ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
2
- Характеристика
мирового транспорта.
2
- Классификация
основных видов мирового транспорта.
4
- Железнодорожный
транспорт.
4
- Автомобильный
транспорт.
6
- Морской транспорт.
8
- Речной транспорт.
10
- Воздушный
транспорт.
11
- Трубопроводный
транспорт.
12
Заключение.
14
Список
литературы
15
Введение
Когда говорят
об уровне цивилизации общества, развитии
страны или региона одним из наиболее
важных признаков, который определяет
этот уровень можно считать уровень
развития транспорта. Действительно, если
вспомнить историю, то переход от одной
формации общества к другой сопровождался
изменением, как транспортной техники,
так и собственно транспортной системы.
В первобытнообщинном обществе перемещение
осуществлялось с помощью животных или
на простейших плавучих средствах. Необходимость
в транспорте вызывалась потребностью
в общении, обмене, торговле. В создании
и совершенствовании транспортной системы
реализуется все лучшие и прогрессивные
достижения в науке, промышленности и
строительстве.
Стабилизация и развитие экономики любой
страны, начинается, как правило, с развития
собственной транспортной системы. Основная
цель - достижение уровня развития передовых
стран и интеграция в мировую транспортную
систему. Следует подчеркнуть направленность
такого развития на максимальное удовлетворение
интересов отдельного человека, т.е. обеспечение
всех производственных структур и населения
страны транспортными услугами в необходимом
объеме и качестве.
1.
Характеристика мирового
транспорта.
Мировая транспортная
система представляет собой глобальную
совокупность национальных транспортных
систем, связанных между собой общими
грузо- и пассажиропотоками. Эта система
обладает мощной материально-технической
базой, которая развивается и совершенствуется
за счет масштабных инвестиций, обеспечивающих
устойчивые темпы роста перевозок и повышение
качества транспортных услуг. Расчетная
протяженность мировых транспортных коммуникаций
( без морских линий ) к концу XX века достигла
43 млн. км. Примерно 75% этой протяженности
приходится на автомобильные дороги. 16%
на линии гражданской авиации, 4% на нефте-
и газопроводы. 3% - на железнодорожные
дороги и 2% - на судоходные реки и каналы.
Страны и континенты имеют разную степень
оснащения транспортными коммуникациями.
Наиболее густая транспортная сеть в Западной
Европе и Северной Америке. Хуже оснащены
транспортны-ми коммуникациями Африка
и ряд стран Азии. За 40 лет (1950-1990 гг.) мировой
объем перевозок грузов и пассажиров вырос
в 7 раз. За 90-е годы он ориентировочно увеличился
еще в 1,5 раза.
Заметно изменилось и распределение перевозок
между видами транспорта. Если 50 лет назад
соотношение между железнодорожными и
автомобильным транспортом в освоении
грузооборота составляло 4/1, то теперь
оно снизило-сь до 1,5/1. доля трубопроводного
транспорта в общемировом грузообороте
увеличилась за этот период вдвое и достигла
11%. В освоении мирового пассажирооборота
воздушный транспорт приближается к уровню
железнодо-рожного. Их доли составляют
соответственно 9 и 11%.
Важнейшими показателями, отражающими
национальные и региональные различия
в удельных объемах транспортной работы,
являются: транспортоемкость экономики
и транспортная подвижность населения.
Первый показатель представляет собой
соотношение между величиной грузооборота
( в тонно-километрах ) и стоимостью валового
национального продукта (ВНП) в долларах
США. Второй показатель – частное от деления
общего междугороднего пассажирооборота
на численность населения региона или
страны.
2.
Классификация основных
видов мирового транспорта.
2.1.
Железнодорожный
транспорт.
Железнодорожный
транспорт занимает второе место
по грузообороту (после морского) и
по пассажирообороту (после автомобильного).
По общей длине сети дорог (около 1,2 млн.
