Коробка передач

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:29, дипломная работа

Описание работы

Автомобильный транспорт занимает одно из ведущих мест среди других видов транспорта.
Значительный рост автомобильного парка нашей страны вызывает увеличение объёма работ по Т.О. и ремонту автомобилей. Выполнение этих работ требует больших трудовых затрат и привлечения числа квалифицированных рабочих.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
1. Общая часть……………………………………………………………6
1.1. Устройство коробки передач…………………………………………6
1.2. Техническое обслуживание коробки передач………………………12
1.3. Эксплуатация коробки передач………………………………………13
2. Технологический процесс выполнения заданной работы………….14
2.1. Ремонт коробки передач………………………………………………14
3. Экономическая часть…………………………………………………..23
3.1. Экономическая эффективность от внедрения рационального предложения…………………………………………………………………..23
3.1.1. Расчет себестоимости технологического процесса………………….24
3.1.2. Определение затрат на новый узел……………………………………25
3.1.3. Определение затрат на рациональный вариант………………………26
3.1.4. Определение эффекта от внедрения рационального предложения….26
3.1.5. Определение эффективности рационального предложения………….27
4. Охрана труда…………………………………………………………….28
4.1. Охрана труда на автотранспортных предприятиях…………………...28
4.2. Правила безопасности и техника безопасности при
ремонтных работах…………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Кор.пер.ГАЗ3307.doc

— 374.50 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………4

1.                  Общая часть……………………………………………………………6

1.1.           Устройство коробки передач…………………………………………6

1.2.           Техническое обслуживание коробки передач………………………12

1.3.           Эксплуатация коробки передач………………………………………13

2.                  Технологический процесс выполнения заданной работы………….14

2.1.           Ремонт коробки передач………………………………………………14

3.                  Экономическая часть…………………………………………………..23

3.1.           Экономическая эффективность от внедрения рационального предложения…………………………………………………………………..23

3.1.1.     Расчет себестоимости технологического процесса………………….24

3.1.2.     Определение затрат на новый узел……………………………………25

3.1.3.     Определение затрат на рациональный вариант………………………26

3.1.4.     Определение эффекта от внедрения рационального предложения….26

3.1.5.     Определение эффективности рационального предложения………….27

4.                  Охрана труда…………………………………………………………….28

4.1.           Охрана труда на автотранспортных предприятиях…………………...28

4.2.           Правила безопасности и техника безопасности при

ремонтных работах…………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Автомобильный транспорт занимает одно из ведущих мест среди других    видов транспорта.

Значительный рост автомобильного парка нашей страны вызывает увеличение объёма работ по Т.О. и ремонту автомобилей. Выполнение этих работ требует больших трудовых затрат и привлечения числа квалифицированных рабочих.

На предприятиях по Т.О. авт. всё шире применяются  методы диагностики технического состояния агрегатов автомобилей с применением электронной аппаратуры. Диагностика позволяет своевременно выявлять неисправности агрегатов и систем автомобилей, что даёт возможность устранять эти неисправности до того, как они приведут к серьёзным нарушения в работе автомобиля.

Своевременное устранение неполадок в работе агрегатов и систем автомобиля облегчает и ускоряет многие технологические процессы, но при этом от обслуживающего персонала требуется хорошее усвоение определённых приёмов и навыков, знание устройства автомобиля и умение пользоваться современными приспособлениями, инструментами и контрольно-измерительными приборами.

Во всё более широко внедряемом восстановлении автомобильных деталей находят применение самые разнообразные технологические методы – наплавка, металлизация, электрическое наращивание, применение полимерных материалов и многие, чёткие представления о которых необходимы слесарю – автомеханику. Применение средств механизации и диагностирования при техническом обслуживании и ремонте автомобилей требует от рабочих знаний по устройству автомобилей, технологическим процессам технического обслуживания и ремонта, умения использовать современные диагностические средства и приборы, инструменты и приспособления.

 

 

 

 

 

Перед учащимися, готовящимися стать слесарями по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, стоит ответственная задача – хорошо изучить устройство автомобиля, освоить правила и приёмы выполнения регулировок узлов при техническом обслуживании и ремонте, а также научиться применять гаражное, диагностическое и ремонтное оборудование и контрольно – измерительные приборы.

Объективные методы оценки технического состояния агрегатов и узлов автомобиля помогают вовремя устранить повреждения, которые способны вызвать аварийную ситуацию, что повышает безопасность дорожного движения.

Правильно организованное техническое обслуживание, своевременное устранение обнаруженных неисправностей в агрегатах и системах автомобиля при высококвалифицированном выполнении работ позволяют повысить долговечность автомобилей, снизить их простои, увеличить сроки межремонтных пробегов, повысить рентабельность автотранспортных предприятий.

 

 

 

 

 

 

1.    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

1.1.         Устройство коробки передач.

 

Автомобиль состоит из трёх частей: двигателя, шасси, кузова.

Шасси автомобиля представляют собой совокупность механизмов, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя ведущим колёсам, передвижения автомобиля и управления им. В шасси входят три группы механизмов: трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления.

Трансмиссия а/м служит для передачи крутящего момента от двигателя ведущим колёсам и позволяет изменить величину и направление крутящего момента. Трансмиссия двухосного а/м с передним расположением двигателя и приводом на задние колёса включает следующие механизмы: сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу дифференциал и полуоси. Главная передача, дифференциал и полуоси расположены в картере заднего ведущего моста.

