Экономически особенности транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

Современный транспорт состоит из шести видов: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным. Нетрадици

Работа содержит 1 файл

Экономические особенности транспорта и их учет в ценообразовании.pptx

— 1.65 Мб (Скачать)

Экономические особенности транспорта и их учет в ценообразовании

Технико-экономические  особенности

 

Современный транспорт  состоит из шести видов: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным. Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пультопроводы (навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке. У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок.

Особенности морского транспорта 
Преимущества:

 

    •  низкие тарифы;
    • высокая производительность (за счёт большой грузоподъёмности судов);
    • непрерывность работы (24 часа в сутки);
    • незначительная зависимость от погодных условий;
    • мобильность в зависимости от спроса (морские суда можно направить в любую точку мира);
    • практически неограниченная пропускная способность морских путей сообщения.

Недостатки:

 

    • относительно низкая скорость (для грузовых судов - 18-20 узлов, узел - 1 миля в час, морская миля - 1837 м);
    • сравнительно  небольшая  частота движения (могут перевозить только большое количество груза и только сразу);
    • необходимость тщательной упаковки грузов.

Особенности речного  транспорта 
Преимущества:

 

    • высокая провозная способность по рекам;
    • низкая себестоимость перевозок;
    • возможность перевозить значительные партии грузов;
    • возможность использования в районах, где не развита автодорожная и железнодорожная сеть.

Недостатки:

 

    • необходимость в строительстве гидротехнических сооружений;
    • сезонность работы на большинстве рек мира;
    • необходимость считаться с естественным географическим расположением водных путей и частым несовпадением их с направлениями пассажиропотоков и грузопотоков.

Особенности железнодорожного транспорта 
Преимущества:  

 

    • быстрая доставка на большие расстояния; независимость от климатических условий;
    • большая грузоподъёмность (3-4 тыс. тонн один состав); сравнительно низкие тарифы;
    • при наличии подъездных путей для грузополучателя возникают дополнительные удобства  (возможность организовать доставку «от двери до двери»);
    • способность перевозить самую широкую гамму различных грузов.

Нодостатки:

 

    • необходимость прочной упаковки; благоприятные условия для хищения;
    • зависимость от географического расположения железнодорожных путей; необходимость переформирования составов в пути.

Особенности автомобильного транспорта 
Преимущества:

 

    • маневренность - возможность концентрации транспорта там, где требуется; срочность и регулярность доставки;
    • возможность организации современных видов доставки (от двери до двери); большая сохранность грузов;
    • большая экономичность при перевозке на небольшие расстояния (до 600 км); применение автотранспорта позволяет ритмичность отправок.

Недостатки:

 

    • зависимость от дорожной сети;
    • малая грузоподъемность;
    • относительно высокие тарифы;

Особенности воздушного транспорта 
Преимущества:

 

    • высокая скорость доставки;
    • спрямление пути;
    • высокая сохранность груза в пути;
    • самый высокий уровень сервиса;
    • более простая упаковка;
    • более низкие страховые затраты (из-за минимального времени перевозки).

Недостатки:

 

    • высокие тарифы;
    • зависимость от погодных условий;
    • ограничения по размеру и весу;
    • зависимость от наземных служб;
    • удаленность аэропортов от предприятий.

Себестоимость перевозок, статьи затрат и пути снижения

 

Себестоимость перевозок  обобщенно представляет собой выраженную в денежной форме величину эксплуатационных расходов транспортной компании, приходящихся на единицу транспорта. На железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте она определяется как отношение  величины эксплуатационных расходов транспортной компании к величине приведенной  продукции.

Показатель себестоимости  перевозок определяют как отношение  величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в  среднем на 1 ткм грузооборота, себестоимость пассажирских перевозок - как величину эксплуатационных расходов по перевозкам пассажиров, приходящихся в среднем на 1 пассажиро-километр пассажирооборота. На рынке грузовых перевозок себестоимость определяется для отдельных видов транспортной работы, за единицу которой принимаются: по перевозкам на грузовых автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, - 1 ткм, по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу, - 1 автомобиле-час, по пассажирским автобусным перевозкам - 1 пассажиро-километр. Себестоимость перекачки единицы продукции определяется: на нефтепроводном транспорте - 1 ткм за 1 т перекачанного нефтегруза, на газопроводном - 1 тыс. м3 газа.

