Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:15, доклад
Морской транспорт в наибольшей степени способствовал развитию процессов интернационализации хозяйственной жизни стран и регионов мира. Это проявляется в его особой роли в кооперировании производства, которое получает все большее значение. Концентрация потоков различных грузов в портах обусловила создание крупных промышленных производств (нефтеперерабатывающих, металлургических и др.). Посредством морского транспорта осуществляется подавляющая часть перевозок межрегиональных торговых грузов. Само функционирование морского транспорта потребовало установления международных правил судоходства, его защиты и безопасности
Морской транспорт в наибольшей
степени способствовал развитию
процессов интернационализации
хозяйственной жизни стран и
регионов мира. Это проявляется в
его особой роли в кооперировании
производства, которое получает все
большее значение. Концентрация потоков
различных грузов в портах обусловила
создание крупных промышленных производств
(нефтеперерабатывающих, металлургических
и др.). Посредством морского транспорта
осуществляется подавляющая часть
перевозок межрегиональных
Автомобильный
транспорт — наиболее маневренный
вид транспорта, но и один из самых
дорогостоящих. Он имеет преимущество
при перевозке пассажиров и грузов
на короткие расстояния. Велико значение
автомобильного транспорта в обслуживании
промышленности и сельского хозяйства,
строительства, торговой сети. Сеть автомобильных
дорог в России - около 560 тыс. км, но только
30% из них имеют твёрдое покрытие. Густо
покрыта автомобильными дорогами европейская
часть РФ. В восточных районах их пока
недостаточно. Важнейшими проблемами
в развитии автомобильных перевозок являются
отсталость российского автомобилестроения,
плохое качество дорог. В суровых условиях
российского климата требуются большие
затраты на поддержание действующих дорог
и строительство новых. Следует также
отметить, что автомобильный транспорт
— один из основных загрязнителей окружающей
среды, поэтому при его развитии необходимо
учитывать необходимость строгого контроля
за выбросами вредных веществ и уровнем
шумового загрязнения. Транспорт является
одной из насущных потребностей современного
общества, наряду с такими, как пища, одежда
и жилище, обеспечивающих жизнедеятельность
человека.На автомобильный транспорт
приходится более 80% общего количества
перевозимых грузов. В связи с разукрупнением
предприятий, расширением сети межпроизводственных
связей, но уменьшением объемов партий
транспортируемых грузов возрастает роль
автомобиля как наиболее мобильного и
доступного транспортного средства. Так
как автомобили перевозят грузы, по сравнению
с другими видами транспорта, на небольшие
расстояния, то удельный вес грузооборота
автомобильным транспортом в России остается
всего 7% от общего грузооборота страны,
в то время как в зарубежных странах этот
показатель доходит до 75%.Трудно представить
себе сегодня человеческую цивилизацию
без автомобиля. В развитых странах это
не только основное транспортное средство,
но и часть быта. Естественное стремление
человека к свободе передвижения, сама
жизнь в больших городах, пригородах —
все это обусловливает рост числа легковых
и грузовых автомобилей индивидуального
пользования и увеличение объема грузовых
перевозок. Уровень автомобилизации уже
давно стал одним из основных показателей
экономического развития страны, качества
жизни населения. При этом в понятие “автомобилизация”
включают комплекс технических средств,
обеспечивающих движение: автомобиль
и дорогу. Автомобильный транспорт в основном
используется для перевозки небольших
потоков грузов на короткие расстояния.
Это связано с “дороговизной” данного
вида транспорта и его малой грузоподъемностью.
К достоинствам автомобильного транспорта
следует отнести высокую скорость и возможность
доставки грузов от “двери до двери”
без дополнительных затрат на перегрузку.
Наличие хороших автодорог с твердым покрытием
служит важным показателем развития транспорта
в стране. Как известно, одна из проблем
в нашей стране, которая уже вошла в поговорку,
это дороги. В России 40 % сельских населенных
пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения
общего пользования. Качество автодорожной
сети невысокое: 11 % автодорог грунтовые,
1/3 дорог с твердым покрытием — гравийные,
щебеночные, шлаковые и булыжниковые,
которые не соответствуют техническим
нормам. Такие дороги быстро изнашиваются
и требуют ремонта, а в условиях экономического
кризиса ремонтные работы сокращаются
и проводятся не в том режиме, в каком следует.
Также необходимо учесть, что в России
производится только 10–12 % грузовых автомобилей
и автобусов от уровня производства в
бывшем СССР. Это в ближайшем будущем осложнит
развитие автомобильного транспорта.
В 1996 г. в России было 745 тыс. км дорог с
твердым покрытием.
