Общая характеристика технологических процессов работы судов, портов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:54, реферат

Описание работы

Понятие и классификация технологических процессов. Под технологическим процессом понимается совокупность способов и средств, наилучшим образом обеспечивающих данных конкретных условиях выполнение определенных производственных функций. Существуют технологические процессы работы судов, портов, вспомогательного флота, судоремонтных заводов.
Технологический процесс каждого предприятия морского транспорта состоит из рабочих процессов, которые представляют собой его законченные отдельные части и имеют единое целевое назначение. В свою очередь рабочие процессы делятся на oпeрации. Каждая из операций является той или иной частью рабочего процесса и состоит из приемов, последовательное выполнение которых дает возможность перейти к следующей операции, и так до завершения всего рабочего процесса.

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА.docx

— 54.81 Кб (Скачать)

В грузопотоках Балтийского бассейна выделяются - промышленная продукция, машины и оборудование, нефть и  уголь, лес и продовольственные  товары. К Балтийскому бассейну тяготеют Литва, Латвия и Эстония, с высокоразвитой экономикой, промышленностью, сельским хозяйством и путями сообщения, с  государствами, находящимися на побережье  Балтийского и Северного морей.

Ведущим в системе морского транспорта Украины является Черноморско-Азовский бассейн. К нему тяготеют Ростовская область, Краснодарский край, Закавказье, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье. Перечисленные регионы имеют развитую добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, широко развитую сеть железных и автомобильных дорог, речных путей и трубопроводов.

В грузопотоках Черноморско-Азовского  бассейна выделяются перевозки нефти, руды, угля, химических, строительных грузов, товаров промышленного производства и сельского хозяйства.

К Каспийскому морскому бассейну примыкают  Азербайджан, Дагестан, Казахстан, Туркмения  и другие области, которые образуют район тяготения к Каспийским портам. Прикаспийские районы богаты нефтью, сульфатами, хлопком.

Дальневосточный морской бассейн  обслуживает обширную территорию Приморского  и Хабаровского краев, Магаданскую, Камчатскую и Сахалинскую области.

В связи с тем, что побережье  Охотского моря, Камчатка, Чукотка  и примыкающие к ним глубинные  пункты не имеют железнодорожных  путей, поэтому главным видом  транспорта в обслуживании как межрайонных, так и внутрирайонных связей служит морской флот. Им осуществляются перевозки  нефтепродуктов, угля, лесных грузов, продукции  целлюлозно-бумажной промышленности, зерна и продуктов питания.

Показатели эффективности и  качества. Эффективность и качество производственных процессов характеризуют  важнейшие технико-экономические  и эксплуатационные показатели морского транспорта. По этим показателям планируется  работа, осуществляются учет и контроль, оцениваются результаты деятельности.

Технико-экономические и эксплуатационные показатели включают количественные и  качественные показатели производственных процессов.

К количественным показателям относят  абсолютные величины: размеры судов, затраты времени, объемы перевалки  и перегрузки грузов.

Качественные показатели представляют собой отношение различных количественных показателей производственных процессов  морского транспорта и его производственных подразделений (флота, портов, судоремонтных  заводов).

Количественные и качественные показатели производственных процессов  флота, портов, заводов и других производственных и струкгурных подразделений морского транспорта исчисляются за различные периоды времени: 5 лет, год, квартал, месяц. Для судов они также рассчитываются по отдельным рейсам, а для морских портов - на сутки, смену.

Уровень показателей производственных процессов зависит от многих факторов: природно-климатических условий, структуры  грузов, состава флота, технической  оснащенности портов, а также технологических  процессов перевозки и перевалки  грузов и др.

Качественные показатели являются средними величинами. Поэтому, оценивая деятельность морского транспорта, необходимо учитывать достоверность и полноту  исходных данных, используемых в расчетах.

В общем виде количественные и качественные показатели эксплуатационной работы морского транспорта можно сгруппировать  следующим образом:

1. показатели количества и качества  работы;

2. показатели перевозок и грузооборота;

3. показатели технической работы  и производственной мощности;

4. показатели времени работы  производственных мощностей;

5. показатели реализации технической  скорости судна, флота;

6. показатели использования грузоподъемности  и грузовместимости судна, флота,  вместимости складов;

7. показатели производительности  судна, флота, мощность морских  портов;

8. показатели интенсивности обработки  судов в портах;

9. показатели провозной способности  флота, пропускной способности  портов;

10. экономические и финансовые  показатели работы флота, портов, других предприятий морского  транспорта.

