Кузов и его оборудование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Введение.
В общем случае к кузову грузового автомобиля относятся кабина, оперение и грузонесущая емкость.
Кузов является несущим элементом автомобиля. В нем располагаются водитель и пассажиры, к нему крепится двигатель, все агрегаты трансмиссии, ходовой части, механизмы управления и дополнительное оборудование. Он же является “минусовым” проводником для системы электрооборудования автомобиля.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 437.54 Кб (Скачать)

Введение.

В общем случае к кузову грузового автомобиля относятся  кабина, оперение и грузонесущая емкость.

Кузов является несущим элементом  автомобиля. В нем располагаются  водитель и пассажиры, к нему крепится двигатель, все агрегаты трансмиссии, ходовой части, механизмы управления и дополнительное оборудование. Он же является “минусовым” проводником  для системы электрооборудования  автомобиля.

Кузов автомобиля – это  сложная инженерная, геометрически  правильная конструкция из металла, стекла и других материалов. Металлическая  часть кузова состоит из днища  и крыши, крыльев и панелей, дверей, крышек капота, а так же множества  более мелких элементов.

Для размещения водителя и  пассажиров в салоне предусмотрены  сидения. В кабинах автомобилей, предназначающихся для междугородных поездок. Оборудуются так же одно спальное место. Расположенное за спинками сидений. В целях обеспечения безопасности людей в движущемся автомобиле, сидения оборудованы специальными ремнями. В случае аварии эти ремни способны удержать взрослого человека на его сидении.

Внутри салона располагается  все необходимые органы управления автомобилем и приборы для  контроля за работой его агрегатов  и систем. Комфорт, при передвижении в любых погодных условиях, обеспечивают системы вентиляции о топления салона машины.

Представление о кузове только как о помещении для водителя, пассажиров и груза слишком примитивно и явно недостаточно. Обладая минимально возможными размерами, объемом и массой, он обеспечивает необходимую и возможную комфортабельность, защиту людей и груза от внешней среды (дождя, снега, пыли и т. д.) в обычных условиях эксплуатации и защиту от опасных воздействий при авариях.

 

Если у автомобиля отсутствует  рама как основной силовой (несущий) элемент, кузов выполняет ее функции. В этом случае к нему крепятся практически  все элементы автомобиля (двигатель, детали подвески колес, топливный бак  и т.д.).

 

Кузов является одним из основных элементов автомобиля еще  и потому, что его масса и  стоимость составляют половину массы  и стоимости.

 

Назначение.

К кузову грузового автомобиля относятся кабина, оперение и грузовая платформа.

Кабина. На грузовых автомобилях  устанавливаются двух- или трех- местную кабину, которая представляет собой жесткую сварную цельнометаллическую  конструкцию, состоящую из каркаса, крыши, верхней задней и боковых  панелей. Кабина установлена на раме на резиновых подушках. Она может  быть расположена как над двигателем, так и за ним.

Кабины, расположенные над  двигателем, делают опрокидывающимися  относительно передних шарнирных опор. Это облегчает доступ к двигателю  и некоторым механизмам, находящимся  в передней части. В откинутом  положении кабина стопориться упором-ограничителем, один конец которого крепится к кабине, а другой – к раме. В задней части кабины установлено запорное устройство, которое исключает самопроизвольное откидывание кабины при движении. Кабина оборудована уравновешивающим механизмом, облегчающим ее опрокидывание.

В холодное время года кабина обогревается теплым воздухом, подаваемым от водяного радиатора по металлическому рукаву. Одна часть потока воздуха  направляется на обдув передних стекол, подается в кабину. Выходной патрубок снабжен заслонкой, с помощью  которой теплый воздух, поступающий  в кабину может быть направлен  на обдув стекол.

Кабина оборудована противосолнечными  козырьками, зеркалами заднего вида и снабжена санитарной аптечкой. В  кабине предусмотрено место для  установки огнетушителя.

Оперение. Данная часть кузова включает в себя капот двигателя, крылья, подножки и облицовку радиатора. Капот оборудован замком, удерживающим его в закрытом положении. Замок  капота отпирают изнутри кабины специальной  рукояткой, установленной обычно под  панелью приборов. У грозовых автомобилей , которые имеют кабину, расположенную  над двигателем, капот отсутствует.

