Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:32, контрольная работа
Задание 1. Система управления двигателя GDI (Gasoline Direct Injection) с послойным смесеобразованием
Задание 2. Датчик температуры воздуха с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления
Задание 2. Датчик температуры воздуха с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления
Практически все применяемые в настоящее время датчики температуры выполнены на основе полупроводниковых резисторов, имеющих отрицательный температурный коэффициент сопротивления (TKR). Сопротивление таких датчиков уменьшается с увеличением температуры. Конструкция такого датчика показана на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Конструкция датчика температуры охлаждающей жидкости:
1 – полупроводниковый резистор, 2 – металлический корпус, 3 – электрические контакты.
Характеристики датчиков, применяемых различными производителями, отличаются друг от друга, однако в принципе они похожи. Типичная зависимость сопротивления датчика от температуры охлаждающей жидкости приведена на рис. 2.2. Практически такие же характеристики имеют и датчики температуры всасываемого воздуха. Более того, очень часто в датчиках температуры охлаждающей жидкости и всасываемого воздуха используется один и тот же тип терморезистора. В этом случае такие датчики отличаются только конструкцией корпуса.
Рис. 2.2. Типичная характеристика температурного датчика
Температурные датчики устанавливаются в различных местах:
Датчики - это часть схемы с делителем напряжения, шунтированным напряжением 5 В.
Падение напряжения на резисторе передается в ЭБУ через аналого-цифровой преобразователь (АЦП) и является, таким образом, мерой измерения температуры.
Температурная характеристика
датчика хранится в памяти микропроцессора
ЭБУ двигателя, который определяет
температуру как функцию
Принцип действия. В основе работы этих датчиков лежит свойство проводников и полупроводников изменять свое сопротивление температуры. Но в отличие от датчиков, применяемых в контрольных приборах выходным сигналом датчиков температуры используемых в МПСЗ, является не сопротивление, а напряжение. Упрощенная принципиальная схема датчиков температуры приведена на рис. 2.3. Терморезистор включен в одно из плеч измерительного моста (моста Уинстона). Такое подключение терморезистора обеспечивает независимость выходных сигналов датчика от колебаний напряжения в бортовой сети автомобиля.
Рис. 2.3. Принципиальная схема датчика температуры МПС3:
Снимаемый с диагонали измерительного моста, состоящего из резисторов , , и , сигнал усиливается и преобразуется в выходное напряжение датчика . Величина зависит от сопротивления резистора . При возрастании температуры окружающей среды сопротивление уменьшается, что приводит к увеличению выходного напряжения . Параметры реального датчика подобраны таким образом, что напряжение линейно изменяется в зависимости от температуры окружающей среды причем величина (в милливольтах) при питании датчика постоянным током 1,5 мА численно равно измеряемой температуре, выраженной в градусах Кельвина и умноженной на десять. Если, например, измеряемая температура равна 50°С (323 °К), то на выходе датчика напряжение будет:
Рис. 2.4. Датчик температуры 19.3828
Устройство, технические характеристики. На всех автомобилях, оснащенных МПСЗ, установлены одинаковые датчики температуры модели 19.3828 (рис. 2.4). Датчик представляет собой залитую компаундом полупроводниковую микросхему (К1019ЕП1), выходное напряжение которой линейно зависит от температуры (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Характеристика датчика 19.3828
На автомобилях ГАЗ этот датчик установлен в корпусе термостата, на автомобилях ВАЗ датчик температуры охлаждающей жидкости установлен на патрубке отвода охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров, а датчик температуры воздуха – на корпусе воздушного фильтра. Параметры датчика приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Параметры датчика температуры 19.3828.
Напряжение питания, В |
Потребляемы ток, мА |
Диапазон температуры охлаждающей среды, °С |
Сопротивление, кОм |
Вид зависимости, |
Чувствительность, мВ/°С |
5…120 |
5…5.0 |
-40…+125 |
24…27 |
Линейная |
10 |
Диагностика датчиков. Большинство датчиков являются примерами двухпроводных датчиков и процедуры проверок подобны.
Подсоедините отрицательный провод вольтметра к заземлению двигателя.
Определите контакты для сигнала и заземления. Подсоедините положительный провод вольтметра к проводу, соединенному с контактом для сигнала на датчике (датчик расположен в блоке воздушного фильтра).
Включите зажигание (не запуская двигатель). В зависимости от температуры воздуха должно быть получено напряжение от 2 до 3 В.
Напряжение сигнала будет изменяться в соответствии с температурой воздуха во впускном тракте датчика или во впускном коллекторе. Когда температура воздуха в моторном отсеке или во впускном коллекторе возрастает, то напряжение сигнала, подходящего к электронному модулю управления уменьшается. Когда двигатель холодный, температура воздуха соответствует окружающей температуре. После запуска двигателя температура воздуха в моторном отсеке и во впускном коллекторе возрастает. Температура воздуха во впускном коллекторе возрастает примерно до 70°-80°, что намного превышает температуру воздуха в моторном отсеке.
При необходимости проведения проверок при различных температурах, датчик температуры воздуха можно нагреть с помощью бытового фена или охладить с помощью аэрозольного охладителя. Когда датчик нагревается или охлаждается, то температура изменяется, а вместе с ней сопротивление и напряжение.
Таблица 2.2. Напряжения и сопротивления датчика температуры воздуха (типичные значения для датчика температуры воздуха с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления)
Температура, °C |
Сопротивление, Ом |
Напряжение, В |
1 |
2 |
3 |
0 |
4800-6600 |
4.00-4.50 |
10 |
4000 |
3.75-4.00 |
20 |
2200-2800 |
3.00-3.50 |
30 |
1300 |
3.25 |
40 |
1000-1200 |
2.50-3.00 |
50 |
1000 |
2.50 |
60 |
800 |
2.00-2.50 |
80 |
270-380 |
1.00-1.30 |
110 |
0.50 | |
разрыв на цепи |
5.0±0.1 | |
замыкание на «землю» |
0 |
Такое происходит при разрыве цепи и может быть вызвано следующими причинами:
Проверьте наличие короткого
замыкания на провод, соединенный
с положительным контактом
Вывод. На современных легковых автомобилях установлено большое количество датчиков, реле, выключателей. Это связано как с ростом числа потребителей электроэнергии, так и со схемными решениями, направленные на повышение надежности и увеличение срока службы приборов электрооборудования. От работоспособности датчиков, реле, выключателей и переключателей зависит качество функционирования систем автомобиля, надежность и легкость его управления. Отказ в работе ряда этих устройств приводит к неверной оценке водителем состояние систем автомобиля, режимов движения, что может привести к возникновению аварийных ситуаций на дороге. Неисправность других датчиков, реле, выключателей и переключателей вызывает отказ или нарушение работы узлов, а иногда может быть причиной выхода из строя важнейших агрегатов автомобиля. Датчик температуры воздуха с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления является одним из таких устройств.
Список литературы