Юридические основы формирования отношений железной дороги и грузоотправителей по выполнению плана перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 22:11, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение и изучение юридических основ формирования отношений железной дороги и грузоотправителей по выполнению плана перевозок.
Для достижения указанной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
Рассмотреть правовые основы планирования перевозок на железнодорожном транспорте.
Изучить договор перевозки как основание для выполнения плана перевозок.

Работа содержит 1 файл

7773 Транпорт право.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Учитывая, что договор  перевозки грузов в прямом смешанном  сообщении является разновидностью договора перевозки грузов, его следует  считать многосторонним договором, в котором все участники договора имеют права и обязанности, причем волеизъявления участников договора перевозки совпадают по своему характеру и направлены на достижение единой цели – исполнение договора перевозки.

Субъектами обязательства по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель.

Перевозчиками грузов могут  быть лишь коммерческая организация  или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с действующим  законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов. Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как физические, так и юридические лица.

Объектом обязательства  по перевозке грузов являются перевозимые  перевозчиками грузы. Если материальным объектом обязательства по перевозке является перевозимый груз, то в качестве юридического объекта здесь выступает сама перевозочная деятельность, которая включает в себя не только перевозку грузов, но и иные действия, связанные, например, с погрузкой, выгрузкой грузов, их хранением и выдачей грузополучателю.

Статья 791 Гражданского кодекса устанавливает, что перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

В целях выполнения указанной  обязанности перевозчик должен содержать  транспортные средства в технически надлежащем состоянии и перед подачей под погрузку проверить их пригодность для перевозки данного груза. Зная из заявки грузоотправителя, какой груз предполагается погрузить в транспортное средство, перевозчик имеет возможность и должен определить, обеспечит ли подаваемое транспортное средство его сохранность при перевозках. Наряду с возложением на перевозчика обязанности подавать транспортные средства, пригодные для перевозки данного груза (ст. 20 Устава железнодорожного транспорта), транспортное законодательство устанавливает, что пригодность транспортных средств (вагонов, контейнеров) для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем единолично, либо грузоотправителем и перевозчиком, либо самим перевозчиком5.

Грузоотправитель, отправляя  продукцию, обязан принимать все  зависящие от него меры, обеспечивающие ее сохранность при перевозке. Он не вправе грузить продукцию в  любое транспортное средство (если погрузка осуществляется им), не заботясь о сохранности груза в пути. Грузоотправитель должен отказаться от погрузки груза в транспортное средство, непригодное для перевозки данного груза, которое в таком случае считается неподанным в счет суточной нормы. Нарушение перевозчиком и грузоотправителем указанных обязанностей обычно приводит к повреждению или порче груза, в связи с чем приходится решать, кто должен нести ответственность перед грузополучателем.

Статья 20 Устава железнодорожного транспорта устанавливает, что пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров) для перевозки конкретных грузов определяется в отношении:

– вагонов – грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, или железной дорогой, если погрузка осуществляется ею;

– контейнеров – во всех случаях грузоотправителями.

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации в Постановлении  от 6 октября 2005 г. №30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»6 в п. 13 разъяснил, что, если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности вагона, контейнера, ответственность должен нести перевозчик. Он может быть освобожден от ответственности, если докажет, что утрата, недостача, повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также в случае представления доказательств, подтверждающих, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя. И даже если грузоотправитель осуществит погрузку груза в неисправный в техническом отношении вагон, зная об этом, то данное обстоятельство не освобождает перевозчика от ответственности за несохранность груза.

Грузоотправитель может  быть освобожден от ответственности  за недостачу, повреждение груза, погруженного в непригодное в коммерческом отношении транспортное средство, если докажет вину перевозчика в недостаче, повреждении, порче груза.

Внесение провозной  платы в любых договорах перевозки  является одной из важнейших обязанностей грузоотправителя. По общему правилу  провозная плата, размер которой определяется тарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке. Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку груза, если плата (фрахт) за перевозку не внесена в установленные сроки (ст. 30 Устава железнодорожного транспорта), либо отказаться от исполнения договора перевозки. При этом вагоны, контейнеры будут, в соответствии со ст. 30 Устава железнодорожного транспорта, находиться на ответственном простое грузоотправителя. В случае невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку груза подача перевозчиком вагонов, контейнеров под очередную погрузку прекращается. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по вине грузоотправителя или грузополучателя с них взыскиваются в пользу перевозчика проценты на сумму просроченного платежа в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении №30 (п. 20) уточнил это положение. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), с него подлежат взысканию по требованию перевозчика проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ7. Кроме того в указанном случае до внесения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей в соответствии с частью 5 ст. 30 Устава железнодорожного транспорта не выданные грузополучателю вагоны, контейнеры находятся на ответственном простое грузополучателя и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.