Двери кабины снабжены опускающимися  стеклами и поворотными форточками. Подъем и опускание стекол, а также  их фиксация в любом положении  осуществляется при помощи стеклоподъемников, расположенных внутри дверей.

Ветровое (лобовое) стекло кабины неоткрывающееся  и представляет собой гнутое стекло панорамного  типа.

Стеклоочистители некоторых  автомобилей имеют пневматический привод. Они включены в пневмосистему  привода тормозов. Стеклоочиститель состоит из пневматического двигателя  с золотниковым распределителем, крана управления, двух щеток, тяг и рычагов привода. Включают стеклоочиститель поворотом рукоятки крана, размещенной на панели приборов. На автомобилях ветровые стекла кабины обмываются с помощью специального устройства, которое состоит из диафрагменного насоса с педальным приводом, резинового бачка и двух форсунок, расположенных снаружи стекол. При нажатии на педаль привода насоса вода выталкивается через форсунки на ветровое стекло. Для обмыва нужно применять чистую воду или специальную жидкость.

Сидение водителя на современных  автомобилях приспособлено для  комфортных условий труда водителя. Оно состоит из подушки и спинки, регулируемых для удобства конкретного  водителя в разных плоскостях. Сиденье  снабжено механизмом подрессоривания  с регулированием жесткости в  зависимости от массы водителя. Подвеска может быть заблокирована, при этом сиденье фиксируется в единственном по высоте положении. Предусмотрено  несколько фиксированных положений  спинки и подушки сиденья в  зависимости от наклона туловища, который выбирает водитель, и роста  водителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грузовая платформа.

Назначение. В зависимости  от назначения автомобиля, кузов может  быть выполнен универсальным (общего значения) или специализированным. Платформы  универсального кузова могут быть с  открывающимися задними и боковыми бортами. Для  перевозки груза  только определенного типа используются специализированные кузова грузовых автомобилей. Наиболее распространенным  из них  являются цистерны, фургоны, саморазгружающиеся кузова (самосвалы) . рефрижераторы  и др.

Кузов грузового автомобиля включает в себя бортовую или самосвальную платформу для груза.

Бортовая платформа может  быть металлической. Но часто имеет  деревометаллическую конструкцию.

Платформа автомобилей-самосвалов, а так же самосвальных прицепов и  полуприцепов поднимается с помощью  подъемных механизмов.

Классификация.

Тентованный полуприцеп (еврофура) 
Самый распространенный тип кузова. Пригоден для перевозки большинства грузов. Растентовка позволяет производить загрузку сверху и сбоку, что существенно увеличивает вместительность кузова грузового автомобиля.

Автосцепка 
Автомобиль с кузовом на одной раме + прицеп. Преимуществом этого вида кузова грузовика является также возможность быстрой погрузки-разгрузки груза, несмотря на то, что он не используется для перевозки длинномерных грузов.

Автосцепка-Паровоз 
Автомобиль с таким кузовом предназначен для перевозки грузов большого объема и тоннажа.

Рефрижераторный фургон 
Полуприцеп-холодильник, используется для перевозки скоропортящихся продуктов, а также грузов со специальными условиями хранения ( от +25`С до - 25`С). Эксплуатация такого кузова автомобиля увеличивает общую стоимость перевозки на 5-25%, однако позволяет сделать доставку такого груза комфортной.

Изотермический фургон 
Предназначен для перевозки продуктов питания. Может удерживать определенную температуру, влажность и т.п. длительное время. Бывает полуприцеп, автосцепка и одиночный.

Контейнеровоз 
Контейнерная площадка, используется для перевозки контейнеров.

Открытый бортовой полуприцеп 
Применяется для перевозки грузов, устойчивых к внешним погодным воздействиям. 

Открытая платформа 
Применяется для перевозки устойчивых к внешним погодным воздействиям грузам, а также эта платформа предназначена для перевозок негабаритных грузов, так как позволяет вместить достаточный их объем за счет открытого верха кузова автомобиля. 