км) он уступает не только автомобильному,
но и воздушному транспорту. Главная функция
железнодорожного транспорта - перевозка
массовых промышленных и сельскохозяйственных
грузов (уголь, сталь, зерно и др.) на большие
расстояния. Отличительная особенность
- регулярность движения независимо от
погоды и времени года. Велики различия
в уровне развития железнодорожного транспорта
(протяженность, густота сети, степень
электрификации железных дорог и др.) по
регионам и странам мира. В целом в мире
идет сокращение протяженности сети железных
дорог, особенно в развитых странах. Новое
их сооружение ведется лишь в отдельных,
большей частью развивающихся, странах
(Россия, КНР и др.)
По протяженности сети железных дорог,
ведущие позиции в мире занимают крупнейшие
(по размерам территории) страны: США (176
тыс. км), Россия (87,5), Канада (85), Индия, КНР,
ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия.
На долю этих стран приходится более половины
общей длины железных дорог мира. Страны
Северной Америки и Западной Европы перенасыщены
железными дорогами, а некоторые страны
Африки и Азии их вообще не имеют. По густоте
железных дорог лидируют европейские
страны (плотность их в Бельгии составляет
133 км на 1 тыс. кв.км). Густота железнодорожной
сети в среднем по странам Африки составляет
всего 2,7 км на 1 тыс. кв.км. По уровню электрификации
железных дорог также опережают всех европейские
страны (в Швейцарии электрифицировано
около 100% железных дорог, в Швеции - 65%,
в Италии, Австрии и Испании - более 50%,
в России - 43%) [3].В отдельных регионах и
странах мира железные дороги имеют разную
колею. В странах СНГ колея более широкая,
чем в странах Восточной и Западной Европы,
Северной Америки, Азии. Не соответствует
западно - европейской колея некоторых
других государств (например, Финляндии,
государств Пиренейского полуострова).
В целом на западноевропейскую колею приходится
до 3/4 протяженности дорог мира.
По грузообороту лидирующие позиции в
мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту
- Япония (395 млрд пассажиро-км), КНР (354),
Индия (320), Россия (192), ФРГ (60 млрд пассажиро-км)
[3].В ряде развитых стран (США, Япония, ФРГ,
Франция и др.) созданы сверхскоростные
(скоростью более 200 км/ч) железные дороги.
Железные дороги стран СНГ, зарубежной
Европы, Северной Америки в рамках своих
регионов соединены в единую транспортную
систему, т.е. образуют общерегиональные
системы железных дорог.
Основными технико-экономическими особенностями
железнодорожного транспорта являются:
- неразрывная связь с предприятиями промышленности
и сельского хозяйства, стройками, торговыми
базами, складами и т.д. В настоящее время
все крупные предприятия и базы торговых
организаций имеют железнодорожные подъездные
пути, связывающие их с магистральными
железными дорогами. На подъездных путях
зарождается и погашается до 90% всех грузов,
перевозимых по железным дорогам;
- возможность строительства железнодорожных
сообщений практически да любой сухопутной
территории страны и обеспечение устойчивых
связей между районами;
-высокая провозная и пропускная способность
железных дорог. Двухпутная железнодорожная
линия, оборудованная автоматической
блокировкой, может обеспечить перевозки
более 100 млн. т в каждом направлении в
год, а однопутка — 20 млн. т и более в каждом
направлении в год. Эти величины могут
меняться с изменением общей массы поездов,
скоростей движения и т.д. Использование
провозных способностей железных дорог
неодинаково по различным регионам страны
из-за неравномерности размещения производства
и сырьевых ресурсов;
- возможность осуществления массовых
перевозок грузов в сочетании с относительно
низкой стоимостью перевозок;
-возможность бесперебойного и равномерного
осуществления перевозок во все времена
года и периоды суток;
-сравнительно высокая скорость движения
и сроки доставки грузов и пассажиров.
Сроки доставки грузов являются одним
из важных качественных показателей, определяющих
эффективность использования того или
иного вида транспорта для конкретной
перевозки. В целом ускорение доставки
грузов дает большой экономический эффект.
Расчеты показывают, что при сокращении
доставки грузов по железным дорогам на
одни сутки высвобождаются материальные
ресурсы в количестве примерно в 9-10 млн.