На отечественных автомобилях применяются механические коробки передач, выполненные по трёхвальной схеме.

Крутящий момент передаётся от сцеплений на ведущий вал коробки передач, который соединён парой шестерен постоянного зацепления с промежуточным валом.

Шестерёнки промежуточного вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями ведомого вала или соединяются с ними при перемещении подвижной каретки на ведомом валу. Подвижные шестерни ведомого вала могут перемещаться по шлицам в осевом направлении, а шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении, установлены на скользящих втулках и при включении соединяются со своим валом при помощи специальных устройств - синхронизаторов.

 

 

лист

 

 

 

Ведомый вал постоянно соединён с карданной передачей. Отечественные грузовые автомобили имеют четырёх и пятиступенчатые коробки передач. Каждая ступень, в зависимости от передаточного числа, изменяет крутящий момент, передаваемый на ведущие колёса автомобиля.

Коробка передач (рис. 1, а) автомобиля ГАЗ-3307 — четырех­ступенчатая, имеет 4 передачи вперед и одну назад. Она состоит из картера 24, ведущего вала 21 с шестерней 20 постоянного зацепления, промежуточное го вала 18 с четырьмя шестернями, ве­домого вала 10 с тремя шестернями и синхронизатором 19, блока 13 двух шестерен заднего хода, установленного на отдель­ной оси 14, и механизма переключения передач. На ведомом валу шестерни 15 второй и 16 третьей передач установлены сво­бодно на втулках, а шестерня 5 первой передачи и синхрониза­тор 19—на шлицах. Все шестерни коробки (кроме шестерни первой передачи и заднего хода) косозубые и находятся в постоян­ном зацеплении.

 

 

 

Рис.   1.   Коробка   передач   автомобиля ГАЗ-3307:

а — коробка передач в разрезе; б — ме­ханизм переключения передач; / — рычаг переключения передач; 2 — ша­ровая опора; 3, 4 и 5 - шестерни третьей, второй и первой передач ведомого вала; 6 крышка; 7 и 2.ч вилки переключения передач; 8 — фланец крепления кардан­ного вала, 9 - шестерня привода спи­дометра; 10, 18 и 21 — ведомый, про­межуточный и ведущий валы; // — шестерня первой передачи и заднего хода промежуточного вала; 12 — стопор­ный болт оси; 13 — блок шестерен заднего хода; 14 — ось блока шестерен задне­го хода; 15 и 16 — шестерни второй и третьей передач промежуточного ва­ла; 17 — шестерня постоянного зацеп­ления промежуточного вала; 19 — син­хронизатор третьей и четвертой передач; 20 — шестерня ведущего вала; 22 -- роли­ковый подшипник; 24 — картер; 25 — шток; 26 — фиксатор; 27 — пружина фик­сатора; 28 — штифт; 29 — плунжер; 30 — дополнительный пружинный упор

 

 

 

 

 

Механизм переключения передач (рис. 1, б) смонтирован в крышке 6 и состоит из рычага переключения 1, трех штоков 25 и вилок переключения,

 

 

 

 

 

фиксаторов 26 для удержания шестерен коробки передачи во включенном или нейтральном положении, замоч­ного устройства для исключения одновременного включения двух пе­редач и плунжера 29 предохранителя включения заднего хода. В верхней части коробки передач имеется отверстие для заливки и контроля уровня масла, в нижней части — отверстие для слива масла, закрытое завинчивающейся пробкой.

Первая передача включается введением шестерни 5 первой передачи ведомого вала при помощи рычага коробки передач в зацепление с шестерней 11 промежуточного вала. Передача крутящего момента от ведущего вала осуществляется через проме­жуточный вал на ведомый.

Вторая передача включается введением внутренних зубьев шестерни 5 первой передачи ведомого вала в зацепление с зубчатым венцом шестерни 4 второй передачи. Крутящий момент в этом случае передается от ведущего вала на промежуточ­ный и далее через пару шестерен 15 и 4 второй передачи на шестерню 5 первой передачи ведомого вала.

Третья передача включается при помощи синхронизато­ра (рис. 2, а), обеспечивающего безударное ее включение. Сту­пица 8 синхронизатора закреплена неподвижно на шлицах ведомого вала. На ее поверхности нарезаны зубья и сделаны 3 продоль­ных паза 9, в которые установлены сухари 7. К внутренней поверх­ности муфты 3 сухари прижаты пружинами 5. С обеих сторон ступицы синхронизатора установлены латунные конусные блоки­рующие кольца 2, торцы которых имеют прямоугольные пазы под сухари. Для увеличения трения между кольцами 2 и шестер­нями / и 6 на внутренней конической поверхности колец имеется резьба с мелким шагом.

При включении третьей передачи муфта 3 вилкой 4 переме­щается вместе с сухарями 7 в сторону шестерни 6 и торцами суха­рей подвигает к шестерне блокирующее кольцо 2, которое после небольшой пробуксовки начинает

 

 

 

 

 

вращаться с той же скоростью, что и шестерня. Перемещаясь дальше, муфта входит своими внутрен­ними зубцами в зацепление с зубцами блокирующего кольца, а затем и шестерни, обеспечивая передачу крутящего момента от ведущего вала на промежуточный и далее через пару шестерен третьей передачи и синхронизатор на ведомый вал.

Четвертая передача включается перемещением синхро­низатора к шестерне 20 ведущего вала (см. рис. 1). Крутя­щий момент передается через синхронизатор сразу на ведомый вал (прямая передача).

