Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:27, реферат
Современный автомобильный рынок - огромное разнообразие сортов моторных и трансмиссионных масел, тормозных жидкостей, смазок, антифризов и т.д. Основная задача - правильно сориентироваться в выборе таких материалов, которые благотворно повлияют на здоровье мотора.
Введение
1. Основа масла
2. Основные физико-химические свойства масел
3. Присадки. Общие сведения и назначение
4. Классификации моторных масел по составу
Заключение
Список литературы
Схема работы вязкостно-загущающей присадки (рис. 3) заключается в следующем:
При низких температурах молекула полимера уменьшается в объеме/размерах и таким образом не оказывает никакого влияния на кинематическую вязкость масла, при повышении температуры масла молекула полимера начинает увеличиваться в объеме и способствует тому, что вязкость снижается в меньшей степени, чем это было бы без такой присадки.
В зависимости от количества добавленной вязкостно-загущающей присадки можно получить масла с разными вязкостями. Например, возьмем зимнее масло SAE 0W. В зависимости от количества присадки мы сможем получить масла с вязкостями соответственно 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60… Важно помнить, что чем выше изначальный индекс вязкости базового масла, тем меньше вязкостно-загущающей присадки необходимо добавлять. Например, индекс вязкости синтетического базового масла Shell XHVI может достигать 140, поэтому возможно получить моторное масло, не содержащее загустителей.
Современные тенденции в области разработки моторных масел направлены на создание моторных масел с невысокими диапазонами вязкостей: SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30. Причина заключается в том, что такие масла, как правило, обеспечивают энергосберегающие свойства (т.е. позволяют экономить топливо) и содержат невысокое количество загустителя или вообще его не содержат. Чем большое количество загустителя в моторном масле опасно для двигателя? Сложность заключается в том, что в двигателе множество пар трения, где масло подвергается высоким сдвиговым нагрузкам, в результате которых происходит разрушение (деструкция) загустителя (рис. 4).
Это приводит к потере вязкости моторного масла, ухудшению функций смазывания (уменьшение толщины смазывающей пленки), а продукты деструкции загустителя являются потенциальным источником нагаров и лаковых отложений в двигателе. По этой причине лидеры в области производства моторных масел избегают производства моторных масел с вязкостями 0W-50/0W-60. Часто встречающиеся масла с вязкостями 5W-50/10W-60 ориентированы исключительно на спортивное применение и, как правило, не рассчитаны на удлиненные интервалы замены. Они предназначены только для экстремальных условий эксплуатации, в которых наиболее важны высокие вязкостные свойства, а не их стабильность с течением времени.
Моющие присадки. Моющие присадки нужны для предотвращения образования лаковых и сажевых отложений на деталях двигателя. Они, как правило, состоят из детергирующих компонентов, которые вымывают продукты окисления масла и износа деталей и несут их к фильтру, и диспергирующих, способствующих дроблению крупных частиц нагара на мелкие (не больше микрона). Диспергирующие добавки удерживают грязь в мелкодисперсном состоянии, не дают ей слипнуться в большие комки и пригореть к металлу. Естественно, грязь проходит по всей системе смазки, фильтр ее пропускает, но это гораздо меньшее зло, чем если бы она осаждалась на металле. Кстати, результаты работы моющих присадок можно наблюдать почти сразу после замены старого масла на новое. Вроде только-только залил, немного поездил - и уже черное! Не волнуйтесь. В данном случае чернота масла свидетельствует о высокой моющей способности его присадок - они смыли грязь со стенок, довели ее до безопасной консистенции, и масло гоняет ее по системе смазки. И пусть себе гоняет.
Иногда присадки-детергенты выполняют несколько функций. Но самая важная из них – поддержание чистоты деталей двигателя.
Детергенты. Как правило, используется несколько типов детергентов: сульфонаты, сульфофенаты и алкилсалицилаты. Могут использоваться как отдельные типы таких присадок, так и их комбинация.