В транспортной
системе современной России
воздушный транспорт, являющийся основой
Гражданской авиации, является одним из
основных видов. В его общей работе перевозки
пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты
— 1/5. Наибольшее количество пассажиров
перевозится на авиалиниях, соединяющих
Москву с восточными районами, Санкт-Петербургом,
курортными районами и со столицами стран
СНГ. В такие города, как Ташкент, Новосибирск,
Сочи, 60–70 % московских пассажиров доставляются
самолетами, а в Хабаровск и Ашхабад —
до 90 %.На международных линиях воздушный
транспорт России обслуживает 25 % всех
пассажиров. Общая протяженность авиатрасс
составляет ныне 1115 тыс. км, в том числе
915 тыс. км внутренних. Использование авиационного
транспорта дает большой временной выигрыш
(за счет большой скорости самолетов и
от трассы полета) по сравнению с другими
видами на средних и особенно больших
расстояниях. Считается, что на расстояниях
свыше 1000 км в пассажирских перевозках
начинает преобладать воздушный транспорт.
Поэтому не случайно среднее расстояние
перевозки одного пассажира воздушным
транспортом на внутренних линиях достигает
почти 2 тыс. км, что в 3 раза превышает аналогичный
показатель для железнодорожного транспорта
(перевозки пассажиров в дальнем сообщении).Особую
роль играет воздушный транспорт для слабо
освоенных районов Сибири и Дальнего Востока,
где он вместе с сезонным речным транспортом
часто является единственным средством
сообщения. Наиболее массовые и устойчивые
потоки пассажиров сконцентрированы на
авиалиниях от Москвы по пяти основным
направлениям: Кавказскому, южному, восточному,
Центрально-Азиатскому и Западному. Воздушный
транспорт перевозит пассажиров параллельно
почти всем основным направлениям железных
дорог. При этом доля воздушных перевозок
больше железнодорожных на линиях от Москвы
до Екатеринбурга и Новосибирска и далее
на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных
Вод, столиц стран СНГ. Основные потоки
граждан концентрируются в восточном
(Сибирь и Дальний Восток) направлении.
Воздушный транспорт занимает третье
место по объему пассажирских перевозок.
Он также используется в народном хозяйстве
для перевозки срочных грузов, при строительстве
трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении
работ для сельского хозяйства, геологоразведки,
рыбного промысла. Уровень развития воздушного
транспорта является показателем степени
научно-технического потенциала страны.
В последние годы замедлились темпы развития
воздушного транспорта. В настоящее время
техническая укомплектованность наземной
базы составляет 60 %, а по аэровокзальным
комплексам — не более 30 %. Износ основных
фондов оценивается в 70 %. Поэтому необходимо
более интенсивно финансировать воздушный
транспортный комплекс, чтобы скоро не
остаться без него, причем стимулировать
необходимо наши знаменитые конструкторские
бюро государственными заказами.
Российские железные дороги
являются ключевыми, а в
19 век часто
называют веком паровой
В виду специфики своей работы транспорт
сам по себе является потенциальным
источником опасности, а если в его
деятельность вмешаться незаконными
агрессивными действиями, то потенциальная
опасность становится реальной опасностью
с тяжелейшими последствиями.Россия
имеет протяженные транспортные коммуникации.
На ее территории располагаются сотни
тысяч транспортных объектов. Только на
железных дорогах у нас их свыше 70 тысяч.
Поэтому какими-то только отдельными мерами
невозможно обеспечить высокую эффективность
транспортной безопасности.Для обеспечения
транспортной безопасности необходимо
решить три основные задачи:1. Создать нормативную
правовую базу в области обеспечения транспортной
безопасности.2. Создать единую государственную
систему обеспечения транспортной безопасности
(она должна обеспечить реализацию принятых
законов и подзаконных актов).3. Создать
эффективное управление этой системой
(система должна оперативно реагировать
на все вызовы и проявления актов незаконного
вмешательства в деятельность транспорта,
а главное – предупреждать их).Принятый
в феврале 2007 г. Федеральный закон №16-ФЗ
«О транспортной безопасности» конкретизировал
задачи в области обеспечения транспортной
безопасности, устранил пробелы в правовом
регулировании, определил единый алгоритм
действий по обеспечению транспортной
безопасности на всех видах транспорта.В
целях реализации положений Закона «О
транспортной безопасности», создания
единой государственной системы обеспечения
транспортной безопасности приказом министра
транспорта 9 октября 2007 г. в структуре
Министерства транспорта был создан Департамент
транспортной безопасности и специальных
программ. На него возложены функции по
выработке государственной политики и
регулированию вопросов обеспечения транспортной
безопасности.Одной из главных задач,
стоящей перед Департаментом, является
создание нормативной правовой базы в
области обеспечения транспортной безопасности
– и в первую очередь по разработке документов
по реализации основных положений Закона
«О транспортной безопасности».В настоящее
время полностью разработаны и проходят
процедуру согласования проекты четырех
постановлений Правительства РФ и двух
приказов Минтранса.Принятие и реализация
указанных нормативных правовых актов
позволят создать правовую базу и заложить
основы системы обеспечения транспортной
безопасности.Федеральным законом «О
транспортной безопасности» определен
следующий порядок действий: необходимо
определить угрозы совершения актов незаконного
вмешательства, провести оценку уязвимости
объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств, их категорирование,
осуществить разработку плана обеспечения
транспортной безопасности, который будет
предусматривать систему мер (организационных,
инженерно-технических и др.) по ее обеспечению.
Далее субъект транспортной инфраструктуры
обязан осуществлять реализацию планов
обеспечения транспортной безопасности.