Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 02:55, курсовая работа
Автомобиль – самое распространенное в современном мире механическое транспортное средство.
Коробка передач – механизм, преобразующий крутящий момент, передающийся от двигателя через сцепление, по величине и направлению. Дает возможность автомобилю двигаться вперед или назад, а также позволяет отключать двигатель от ведущих мостов на длительное время.
Введение
Автомобиль –
самое распространенное в
Коробка передач
– механизм, преобразующий крутящий
момент, передающийся от двигателя
через сцепление, по величине
и направлению. Дает
На большинстве
легковых и грузовых
В большинстве
случаев переключение
Бесступенчатые
передачи фрикционного типа (вариаторы
с гибкой связью) получили некоторое
распространение на
Наиболее широкое
применение из всех типов
Электромеханические
передачи применяются в
В настоящее время
происходит интенсивное совершенствование
конструкций транспортных средств,
повышение их надежности и производительности,
снижение эксплуатационных затрат, повышение
всех видов безопасности. Осуществляется
более частое обновление выпускаемых
моделей, придание им более высоких потребительских
качеств, отвечающих современным требованиям.
Своевременно проведенный Т.О. и ремонт продлевает срок службы агрегата и автомобиля в целом.
1. Технологическая часть
1.1. Назначение, устройство и работа коробки передач.
Назначение коробки передач.
Коробка передач
служит для изменения
Необходимость
изменения крутящего момента
возникает в связи с
Для получения
заднего хода, между ведущей и
ведомой шестернями вводится промежуточная,
изменяющая направление вращения ведомой
шестерни. Разъединение двух участвующих
в передаче шестерен ведет к выключению
передачи и отсоединению двигателя от
трансмиссии.
Устройство коробки передач
Устройство коробки передач автомобиля ЗИЛ-130. Коробка передач с синхронизатором на третьей-четвертой передачах. Передаточные числа: на первой передаче 6,55; на второй 3,09; на третьей 1,71; на четвертой 1,0; на передаче заднего хода 7,77. Коробка передач крепится к картеру сцепления шпильками.
Основные части
коробки: картер с крышкой,
первичный вал с шестерней
и подшипниками промежуточный
вал с шестернями и
Чугунный картер сверху закрывается крышкой, а в боковых стенках имеет люки подсоединения коробки отбора мощности, при ее отсутствии люки закрываются крышками. На левой стенке картера имеется пробка контрольно-заливного отверстия, а внизу пробка для слива масла. На дне картера установлен грязеуловитель, а в крышке заднего подшипника вторичного вала – сапун. Первичный вал изготовлен заодно с ведущей косозубой шестерней и вращается на двух подшипниках, передний подшипник установлен в расточке коленчатого вала двигателя, задний подшипник расположен в стенке картера коробки. Рядом с ведущей шестерней на валу нарезан зубчатый венец для соединения с муфтой включения прямой (четвертой) передачи.
Промежуточный
вал изготовлен заодно со
Вторичный вал
также двух опорный, его
На шлицах этого вала расположена прямозубая шестерня первой передачи и заднего хода. Эта шестерня может перемещаться по шлицам вдоль вала. Косозубые шестерни второй и третьей передач установлены на вторичном валу свободно, в их отверстиях запрессованы бронзовые втулки, для соединения с валом эти шестерни имеют малые зубчатые венцы. Осевые силы, действующие на валах коробки от зацепления косозубых шестерен, воспринимаются шариковыми радиально-упорными подшипниками.
Работа коробки передач
При включении
первой передачи водитель
На второй передаче шестерня перемещается вперед и своими внутренними зубьями соединяется с малым зубчатым венцом шестерни. Крутящий момент передается через пары шестерен и через ступицу шестерни на вторичный вал.
На третьей
передаче водитель перемещает
муфту назад, при этом
На четвертой
передаче при помощи муфты
соединяются между собой
На передаче заднего хода, водитель перемещает вперед блок шестерни заднего хода, его передняя шестерня соединяется с шестерней первой передачи вторичного вала, а задняя – с шестерней правой передачи промежуточного вала. Крутящий момент передается через шестерни на промежуточный вал, через шестерню на переднюю шестерню блока и от задней шестерни блока на шестерню вторичного вала. В этом случае в работе участвуют три пары шестерен, первичный и вторичный валы вращаются в разные стороны. Смазка трущихся поверхностей коробки, осуществляется разбрызгиванием вращающимися шестернями масла, налитого в картер. В коробку передач заправляется 3,5 литра (с коробкой отбора мощности 4,2 литра) масла.
1.2 Неисправности,
ремонт и Т.О. коробки передач.
Основными неисправностями коробки могут быть: затрудненное включение передач самопроизвольное их включение на ходу автомобиля, выкрошивание и поломка зубьев шестерен, повышенный шум при работе и сильный нагрев, подтекание масла.
Затрудненное
переключение передач может
Самопроизвольное
выключение передач возможно
из-за износа зубьев шестерен
и синхронизаторов, ослабление
крепления вилок на штока,
Повышенный шум
при работе и нагрев
Подтекание масла
из картеров коробок, может
быть при повреждении
Ремонт коробки передач.
Картеры коробок
передач изготавливают для
Основные дефекты картера:
1)Обломы и трещины.
2)Износ отверстия
под задний подшипник
3)Износ отверстий
под подшипник ведущего и
4)Износ отверстия
под передний подшипник
5)Износ переднего отверстия под шипку оси блока шестерен заднего хода.
6)Износ верхней торцевой поверхности бобышек.
7)Износ заднего отверстия под шипку ости блока шестерен заднего хода.
Если обломы
не захватывают тела картера
или обломано только одно ушко,
то эти места наплавляют
После устранения дефектов наплавной картер вновь нагревают до 600-650 градусов и охлаждают вместе с печью. При заварке трещин применяют электродуговую сварку медно-железными электродами 03ч-1 диаметром 4мм с обмазкой УОНИ 13\55 содержащей железный порошок в количестве 18-20% от массы меди. Сварку ведут постоянным током силой 150-160А. Трещину заваривают прерывистыми участками длиной 15-20мм.
Износы всех
отверстий под подшипники
Износы торцевых поверхностей бобышек под блок шестерен заднего хода устраняют фрезерованием. Увеличение при этом размера, компенсируется постановкой шайб соответствующей толщины или эпоксидными пастами.
После восстановления,
картер коробки передач должен
отвечать следующим
Валы коробок
передач изготавливают у
В качестве примера рассмотрим и основные дефекты ведущего вала коробки передач автомобиля ЗИЛ130.
Обломы и трещины,
как и выкрошивание рабочей
поверхности зубов, являются