Принцип действия этих присадок в двигателе в точности такой же, как и у моющих средств, использующихся в быту. Кроме этого, детергенты обладают щелочными свойствами, т.е. могут нейтрализовать кислоты. Кислоты образуются при сгорании серы, содержащейся в топливе, особенно дизельном и при окислении самого масла. Нейтрализуя такие кислые продукты, эффективно предотвращается коррозия деталей двигателя. Т.е. вторая важная функция таких присадок – нейтрализация кислот и антикоррозионные свойства.
Запас нейтрализующих свойств, которым характеризуется моторное масло, называется щелочное число и измеряется в мг КОН/г масла (мг гидроокиси калия на г масла). Щелочное число может изменяться в широких пределах: от 5 мгКОН/г (для газовых двигателей, где содержание серы в газе близко к нулю) до 100 мгКОН/г (для судовых двигателей, работающих на мазуте с содержанием серы выше 3.5%). Обычно моторные масла для автомобильных двигателей имеют значение щелочного числа в диапазоне 5…20 мгКОН/г. Значение ЩЧ не указывается на этикетке канистры масла и при необходимости может быть получено у представителей компании-маслопроизводителя.
Очень
важно помнить (!) - в реальных условиях
применения масла практическое значение
имеет не начальное значение щелочного
числа, а скорость его падения, т.е.
ухудшения нейтрализующих свойств
масла. Именно изменение щелочного
числа относительно его начального
значения (обычно на 50%) является одним
из параметров, которые используют
производители техники для
Shell
является лидером в области
разработки и применения
В процессе работы двигателя количество моющих присадок уменьшается.
Диспергирующие присадки (дисперсанты). Основная задача этих присадок – поддержание загрязнений в масле в растворенном состоянии, предотвращение их отложений на деталях двигателя, масляных каналах и др., диспергирование (растворение) крупных загрязнений (рис. 7, 8).
Диспергирующие присадки похожи по структуре на моющие, но, как правило, не содержат металла и соответственно беззольные. Кроме этого, диспергирующими свойствами также могут обладать и моющие присадки. В процессе работы в двигателе диспергирующая способность масла снижается.
Противоизносные присадки. Основная функция – предотвращение изнашивание трущихся деталей двигателя в местах, где невозможно образование масляной пленки необходимой толщины. Механизм их действия заключается в образовании защитной пленки на поверхностях трения, что предотвращает изнашивание самого металла (рис. 9).
Противоизносные присадки расходуются в процессе работы двигателя. Противоизносные и противозадирные присадки содержат хлор, фосфор и серу и могут занимать до 2% объема.
Ингибиторы окисления (антиокислительные присадки). В процессе работы масло в двигателе постоянно подвергается воздействию высоких температур, кислорода воздуха и окислам азота, что вызывает его окисление и ведет к образованию кислот, отложений, лаковых образований, разрушению присадок и загущению самого масла (рис. 10). Именно с этими негативными последствиями и призваны бороться антиокислительные присадки. Благодаря им, в том числе, удалось существенно увеличить интервалы замены моторных масел. Принцип их действия заключается в химической реакции при высоких температурах с продуктами, вызывающими окисление масла. Как правило, в качестве антиокислительных присадок используются осерненные эфиры, сульфиды фенатов, ароматические амины, замещенные фенолы и диалкилдитиофосфаты цинка (которые также выполняют роль противоизносных присадок).
Противоокислительные
присадки замедляют окисление масел
и неизбежно следующее за ним
образование коррозионно-
Ингибиторы
коррозии и ржавления. Ингибиторы коррозии
призваны защищать поверхность деталей
двигателя от коррозии, вызываемой
органическими и минеральными кислотами,
образующимися при окислении
масла и присадок. Механизм их действия
– образование защитной пленки на
поверхности деталей и
Противокоррозионные
присадки (до 1%) часто путают с противоокислительными.