Задний ход включается перемещением блока шестерен зад­него хода. При этом большая шестерня блока входит в зацепление с шестерней первой передачи промежуточного вала, а малая — с шестерней первой передачи ведомого вала. При этом крутя­щий   момент   передается   от   ведущего   вала   на   промежуточный, далее на блок шестерен заднего хода и на ведомый вал, который будет вращаться в обратном направлении.

 

 

 

 

 

Рис. 2. Синхронизатор коробок передач автомобилей ГАЗ-3307(а) и ЗИЛ-431410 (б):

I — передача не включена; // — начало вклю­чения передачи; /// — передача включена; / — шестерня ведущего вала; 2 — конусное блокирующее кольцо; 3 — муфта; 4 — вилка; 5 и // — пружины; 6 — шестерня третьей передачи; 7 — сухарь; 8 — ступица; 9 — продольные пазы в ступице; 10 — блокирую­щий палец; 12 — палец фиксатора; 13 — зубчатый венец муфты; 14 — внутренний зуб­чатый венец зубчатого колеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.         Техническое обслуживание

коробки передач.

 

Передача крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам автомобиля должна происходить плавно, без рывков. На всех скоростях движения как при передаче крутящего момента, так и на холостом ходу в агрегатах трансмиссии не должны появляться вибрации и повышенный шум.

Признаками неисправности коробки передач являются: затруднённое или самопроизвольное включение передач в коробке, рывки при изменении нагрузки.

Все неисправности необходимо своевременно устранять, предупреждать их появление, тщательно выполнять т.о.

Проводя первое т.о., проверяют уровень масла в картерах к.п.

Во время проведения второго т.о., помимо работ, выполняемых при т.о.-1, проверяют герметичность соединения картеров к.п. Кроме того, производят смену смазки в картерах агрегатов трансмиссии, если она совпадает с соответствующим сроком по графику смазки.

Уровень масла проверяют щупом, имеющимся в коробке картера. Масло доливают до уровня контрольной пробки и промывают каналы сопуна.

Заменяют масло в соответствии с графиком смазки. При этом обязательно промывают картер к.п. жидким минеральным маслом. Старое масло сливают через сливную коробку сразу же после возвращения в гараж, пока масло ещё тёплое. У а/м Минского завода в картере к.п. имеются две сливные пробки. Слив старое масло, завёртывают сливную пробку и заливают промывочное масло. Затем, подняв заднее колесо, пускают двигатель и дают ему поработать несколько минут. После этого сливают промывочное масло и заливают свежее.

Сопуны, служащие для поддерживания в картере агрегата нормального давления, должны быть очищены от грязи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.         Эксплуатация коробки передач.

 

Техническое состояние автомобиля и его износ зависит от конструктивных и производственных недостатков и дефектов, возникающих при эксплуатации. В процессе эксплуатации наличие этих дефектов приводят к изменению технического состояния деталей, узлов и агрегатов, которые подвергаются естественному износу. Эксплуатировать автомобили нужно так, чтобы он работал без нагрузки и на наиболее экономном режиме, необходимо хорошо изучить маршрут, на котором приходится работать. Хорошее знание маршрута позволяет выбрать оптимальную скорость, лучше использовать разгон и накат автомобиля и избежать резкого торможения.

При пробеге первой тысячи километров у нового или капитально отремонтированного автомобиля происходит приработка трущихся деталей, уплотнение прокладок между деталями, а следовательно и ослабление их креплений. В период обкатки и эксплуатации нового или капитально отремонтированного автомобиля водитель должен особенно тщательно следить за работой всех узлов и агрегатов и выполнением всех работ по техническому обслуживанию. Чтобы гарантировать длительную и надёжную работу трансмиссии автомобиля, водитель в период эксплуатации должен через 1000 км пробега заменить смазку в картерах коробки, заднего моста и промыть их, кроме этого выполнить т.о.-1 в полном объёме.

 

 

 

 

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНОЙ РАБОТЫ

2.1. Ремонт коробки передач.

Разборка коробки передач проходит в таком порядке

- отвернуть четыре болта крепления картера рычага;

- снять картер с рычагом в сборе и прокладку картера;

- закрыть картер рычага в тиски, направив рычаг вниз;

- отвернуть гайку крепления оси промежуточного рычага, придерживая при этом головку оси;

- снять пружинную шайбу и ось с промежуточными рычагами;

- вынуть ось из отверстия рычаг и предохранитель;

- вынуть из картера пружину;

- снять опору рычага;

- вынуть рычаг в сборе и фиксатор рычага;

- для снятия защитного чехла ослабить гайку и отвернуть рукоятку;

- отвернуть болты крепления крышки коробки;

-снять крышку в боре с механизмом и рычагом переключения передач;

-снять прокладку крышки (если прокладка приклеилась надо осторожно отделить её с помощью отвёртки или др. инструмента).

Механизм переключения коробки передач разбирают в приспособлении , в котором крышка закрепляется в положении, удобном для разборки. При отсутствии приспособления разборку крышки можно вести, закрепив крышку в тисках.

