Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:25, реферат
Основные трудности проектирования новой транспортной техники связаны с поиском путей и средств оптимального взаимодействия ее с человеком. Отсюда вытекает необходимость всестороннего учета возможностей человека, его физиологических, эстетических и психологических факторов как при конструировании рабочего места, так и при проектировании трудовой деятельности в целом.
КАБИНА И РАБОЧЕЕ МЕСТО МАШИНИСТА ПО ЭРГОНОМИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ
КАБИНА И РАБОЧЕЕ МЕСТО МАШИНИСТА ПО ЭРГОНОМИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ
Основные трудности проектирования новой транспортной техники связаны с поиском путей и средств оптимального взаимодействия ее с человеком. Отсюда вытекает необходимость всестороннего учета возможностей человека, его физиологических, эстетических и психологических факторов как при конструировании рабочего места, так и при проектировании трудовой деятельности в целом.
Поездная работа предъявляет высокие требования к работоспособности различных анализаторов систем организма машиниста, прежде всего зрительной, двигательной, слуховой. Разработка кабины локомотива относится к особо сложной работе, т.к. она включает в себя много функционально-конструкторских объектов проектирования (пульт управления, кресло водителя, цветовой интерьер и т.д.).
Необходимо отметить, что попытки специалистов рационально спроектировать рабочее место управления во многих отраслях техники оканчивались неудачно. Причинами следует считать следующие три основных недостатка:
В существующих локомотивах
кабины машинистов не вполне соответствуют
эстетическим и эргономическим требованиям
(рис.7.38). Однако в последние годы
большой вклад в проектирование
современных кабин
В настоящее время дизайнер объединяет усилия многих специалистов, участвующих в создании кабины. Слабым местом кабины является комплектующее оборудование, которое на заводах, как правило, не изготавливается (кресло машиниста, контроллер, скоростемер, приборы и т.д.). Излишняя многопредметность в интерьере кабины локомотива утомляет человека-оператора; приборы отопления, электроосвещения и разное оборудование сами по себе машинисту не нужны; для него имеют значение определенная температура, влажность и чистота воздуха, освещение. Отдельные предметы и оборудование должны формировать в кабине определенное рабочее место, создавая общее художественно-конструкторское решение, т.е. стилевое единство форм интерьера.
Пульты управления отечественных локомотивов ТЭ 136, ВЛ 15, ВЛ 85, ТЭМ 7 и др. укомплектованы в основном приборами контроля и управления, для которых характерны разнообразные, не согласованные между собой приемы стилизации и формообразования. Это относится к форме стрелок и наличников приборов, начертанию приборов и цифр, способу нанесения надписей, символов и др.
Комплектующее оборудование локомотивов должно быть не только функциональным, но и эстетичным, способствующим оптимальной реализации психических свойств машиниста. При этом должны в полной мере учитываться факторы положительного эмоционального и инженерно-психологического воздействия среды на машиниста. Установлено, что оператор-машинист при гармонично организованном оборудовании рабочего места испытывает ощущение порядка, надежности и удобства, что способствует снижению утомляемости и предотвращает ошибки в управлении локомотивом. Учитывая вышеперечисленное, в настоящее время следует рассматривать перспективный пульт, приборы и оборудование, комплектующие кабину машиниста, с позиции композиционной и стилистической целостности, отвечающей оптимизации деятельности машиниста. К этому уровню близки пульты португальской электрички и французского поезда TGV (рис. 7.39). При изготовлении отечественных локомотивов наметилось стремление к упорядочению приборов, но в общем композиционно пульты еще не организованы.
Интересны решения пультов
с панелями приборов контроля и управления
в виде блоков-модулей, обеспечивающих
быструю их взаимозаменяемость в
условиях депо.
На рис. 7.40 показан зарубежный пульт, в
котором решены вопросы единства композиции
пульта и панелей.
Функциональная, инженерно-психологическая и эргономическая согласованность новых приборов требует стилистического единства пульта. Во все приборы должен быть заложен единый принцип формообразования стрелок и наличников, элементов отображения информации. Шкалы приборов должны иметь единый тип шрифта и оцифровки, экраны - единое тональное решение. Для обозначения приборов контроля и управления целесообразно применять систему символов в едином графическом стиле.
В последние годы службы дизайна страны провели ряд разработок локомотивов и пультов для них. На рис. 7.41 и 7.42 показаны разработки БФ ВНИИТЭ, ПГУПС и УФ ВНИИТЭ кабины магистрального грузового локомотива для Ворошиловградского тепловозостроительного завода. Разработки выполнены с новым комплектующим оборудованием; для управления используется бортовая микроЭВМ, функционирующая в зависимости от выбранного режима. Все органы управления и средства отображения информации размещены по функциональным зонам на отдельных панелях информации и управления.
Отдельно следует отметить пульт, внедренный на маневровых машинах Людиновского тепловозостроительного завода. Пульт в новом функциональном решении, блочный, как первый этап внедрения с существующим комплектующим оборудованием. Получил положительный отзыв на международной выставке "Железнодорожный транспорт-89" (рис. 7.43).