Более того, в соответствии со ст. 35 Устава железнодорожного транспорта в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся перевозчику, последний вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом. Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы за перевозку грузов и иных платежей и не распорядится грузом, перевозчик имеет право, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать удерживаемый груз. При этом закон предусматривает определенные исключения. Не могут быть реализованы грузы, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с федеральными законами; а также грузы, в отношении которых таможенное оформление не завершено; специальные, в том числе воинские грузы, предназначенные для удовлетворения государственных и оборонных нужд8.

В тех случаях, когда  между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) заключен договор о производстве расчетов через технологический центр по обработке перевозочных документов (ТехПД) и грузоотправителем (грузополучателем) или иным лицом перечислена железнодорожному перевозчику в порядке предварительной оплаты определенная договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете в ТехПД, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором.

Поэтому, если грузоотправитель (грузополучатель) или иное лицо считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платежа за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее произведенные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику (с соблюдением претензионного порядка) требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной, либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД. При этом годичный срок исковой давности по такому требованию должен исчисляться с момента получения уведомления перевозчика об учинении на лицевом счете записи о зачете уплаченных авансовых сумм в счет оплаты операций, связанных с перевозкой. Это условие закреплено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. №30 (п. 21).

 

 

 

Заключение

 

Проведя всестороннее рассмотрение и изучение юридических основ  формирования отношений железной дороги и грузоотправителей по выполнению плана перевозок, можно сделать следующие основополагающие выводы.

Основным нормативным  документом, регламентирующим порядок  перевозок на железнодорожном транспорте, является Устав железнодорожного транспорта.

В Уставе железнодорожного транспорта, исходя из рыночных отношений, не предусматривается государственное планирование перевозок грузов. В соответствии с данным Уставом планирование перевозок и предъявление грузов к перевозке осуществляет грузоотправитель. В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками грузоотправителей. Принятая железной дорогой заявка создает для нее обязанность подавать перевозочные средства, а для грузоотправителя – предъявлять грузы к перевозке.

Реализация принятых к исполнению заявок (заказов) на перевозку  грузов осуществляется путем заключения и исполнения договоров между  перевозчиками и отправителями – договоров перевозки грузов. В соответствии с гражданским законодательством РФ по договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Субъектами обязательства по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель, объектом данного обязательства являются перевозимые перевозчиками грузы.

 

 

 

 

Список нормативных актов  и литературы

 

  1. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 №18-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Российская газета. – 2003. – №8.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Российская газета. – 1994. – №238-239.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Российская газета. – 1996. – №23.
  4. Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 06.10.2005 №30 (ред. от 01.07.2010) // Вестник ВАС РФ. – 2006. – №1.
  5. Агарков М.М. Юридическая природа железнодорожной перевозки // Вестник гражданского права. – 2008. – №4. – С. 3-9.
  6. Витрянский В.В. Договор перевозки. – М.: Знание, 2008. – 312 с.
  7. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2008. – С592 с.
  8. Калпин А.Г. Новое в правовом регулировании отношений на железнодорожном транспорте // Государство и право. – 2008. – №10. – С. 3-8.
  9. Ломакина И. Г.   Транспортное право : учебное пособие  - СГУПС, 2007. -  75 c.
  10. Новиков Транспортное право (железнодорожный транспорт). Учебник.-М., 2007. - 358 c.

 

1 Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 №18-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Российская газета. – 2003. – №8.

2 Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2008. – С. 292.

3 Калпин А.Г. Новое в правовом регулировании отношений на железнодорожном транспорте // Государство и право. – 2008. – №10. – С. 4.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Российская газета. – 1996. – №23.

5 Агарков М.М. Юридическая природа железнодорожной перевозки // Вестник гражданского права. – 2008. – №4. – С. 3.

6 Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 06.10.2005 №30 (ред. от 01.07.2010) // Вестник ВАС РФ. – 2006. – №1.

7 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Российская газета. – 1994. – №238-239.

8 Витрянский В.В. Договор перевозки. – М.: Знание, 2008. – С. 104.


Информация о работе Юридические основы формирования отношений железной дороги и грузоотправителей по выполнению плана перевозок