Разборку механизма переключения передач необходимо вести в следующем порядке:

-расшплинтовать стопорные болты крепления вилок и предохранительных

головок на штоках;

-отвернуть стопорные винты крепления вилок и болты крепления головок стока;

 

 

 

 

-с помощью воротка передач выпрессовать заглушку из гнезда; -передвигая шток, снять вилку и придерживая рукой фиксаторные шарики, вынуть шток другой рукой;

-аналогичным способом вынуть два других штока переключения передач;

-отсоединить оттяжную пружину от муфты подшипника выключения сцепления;

-снять муфту с подшипником в сборе;

-отвернуть четыре болта крепления крышки переднего подшипника первичного вала;

-снять крышку с прокладкой;

-чтобы вынуть из гнезда картера первичный вал, надо выпрессовать шариковый подшипник с помощью съёмника ЧОП - 5019 и снять вал с подшипником в сборе.

-для отвёртывания гайки крепления подшипника установить вал в приспособление , отогнуть тонкий край гайки, отвернуть гайку крепления подшипника, снять заточные кольца и спрессовать подшипник с помощью приспособления;

-снять с конца вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра;

-выпрессовать из гнезда картера коробки подшипник вторичного вала вместе с валом с помощью оправки и молотка; спрессовать с помощью приспособления подшипник вторичного вала;

-вынуть из картера коробки вторичный вал в сборе с шестернями и синхронизатором;

-снять с вала синхронизатор четвёртой и пятой передач, шестерню первой передачи; снять при помощи двух отвёрток замочное кольцо крепления шестерни четвёртой передачи; снять упорную шайбу вместе с шестернёй четвёртой передачи и стальную втулку вместе со стопором упорную шайбу и шестерню третьей передачи, синхронизатор второй и третьей передач;

-снять при помощи двух отвёрток замочное кольцо крепления шестерни второй передачи; снять упорную шайбу и шестерню второй передачи (синхронизатор без необходимости разбирать не следует);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-отвернуть болт крепления стопора от блока шестерён заднего хода, снять стопор; вынуть из картера ось блока, блок шестерён, два роликовых подшипника и распорную втулку;

-отвернуть четыре болта крепления крышки заднего подшипника промежуточного вала;

-снять крышку с прокладкой; отогнуть тонкий край гайки; застопорить воротком шестерню промежуточного вала и отвернуть гайку крепления заднего подшипника;

-выпрессовать из гнезда картера задний подшипник вместе с промежуточным валом;

-сдвинуть вал с шестернями по оси в сторону подшипника; спрессовать при помощи съёмника задний подшипник промежуточного вала;

-вынуть из картера промежуточный вал с шестернями в сборе вручную;

-вынуть передний подшипник промежуточного вала из гнезда картера (при необходимости выбить при помощи оправки заглушку, закрывающую передний подшипник) и вынуть стопорное кольцо.

Для разборки промежуточного вала снять замочное кольцо, спрессовать все шестерни и вынуть шпонки из пазов. Спрессовку шестерён можно производить с помощью подкладок на прессе. Последние две шестерни заднего хода и шестерню второй передачи надо спрессовать вместе.

Для снятия оси блока зубчатых колёс передачи заднего хода 5 блока шестерён заднего хода применяют съёмник мод И 8 032 000.

    Основными дефектами картеров коробок передач являются: износ отверстий под подшипники качения и ось блока шестерён заднего хода, срыв и износ резьбы в резьбовых отверстиях, трещины. Изношенные отверстия под подшипники качения и ось блока шестерён заднего хода, срыв или износ резьбы в резьбовых отверстиях, трещины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изношенные отверстия под подшипники и оси восстанавливают осталиванием или постановкой дополнительной детали - втулки. После восстановления отверстия растачивают на горизонтально- расточном станке до номинального размера, обеспечивая соосность отверстий. При срыве резьбы или износе резьбы более двух ниток осуществляют нарезку резьбы увеличенного ремонтного размера, постановку ввёртыша или заварку с последующим нарезанием резьбы номинального размера. Большинство трещин картера коробки передач устраняют заваркой с последующей зачисткой сварочного шва абразивным кругом. При наличии более двух трещин общей длинной свыше 100 мм и трещин, проходящих через отверстие под ось блока шестерен заднего хода, картер коробки передач бракуют.

Валы (ведущие, промежуточные, ведомые) имеют следующие основные дефекты: износ шеек под втулки или под кольца подшипников; износ шлицев; забитость, срыв или износ резьбы; забоины на шлицах и краях шпоночной канавки. Изношенные шейки восстанавливают хромированием, осталиванием или наплавкой. Шлицевой конец ведущего вала, имеющий предельный износ, восстанавливают постановкой дополнительной ремонтной детали, на которой шлифуют шлицы. Забитую, сорванную или изношенную резьбу до двух ниток прогоняют плашкой. Резьбу с износом или срывом более двух ниток восстанавливают наплавкой с последующим нарезанием резьбы номинального размера. Забоины на шлицах и краях шпоночной канавки устраняют зачисткой. Валы бракуют, если они имеют трещины любого характера и расположения, а также сколы зубьев шестерен и шлиц.

Шестерни коробок передач имеют следующие основные дефекты: износ зубьев по толщине, забоины на торцовых поверхностях, отколы и выкрашивание рабочих поверхностей зубьев. Шестерни бракуют, если они имеют предельный износ зубьев по толщине или отколы и выкрашивание. Если конструкция детали позволяет, то шестерню с этими дефектами восстанавливают постановкой нового зубчатого венца. Забитость торцовых поверхностей зубьев устраняют зачисткой абразивным кругом до получения требуемой формы.