тонн;
- доставка грузов и пассажиров по более
короткому пути следования. Как правило,
расстояние перевозки по железной дороге
значительно короче, чем по рекам. Например,
от Волгограда до Москвы путь по железной
дороге короче речного в 2,5 раза. Необходимо
помнить, что более короткий маршрут не
всегда является наиболее эффективным.
В ряде случаев целесообразно использовать
на мощных грузопотоках виды транспорта
с низкой себестоимостью по сравнению
с более короткими маршрутами;
- относительно высокие экономические
показатели и достаточно совершенная
технология перевозок. Если расход топлива
в среднем на железнодорожном транспорте
принять за единицу, то на автомобильном
он составит 4-5 единиц.
Автомобильный
транспорт играет ведущую роль в
перевозках пассажиров (обеспечивает
80% мирового пассажирооборота), а также
грузов на короткие и средние расстояния.
Среди других видов транспорта он
лидирует и по протяженности сети
дорог (24 млн. км, или 70% мировой транспортной
сети).Большая часть автомобильного парка
и сети шоссейных дорог сосредоточена
в развитых странах. При общем количестве
автомобилей в мире, превышающем 650 млн.,
около 80% их сконцентрировано в странах
Северной Америки (примерно 250 млн. машин,
из которых 200 млн. в США), Западной Европы
(более 200 млн. машин) и Японии (свыше 50 млн.).
Наиболее развитую сеть автодорог имеют
США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония,
Индия, Россия, европейские страны. Последние
по плотности автодорог превосходят страны
всех регионов мира. По грузообороту автомобильного
транспорта первое место занимают США.
В отдельных странах и регионах мира (СНГ,
зарубежная Европа, Северная Америка)
автомагистрали образуют единые транспортные
системы (государственные, межгосударственные).
Автомобильный транспорт обладает рядом
технико-экономических особенностей,
определяющих его преимущества и широкое
использование во всех отраслях хозяйства:
- большая маневренность и подвижность.
Грузы автомобилями могут перевозиться
непосредственно из пункта производства
в пункт потребления без перегрузки и
промежуточного складирования, т.е. «от
двери до двери»;
- высокая скорость доставки грузов и пассажиров.
По скорости движения автомобильный транспорт
уступает лишь воздушному транспорту;
- в ряде случаев более короткий путь движения
грузов и пассажиров. Целесообразно доставлять
грузы и перевозить пассажиров автомобильным
транспортом в тех случаях, когда расстояние
перевозки по автомобильным дорогам меньше,
чем по железным.
К недостаткам автомобильного транспорта
относятся:
- сравнительно высокая себестоимость,
которая значительно выше, чем на водном
и железнодорожном транспорте. Высокий
уровень себестоимости — результат малой
грузоподъемности единицы подвижного
состава и достаточной сложности автомобильного
подвижного состава;
- относительно большая стоимость материально-технической
базы обслуживания автомобилей, несмотря
на то, что в ряде случаев эта база развита
еще недостаточно;
- недостаточная протяженность и плохое
техническое состояние имеющихся автомобильных
дорог.
2.3.
Морской транспорт.
Морской транспорт
имеет первостепенное значение для
осуществления внешнеэкономических
(межгосударственных, межконтинентальных)
связей. Он обеспечивает более 3/4 всех
международных перевозок. В их составе
особенно велика доля массовых грузов
(нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно
и др.).Наряду с межконтинентальными, межгосударственными
перевозками, морской транспорт осуществляет
в больших размерах перевозки грузов большим
и малым каботажем в пределах своей страны.
Большой каботаж - это плавание судов между
портами разных морских бассейнов (например,
Владивосток - Новороссийск, Новороссийск-Архангельск);
мальм каботаж - перевозки между портами
одного моря (Новороссийск - Туапсе). По
грузообороту (29 тр.лн. т-км) и производительности
труда морской транспорт существенно
превосходит другие виды транспорта. Себестоимость
перевозок грузов морским путем самая
низкая на транспорте. Наиболее эффективно
использование морского транспорта при
транспортировке грузов на большие расстояния.