Лесовоз 
Предназначен для перевозки лесной продукции и продукции лесопиления. Позволяет загружать также изделия металлопроката.

Автоцистерна 
Применяется для перевозки пищевых и непищевых наливных грузов.

Трал для перевозки  спецтехники

Платформа для негабаритных и тяжеловесных грузов 
Применяется для перевозки негабаритных и тяжеловестных грузов.

Автовоз

Устройство.

1 – передняя панель

2 – каркас

3 – боковая панель

4 – крыша

5 – задняя панель

 

 

 

 

 

1 – капот

2 – крылья

3 – подножка

4 – облицовка радиатора

 

 

 

 

Стеклоочиститель  ветрового окна.

1 – кронштейн

2,3,4 – болты

5 – кузов

6,10,13 – гайки

7 – привод стеклоочистителя

8,14 – рычаги

9,11 – колпачки

12 – распорная втулка

15 – стуцер

16 – шайба

 

 

 

 

Стеклоподъемники.                                                                                                           1 – валик

2 – рычаг сектора

3 – корпус

4 – ручка

5 – тормозная пружина

6 – валик

7 – шестерня

8 – хвостовик

9 – поверхность чашки

10 – зубчатый сектор

11, 12 – кулисы

13 – винт

14 – обойма опускного  стекла

 

 

Принцип действия.

Стеклоподъемники.

 Современные стеклоподъемники  приводятся в действие при  помощи шестеренчатого привода  и снабжены пружиной, облегчающей  подъем стекла. Механизм стеклоподъемника, смонтированный на пластинке,  установлен на внутренней панели  двери. Рычаг стеклоподъемника, прикрепленный  к нижней обойме стекла, при  вращении ручки стеклоподъемника, описывая дугу, опускает или поднимает  стекло. При помощи стеклоподъемника  стекло может быть остановлено  и зафиксировано в любом положении.

 

Стеклоочиститель  ветрового окна.

Стеклоочиститель обычно состоит из рычага, поворачивающегося  на одном конце и резиновой  лопасти (щетки) на другом. Лезвие щетки  качается взад и вперед, счищая воду с поверхности стекла. Скорость, как правило, регулируемая, с несколькими  уровнями постоянной скорости и одна или несколько «прерывистых». Большинство  автомобилей используют два синхронизированных рычага радиального типа, в то время  как некоторые коммерческие транспортные средства используют один или несколько  рычагов.

Техническое обслуживание.

Уход за кузовом легкового  автомобиля заключается в его  мойке, поддержании в хорошем  состоянии окрашенных и хромированных  поверхностей, поддержании чистоты  в салоне, смазке и регулировке  крепления навесных элементов.

 

Автомобиль рекомендуется  мыть в тени или в закрытом помещении, при мытье на солнце высыхающие на кузове капли воды оставляют пятна. Не рекомендуется мыть кузов и  на морозе, так как замерзающие  капли воды могут вызвать трещины  в краске. При мойке окрашенных поверхностей не допускается .применение морской воды, соды, керосина, бензина  и т.п. Масляные пятна с поверхности  кузова можно снимать мягким тампоном, смоченным в бензине, после чего поверхность надо протереть тканью насухо. Чистую окрашенную поверхность  рекомендуется обрабатывать полирующим составом.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ стирать пыль и грязь с кузова всухую.

При тяжелых условиях эксплуатации защитное покрытие днища кузова может  разрушиться, поэтому после пробега  в 6... 12 тыс. км следует проверить  его состояние. Поврежденные места  в защитном покрытии восстанавливают  мастиками, нанося слой не более 2 мм.

 

Раз в два года в закрытые полости кузова вносят защитное покрытие с помощью воздушного или безвоздушного  распыления. Эту работу рекомендуется  выполнять на станции технического обслуживания.

 

Хромированные детали необходимо регулярно очищать от загрязнений  тряпкой, смоченной в керосине, затем  промывать водой и протирать  насухо. Резиновые уплотнители протирают  мягкой тряпкой, смоченной в техническом  вазелине. Остальные резиновые детали кузова желательно защищать от внешних  воздействий специальной краской  для резины, содержащей полиэтилсилоксановую жидкость, канифоль, сажу и другие компоненты. Делают это 2—3 раза в год.

