История развития транспорта и транспортных средств в Азербайджане

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:10, реферат

Описание работы

История развития транспорта и транспортных средств в Азербайджане уходит глубоко в прошлое. Судоходство по Каспийскому морю, реке Куре, мощённые дороги раннего Средневековья, караван-сараи, гостиные дворы, были созданы, и развивались в течение последних двух тысячелетий. Сообщения о морских портах на Каспии и судоходства по ней известны с эпохи античности.
Современная транспортная система Азербайджана, начала свое развитие с середины XIX-го века освоением и развитием нефтедобычи в Азербайджане. Нефтедобыча, нефтепереработка, и соответственно задачи по доставке их производителю и потребителю сыграли главную роль в этом направлении.

Работа содержит 1 файл

ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ азербайджана.docx

— 301.25 Кб (Скачать)

 

 

История развития транспорта и транспортных средств в Азербайджане уходит глубоко в прошлое. Судоходство  по Каспийскому морю, реке Куре, мощённые дороги раннего Средневековья, караван-сараи, гостиные дворы, были созданы, и развивались  в течение последних двух тысячелетий. Сообщения о морских портах на Каспии и судоходства по ней известны с эпохи античности.

Современная транспортная система  Азербайджана, начала свое развитие с  середины XIX-го века освоением и развитием  нефтедобычи в Азербайджане. Нефтедобыча, нефтепереработка, и соответственно задачи по доставке их производителю  и потребителю сыграли главную  роль в этом направлении.

Все современные морские  порты на Каспии принадлежащие Азербайджану, первые железные дороги, большая часть  первых автодорог, первый городской  вид транспорта — конка, появились  вследствие развития нефтяной промышленности. Соответственно и расположение и  направление этих транспортных объектов диктовались условиями нефтяной промышленности. Морские порты строились  для вывоза нефти и нефтепродуктов, первая железная дорога общего назначения Баку — Сабунчи — Сураханы, также  первоначально предназначалась  для транспортировки нефти, от центров  добычи до морского порта. Гужевые дороги имели цель облегчения транспортировки  нефтепродуктов по земле, которые до появления железных дорог перевозились на арбах, караванным способом. Дальнейшее развитие, как нефтяной промышленности, так и иных видов производств, постепенно более расширяли как  ареал сосредоточения транспортных коммуникаций и инфраструктуры (до того большая часть всех транспортных коммуникаций и соответствующей  инфраструктуры приходилось на Бакинскую  губернию), так и предназначение и направления перевозок и развития транспортной системы в Азербайджане.

Экономико-географические особенности  Азербайджана таковы, что страна занимает самое выгодное географическое положение в Евразии и в связи с этим еще с исторических времен находится в центре пресечения всех транспортных линий: авиации, железных путей, автомобильных дорог и нефтепроводов. При формировании единой транспортной системы обращается внимание на три важных аспекта: социально-экономический, технологический, экономико-географический.

Транспортный сектор Азербайджана один из самых динамично развивающихся отраслей экономики, он выполняет функции товарообмена не только внутри страны, но также имеет стратегически важное значение для товарообмена между другими странами.

Наряду с этим, транспортный сектор обеспечивает как экспортно-импортные перевозки республики, так и пропуск транзитных грузов, одновременно обеспечивает перемещение населения как внутри страны, так и по международным направлениям. Наиболее важной задачей развития транспортного сектора Азербайджана является транспортировка энергоресурсов на мировые рынки, а также пропуск транзитных грузов из азиатских стран в Европу и в обратном направлении.

Современная транспортная система  Азербайджанской Республики включает следующие основные виды транспорта: железнодорожный, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный (нефте- и газопроводный).

Развитие транспортного  сектора по всем направлениям осуществляется практически равномерно, включая железнодорожные, морские, автомобильные перевозки, которые обеспечивают почти 100% объема грузовых перевозок. Эти отрасли транспорта имеют приоритетные направления развития. Основной объем перевозок осуществляется в направлении Великого Шелкового Пути, известного всем как маршрут TRACECA, с Запада на Восток, поэтому основной упор в развитии транспорта делается в этом направлении.

Железные  дороги являются одним из основных видов транспорта в Азербайджане, на их долю приходится около 40% грузооборота и до 25% пассажирооборота.

Сеть железных дорог общего пользования в Азербайджане и вся ее инфраструктура принадлежит ЗАО «Азербайджанская железная дорога» — ЗАО

 

Рисунок 1 - Карта железных дорог Азербайджана

 

АЖД — государственной компании, эксплуатирующей железные дороги общего пользования. Помимо ЗАО АЖД, права операторов перевозок, имеют также компании Middle East Petrolium и Azersun, владеющие грузовым вагонным парком, имеющие лицензию на перевозки нефти по железным дорогам. Кроме того, своими железнодорожными линиями, объектами инфраструктуры располагают многие промышленные предприятия, чья железнодорожная инфраструктура имеет статус промышленных подъездных путей.

Общая протяженность железных дорог — 2125 км, из них двухпутные — 800 км, развернутая длина — 2995 км.

