Общие тенденции развития транспортно-логистического сервиса Республика Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:48, доклад

Описание работы

ыгодное геополитическое положение республики способствует развитию грузовых перевозок как в международном, так и во внутриреспубликанском сообщении. Находясь на пересечении транспортных магистралей, Беларусь могла бы стать крупным центром международного перемещения товаров. На момент развала СССР именно Беларусь была базой перевалки грузов в страны СЭВ и ЕС. Здоровая конкуренция между бывшими предприятиями "Совтрансавто" и многими сотнями частных белорусских перевозчиков привела к расцвету отрасли, которая вскоре стала приносить до 250 млн. долларов в госбюджет ежегодно.

Однако, как отметили участники «круглого стола» по теме «Проблемы и перспективы развития транспортной логистики в Республике Беларусь», прошедшего в рамках международной специализированной выставки «Белавтомеханика-2002», Беларусь теряет свои позиции на этом рынке. В немалой степени потому, что здесь не развита транспортная логистика.

Работа содержит 1 файл

Общие тенденции развития транспортно.docx

— 18.26 Кб (Скачать)

Общие тенденции развития транспортно-логистического сервиса - Республика Беларусь

Выгодное  геополитическое положение республики способствует развитию грузовых перевозок  как в международном, так и  во внутриреспубликанском сообщении. Находясь на пересечении транспортных магистралей, Беларусь могла бы стать  крупным центром международного перемещения товаров. На момент развала  СССР именно Беларусь была базой перевалки  грузов в страны СЭВ и ЕС. Здоровая конкуренция между бывшими предприятиями "Совтрансавто" и многими сотнями  частных белорусских перевозчиков привела к расцвету отрасли, которая  вскоре стала приносить до 250 млн. долларов в госбюджет ежегодно.

Однако, как  отметили участники «круглого стола» по теме «Проблемы и перспективы  развития транспортной логистики в  Республике Беларусь», прошедшего в  рамках международной специализированной выставки «Белавтомеханика-2002», Беларусь теряет свои позиции на этом рынке. В немалой степени потому, что  здесь не развита транспортная логистика.

Транспортная  логистика, особенно в условиях рынка, имеет свою специфику. Специалисты рассматривают ее в аспекте движения товара в целом, которое предполагает экспедирование, контроль и управление транспортными потоками, складирование и другие материальные и нематериальные операции, а также передачу, хранение и обработку соответствующей информации. Отсюда и деление собственно логистики на несколько "отраслевых" направлений. Но бесспорно одно, если сослаться на слова доцента кафедры промышленного маркетинга Белорусского государственного экономического университета В.Удовенко: логистика подразумевает, прежде всего, слаженную и согласованную работу всех участников движения товара. А цель его - экономия затрат. Нет экономии - нет и принципов логистики.

Как раз в  данном плане в Беларуси вопросов более чем достаточно - это и  недостаточное информационное обеспечение, и сервисное обслуживание, сложность  таможенных процедур, проблемы создания и обустройства транспортных коридоров, размещение складов, а в общем  и целом - отсутствие хорошо налаженного  механизма регулирования транспортного  потока.

Для Республики Беларусь, находящейся на перекрестке  торговых путей между Европой  и Россией, странами Балтии и Причерноморья (через территорию республики проходят два из десяти основных международных  транспортных коридора, маршруты которых  были определены в качестве одних  из самых приоритетных: коридор № II(Берлин - Варшава - Минск – Москва – Нижний Новгород) и коридор  № IX(Хельсинки - Санкт-Петербург - Псков - Витебск - Гомель - Киев – Кишинев  – Бухарест – Димитровград Александрополис) и его ответвление IXB (Калининград/Клайпеда-Каунас-Вильнюс - Минск - Киев)), все более актуальной становится проблема не отстать от общих тенденций, не ослабить свои позиции  на рынке международных перевозок грузов.

Здесь для  страны нет возможности рассчитывать на помощь иностранных инвесторов, что предопределяет необходимость  поиска иных решений.