 

Техническое обслуживание навесных деталей кузова заключается в  регулярном смазывании петель, замков, тяг привода и других трущихся деталей, а также регулировании  при необходимости плотности  их закрывания и легкости открывания.

 

 

 

 

Дефектация.

 

Основными дефектами кузова автомобиля являются его механические (вмятины, пробоины, трещины) и коррозионные повреждения, разрушение лакокрасочного и противокоррозионного покрытия.

Устранение механических и коррозионных повреждений кузова производится двумя основными способами: правкой или заменой поврежденных элементов кузова с помощью сварки.

Неглубокие вмятины выдавливают. Глубокие вмятины и складки выравнивают  выбиванием с последующей рихтовкой.

Рис. 287. Некоторые приемы правки деталей кузова:

а — правка панели молотком и поддержкой; б — правка снятой с автомобиля панели на мешке с  песком; в — правка участка, закрытого  внутренней панелью; 1 — панель; 2 —  поддержка; 3 — молоток; 4 — лопатка; 5 и 8 — внутренняя и наружная панели; 6 — вмятина; 7 — рихтовочный молоток

Для устранения вмятины под  нее устанавливают поддержку 2 (см. рис. 287, а) и выколачивают ее молотком 3. Выколачивание вмятины производится несильными ударами, наносимыми по окружности вмятины от периферии к центру. При этом стараются избегать лишних ударов и ударов по одному и тому же месту.

При необходимости правки деформированных съемных элементов  кузова автомобиля их снимают с автомобиля для облегчения процесса правки и  более качественного выполнения работ. К съемным элементам кузова относятся двери, передние крылья (кроме  автомобилей ВАЗ-2105 и ЗАЗ-1102), а  на автомобиле ИЖ-21251 также брызговик  облицовки радиатора и стойки фар. Снятые элементы кузова можно править  на мешке с песком (см. рис. 287, б). Правку труднодоступных мест, закрываемых  внутренними панелями, производят с  помощью лопаток (см. рис. 287, в).

Сильно растянутые места  правят с нагревом их газовой горелкой до температуры не более 700°С (определяются по темно-вишневому цвету поверхности). Нагрев производят пятнами или полосами шириной 20...30 мм. Под нагретый участок  подставляют поддержку и ударами  киянки с выпуклой стороны сжимают  лишний металл.

Для правки проемов дверей и элементов кузова удобно использовать специальные комплекты гидравлических приспособлений, основные типы которых  показаны на рис. 288.

Рис. 288. Гидравлические приспособления для правки:

1 — цилиндр с удлинительной  трубкой и плунжером; 2, 3 — струбцины; 4 — резиновая головка; 5 — опорная  головка; 6 — клин; 7 — лопатообразная  головка; 8 — натяжной цилиндр; 9 —  насос

При невозможности устранения деформации элементов кузова правкой  производится их замена. Для этого  отрезают поврежденную часть (крыло, панель) с помощью специального электро- или пневмоинструмента или газовой  резки и приваривают новую  деталь при помощи газовой сварки или дуговой сварки в среде углекислого газа. При необходимости заделки сквозных пробоин изготавливают из листового проката и приваривают дополнительную ремонтную деталь.

Восстановление поврежденного  противокоррозионного покрытия кузова производится в целях защиты его  элементов от коррозионного повреждения  и производится путем нанесения  специальных защитных составов.

Охрана труда.

 

Операции по техническому обслуживанию автомобилей нужно  выполнять в специально отведенных, оборудованных, огражденных, и обозначенных местах (постах.)

Территория предприятия  должна иметь ограждение высотой  не менее 1,6м, освещаться в ночное время  и содержаться в чистоте и  порядке.

Производственные помещения  должны соответствовать требованиям  технической этике. Так же посты  должны быть обеспечены предупреждающими знаками.

Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, который является первым этапом обучения технике безопасности на данном предприятии.

Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно  по той специальности и на том  рабочем месте, где он должен работать.