  Не менее важным элементом транспортной системы Азербайджана является автомобильный транспорт. Общая протяжённость автомобильных дорог Азербайджана: 59 141 км. Из них 29 210 км с  

твердым покрытием. Департаментом  «Йолнаглиййетсервис» (азерб. Yolnəqliyyatservis) Министерства транспорта Азербайджана, эксплуатируется

22134 км магистральных дорог страны. Из них 1684 км составляют международные  магистрали, 2669 — стратегически  важные, 13 тыс. км — местной  важности, 1,5 км — на территории  Баку, 3,3 тыс. км — на территории  регионов. Общее число мостов  на территории страны составляет 1201.

 

Рисунок 2 -  Транзитные коридоры Закавказья

 

Шоссе в Азербайджане следуют  параллельно основным железнодорожным магистралям. Одно из них проходит вдоль Каспийского моря из России в Иран, через Баку. В свою очередь из Баку к грузинской границе также ведёт автодорога.

От города Евлах (на магистрали Баку — Тбилиси) на юг отходит шоссейная  дорога в Нагорный Карабах.

Начало развития трубопроводного транспорта было положено только в 1990-е годы, с обретением Азербайджаном независимости. Именно тогда были подписаны контракты по разработке азербайджанских нефтяных месторождений на Каспии: «Азери», «Чираг» и «Гюнешли», а также газового месторождения «Шахдениз». Для обеспечения экспорта углеводородов на мировые рынки была разработана нефтяная стратегия, согласно которой на первом этапе разработки месторождений предполагалось транспортировка «ранней» азербайджанской нефти через Россию по магистрали Баку — Новороссийск и через территорию Грузии, по маршруту Баку — Супса, а затем по основному трубопроводу через турецкую территорию — к порту Джейхан. В соответствии с нефтяной стратегией были восстановлены и построены заново следующие трубопроводы: Северный Экспортный Маршрут, Западный Экспортный Маршрут, Баку — Тбилиси — Джейхан и Южнокавказский газовый.

Газопровод Баку — Тбилиси  — Эрзурум (Южнокавказский трубопровод) был официально открыт 25 марта 2007 года. Диаметр трубопровода — 42 дюйма, протяжённость  составляет 970 км (442 км в Азербайджане, 248 км в Грузии и 280 км от грузино-турецкой границы до Эрзурума). Длина каждой трубы — 11.5 м. По нему предусматривается  прокачка газа, добываемого в рамках проекта Шах-Дениз.

Нефтепровод Баку — Тбилиси  — Джейхан — трубопровод для  транспортировки каспийской нефти  к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Официальное  торжественное открытие всего нефтепровода прошло 13 июля 2006 в Джейхане. Протяжённость 1773 километра (по территории Азербайджана (449 км), Грузии (235 км) и Турции (1059 км)). Проектная пропускная мощность — 50 миллионов тонн нефти в год, или  один миллион баррелей в сутки. Стоимость  — 3,6 млрд долларов.

Нефтепровод Баку — Супса  был пущен в эксплуатацию 17 апреля 1999 года. Трубопровод был построен в рамках контракта на разработку месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, его протяжённость составляет 837 километров. Диаметр трубопровода 530 мм.

Нефтепровод Баку — Новороссийск — трубопровод для транспортировки  каспийской нефти к российскому  порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря.

Морская составляющая транспортной системы Азербайджана представлена в большей степени крупнейшей азербайджанской судоходной компанией -  Каспийским морским пароходством — Каспаром (азерб. Xəzər dəniz gəmiçiliyi), являющимся также крупнейшей судоходной компанией в бассейне Каспия.

 

Рисунок 3 -  Азербайджанские марки, посвященные 150 летию Каспара

 

Каспар занимается перевозкой всех видов грузов, но весомую долю в перевозках составляют нефть и  нефтепродукты, компания также выполняет  пассажироперевозки, и является оператором железнодорожной паромной переправы  Баку — Туркменбаши, Баку — Актау. Каспару также принадлежит и  ряд судоремонтных заводов.

Флот Каспара насчитывает 86 судов с суммарным дедвейтом 483,782 тонн, из которых 41 танкер,35 сухогрузов, 10 вспомогательных судов. Также имеются 3 судна типа 3 Ро-Ро (железнодорожно-автомобильный), 7 паромов (железнодорожно-пассажирский), пассажирские суда и катера.

Каспийское пароходство  выполняет и международные перевозки  в бассейнах других морей и  океанов, в основном Чёрного, Средиземного, Балтийского морей, и Атлантического океана.

Развивая тему морского транспорта Азербайджана необходимо вспомнить  про Каспийский морской нефтяной флот — (азерб. Xəzər Dəniz Neft Donanmasi) XDND, который является структурным подразделением Азербайджанской Государственной Нефтяной Компании — ГНКАР, специализирующейся на морских нефтеперевозках, обслуживании нефте/газодобычи, строительстве, ремонте и транспортировке морских буровых установок, прокладке подводных трубопроводов и иных коммуникаций, а также аварийно-спасательной службе. Каспморнефтефлот имеет в своем составе 259 судов различного назначения. Имеет международную сертификацию, и участвует в реализации многих международных проектов в разных регионах мира.

