Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:03, курсовая работа
Введение.
В общем случае к кузову грузового автомобиля относятся кабина, оперение и грузонесущая емкость.
Кузов является несущим элементом автомобиля. В нем располагаются водитель и пассажиры, к нему крепится двигатель, все агрегаты трансмиссии, ходовой части, механизмы управления и дополнительное оборудование. Он же является “минусовым” проводником для системы электрооборудования автомобиля.
Введение. В общем случае к кузову грузового автомобиля относятся кабина, оперение и грузонесущая емкость. Кузов является несущим элементом
автомобиля. В нем располагаются
водитель и пассажиры, к нему крепится
двигатель, все агрегаты трансмиссии,
ходовой части, механизмы управления
и дополнительное оборудование. Он
же является “минусовым” проводником
для системы Кузов автомобиля – это сложная инженерная, геометрически правильная конструкция из металла, стекла и других материалов. Металлическая часть кузова состоит из днища и крыши, крыльев и панелей, дверей, крышек капота, а так же множества более мелких элементов. Для размещения водителя и пассажиров в салоне предусмотрены сидения. В кабинах автомобилей, предназначающихся для междугородных поездок. Оборудуются так же одно спальное место. Расположенное за спинками сидений. В целях обеспечения безопасности людей в движущемся автомобиле, сидения оборудованы специальными ремнями. В случае аварии эти ремни способны удержать взрослого человека на его сидении. Внутри салона располагается все необходимые органы управления автомобилем и приборы для контроля за работой его агрегатов и систем. Комфорт, при передвижении в любых погодных условиях, обеспечивают системы вентиляции о топления салона машины. Представление о кузове только как о помещении для водителя, пассажиров и груза слишком примитивно и явно недостаточно. Обладая минимально возможными размерами, объемом и массой, он обеспечивает необходимую и возможную комфортабельность, защиту людей и груза от внешней среды (дождя, снега, пыли и т. д.) в обычных условиях эксплуатации и защиту от опасных воздействий при авариях.
Если у автомобиля отсутствует рама как основной силовой (несущий) элемент, кузов выполняет ее функции. В этом случае к нему крепятся практически все элементы автомобиля (двигатель, детали подвески колес, топливный бак и т.д.).
Кузов является одним из основных элементов автомобиля еще и потому, что его масса и стоимость составляют половину массы и стоимости.
Назначение. К кузову грузового автомобиля относятся кабина, оперение и грузовая платформа. Кабина. На грузовых автомобилях
устанавливаются двух- или трех-
местную кабину, которая представляет
собой жесткую сварную Кабины, расположенные над
двигателем, делают опрокидывающимися
относительно передних шарнирных опор.
Это облегчает доступ к двигателю
и некоторым механизмам, находящимся
в передней части. В откинутом
положении кабина стопориться упором- В холодное время года кабина обогревается теплым воздухом, подаваемым от водяного радиатора по металлическому рукаву. Одна часть потока воздуха направляется на обдув передних стекол, подается в кабину. Выходной патрубок снабжен заслонкой, с помощью которой теплый воздух, поступающий в кабину может быть направлен на обдув стекол. Кабина оборудована Оперение. Данная часть кузова включает в себя капот двигателя, крылья, подножки и облицовку радиатора. Капот оборудован замком, удерживающим его в закрытом положении. Замок капота отпирают изнутри кабины специальной рукояткой, установленной обычно под панелью приборов. У грозовых автомобилей , которые имеют кабину, расположенную над двигателем, капот отсутствует. Двери кабины снабжены опускающимися стеклами и поворотными форточками. Подъем и опускание стекол, а также их фиксация в любом положении осуществляется при помощи стеклоподъемников, расположенных внутри дверей. Ветровое (лобовое) стекло кабины неоткрывающееся и представляет собой гнутое стекло панорамного типа. Стеклоочистители некоторых
автомобилей имеют Сидение водителя на современных
автомобилях приспособлено для
комфортных условий труда водителя.