 

 

 

 

 

     У крышки коробки передач встречаются дефекты: трещины или отколы, коробление, срыв резьбы, износ гнёзд и отверстий. Отколотые части крышки приваривают, а трещины заваривают, если они захватывают не более половины отверстия под болт и не проходят через отверстия под ползуны переключения передач. Сорванную резьбу в отверстиях крепления механизма переключения передач восстанавливают заваркой или постановкой ввертыша. Изношенные отверстия под штоки переключения передач и блокирующего механизма восстанавливают гильзовкой с последующей обработкой под номинальный размер. Коробление плоскости крепления крышки к картеру устраняют припиловкой. Номинальная плоскостность крышки должна быть 0,1 мм на длине 100 мм. Забоины и заусеницы в отверстиях под штоки переключения передач устраняют развёрткой.

Сборка коробки передач:

- установить в пазы вала шпонку и последовательно напрессовать на вал предварительно подобранные по шейкам шестерню второй передачи (натяг 0, 005 ... 0, 055 мм), шестерню заднего хода (посадка от натяга 0,04 мм ДО зазора 0,01 мм), шестерню третьей и четвёртой передач (натяг 0, 015 .. .0,065 мм). Установить распорную втулку, напрессовать шестерню постоянного зацепления (натяг 0,015... 0,065 мм) и закрепить её замочным кольцом. Кольцо установить с помощью оправки. Все шестерни промежуточного вала должны быть напрессованы до упора в торец;

-установить картер коробки передач на приспособление, вставить в гнездо картера кольцо переднего роликового подшипника промежуточного вала (посадка от натяга 0,01 мм до зазора 0,0033 мм); надеть роликовый подшипник на передний конец промежуточного вала (зазор 0,015. . .0,047 мм), вставить в картер промежуточный вал в сборе с шестернями, направив сначала задний конец вала в гнездо шарикового подшипника, а затем установив в наружное кольцо передний конец вала с роликовым подшипником в сборе;

 

 

 

 

 

 

-напрессовать шариковый подшипник в сборе с замочным кольцом на задний конец промежуточного вала (натяг 0,003 . . .0,032 мм), направив его в гнездо картера; установить подшипник вместе с валом в гнездо картера с помощью специальной оправки (посадка от натяга 0,012 мм до зазора 0,038 мм); навернуть гайку и затянуть её (момент затяжки должен быть не менее 250 Н м/25 кг с.м.); закрепить гайку вдавив её тонкий край в паз вала; установить заднюю крышку с прокладкой и закрепить крышку болтами с пружинными шайбами;

-установить в выточку гнезда картера переднего подшипника стопорное гнездо и посадить его с помощью оправки; вставить в гнездо заглушку и запрессовать её специальной оправкой;

-вставить в отверстие блока шестерён заднего хода роликовые подшипники, установив между ними распорную пружину; установить блок в картер коробки; вставить ось блока шестерён (с посадкой конец оси большого диаметра - от натяга 0,05 2 мм до зазора 0,004 мм, конец оси меньшего диаметра - с зазором 0,007. . .0,060 мм);

-установить в выточку стопорную пластину и закрепить её болтом с пружинной шайбой;

шестерню заднего хода (посадка от натяга 0,04 мм ДО зазора 0,01 мм), шестерню третьей и четвёртой передач (натяг 0, 015 .. .0,065 мм). Установить распорную втулку, напрессовать шестерню постоянного зацепления (натяг

15... 0,065 мм) и закрепить её замочным кольцом. Кольцо установить с помощью оправки. Все шестерни промежуточного вала должны быть напрессованы до упора в торец;

-установить картер коробки передач на приспособление, вставить в гнездо картера кольцо переднего роликового подшипника промежуточного вала (посадка от натяга 0,01 мм до зазора 0,0033 мм); надеть роликовый подшипник на передний конец промежуточного вала (зазор 0,015. . .0,047 мм), вставить в картер промежуточный вал в сборе с шестернями, направив сначала задний конец вала в гнездо шарикового подшипника, а затем установив в наружное кольцо передний конец вала с роликовым подшипником в сборе;

 

 

 

 

 

 

 

-напрессовать шариковый подшипник в сборе с замочным кольцом на задний конец промежуточного вала (натяг 0,003 . . .0,032 мм), направив его в гнездо картера; установить подшипник вместе с валом в гнездо картера с помощью специальной оправки (посадка от натяга 0,012 мм до зазора 0,038 мм); навернуть гайку и затянуть её (момент затяжки должен быть не менее 250 Н м/25 кг с.м.); закрепить гайку вдавив её тонкий край в паз вала; установить заднюю крышку с прокладкой и закрепить крышку болтами с пружинными шайбами;

-установить в выточку гнезда картера переднего подшипника стопорное гнездо и посадить его с помощью оправки; вставить в гнездо заглушку и запрессовать её специальной оправкой;

-вставить в отверстие блока шестерён заднего хода роликовые подшипники, установив между ними распорную пружину; установить блок в картер коробки; вставить ось блока шестерён (с посадкой конец оси большого диаметра - от натяга 0,05 2 мм до зазора 0,004 мм, конец оси меньшего диаметра - с зазором 0,007. . .0,060 мм);

-установить в выточку стопорную пластину и закрепить её болтом с пружинной шайбой;

-установить вал в тиски с мягкими подкладками задним концом вниз и собрать детали вала в указанной далее последовательности.