На рис. 7.44 рассмотрен конкурсный проект рабочего места машиниста-оператора для транспорта метро. В решении пульта выделены функциональные панели, большое внимание уделено креслу машиниста. При проектировании кресла первоочередной задачей являлось обеспечение оптимального рабочего положения машиниста перед пультом управления независимо от его роста и массы. Удобная посадка с опиранием позвоночника на спинку кресла достигается соответствующим расположением элементов обивки и регулировкой положения кресла относительно пульта.
Кабина
Эргономически правильная организация деятельности машиниста и его помощника предполагает рациональную планировку оборудования, рабочего места и кабины с учетом психофизических, физиологических и антропометрических характеристик человека, а также обеспечение безопасности работы в нормальных окружающих условиях.
Эргономический анализ пультов управления различных типов локомотивов позволил определить возможные пути унификации и типизации рабочего места машиниста для нового поколения локомотивов.
Кабина для локомотивов всех типов, в том числе и скоростных, должна решаться как упорядоченная система объемов, организующих деятельность машиниста по управлению локомотивом в одно лицо и его кратковременный отдых. Пространство кабины должно оборудоваться в соответствии с делением ее на три функциональные зоны: рабочую зону машиниста, рабочую зону помощника (зону кратковременного отдыха), санитарно-гигиеническую зону.
Исходя из функционального деления рабочего пространства передняя часть кабины делится на рабочую зону машиниста и рабочую зону помощника с выделенной в качестве основной, рабочей зоной машиниста.
Следовательно, пространство кабины должно оборудоваться в соответствии с ее унифицированным делением на три функциональные зоны.
Пульт управления
Пульт управления локомотивом
с расположенными на нем контрольно-измерительными
приборами и органами управления
является основной частью рабочего места
машиниста. Формирование пульта управления
диктуется потребностями
Оборудование на пульте управления должно компоноваться в зоне работы машиниста исходя из трех этапов деятельности машиниста (запуск двигателя, поездная работа и маневровая работа) по трем самостоятельным зонам:
Часть органов управления, связанных с маневровой работой, может располагаться у окна.
Для размещения оборудования и органов управления в оптимальных зонах досягаемости и хороших условиях обзорности в качестве модуля для унификации предлагается полуовальная форма пульта управления в рабочей зоне машиниста. Полуовальная форма пульта обеспечивает оптимальность восприятия машинистом информационного поля и досягаемости рабочих органов при работе в положении стоя у окна в зоне маневровой работы.
В соответствии с современным техническим оснащением пульт управления может состоять из двух взаимосвязанных панелей: информационной и органов управления, но лучшим эргономическим решением было бы совмещение получаемой информации с управляемым органом.
Для динамических объектов психологически более приемлемым следует считать соотношение между информационной панелью и панелью управления в сторону увеличения последней.
При наличии рабочей зоны
помощника рабочее место
Для магистральных тепловозов и электровозов с введением новейших достижений техники (дисплеев микроЭВМ, компьютеризации) предполагается размещение пульта управления машиниста по центру передней части кабины.
С возрастанием скоростных характеристик, которые требуют более выраженной обтекаемости передней части локомотива, соответственно должно улучшаться эргономическое решение пульта, его формы: без острых углов, с улучшением обзорности.
Таким образом, предлагается полуовальный модуль пульта с унифицированным делением на информационную панель и панель управления и размещением его в правой стороне кабины или по центру.
Контрольно-измерительные приборы
Для обеспечения наиболее оптимального (под углом в 90°) считывания информации со скоростемера, контрольно-измерительных приборов и дисплея при рабочей позе сидя и стоя средства отображения информации следует располагать на унифицированной вертикальной информационной панели пульта.
Угол наклона информационной панели должен быть унифицирован и в соответствии с требованиями эргономики составлять не более 25° - 36° по отношению к перпендикулярной плоскости кабины.
Размеры информационного поля должны определяться по размерам угла зрения в горизонтальной плоскости при повороте головы на 45° от линии взора, что составляет угол зрения, равный 120°.
С учетом блочного размещения
основных средств отображения информации
и их компоновки по смысловым группам
информационная панель как бы делится
на три части. В центре информационной
панели, непосредственно перед
Блок информационной панели с контрольными лампами предпочтительнее представлять в виде обобщенной мнемосхемы контроля технического состояния локомотива или состава в целом. Для большей наглядности и быстроты чтения, а также уменьшения числа ошибок при восприятии информации унифицированную мнемосхему локомотива следует представлять в виде бокового силуэта.
В правой части информационной
панели следует располагать
Такое расположение и вид отображаемой информации должны соответствовать задачам машиниста по управлению движением во времени и пространстве в режиме тяги и торможения. Информационная модель на дисплеях должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить машинисту как целостную одномоментную оценку ситуации, так и немедленное получение информации.
Для обеспечения безопасности движения и ведения поезда предельные значения особо важных показателей (превышения скорости, перегрева масла и др.), кроме стрелочной или графической индикации, рекомендуется обозначать унифицированной световой или звуковой индикацией, срабатывающей при приближении к предельному значению параметра.
Для более быстрого и правильного
опознавания нужного сигнала
контрольных индикаторов
Информация о работе Кабина и рабочее место машиниста по эргономическим требованиям