Оно состоит из подушки и спинки,
регулируемых для удобства конкретного
водителя в разных плоскостях. Сиденье
снабжено механизмом подрессоривания
с регулированием жесткости в
зависимости от массы водителя. Подвеска
может быть заблокирована, при этом
сиденье фиксируется в
Грузовая платформа. Назначение. В зависимости от назначения автомобиля, кузов может быть выполнен универсальным (общего значения) или специализированным. Платформы универсального кузова могут быть с открывающимися задними и боковыми бортами. Для перевозки груза только определенного типа используются специализированные кузова грузовых автомобилей. Наиболее распространенным из них являются цистерны, фургоны, саморазгружающиеся кузова (самосвалы) . рефрижераторы и др. Кузов грузового автомобиля включает в себя бортовую или самосвальную платформу для груза. Бортовая платформа может
быть металлической. Но часто имеет
деревометаллическую Платформа автомобилей-самосвалов, а так же самосвальных прицепов и полуприцепов поднимается с помощью подъемных механизмов. |
Классификация. Тентованный полуприцеп (еврофура) Автосцепка Автосцепка-Паровоз Рефрижераторный фургон Изотермический фургон Контейнеровоз Открытый бортовой полуприцеп Открытая платформа Лесовоз Автоцистерна Трал для перевозки спецтехники Платформа для негабаритных
и тяжеловесных грузов Автовоз |
Устройство. 1 – передняя панель 2 – каркас 3 – боковая панель 4 – крыша 5 – задняя панель
1 – капот 2 – крылья 3 – подножка 4 – облицовка радиатора
|
Стеклоочиститель ветрового окна. 1 – кронштейн 2,3,4 – болты 5 – кузов 6,10,13 – гайки 7 – привод стеклоочистителя 8,14 – рычаги 9,11 – колпачки 12 – распорная втулка 15 – стуцер 16 – шайба
Стеклоподъемники. 2 – рычаг сектора 3 – корпус 4 – ручка 5 – тормозная пружина 6 – валик 7 – шестерня 8 – хвостовик 9 – поверхность чашки 10 – зубчатый сектор 11, 12 – кулисы 13 – винт 14 – обойма опускного стекла
|
Принцип действия. Стеклоподъемники. Современные стеклоподъемники
приводятся в действие при
помощи шестеренчатого привода
и снабжены пружиной, облегчающей
подъем стекла. Механизм стеклоподъемника,
смонтированный на пластинке,
установлен на внутренней
Стеклоочиститель ветрового окна. Стеклоочиститель обычно состоит из рычага, поворачивающегося на одном конце и резиновой лопасти (щетки) на другом. Лезвие щетки качается взад и вперед, счищая воду с поверхности стекла. Скорость, как правило, регулируемая, с несколькими уровнями постоянной скорости и одна или несколько «прерывистых». Большинство автомобилей используют два синхронизированных рычага радиального типа, в то время как некоторые коммерческие транспортные средства используют один или несколько рычагов. |
Техническое обслуживание. Уход за кузовом легкового автомобиля заключается в его мойке, поддержании в хорошем состоянии окрашенных и хромированных поверхностей, поддержании чистоты в салоне, смазке и регулировке крепления навесных элементов.
Автомобиль рекомендуется мыть в тени или в закрытом помещении, при мытье на солнце высыхающие на кузове капли воды оставляют пятна. Не рекомендуется мыть кузов и на морозе, так как замерзающие капли воды могут вызвать трещины в краске. При мойке окрашенных поверхностей не допускается .применение морской воды, соды, керосина, бензина и т.п. Масляные пятна с поверхности кузова можно снимать мягким тампоном, смоченным в бензине, после чего поверхность надо протереть тканью насухо. Чистую окрашенную поверхность рекомендуется обрабатывать полирующим составом. ЗАПРЕЩАЕТСЯ стирать пыль и грязь с кузова всухую. При тяжелых условиях эксплуатации защитное покрытие днища кузова может разрушиться, поэтому после пробега в 6... 12 тыс. км следует проверить его состояние. Поврежденные места в защитном покрытии восстанавливают мастиками, нанося слой не более 2 мм.
Раз в два года в закрытые полости кузова вносят защитное покрытие с помощью воздушного или безвоздушного распыления. Эту работу рекомендуется выполнять на станции технического обслуживания.
Хромированные детали необходимо
регулярно очищать от загрязнений
тряпкой, смоченной в керосине, затем
промывать водой и протирать
насухо. Резиновые уплотнители
Техническое обслуживание навесных деталей кузова заключается в регулярном смазывании петель, замков, тяг привода и других трущихся деталей, а также регулировании при необходимости плотности их закрывания и легкости открывания.
Дефектация.
Основными дефектами кузова автомобиля являются его механические (вмятины, пробоины, трещины) и коррозионные повреждения, разрушение лакокрасочного и противокоррозионного покрытия. Устранение механических
и коррозионных повреждений кузова
производится двумя основными способами:
правкой или заменой Неглубокие вмятины Рис. 287. Некоторые приемы правки деталей кузова: а — правка панели молотком и поддержкой; б — правка снятой с автомобиля панели на мешке с песком; в — правка участка, закрытого внутренней панелью; 1 — панель; 2 — поддержка; 3 — молоток; 4 — лопатка; 5 и 8 — внутренняя и наружная панели; 6 — вмятина; 7 — рихтовочный молоток Для устранения вмятины под
нее устанавливают поддержку 2 (см.