Надеть на шлицы шестерню второй передачи, надеть на вал упорную шайбу, закрепить шестерни замочным кольцом, посадив его в выточку вала с помощью специальной оправки, установить на шлицы вала синхронизатор второй и третьей передач, установить на шейку вала шестерню третьей передачи, поставив упорную шайбу, установить втулку шестерни четвёртой передачи, направив её фиксаторный штифт в шлицевой паз вала, установить на втулку шестерню четвёртой передачи, поставить упорную шайбу З и закрепить шестерню замочным кольцом, посадив его в выточку вала с помощью пустотелой оправки (кольцо должно плотно сидеть в канавке),

 

 

 

 

 

 

установить на шлицы вала синхронизатор четвёртой и пятой передач, установить вторичный вал в сборе в картер коробки, направив задний конец вала в гнездо картера, надеть подшипник в сборе с замочным кольцом на конец вала и направив его в гнездо картера запрессовать подшипник вместе с валом с помощью специальной оправки.

Для сборки первичного вала надо установить его в приспособление и напрессовать подшипник (натяг 0,003.. .0,038). Установить в проточку замочное кольцо, навёрнуть гайку и затянуть её (момент затяжки должен быть не менее 200 н.м/20 кг с.м.). Затем закрепить гайку, вогнув её тонкий край в паз вала. Вытянуть вал из приспособления и установить в гнездо подшипник.

Установит в гнездо картера первичный вал с подшипником в сборе (посадка подшипника от натяга 0,012 мм до зазора 0,038 мм) и направить конец вторичного вала в роликовый подшипник первичного вала. Установить крышку подшипника первичного вала с прокладкой, закрепить их болтами с пружинными шайбами. Надеть на направляющую крышки муфту с подшипником выключения сцепления и установить на муфту оттяжную пружину.

Сборка крышки коробки передач производится в последовательности обратной разборке. При сборке крышки сначала вставить шток вилки переключения первой передачи и заднего хода, затем шток вилки переключения четвёртой и пятой передач и наконец шток вилки переключения второй третьей передач. После установки штоков и вилок их следует закрепить стопорными болтами, зашплинтовать проволокой, завернув её концы.

Проверить и при необходимости установить в нейтральное положение шестерню первой передачи и каретки синхронизаторов. Установить крышку коробки передач с прокладкой, направив концы вилки в паз шестерни первой передачи и пазы лапок других вилок на диски кареток синхронизаторов, затем закрепить крышку болтами с пружинными шайбами.

 

 

 

 

 

 

Закрепить картер в тисках, вставив фиксатор рычагов в отверстие картера , установить рычаг переключения передач, наложить немного соли дола на шаровую поверхность рычага, надеть на хвостовик рычага опору шаровой части рычага, установить пружину рычага, повернуть отогнутый конец и завести пружину за выступы картера.

Собрать промежуточный рычаг, установив в него предохранитель и ось, смазав их солидолом. Установить рычаг вместе с осью в картер, после чего закрепить его в картере гайкой с пружинной шайбой. Вынуть картер из тисков, установить защитный чехол, навернуть шаровую рукоятку на рычаг переключения и закрепить её гайкой.

Установить картер рычага с прокладкой, направив конец промежуточного рычага в прорезь головки штока первой передачи и заднего хода; а конец рычага переключения передач в паз вилки переключения передач. Закрепить картер рычага болтами с пружинными шайбами.

При сборке коробки передач надо установить на конец вторичного вала ведущий червяк привода спидометра.

Установить неподвижную часть ручного тормоза в сборе и закрепить болтами с пружинными шайбами, надеть стяжные пружины колодок с помощью приспособления, установить на шлицы фланец в сборе с барабаном тормоза, поставить на вал упорную шайбу, навернуть гайку и закрепить её (момент затяжки должен быть не менее ЗОО Нм/ ЗО кг с.м.). Застопорить гайку, вдавив тонкий край в паз вторичного вала.

Все прокладки рекомендуется устанавливать на резиновой смоле 80.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

3.1. Экономическая эффективность от внедрения рационального предложения

 

Показатели эффективности используются на практике в качестве критериев абсолютной и сравнительной эффективности.

В качестве критерия абсолютной эффективности показатель позволяет разграничить имеющееся множество инвестиционных проектов на два подмножества: проекты эффективные и неэффективные. Второе подмножество отбрасывается, а первое служит объектом дальнейшей оценки.

В качестве критерия сравнительной эффективности показатель выступает для дальнейшего анализа подмножества эффективных проектов с целью принятия решения о наиболее эффективных из них.

Существует несколько способов восстановления работоспособности системы, узла или механизма.

Например, неисправность: выскакивает скорость.

Причина: изношены зубья шестерен и шлицы синхронизаторов.

Способы устранения:

1) наплавка зубьев и шлицев;

2) замена шестерни, синхронизатора.

 

 

 

 

 

3.1.1. Расчёт себестоимости технологического процесса

 

Таблица 3.1 Расчёт себестоимости технологического процесса

 

 

Статьи затрат

Справка

Расчёт

Затраты на новый узел, Зн, руб.

Затраты на рациональный вариант, Зр, руб.

1

2

3

4

5

Основная заработная плата (ОЗП)

Для слесаря 4 разряда по единой тарифной сетке соответствует 8 разряду: Тс=1340 руб./мес., Кр=15% (для Урала)

ОЗП=ОЗПч х nр,, руб. где ОЗПч-основная зарплата почасовая, руб.; nр-трудоёмкость, чел.ч.

nр = 1,6

14

nр = 4

35

ОЗПч=Тсч+(Тсч/100)хКр руб., где Тсч – почасовая тарифная ставка рабочего, руб.