Определенные  шаги в этом направлении уже сделаны. Развитие транспортных коммуникаций и  соответствующей инфраструктуры было определено в качестве одного из приоритетов  Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы. Были разработаны и одобрены следующие документы:

  • Комплексная программа развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь, в которой определены первоочередные инвестиционные проекты, приоритеты их выполнения, объемы и возможные источники финансирования;
  • Государственная программа "Дороги Беларуси" на 1997—2005 годы; в дополнение к ней разработана Схема развития дорожного сервиса на сети магистральных дорог Республики Беларусь до 2005 года, в соответствии с которой приоритет в развитии отдан международным автомагистралям;
  • Концепция развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь, которая предусматривает конкретные маршруты движения транзитного грузового транспорта и определяет основные направления в развитии пограничных пунктов пропуска и автомобильных дорог на подходах к пунктам пропуска;
  • Программа развития транзитных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию Республики Беларусь до 2005 года, которая предусматривает ряд мер по созданию условий, благоприятствующих увеличению транзитных перевозок через территорию республики.

В 2005 году правительством страны была принята «Комплексная программа  обеспечения эффективности транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006-2010 годы», предусматривающая проведение эффективной транспортной политики, способствующей развитию приграничной инфраструктуры, совершенствованию  таможенного законодательства и  внедрению современных технологий.

В 2006 году был  принят и введен в действие Закон  Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционнной  деятельности (от 13 июня 2006 г. № 124-З), определяющий правовые и организационные основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь в целях создания условий для обеспечения потребностей экономики и населения в транспортно-экспедиционных услугах. Также в республике действуют Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», Закон Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности», Закон Республики Беларусь «О перевозках опасных грузов», Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Правила экспедирования грузов при смешанных перевозках, утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Указ «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг».

В республике разработаны проекты по логистике, некоторые из которых уже находятся  на стадии внедрения. Так, на ПО «Беларуськалий» (г. Солигорск) разрабатывается и внедряется проект в части логистики и управления железнодорожным транспортом предприятия, разрабатывается проект по логистике сбыта для Целлюлозно-картонного комбината (г. Светлогорск). Данными проектами занимается«НИИЭВМсервис». Он же участвует в построении информационного хранилища данных о грузовых перевозках для Белорусской железной дороги. Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси сейчас проводится разработка проекта Программы по созданию логистической терминальной системы обслуживания грузовладельцев.

Минтранс  РБ отмечает положительный опыт некоторых отечественных предприятий и организаций, в частности Белорусской ассоциации международных экспедиторов, БАМАП, железной дороги.

В начале 1990-ых годов в стране грузоперевозками занимались лишь несколько транспортных компаний с автопарком в 400 грузовиков. В 2001 году (даже с учетом резкого падения перевозок после кризиса 1998 г. в России) грузоперевозки в Беларуси стали целой индустрий, которая обеспечивала работой более 50 тыс. человек, располагая более 12 тыс. автомобилей.

Также необходимо отметить, что Беларусь планирует  вступить в Европейскую ассоциацию логистики. В данный момент эксперты завершают подготовку заявки нашей  страны. В случае вступления это  будет уже 32-е государство континента, получившее доступ к единой системе  грузопотоков, а специалисты по логистике  смогут активнее обмениваться опытом. Одно из требований по вступлению в  ассоциацию - наличие учебной базы для подготовки будущих логистов. При участии специалистов из Италии (к слову, страна уже принята в  Итальянскую ассоциацию логистики) в Беларуси постоянно проходят семинары для действующих сотрудников  отрасли. А в следующем учебном  году в экономическом университете открывается новая специальность.

Принимаемые меры по развитию и совершенствованию  транспорта позволят обеспечить комплекс транспортных услуг более высокого качества, увеличение транзитных грузопотоков через территорию Беларуси, а также  интеграцию республики в европейскую  транспортную систему. Предстоит еще  большая работа по созданию надлежащих условий дорожного сервиса на всех транспортных коридорах республики, снижению времени простоя на границе, поиску источников финансирования и  механизмов реализации разработанных  программ и мероприятий.

Информация о работе Общие тенденции развития транспортно-логистического сервиса Республика Беларусь