Морские перевозки во внутренних сообщениях
(малый каботаж) менее эффективны. По
сравнению с другими видами транспорта
морские перевозки имеют ряд технико-экономических
особенностей, определяющих в отдельных
случаях их преимущества:
-возможность обеспечения массовых межконтинентальных
перевозок грузов внешнеторгового оборота
России. Порядок перевозки внешнеторговых
грузов устанавливается специальными
правилами и положениями;
-сравнительно небольшие капиталовложения.
Морские пути не требуют затрат на их сооружение
или поддержание в эксплуатационном состоянии
(кроме каналов);
-практически неограниченная пропускная
способность. Ограничение пропускной
способности происходит главным образом
по перерабатывающей способности морских
портов и причальных линий, складских
емкостей, механизмов для производства
погрузочно-разгрузочных работ;
-сравнительно малый расход топлива и
энергии. Морские пути горизонтальны,
не связаны с рельефом местности и не требуют
дополнительных затрат энергии для преодоления
подъемов, которые возникают на железных
дорогах и автомобильном транспорте. Кроме
того, морские линии прямолинейны;
-при перевозках на большие расстояния
более низкая, чем на других видах транспорта,
себестоимость перевозок. Крупные суда
морского транспорта значительно улучшают
соотношение полезной грузоподъемности
и водоизмещения.
-К недостаткам морского транспорта относятся:
-зависимость от естественно-географических
и навигационных условий. Этим определяется
продолжительность навигационного периода
и сложность ледового режима: частичное
или полное замерзание путей, что вызывает
в ряде районов сезонность морских сообщений;
-необходимость строительства на морских
побережьях сложного портового хозяйства.
Морской транспорт экономичнее использовать
на больших расстояниях, так как на коротких
расстояниях не реализуется одно из важных
преимуществ морского транспорта — возможность
использования судов большой грузовместимости;
-ограниченное использование морского
транспорта в прямых морских сообщениях.
Морские пути проходят на окраинах России,
поэтому прямые сообщения могут быть организованы
только между отдельными предприятиями,
расположенными в этих районах. Морские
перевозки во внутренних сообщениях в
малом каботаже, как правило, менее эффективны,
чем по железным дорогам и речным путям
из-за высокой себестоимости.
2.4. Речной
транспорт.
Положительными
особенностями этого вида транспорта
являются высокая провозная способность
(на глубоководных реках), сравнительно
невысокие себестоимость перевозок и
затраты на организацию судоходства. Развитие
и география речного транспорта во многом
определяются природными условиями. В
этом отношении большими возможностями
для организации речного судоходства
располагают многие страны Северной и
Латинской Америки, Европы и Азии.
Общая протяженность судоходных рек и
каналов мира составляет 550 тыс. км, из
которых почти половина приходится на
Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой),
США (более 40) и Бразилию (30 тыс. км). По общему
грузообороту внутренних водных путей
первое место занимают США, второе - Китай,
третье - Россия, далее следуют ФРГ, Канада
и Нидерланды.
Основными технико-экономическими особенностями,
определяющими преимущества речного транспорта,
являются:
-большая провозная способность на глубоководных
реках. Так, пропускная способность р.
Волги может быть доведена до 100 млн. т.
в год;
-сравнительно невысокая себестоимость
перевозок. На реках Европейской части
России она примерно на 30% меньше, чем на
железных дорогах, и в несколько раз меньше
по сравнению с автомобильным транспортом;
-относительно меньшие капитальные затраты.
Затраты на организацию судоходства по
естественным магистральным водным путям
с пропускной способностью 80-100 млн. т.
в год в несколько раз меньше, чем на строительство
железной дороги (с подвижным составом)
и в 3-4 раза меньше, чем на сооружение автомобильной
дороги с твердым покрытием.
К недостаткам
использования речного транспорта
относятся:
-извилистость
пути и судового хода, ступенчатость
глубин на всем его протяжении, что
в ряде случаев затрудняет прохождение
судов большой грузоподъемности;
-ограничение в использовании подвижного
состава, связанное с сезонностью работы;
-удлинение маршрутов следования грузов;
-небольшая по сравнению с другими видами
транспорта скорость перевозки грузов
и пассажиров.