8,75

8,75

Тсч=Тс/nсм/nч, руб., где nсм – количество смен в месяц, см.; nч – количество часов в смену, ч.

nсм = 22с

м. nч = 8ч.

7,61

nсм = 22с

nч = 8ч.

7,61

Дополни-тельная заработная плата (ДЗП)

10% от ОЗП

ДЗП = ОЗП / 100 х 10, руб.

1,4

3,5

Начисле-ния на ФЗП

35,8% от ФЗП (см. Профессио-нальное образование, 2002, №1, с.27)

Начисления = (ОЗП+ДЗП)/100х35,8, руб.

5,51

13,78


 

 

 

 

Продолжение таблицы 3.1

 

1

2

3

4

5

Сырьё, материа-лы и узлы

См. розничные цены

С + М + У, руб.

2000

200

Электро-энергия на техноло-гические цели

Стоимость электроэнергии С = 1,97 руб.

Э = W х t х С, руб.,

где W – мощность электропотребителей, кВт;

t – время работы электропотребителей, ч;

С – стоимость электроэнергии, руб.

W = 0.3 кВт

t = 1.6 ч

0,95

W = 0.2 кВт

t = 4 ч

1,58

Амортизационные отчисле-ния

15%+15% от БС (см. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособ. – М.: Фин. И стат., 2001)

А=(n x БС х Н)/100, руб/мес.;

Aр – амортизация при ремонте;

n – количество оборудования, шт.;

БС – балансовая стоимость единицы оборудования, руб.;

Н – норма амортизации, %

n = 1 компл.

БС = 300 руб.

Н = 30%

0,82

n = 1 компл.

БС = 2300 руб.

Н = 30%

15,68

Прочие затраты (отопление, связь, транспорт и др.)

10% + 70% от вышеперечис-ленных статей

Пр=(ОЗП+ДЗП+

начисления+Э+М+А)/100 х 40%

809,07

107,82

ИТОГО

 

 

2831,75

377,36

 

 

 

 

3.1.2. Определение затрат на новый узел

Определение затрат на новый узел рассчитывается по формуле:

З’н=Зн/Тн= 2831,75 / 3 = 943, 92, руб./год.                                  (3.1.)

Где Тн - срок службы нового узла (3 года), лет;

Зн - затраты на новый узел (см. таблицу 3.1.), руб.

 

3.1.3. Определение затрат на рациональный вариант

Определение затрат на рациональный вариант рассчитывается по формуле:

З’р = Зр/ Тр = 377,36 / 1,5 = 251, 57, руб./год.

Где Тр - срок службы узла после рационального способа восстановления (1,5 года);

Зр - затраты на более рациональный вариант восстановления узла (см. таблицу 3.1.), руб.

 

3.1.4. Определение эффекта от внедрения рационального предложения

Эффект - это прибыль от внедрения рационального предложения, вычисляется как разность между затратами. Экономический эффект рассчитывается по формуле:

Эг = З’н – З’р = 943,92 - 251, 57 = 692, 35, руб./год.  (3.3.)

Экономический эффект от внедрения рационального предложения за весь срок службы рассчитывается по формуле:

Эсл = Эг х Тсл = 692,35 х 10 = 6923,50руб. (3.4.)

Где Тсл -  срок службы автомобиля (10 лет), лет.

 

3.1.5. Определение эффективности рационального предложения

Эффективность - это отношение прибыли к затратам. Эффективность от внедрения рационального предложения рассчитывается по формуле:

Е = Эг / Зр=692,35/251,57=2,75 (3.5.)

 

 

 

 

 

Вывод: из расчётов видно, что экономическая эффективность предложенного рационального варианта Е = 2,75. Ежегодная прибыль от его внедрения составляет Эг = 692, 35 руб./год. За весь срок службы автомобиля проект принесёт прибыль Эсл = 6923, 5 руб.

Выбор и внедрение наиболее рациональных способов ремонта автомобиля приводит к значительной экономии средств.

 

 

 

 

 

4. ОХРАНА ТРУДА

4.1. Охрана труда на А.Т.П.

Под охраной труда понимают систему законодательных актов и соответствующих им мероприятий, направленных на сохранение здоровья и работоспособности трудящихся. Система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих производственный травматизм, носит название Т. Б. Производственная санитария предусматривает мероприятия по правильному устройству и содержанию промышленных предприятий и оборудования в санитарном отношении (надёжная вентиляция, надлежащее освещение, правильное расположение оборудования и др.).

Промышленная гигиена ставит своей целью создание наиболее

здоровых и благоприятных в гигиеническом отношении условий труда, предотвращающих профессиональные заболевания работающих. Основные положения по охране труда (КЗОТ).

4.2. Правила безопасности и техника безопасности при ремонтных работах.

При техническом обслуживании и ремонте а/м необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения. Запрещаются техническое обслуживание и ремонт а/м с работающим двигателем, за исключением случаев его регулирования.

Подъёмно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению.

К работе с этим оборудованием допускаются лица прошедшие соответствующую подготовку и инструктаж.

Во время работы не следует оставлять инструменты на краю смотровой ямы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. При сборочных работах запрещается проверять совпадение отверстий в соединяемых деталях пальцами.

 

 

 

 

 

Для этого необходимо пользоваться специальными ломиками, бородками или монтажными крючками. Во время разборки и сборки узлов и агрегатов следует применять специальные съёмники и ключи. Трудноснимаемые гайки сначала нужно смочить керосином, а затем отвернуть ключом. Отвёртывать гайки зубилом и молотком не разрешается.

