Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 20:47, контрольная работа
В понятие "безопасность мореплавания" вкладывается более широкий смысл, чем безаварийная эксплуатация морских судов. Оно охватывает систему мероприятий, направленных на сохранение человеческой жизни на море, защиту морских судов от опасностей на море, а также защиту морской среды от загрязнения с судов. Безопасность мореплавания должна охватывать также изучение природы и характера морских опасностей, роли и места человеческого фактора в обеспечении безопасности. Изучение вопросов безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения моря должно способствовать освоению поведенческих принципов безопасности, выработке профессионального мировоззрения, основанного на концепции безопасности.
Введение 2
1. Деятельность Международной морской организации 3
2. Правовые основы обеспечения безопасности мореплавания 4
3. Предотвращение загрязнения моря 8
Заключение 13
Список литературы 14
В соответствии с Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов 1972 г. требуется специальное разрешение на захоронение на континентальном шельфе веществ и материалов, содержащих значительное количество мышьяка, бериллия, хрома, меди, свинца, никеля, ванадия, цинка и их соединений, кремнийорганических соединений, цианидов, фторидов, пестицидов, а также контейнеров, металлолома и прочих тонущих неупакованных отходов, потопление которых на дне моря может серьезно препятствовать рыболовству и судоходству.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство в исключительной экономической зоне обладает юрисдикцией в области защиты и сохранения морской среды. В связи с этим оно вправе принимать законы и правила по недопущению загрязнения.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает, что прибрежные государства в пределах своего территориального моря в порядке осуществления своего суверенитета могут принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнение моря с иностранных судов.
Правовая защита замкнутых и полузамкнутых морей осуществляется в рамках региональных международных договоров и межправительственных соглашений.
Примером полузамкнутого моря является Балтика. В настоящее время в пределах водосбора Балтийского моря проживает около 85 миллионов человек. Большой приток питательных и токсичных веществ, связанных с сельским хозяйством, промышленностью, транспортом и домашними хозяйствами, привел к тому, что экологическое состояние моря неблагополучно.
Необходимость объединять финансовые возможности всех стран для решения программ по улучшению Балтики привела в 1974 году к тому, что странами Балтийского региона была подписана Хельсинкская Конвенция по охране морской среды Балтийского моря, которая стала первым международным соглашением, затрагивающим все источники загрязнения, поступающие как с суши, от морских судов, так и из атмосферы.
Согласно Конвенции, ее Стороны обязались принять юридические, административные или другие меры в целях предотвращения и ликвидации загрязнения, а также улучшения состояния морской среды Балтийского моря. Должно быть сведено к минимуму загрязнение моря с суши. Запрещается сброс в море хрома, ртути, радиоактивных материалов, кислот, щелочей, масла, отходов нефтехимической отрасли, а также бытовых отходов и мусора. В Балтийском море суда вместимостью менее 400 рег. т, не являющиеся танкерами, могут на ходу сбросить балласт за пределами 12 миль от берега, если примеси составляют не более 100 частей на 1 миллион. Для всех остальных судов сброс в море балласта запрещен, если наличие примесей превышает 15 частей на 1 миллион.
Для организации выполнения Конвенции создана Хельсинкская Комиссия по защите среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ), состоящая из представителей стран - участников Конвенции. Хельсинкская организует международное сотрудничество в исследованиях, объединение возможностей и партнерство для решений общих природоохранных проблем. Комиссия обращается к правительствам стран и призывает регулировать природоохранную деятельность. Конвенция не предусматривает механизмов воздействия на страны для безусловного выполнения Рекомендаций ХЕЛКОМ. Выполнение Рекомендаций зависит от национальных приоритетов каждой страны и зависит от ее финансовых и технических возможностей. В конце 80-х ХЕЛКОМ принял Министерскую декларацию, установившую цель - достичь к 1995 году 50% -ного сокращения сброса всех загрязнений и обеспечить тем самым продвижение на пути восстановления экологического баланса Балтийского моря. Для обеспечения достижений целей Министерской декларации было разработано и принято более 40 Рекомендаций ХЕЛКОМ. Многие Рекомендации рассчитаны на более длительный период или предполагают использовать наилучшие технологии. Радикальные политические и экономические изменения 90-х годов привели к финансовым ограничениям, что повлекло за собой поиск новых вариантов осуществления Рекомендаций ХЕЛКОМ. На дипломатической конференции в 1992 году была подписана обновленная Конвенция. Германия, Дания, Латвия, Литва, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Европейское Сообщество подписали одно из крупнейших многосторонних международных соглашений по охране окружающей среды. В этом же году была утверждена “Балтийская совместная всеобъемлющая программа природоохранных мер”, которая связывала общие природоохранные приоритеты с возможностями мобилизации финансовых источников, как на национальном, так и на международном уровне. Программа содержала основу для устойчивого сотрудничества среди всех стран Балтийского бассейна. Были идентифицированы и согласованы 132 наиболее значимых источников загрязнений, так называемые “горячие точки”, по каждой из которых была разработана конкретная программа действий и оценены необходимые инвестиции, с учетом внутренних и внешних источников финансирования. Выполнение этой программы стало важнейшей частью работы ХЕЛКОМ. Время, отведенное для программы, охватывает период до 2012 г.