Это разные вещи. Противоокислительные,
как говорилось выше, защищают от окисления
само масло. Противокоррозионные же
- поверхность металлических
Антипенные присадки. При сильном перемешивании масла с воздухом, что в частности наблюдается при работе двигателя, когда коленвал интенсивно взбалтывает масло в картере, возможно повышенное образование пены. Этому процессу также способствуют различные загрязнения, присутствующие в масле. Ее формирование значительно ухудшает эффективность смазывания деталей двигателя, что может привести к повышенному износу и ухудшению теплоотвода. Антипенные присадки сопротивляются вспениванию путем снижения поверхностного натяжения на разделе фаз «масло-воздух». Противопенные присадки (обычно это силиконы или полилоксаны) не растворяются в моторных маслах, а присутствуют в виде мельчайших капелек. Их действие основано на разрушении пузырьков воздуха. Обойтись без этих присадок практически невозможно, но их присутствие не должно превышать тысячных долей процента - при термическом разложении силикона образуется оксид кремния, который является сильным абразивом.
Модификаторы трения. Для современных двигателей все чаще стараются использовать масла с модификаторами трения, позволяющими снизить коэффициент трения между трущимися деталями с целью получения энергосберегающих масел. Наиболее известные модификаторы трения – графит и дисульфид молибдена. Молибдени́т (молибденовый блеск) MoS2 — мягкий свинцово-серый минерал с металлическим блеском.
Подобно графиту используется как компонент смазок, особенно для пар трения, работающих в вакууме. Наиболее важное сырье для производства молибдена. Молибденит — полупроводник, применяемый в радиотехнике для изготовления детекторов.
В
современных маслах их очень сложно
использовать, поскольку эти вещества
нерастворимы в масле, а могут
быть только диспергированы в нем
в виде маленьких частиц. Это требует
введения в масло дополнительных
дисперсантов и стабилизаторов дисперсии,
однако это все равно не позволяет
использовать такие масла в течение
длительного времени. Поэтому в
настоящий момент в качестве модификаторов
трения обычно используют маслорастворимые
эфиры жирных кислот, обладающих очень
хорошим прилипанием к
Депрессорные присадки. При сильном понижении температуры масла в нем начинают образовываться кристаллы парафинов, которые срастаясь, образуют пространственный каркас, что ведет к потере подвижности масла (оно становится похожим на желе) и в результате ухудшается низкотемпературный пуск двигателя и прокачиваемость масла по каналам. В процессе производства базовых масел часть парафинов удаляют, но полное их удаление по технологическим и экономическим причинам невозможно (сильно возрастают затраты на получение базового масла). Обычно минеральное базовое масло имеет температуру застывания около -15°С. Возможность получения минеральных моторных масел с температурами застывания -30°С …-35°С достигается путем введения в масло депрессорных присадок. Эти присадки предотвращают срастание кристаллов парафина, но не предотвращают их появление вообще (принцип действия такой же, как у дизельных антигелей). Депрессорные присадки могут занимать в объеме масла до 1% могут снизить температуру его застывания - на 20°C и более.
Пакет присадок. Получение моторных масел. Все компоненты, входящие в состав моторного масла (противоизносные присадки, антиокислительные присадки, антикоррозионные присадки, антипенные присадки, модификаторы трения, ингибиторы коррозии, моющие и диспергирующие присадки), как правило, поставляются в виде сбалансированного пакета присадок, в котором соотношение компонентов четко фиксировано, проверено на совместимость и обеспечиваются наилучшие эксплуатационные свойства для каждого типа моторного масла с заданными требованиями. Именно по этой причине большинством производителей техники и смазочных материалов категорически запрещены дополнительные присадки в масла. Разработка нового пакета присадок часто занимает не один год и стоимость его для компании может составлять несколько миллионов долларов. Пакеты присадок смешивают по четко прописанной рецептуре с базовыми маслами (смешивание еще называют блендинг) согласно схеме, приведенной на рис. 11. Каждая присадка, подобно лекарству, оказывает не только прямое действие, но дает и побочные эффекты. Некоторые присадки сильно влияют друг на друга, причем, иногда с взаимоуничтожающим результатом. Их подбор - дело исключительной тонкости. Стремясь избежать мороки с составлением "коктейлей", многие производители пытаются создать единую присадку на все случаи жизни. Это не в полной мере, но удается. Появляются и находят все большее применение многофункциональные, или комплексные присадки. Например, диалкилдитиофосфаты цинка и бария способны сочетать в себе свойства противоизносных, противоокислительных, противокоррозионных и моющих присадок. Хотя и не весь спектр тут охвачен, но - и то уже хорошо.