Экономические показатели учитывают  доходы и затраты на содержание судов, перегрузочного оборудования портов и  других производственных мощностей  предприятий морского транспорта. Затраты  выражаются несколькими показателями: капитальные вложения, эксплуатационные расходы, приведенные затраты.

Капитальные вложения - это единовременные затраты на строительство и монтаж технических комплексов флота, зданий, сооружений, оборудования и других технических средств.

Эксплуатационные расходы представляют затраты на плановый (отчетный) период содержания судна, флота, трудовых, материальных, энергетических, информационных, организационных и управленческих ресурсов производства.

Приведенные затраты - это сумма  капитальных вложений и эксплуатационных расходов. Они характеризуют экономическую  эффективность морского транспорта.

Обобщенный показатель научно-технического уровня производства включает ряд показателей, среди которых выделяют технический  уровень, технологический, социальный, экологический, организационный, уровень  управления, экономический.

Технический уровень производства - это техническая оснащенность предприятия, ее производительность; технологичность  конструкции; надежность работы; серийность и взаимозаменяемость конструкций  и узлов; агрегативность; металло-, материало- и энергоемкость; конкурентоспособность с мировыми образцами, патентно-правовая защищенность.

Технологический уровень производства определяется качеством и эффективностью технологии перевозки грузов и обслуживания подвижного состава морского транспорта и грузов в портах; интенсивностью выполнения работ; пропускной способностью; технологичностью; однородностью; специализацией и унификацией операций; эксплуатационной надежностью; ритмичностью работы; конкурентоспособностью с передовыми образцами мировой  технологии.

Социальный уровень включает такие  показатели, как производительность труда и его социальная направленность; дисциплина труда; групповая совместимость  труда и его целеустремленность; безопасность труда. На всех этих показателях  отражается развитие человека как личности, его творческая активность, социальная убежденность, высокая сознательность.

Организационный уровень оценивает  эффективность организации производства, степень технической, технологической, материально-технической, коммерческой, юридической подготовки производства; определяется структурой управления, соподчинен-ностью отдельных звеньев, синхронностью и ритмичностью всего производственного процесса как единого целого.

Экологический уровень характеризует  степень вредных воздействий  на окружающую среду, возникающих в  процессе работы; подвижного состава  транспорт, обслуживания транспорта и  груза в порту. Он определяет запыленность воздуха, загрязненность территории и  акватории вредными продуктами, рассеивающимися  в процессе перегрузки груза, очистки  судов и вагонов.

Уровень управления оценивается степенью механизации и автоматизации  производственных процессов, их информационной и управленческой подготовленности при ручном, механизированном и автоматизированном режимах управления. К укрупненным  показателям этой группы относятся: уровень механизации перегрузочного процесса, автоматизации технических  комплексов, технологических, информационных и управленческих процессов.

Экономический уровень отражает экономическую  эффективность производства по совокупности экономических показателей - доходам, капитальным вложениям, эксплуатационным расходам, приведенным затратам, прибыли, фондоотдачи, рентабельности. По этим показателям оцениваются результаты работы предприятий.

Большое значение в повышении эффективности  и качества производственной деятельности морского транспорта играет система  информационного обеспечения управления. Для оценки ее эффективности используют следующие категории:

минимум суммы затрат на производство информации и потери в сфере управления от ее неполноты и недостаточно высокого качества;

максимум суммарной ценности получаемых данных при заданных затратах различных  ресурсов;

минимум затрат всех ресурсов при  заданной программе выпуска информации, т.е. при заданных номенклатуре выходных показателей и характеристиках  их периодичности, срочности, достоверности. Этот критерий чаще, чем два первых, применяют для практической постановки и решения задач.

 

Литература

 

  1. Экономика и эксплуатация морского транспорта, В.В.Винников, Одесса, 2003
  2. Экономика предприятия морского транспорта, В.В.Винников , Одесса, 2001

Информация о работе Общая характеристика технологических процессов работы судов, портов