Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 00:10, курсовая работа
Своеобразие института общей аварии как правоотношений, имеющих целью ограничение, устранение и распределение имущественных последствий риска мореплавания, заключается в том, что невозможно найти аналог этому правовому институту в других областях права.
Введение
Глава 1. Правовое регулирование института морской аварии
История развития правового института
Современные правовые источники института аварии
Глава 2. Общая авария
Понятие и признаки общей аварии
Виды общей аварии
Расчет убытков по общей аварии и распределение их между участниками перевозки
Глава 3. Частная авария: понятие, признаки, виды
Заключение
Библиография
Глава 3. Правовое регулирование частной аварии
Частной аварией признаются убытки, не подлежащие распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет тот, кто их потерпел, или тот, на кого падает ответственность за их причинение. К частной аварии, как указывает Егиазаров В.А., например, относятся подгнившие овощи, которые «выбрасываются за борт для предотвращения порчи всех перевозимых овощей»11. Йорк-Антверпенские правила, детально регулируя такой правовой институт, как общая авария, не содержат перечня о частной аварии. На мой взгляд, это связано с тем, что случаев отнесения убытков к частной аварии масса, и охватить их все не представляется возможным. Таким образом, следует сделать вывод: убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, распределению не подлежат.
Несомненно, частная авария как правовой институт появилась задолго до общей. Формирование понятия «частная авария», которое первоначально называлось «авария» и обозначало любые аварийные случаи на море, подразделяемые по степени последствий на аварийные происшествия, аварии и кораблекрушения. После выделения из «аварии» тех аварийных случаев, при которых существовала общая опасность для морского предприятия и распределение расходов и убытков среди участников морского предприятия, то есть после выделения общей аварии, все иные аварийные случаи были отнесены к частной аварии.
Кроме этого к частной аварии относятся убытки, которые формально должны быть отнесены к общей, так как содержат признаки общей аварии. Однако в силу указаний п. 2 ст. 297 КТМ РФ и Правил I, III, IV, C к частной аварии относятся:
1) стоимость выброшенного
за борт груза,
На практике немало трудностей возникает по поводу разграничения ошибок на коммерческую и навигационную, в частности для случаев, когда деяние, вызывающее убыток по грузу, связано одновременно как с обслуживанием судна, так и с обслуживанием груза. Например, неправильное штормование на первый взгляд представляется навигационной ошибкой, но если оно приводит к повреждению груза, оно рассматривается как отсутствие должной заботливости о грузе. Если членами экипажа была допущена небрежность при размещении груза на судне, хотя бы эта небрежность и носила навигационный характер, например неправильное размещение груза, влияющее на остойчивость судна, навигационная ошибка как основание для освобождения перевозчика от ответственности за груз не может быть применена.12
2) убытки, причиненные
в связи с тушением пожара
на судне вследствие
3) убытки, причиненные
обрубанием обломков или
4) убытки, причиненные
форсированием работы
5) любые убытки или
потери, понесенные судном или
грузом вследствие увеличения
продолжительности рейса (
Самуленков С.В. приводит пример: по делу п/х "Генуя" выяснилось, что в результате столкновения, происшедшего в проливе Ла-Манш, на судне обнаружилась течь, экстренного устранения которой не требовалось, в связи с чем, капитан разумно решил посадить судно на мель в порту Дувр. Для этого он выбрал место, рекомендованное властями и портовым лоцманом. Однако указанном месте на дне оказались непредвиденные неровности, что при осадке значительно усугубило повреждение судна. Английский суд решил, что ответчик - владелец судна, виновного в столкновении, не может быть освобожден от возложенного на него бремени доказывания своей невиновности, а поэтому истец владелец п/х "Генуя" имеет право на возмещение всех понесенных им убытков13.
Из вышесказанного следует, что расходы и убытки при частной аварии подразделяются на первоначальные, вызванные аварийным случаем и последующие, вызванные чрезвычайными действиями по устранению опасности
Заключение
В результате изучения нормативных документов, научной литературы, судебной практики авария как правовой институт морского права детально изучен. Даны определения общей, частной аварий, выделены их существенные признаки, рассмотрены основные виды. Выявлена сущность различия между общей аварией и частной аварией, которая заключается в том, что первая является «общей» в силу общего распределения возникших убытков между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости. Частную аварию, то есть возникшие убытки, несет тот, кто их потерпел, или то лицо, которое несет ответственность за их возникновение.
В результате проведенной работы было выяснено, что для признания каких-либо возникших при перевозке убытков общей аварией необходимо одновременное выполнение четырех условий. Целью расходов и пожертвований, вызвавших убытки, должно быть спасение судна, груза и фрахта от общей для них опасности, такие расходы и пожертвования должны быть произведены намеренно, разумно и должны носить чрезвычайный характер.
В то же время можно констатировать недостаточный уровень комплексного подхода к вопросам анализа правового регулирования общей аварии, особенностей ее распределения, статуса диспашеров, особенно в связи с принятием Йорк-Антверпенских правил 2004 г. и необходимостью изучения соотношения между национальными и международными правилами об общей аварии.
Библиография
Нормативные правовые акты Российской Федерации
Международные правовые акты и обычаи
Научные и учебные издания
Диссертации и авторефераты
Наздратенко, А. Е. Международно-правовые проблемы обеспечения безопасности мореплавания при угрозе возникновения аварии : Автореферат диссертации. М., 2003
1 Калинина И.А. Общая авария как специфический институт морского права // Право и экономика. - М.: Юрид. Дом "Юстицинформ", 2001, № 4. - С. 18
2 Наздратенко, А. Е. Международно-правовые проблемы обеспечения безопасности мореплавания при угрозе возникновения аварии : Автореферат диссертации. М., 2003. с.6
3 Самуленков С.В. Понятие и виды общей аварии // Транспортное право. 2003. N 4. С. 21
4 Там же. С. 21
5 Самуленков С.В. Понятие и виды общей аварии // Транспортное право. 2003. N 4.
6 Самуленков С.В. Понятие и виды общей аварии // Транспортное право. 2003. N 4. С. 22
7 Калинина И.А. Общая авария как специфический институт морского права // Право и экономика. - М.: Юрид. Дом "Юстицинформ", 2001, № 4. С. 18
8 Самуленков С.В. Понятие и виды общей аварии // Транспортное право. 2003. N 4. с.22
9 Калинина, И. А. Российское морское право: оформление общей аварии / И. А. Калинина. – «Журнал российского права», № 2, 2003. с. 15
10
http://base.consultant.ru/
11 Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2008. С. 106
12 Боева В.В. Ответственность морского перевозчика // Транспортное право. 2004. N 2
13 Самуленков С.В. Понятие и виды общей аварии // Транспортное право. 2003. N 4. С. 26
2
Информация о работе Общая авария как специфический институт морского права