Запрещается загромождать проходы между рабочими местами деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах сборки.

Повышенную опасность представляют операции снятия и установки пружин, поскольку в них накоплена значительная энергия. Эти операции необходимо выполнять на стендах или с помощью приспособлений, обеспечивающих безопасную работу. Рабочий инструмент следует содержать в исправном состоянии.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боровских Ю.И. и др. Устройство автомобилей. Учебник для сред. проф.техн. училищ З - е изд. доп.- М., Высш. шк., 1983 - 112с., И.п.

2. Боровских Ю.И. и др. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Учебник для средних проф - техн. училищ. М., Высш. школа., 1975 - 439 с., ИЛ

4. Карагодин В.И., Шестопалов С.К. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей. Учебное пособие.М., Транспорт,1991 г.

5. Роговцев В.Л. и др. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. Учебник водителя - 4-е изд. стер.- М: Транспорт, 1998 - 430 с.

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора ПУ-113 по УПР

___________________

(ФИО)

_________ __________2004г.

  (число)                          (месяц)

_______________

(подпись)

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

Письменная экзаменационная работа

Профессионального училища № 113

(наименование учебного заведения)

Мариевского Михаила Фёдоровича

(Ф.И.О.)

Профессия: Автомеханик

Тема: Ремонт коробки передач

 

 

_________________

(дата)

Рецензент _____________

(подпись)

__________________  ________________

(подпись)                                     (Ф.И.О.)

 

Утверждаю:

Зам. директора ПУ-113 по УПР

 

_____________________________

(Ф.И.О.)

_­_____ ___________2005г.

(число)           (месяц)

_____________________

(Подпись)

 

Задание

 

На письменную экзаменационную работу

учащемуся гр. 033 по профессии автомеханик

Мариевскому Михаилу Фёдоровичу

Тема: Технологический процесс ремонта коробки передач ЗИЛ – 4333.

 

А. Пояснительная записка

Раздел 1. Общая часть.

Раздел 2. Технологический процесс выполнения заданной работы.

Раздел 3. Экономическая часть.

Раздел 4. Охрана труда.

 

Б. Графическая часть

Выполнить на формате А1 чертёжной бумаги

 

__________________________________________________________________

(наименование изображения)

 

 

Задание выдано «____» _______________

Срок выполнения работа «____»  _______________

Преподаватель ________________________________  ___________________

                                                    (Ф.И.О.)                                                                   (Подпись)

Работа допущена к защите с оценкой _____________________________

Руководитель _________________________________  ___________________

                                                    (Ф.И.О.)                                                                    (Подпись)

Российская Федерация

Министерство образования и науки Челябинской области

Профессиональное училище № 113

 

К защите допущен                                                                    3020 Автомеханик

Зам. директора по УПР

Алексеева Н.Н.

___________________

«___»__________2005г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологический процесс ремонта коробки передач       ЗИЛ – 4333.

 

Пояснительная записка

ЭР.3020.5939.09.ПЗ

 

Выпускник: Мариевский Михаил Федорович, группа № 033

Работа выполнена _________________________  «___»_____________2005г.

Руководитель _________________/Летягин С.А./ «___»_____________2005г.

 

 

Консультант по:

 

основной части _______________/Летягин С.А./ «___» _____________2005г.

экономической части_________/Вдовченко Г.С./«___» _____________2005г.

графической части ___________/Чувашева Л.Ф./«___»______________2005г.

 

 

 

 

 

Еманжелинск

           2005г.

 

 

Утверждаю:

                  Зам. Директора по УПР

                   __________________

Н.Н.Алексеева

«____»_________2005г.

 

 

Экзаменационное задание

Учащемуся гр. №033 по профессии автомеханик

 

Мариевскому Михаилу Федоровичу

 

Тема: технологический процесс ремонта коробки передач ЗИЛ-4333.

 

Содержание задания

 

1.Письменная часть

--Введение: охарактеризовать актуальность и значимость автомобилестроение технологии и передовых методов труда.

--Общая часть: описание техники выполнения основных видов работ, связанных с ремонтом рассматриваемой системы; подготовительных работ перед ремонтом; разборочных работ, ремонтных работ, проверочных и испытательных работ; сборочных работ испытаний выполняемых после установки рассматриваемого узла на автомобиль.

--Экономическая часть: обоснование выбора экономически наиболее выгодного способа ремонта рассматриваемого узла, механизма или системы и выполнение расчета себестоимости технологического процесса.

--Охрана труда: описание мероприятий по охране труда, выполняемых при техническом обслуживание и ремонте рассматриваемого в работе узла (механизма,системы).

2.Графическая часть

Выполнить на формате А1 чертёжной бумаги

  _______________________________________________________

                         (наименование изображения)

3.Практическая часть

Изготовление макета

   ________________________________________________________________

(наименование изображения)

Задание выдано: «____»______________2005г.

 

Срок выполнения работы: «_____»_______________2005г.

 

Руководитель ____________________\А.С. Летягин/ «_____»_____________2005г.

 

Консультанты по:

Основной части         ____________/А.С. Летягин/ «_____»____________2005г.

Экономической части____________/Г.С. Вдовченко/ «_____»__________2005г.

Графической части     ____________/Л.Ф.Чувашёва/ «_____»___________2005г

 

Работа допущена к защите с оценкой__________________________________________

 

Руководитель ______________ «_____»___________________2005г

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

лист

 

 



Информация о работе Коробка передач