Себестоимость перевозок  может быть минимизирована посредством  устранения неэффективных перевозок, сокращения порожнего пробега транспортного  средства, увеличения коэффициента использования  грузоподъемности подвижного состава, внедрения прогрессивных норм погрузки-выгрузки, механизации погрузочно-разгрузочных работ, внедрения рациональных методов  расхода горюче-смазочных материалов и т.п.

Можно выделить основные статьи затрат при выполнении международных  автоперевозок:

 

• затраты на топливо;

• затраты на смазочные  материалы;

• затраты на техническое  обслуживание и ремонт;

• затраты на восстановление износа шин;

• затраты на амортизацию  по восстановлению подвижного состава;

• накладные расходы;

• заработная плата  водителей;

• "суточные" и "квартирные" водителей;

• дорожные сборы;

• оплата платных  магистралей, проезда через мосты  и туннели, паромных переправ;

• оплата услуг  фирм-экспедиторов;

• стоимость разрешения на проезд по иностранной территории;

• затраты на приобретение таможенных документов;

• затраты на приобретение накладной международного образца;

• затраты на страхование.

Ключевые способы  снижения затрат перевозчика:

 

• сокращение затрат на топливо путем определения  оптимальных мест заправки с учетом различной стоимости топлива  в странах, а также разрешенного ввоза и вывоза топлива в страну или из страны;

• сокращение затрат на "суточные" и "квартирные" путем нормирования времени выполнения рейса и выплаты "суточных" и "квартирных" в соответствии с этим временем;

• сокращение расходов на дорожные сборы за счет выбора альтернативного  маршрута во избежание пробега по данной территории, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных  сообщений;

• повышение производительности труда.

"Методические  рекомендации по определению  затрат на перевозки грузов  автомобильным транспортом в  международном сообщении" (АСМАП)  определяют, кто несет расходы,  связанные с перевозкой грузов  от продавца к потребителю.  Данные расходы могут формировать  до 40-50% цены продукции. 

Они включают:

 

• расходы по подготовке продукции к отгрузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковка);

• оплату погрузки продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;

• оплату перевозки  продукции от пункта отправления  до основных (магистральных) транспортных средств;

• оплату расходов по погрузке продукции на основные (магистральные) транспортные средства в пункте экспорта;

• оплату стоимости  транспортировки продукции международным  транспортом;

• оплату страхования  груза в пути при морских перевозках;

• расходы по хранению продукции в пути и перегрузке;

• расходы по выгрузке продукции в пункте назначения;

• расходы по доставке продукции от пункта назначения на склад покупателя;

 

• оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы.

Транспортные тарифы и правила их применения

 

      Расчеты  за услуги, оказываемые транспортными  организациями, осуществляются с  помощью транспортных тарифов.  Тарифы включают в себя:

    • платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
    • сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
    • правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория  транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать: транспортному  предприятию — возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения  прибыли; покупателю транспортных услуг  — возможность покрытия транспортных расходов.

 

Одним из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить  коррективы в транспортные тарифы. Умелым регулированием уровня тарифных ставок различных сборов можно стимулировать  также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Например, относительное снижение в феврале 1994 г. уровня ставок сбора за охрану и сопровождение грузов подразделениями  военизированной охраны министерства путей сообщения позволило увеличить  спрос на эту услугу и повысить сохранность перевозимых грузов.

Системы тарифов на различных  видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике. На железнодорожном транспорте для  определения стоимости перевозки  грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

 

Общие тарифы —  это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость  перевозки основной массы грузов. Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются  с отклонением от общих тарифов  в виде специальных надбавок или  скидок. Эти тарифы могут быть повышенными  или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так  как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных  видов сырья, например, каменного  угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая  или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок  в различные периоды года добиваются снижения уровня неравномерности перевозок  на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

Информация о работе Экономически особенности транспорта