В настоящее время политика ХЕЛКОМ направлена на необходимость выполнения разработанных ранее Рекомендаций, поиск возможностей, сил и механизмов решения ранее поставленных задач, которые не были решены по тем или иным причинам. Для этого ХЕЛКОМ пытается привлечь международные финансовые институты, банки, неофициальные организации, но все-таки ответственным за выполнение обязательств Хельсинкской Конвенции является национальное правительство. Балтийская арена становится районом с возрастающим количеством политически активных организаций и инициатив, что нашло отражение в разработке новых программ, таких как “Видение и Стратегия Балтики” и “Балтийская Повестка в 21 век”. В этих программах ХЕЛКОМ - ведущая природоохранная международная организация в Балтийском регионе. Комиссия вынуждена была пересмотреть свою деятельность и изменить организационную структуру. В настоящее время ХЕЛКОМ состоит из следующих рабочих групп: группа по разработке стратегии, группа по мониторингу и оценке, группа по морским источникам загрязнений, группа по наземным источникам загрязнений, группа по сохранению природы и управлению прибрежными зонами. Не отрицая достигнутого прогресса (прежде всего улучшения санитарного состояния многих, ранее загрязненных прибрежных зон, значительного сокращения сбросов многих хлорорганических соединений от промышленности, сокращения эмиссии свинца от транспорта, восстановление некоторых ранее вымирающих водных организмов), следует признать, что состояние Балтийского моря продолжает оставаться в опасности. Значительно возросли концентрации тяжелых металлов и устойчивых органических компонентов, повысился риск нефтяных загрязнений и морских инцидентов. В 1996 г. на Саммите Балтийских Государств, состоявшемся в Швеции, был принята Президентская Декларация, которая определила цель - постепенное сокращение сбросов, выбросов и утечек вредных веществ в течение 25 лет для веществ природного происхождения до фоновых значений, а для синтезированных веществ до нуля. ХЕЛКОМ разработал специальную Рекомендацию “Цели ХЕЛКОМ по отношению к вредным веществам”, включающую задачи и стратегию ХЕЛКОМ относительно вредных веществ и составил перечень веществ, особо опасных для присутствия в окружающей среде Балтийского моря, такие, например, как биогены, тяжелые металлы и хлорсодержащие вещества. К другим наиболее важным региональным соглашениям по охране морской среды относятся: Боннское соглашение о сотрудничестве по предотвращению загрязнения вод Северного моря 1969 г.; Парижская Конвенция по охране среды Северо-Восточной Атлантики 1992 г.; Бухарестская Конвенция по защите от загрязнения Черного моря 1992 г.; Барселонская Конвенция по защите от загрязнения Средиземного моря 1976 г. и др.
Завершая работу можно прийти к выводу, что деятельность Международной морской организации значительно способствует обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения моря.
В судоходство, как и во всю современную жизнь, вошло много технологических новшеств и изменений. Огромные успехи, сделанные в технологии связи дали возможность сделать серьезные усовершенствования в морской системе спасения при бедствии. В 1970-ых были введены в действие глобальная система поиска и спасения при бедствии. Тогда же была создана Международная передвижная спутниковая организация (International Mobile Satellite Organization, INMARSAT -- ИНМАРСАТ), которая серьезно улучшила условия передачи радио- и других сообщений с и на суда, находящиеся в море.
Разработано большое количество документов,
обеспечивающих безопасность мореплавания,
например, Международная конвенция по
охране человеческой жизни на море 1974
года (СОЛАС-74), Международная конвенция
о грузовой марке 1966 года,
Конвенция о международных правилах предупреждения
столкновений судов в море 1972 года с приложенными
к ней одноименными международными правилами
МППСС-72, Международная конвенция о
подготовке и дипломировании моряков
и несении вахты 1978 года с поправками
1995 года (ПДМНВ-78) и др.
Также разработан ряд Конвенций с целью предотвращения загрязнения моря, например, Конвенция об открытом море 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и многие другие.