Составной частью транспортной системы Азербайджана в международных  транспортных проектах и коридорах  являются железнодорожные паромные переправы Баку — Туркменбаши, Баку — Актау. Первая из них, Баку — Туркменбаши (тогда ещё — Красноводск) начала действовать в 1963 году, вторая в 70-е  годы. Паромы являются железнодорожными и железнодорожно-автомобильными, перевозящие  не только железнодорожные составы, но и автомобили, а также пассажиров.

Крупнейшие города Азербайджана связаны  с Баку и между собой авиасообщением. Самый крупный аэропорт находится в Баку, откуда совершаются регулярные международные рейсы. Кроме Баку регулярные международные рейсы совершаются также из Гянджи и Нахичевани. Государственной организацией в сфере управления и регулирования в Гражданской Авиации

 

Рисунок 4 -  Boeing 787, заказанные авиакомпанией AZAL

 

Азербаджана является Государственная  Администрация по Авиационному транспорту.

Общее число аэропортов, по состоянию на 2007 год, равнялось 35 (27 с жёстким покрытием посадочных полос и 8 с неасфальтированным покрытием), в их число входят такие аэропорты как:

  • Гянджа (Гянджа)
  • Евлах (Евлах)
  • Закаталы (Закаталы)
  • Ленкорань (Ленкорань)
  • Нахичевань (Нахичевань)
  • Ханкенди (Ханкенди).

Городской общественный автотранспорт представлен во всех городах и селах Азербайджана, каждый райцентр имеет свою сеть внутригородского, внутрирайонного и межрайонного автобусного сообщения. Кроме того в данную систему входит Бакинский метрополитен, который был открыт 6 ноября 1967 г. Он состоит из двух линий, красной и зелёной, общая протяженность — 29,9 км, имеет 22 станции. Бакинский метрополитен является одним из двух (наряду с городским общественным автотранспортом) важнейших видов городского транспорта, выполняя значительнейший объём пассажироперевозок.

Уровень организации учета и статистического наблюдения за наличием и использованием основных средств транспорта Азербайджана, перевозки грузов и пассажиров претерпел ряд изменений за последние годы. В числе первых — автомобильный транспорт Азербайджана по перевозке грузов. Объемы перевозки грузов авиацией наоборот заметно снизились: с 74 тыс. тонн в 2005 году до 43 тыс. тонн в 2008 (таблица 1).

 

Таблица.1. Сравнение перевозки грузов в различных областях транспортной системы Азербайджана, тыс. тонн

 

 

Как видно из таблицы 2, темп роста грузоперевозок в различных  отраслях транспортной системы имеет  цикличный характер. Наилучшие показатели — в автомобильном и морском секторах. В секторе авиации темп роста уменьшился с 167,7% в 2003 году до 82,6 % в 2008. С целью улучшения авиаперевозок необходимо разработать некоторые меры по внедрению инновационных преобразований в этой сфере.

 

Таблица 2. Темп роста грузовых перевозок в транспортной системе Азербайджана, %

 

 

Необходимо отметить, что  удельный вес дохода транспортного сектора Азербайджана составляет доход от железнодорожных перевозок. Согласно сведениям статистического ведомства, в структуре доходов от транспортного сектора удельный вес железнодорожной отрасли составляет примерно 61,4%, 20% денежных поступлений обеспечил автомобильный транспорт, 18,6% — морской.

Экономико-географические особенности страны выдвигают железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с другими видами транспорта), способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.).

Важным направлением повышения  эффективности работы и конкурентоспособности  железнодорожного транспорта является обеспечение высокого качества транспортного  обслуживания клиентуры, расширение рынка  транспортных услуг и совершенствование  функций управления, в первую очередь — управления затратами. Сокращение транспортных затрат является одной из важнейших проблем современной экономики. Управление издержками железных дорог зависит не только от внутриотраслевых производственно-экономических показателей, но и от показателей внешней среды, в которой функционирует отрасль и прежде всего от конъюнктуры транспортного рынка.

Важно отметить, что согласно стратегии расширения международных  транзитных автоперевозок госструктуры Азербайджана практически завершили  модернизацию магистральных транспортных коридоров. Уже в 2008 году завершилось обновление коридора от Баку до границы с Грузией (отрезок TRACEСA). А в 2010 году произошло завершение работ по реконструкции дороги от Баку до границы с Ираном (195 км) и до границы с Российской Федерацией (198 км, отрезок коридора Север-Юг). Значительную часть работ финансировал Всемирный банк. Среди проектов наиболее интересным является план по созданию сети логистических центров для всех стран ТРАСЕСА: Центральная Азия, Кавказ, европейская часть транспортного коридора, стоимостью 5,5 млн. евро. Другой проект «Развитие общей системы управления, сотрудничество в области морских перевозок, предотвращение загрязнения, причиняемого судами в Черном и Каспийском морях» оценивается в 3,5 млн. евро.

Информация о работе История развития транспорта и транспортных средств в Азербайджане