1. При техническом обслуживании  и ремонте автомобилей необходимо  принимать меры против их самостоятельного  перемещения. 

2. Запрещается техническое  обслуживание и ремонт автомобилей  с работающим двигателем.

3. Подъемно-транспортное  оборудование должно быть в  исправном состоянии и использоваться  только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием  допускаются лица, прошедшие соответствующую  подготовку и инструктаж.

4. Во время работы запрещается  оставлять инструменты на краю  осмотровой канавы, на подножках,  капоте или крыльях автомобиля.

           5. При сборочных работах совпадение отверстий в соединяемых деталях необходимо проверять специальными ломиками, бородками или монтажными крючками.

6. Запрещается проверять  совпадение отверстий пальцами.

           7. Во время разборки и сборки узлов и агрегатов необходимо применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала следует смочить керосином, а затем отвернуть ключом, запрещается отвертывать гайки зубилом или молотком.

8. Запрещается загромождать  проходы между рабочими местами,  деталями и узлами, а также  скапливать большое количество  деталей на местах разборки.

9. Гидравлические и пневматические  устройства должны быть снабжены  предохранительными клапанами.

10. Рабочий инструмент  должен находиться в исправном  состоянии.

Основными причинами возникновения  пожаров на автотранспортных предприятиях являются: неисправность отопительных приборов, электрооборудования и  освещения, неправильная их эксплуатация; самовозгорание горючесмазочных и обтирочных материалов при неправильном их хранении; неосторожное обращение с огнем.

Во всех производственных помещениях необходимо выполнять следующие  противопожарные требования:

· курить только в специально отведенных для этого местах;

· не пользоваться открытым огнем;

· хранить топливо и  керосин в количествах, не превышающих  сменную потребность;

· не хранить порожнюю тару из-под топлива и смазочных  материалов;

· проводить тщательную уборку в конце каждой смены;

· разлитое масло и топливо  убирать с помощью песка;

· собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в  металлические ящики с крышками и после окончания смены выносить в специально отведенное для этого  место.

Чтобы не создавать условий  для возникновения пожара в производственных помещениях и на автомобиле запрещается:

· допускать попадание  на двигатель и рабочее место  топлива и масла;

· оставлять в кабине, на двигателе и рабочих местах обтирочные материалы;

· допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания;

· держать открытыми горловины  топливных баков и сосудов  с воспламеняющими жидкостями;

· мыть или протирать бензином кузов, детали и агрегаты, мыть руки и одежду бензином;

· хранить топливо (за исключением  находящегося в топливном баке автомобиля) и тару из-под топлива и смазочных  материалов;

· пользоваться открытым огнем  при устранении неисправностей;

· подогревать двигатель  открытым огнем.

На видных местах около  телефонных аппаратов должны быть вывешены таблички с указанием телефонов  пожарных команд, план эвакуации людей, автомобилей и оборудования на случай пожара и фамилии лиц, ответственных  за пожарную безопасность.

Пожарные краны во всех помещениях оборудуют рукавами и  стволами, заключенными в специальные  шкафы. В помещениях устанавливают  пенные огнетушители (один огнетушитель на 50 м2 площади помещения) и ящики  с сухим песком (один ящик на 100 м2 площади помещения). Около ящика  с песком на пожарном стенде должны располагаться лопата, лом, багор, топор, пожарное ведро.

Список литературы.

  1. Учебник водителя автомобиля категории «С». В.С. Калисеким, А.И. Манзон, Г.Е. Начума.
  2. Учебник водителя автомобиля категории «D». Ю.М. Рудников, Ю.Л. Засорин, В.М. Дагович
  3. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. В.Л. Роговцев, А.Г. Пузанков, В.Д. Олфильев.
  4. Грузовые автомобили В.А. Родичев
  5. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей КамАЗ–5320, 53211, 53212, 53213, 5410, 54112, 55111, 55102: иллюстрированное издание / Машков Е.А. – Издательство «Третий Рим», 1997. – 88 с.
  6. Инструкция по безопасности труда для персонала, занятого на ремонте и техническом обслуживании автомашин и дорожно-строительной техники ИБТ-К–97-85.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Кузов и его оборудование