рис. 287, а) и выколачивают ее молотком
3. Выколачивание вмятины |
При необходимости правки
деформированных съемных Сильно растянутые места
правят с нагревом их газовой горелкой
до температуры не более 700°С (определяются
по темно-вишневому цвету Для правки проемов дверей
и элементов кузова удобно использовать
специальные комплекты Рис. 288. Гидравлические приспособления для правки: 1 — цилиндр с удлинительной трубкой и плунжером; 2, 3 — струбцины; 4 — резиновая головка; 5 — опорная головка; 6 — клин; 7 — лопатообразная головка; 8 — натяжной цилиндр; 9 — насос При невозможности устранения
деформации элементов кузова правкой
производится их замена. Для этого
отрезают поврежденную часть (крыло, панель)
с помощью специального электро-
или пневмоинструмента или Восстановление поврежденного противокоррозионного покрытия кузова производится в целях защиты его элементов от коррозионного повреждения и производится путем нанесения специальных защитных составов. |
Охрана труда.
Операции по техническому обслуживанию автомобилей нужно выполнять в специально отведенных, оборудованных, огражденных, и обозначенных местах (постах.) Территория предприятия должна иметь ограждение высотой не менее 1,6м, освещаться в ночное время и содержаться в чистоте и порядке. Производственные помещения должны соответствовать требованиям технической этике. Так же посты должны быть обеспечены предупреждающими знаками. Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, который является первым этапом обучения технике безопасности на данном предприятии. Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, где он должен работать. 1. При техническом обслуживании
и ремонте автомобилей 2. Запрещается техническое
обслуживание и ремонт 3. Подъемно-транспортное
оборудование должно быть в
исправном состоянии и 4. Во время работы запрещается оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. 5. При сборочных работах совпадение отверстий в соединяемых деталях необходимо проверять специальными ломиками, бородками или монтажными крючками. 6. Запрещается проверять совпадение отверстий пальцами. 7. Во время разборки и сборки узлов и агрегатов необходимо применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала следует смочить керосином, а затем отвернуть ключом, запрещается отвертывать гайки зубилом или молотком. 8. Запрещается загромождать
проходы между рабочими 9. Гидравлические и 10. Рабочий инструмент должен находиться в исправном состоянии. Основными причинами возникновения пожаров на автотранспортных предприятиях являются: неисправность отопительных приборов, электрооборудования и освещения, неправильная их эксплуатация; самовозгорание горючесмазочных и обтирочных материалов при неправильном их хранении; неосторожное обращение с огнем. Во всех производственных помещениях необходимо выполнять следующие противопожарные требования: · курить только в специально отведенных для этого местах; · не пользоваться открытым огнем; · хранить топливо и керосин в количествах, не превышающих сменную потребность; · не хранить порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов; · проводить тщательную уборку в конце каждой смены; · разлитое масло и топливо убирать с помощью песка; · собирать использованные
обтирочные материалы, складывать их в
металлические ящики с крышками
и после окончания смены Чтобы не создавать условий для возникновения пожара в производственных помещениях и на автомобиле запрещается: · допускать попадание на двигатель и рабочее место топлива и масла; · оставлять в кабине, на двигателе и рабочих местах обтирочные материалы; · допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания; · держать открытыми горловины топливных баков и сосудов с воспламеняющими жидкостями; · мыть или протирать бензином кузов, детали и агрегаты, мыть руки и одежду бензином; · хранить топливо (за исключением находящегося в топливном баке автомобиля) и тару из-под топлива и смазочных материалов; · пользоваться открытым огнем при устранении неисправностей; · подогревать двигатель открытым огнем. На видных местах около телефонных аппаратов должны быть вывешены таблички с указанием телефонов пожарных команд, план эвакуации людей, автомобилей и оборудования на случай пожара и фамилии лиц, ответственных за пожарную безопасность. Пожарные краны во всех помещениях оборудуют рукавами и стволами, заключенными в специальные шкафы. В помещениях устанавливают пенные огнетушители (один огнетушитель на 50 м2 площади помещения) и ящики с сухим песком (один ящик на 100 м2 площади помещения). Около ящика с песком на пожарном стенде должны располагаться лопата, лом, багор, топор, пожарное ведро. |
Список литературы.
|