Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:05, реферат
Карданной называется передача, осуществляющая силовую связь механизмов автомобиля, валы которых несоосны или расположе-ны под углом.
Карданная передача служит для передачи крутящего момента между валами механизмов.
В зависимости от типа, компоновки и конструкции автомобиля карданная передача может передавать крутящий момент от короб¬ки передач к раздаточной коробке или к главной передаче ведуще¬го моста, от раздаточной коробки к главным передачам ведущих мостов, между главными передачами среднего и заднего ведущих мостов, от полуосей к передним ведущим и управляемым колесам, от главной передачи к ведущим колесам с независимой подвеской.
При расчете карданного вала на кручение определяют напряжения кручения.
Для трубчатого вала
Допустимые напряжения кручения |ткр| = 100... 120 МПа.
На некоторых автомобилях используют трубчатые карданные валы, изготовленные из композиционных материалов — стеклопластиков, углепластиков и боропластиков. Плотность этих материалов меньше плотности стали почти в 4 раза при одинаковой прочности. Однако карданные валы из композиционных материалов имеют высокую стоимость, что препятствует широкому применению их в автомобилях.
Сплошные карданные валы, применяемые главным образом в приводе ведущих управляемых колес, изготавливают из легированной стали 40Х.
Для сплошного вала
Допустимые напряжения кручения |ткр] = 300...400 МПа.
При передаче крутящего момента карданный вал закручивается на некоторый угол, характеризующий жесткость вала. Поэтому расчет карданного вала на жесткость производят по углу закручивания
де G = 850 ГПа — модуль упругости при кручении; J — момент инерции сечения вала:
Допустимый угол закручивания должен составлять 1... 8° на I м длины вала.
При передаче
крутящего момента шлицы
где /„, — наружный и внутренний диаметры шлицов; /,„ — длина шлицов; / — число шлицов.
Допустимые напряжения смятия шлицов [стсм| = 15...20 МПа.
Напряжения среза шлицов определяют в сечении у их основания:
де /; — ширина шлицов.
Допустимые напряжения среза шлицов [хср| = 25...30 МПа.
Осевые силы,
возникающие в подвижном
При передаче большого крутящего момента в шлицевом соединении происходит заклинивание. При этом двигатель, установленный на упругих резиновых опорах, смещается в продольном направлении. В результате карданный вал работает на сжатие и растяжение.
Осевая сила, вызывающая сжатие и растяжение карданного вала:
Напряжения сжатия карданного вала
где F — площадь сечения вала.
Рис. 11. Схемы для расчета деталей карданного шарнира неравных угловых скоростей: а — крестовина: 6 — вилка
Карданные шарниры. В карданном шарнире неравных угловых скоростей рассчитывают крестовину и вилку. Крестовина (рис. 11, а) работает на разрыв, а ее шипы — на изгиб и срез.
Напряжения изгиба и среза шипа определяют в его основании. Напряжения изгиба шипа
где а — плечо изгиба шипа; г — плечо приложения окружной силы к шипу; d — диаметр шипа.
Крестовины изготавливают из сталей 18ХГТ и 20Х. Допустимые напряжения изгиба шипов крестовины |о|И|| = 300 МПа.
Напряжения среза шипа крестовины
Допустимые напряжения среза шипов крестовины |тср| = 60... 80 МПа.
Напряжения крестовины на разрыв определяют в сечении АА, находящемся посередине между шипами:
где F — площадь сечения АА.
Допустимые напряжения разрыва крестовины [о„| = 100... 150 МПа.
Вилку карданного шарнира (рис. 11, 6) рассчитывают на изгиб и скручивание. Напряжения изгиба вилки шарнира
где с — плечо изгиба в опасном сечении ББ; Wmv — момент сопротивления изгибу ( И/,,. = b/r/Ь — для прямоугольного сечения, К* = М-710 — для эллиптического сечения).
Вилки шарнира изготавливают из сталей 35, 40 и 45. Допустимые напряжения изгиба вилки карданного шарнира |oIIlr| = 60 80 МПа.
Напряжения кручения вилки шарнира
где /— плечо кручения в сечении ББ\ WKV — момент сопротивления кручению W — для эллиптического сечения, Wvn для прямоугольного сечения, а = 0,2...0.25 — коэффициент, зависящий от соотношения сторон сечения).
Допустимые напряжения кручения вилки шарнира |ткр] = 100... 150 МПа.
Для игольчатых подшипников карданного шарнира рассчитывают напряжения смятия. Эти напряжения определяют по допустимой нагрузке на игольчатый подшипник:
где с! — диаметр иголки; / — длина иголки; z — число иголок в подшипнике; пс — частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальном крутящем моменте; у — угол между валами.
Допустимые напряжения смятия |сСЧ||для игольчатых подшипников не должны превышать 30 МПа.
В шариковых карданных шарнирах равных угловых скоростей определяется допустимая окружная сила в контакте шариков с поверхностью канавок. В четырехшариковом шарнире, где нагрузку передают два шарика при движении вперед и два шарика при движении назад, окружная сила, действующая на шарик:
где r — плечо приложения окружной силы. Напряжения смятия
где dш — диаметр шарика.
Материал шариков — сталь ШХ15.
Информация о работе Моделирование рабочих процессов карданных передач