовладельцев.
Минтранс РБ отмечает положительный опыт некоторых отечественных предприятий и организаций, в частности Белорусской ассоциации международных экспедиторов, БАМАП, железной дороги.
В начале 1990-ых годов в стране грузоперевозками занимались лишь несколько транспортных компаний с автопарком в 400 грузовиков. В 2001 году (даже с учетом резкого падения перевозок после кризиса 1998 г. в России) грузоперевозки в Беларуси стали целой индустрий, которая обеспечивала работой более 50 тыс. человек, располагая более 12 тыс. автомобилей.
Также необходимо
отметить, что Беларусь планирует
вступить в Европейскую ассоциацию
логистики. В данный момент эксперты
завершают подготовку заявки нашей
страны. В случае вступления это
будет уже 32-е государство континента,
получившее доступ к единой системе
грузопотоков, а специалисты по логистике
смогут активнее обмениваться опытом.
Одно из требований по вступлению в
ассоциацию - наличие учебной базы
для подготовки будущих логистов.
При участии специалистов из Италии
(к слову, страна уже принята в
Итальянскую ассоциацию логистики)
в Беларуси постоянно проходят семинары
для действующих сотрудников
отрасли. А в следующем учебном
году в экономическом университете
открывается новая
Принимаемые меры по развитию и совершенствованию транспорта позволят обеспечить комплекс транспортных услуг более высокого качества, увеличение транзитных грузопотоков через территорию Беларуси, а также интеграцию республики в европейскую транспортную систему. Предстоит еще большая работа по созданию надлежащих условий дорожного сервиса на всех транспортных коридорах республики, снижению времени простоя на границе, поиску источников финансирования и механизмов реализации разработанных программ и мероприятий.
Информация о работе Общие тенденции развития транспортно-логистического сервиса Республика Беларусь