История компании
BMW
В 1913 на северной
окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто,
сын изобретателя двигателя внутреннего
сгорания Николауса Августа Отто, создают
две маленькие авиамоторные фирмы. Начавшаяся
первая мировая война сразу принесла многочисленные
заказы на двигатели для самолетов. Рапп
и Отто решают объединится в один авиамоторный
завод.
Так в Мюнхене возникает
завод авиационных двигателей, который
в июле 1917 регистрируется под
именем Bayerische Motoren Werke («Баварские моторные
заводы») — BMW. Эту дату и
принято считать годом основания
BMW, а Карла Раппа и Густава
Отто ее создателями.
После окончания Первой
мировой войны фирма оказалась на пороге
краха, т. к. по Версальскому договору немцам
запретили производить двигатели для
самолетов, а именно двигатели в то время
были единственной продукцией BMW. Но предприимчивые
Карл Рапп и Густав Отто находят выход
из положения — завод перепрофилируется
на выпуск сначала мотоциклетных двигателей,
а затем и самих мотоциклов. В1923 с завода
BMW выходит первый мотоцикл R32. На мотосалоне
1923 года в Париже этот первый мотоцикл
BMW сразу же завоевал репутацию скоростной
и надежной машины, что подтвердилось
абсолютными рекордами скорости на международных
мотогонках 20-х—30-х годов.
Одновременно разрабатывают
двигатель «Motor-4», окончательная сборка
которого производится в других странах
Европы. В 1919 Франц Димер на самолете с
этим двигателем, поднявшись на высоту
9760 метров, устанавливает первый мировой
рекорд BMW. Производство получает дополнительный
импульс после заключения секретного
соглашения с Советской Россией о поставке
ей новейших авиадвигателей. Большинство
советских рекордных перелетов 30-х годов
были выполнены на самолетах, оборудованных
двигателями BMW.
В 1928 фирма приобретает автозаводы
в Айзенахе (Тюрингия), а вместе с ними
и лицензию на производство малолитражного
автомобиля Dixi. Его производство начинается
с 1929. Dixi — первый автомобиль BMW. В период
экономических трудностей малолитражка
становится наиболее популярным автомобилем
Европы. К началу Второй мировой войны
BMW — одна из наиболее динамично развивающихся
фирм мира, выпускающая технику со спортивной
ориентацией. В ее активе несколько мировых
рекордов: Вольфгaнг фон Гронау на открытом
гидросамолете Dornier Wal, оснащенном двигателем
BMW, пересекает Северную Атлантику с востока
на запад, Эрнст Хенне на мотоцикле R12,
оборудованном карданным приводом, гидравлическими
амортизаторами и телескопической вилкой
(изобретение BMW), устанавливает мировой
рекорд скорости для мотоциклов — 279,5
км/ч, не превзойденный никем в течение
последующих 14 лет.
В1933 начат выпуск модели
«303» — первого автомобиля BMW с 6-цилиндровым
двигателем. В 1936 на BMW выпускается знаменитая
«328» — один из наиболее успешных спортивных
автомобилей. С ее появлением окончательно
сформировалась идеология BMW, по сей день
определяющая концепцию новых моделей:
«Автомобиль — для водителя». Основной
же конкурент, «Мерседес-Бенц», следует
принципу: «Автомобиль — для пассажиров».
С тех пор каждая фирма идет своим путем,
доказывая, что именно ее выбор правилен.
Победитель великого множества
соревнований — кольцевых гонок, ралли,
состязаний в поднятии на холм, — BMW 328
была адресована знатокам спортивного
автомобиля и оставила далеко позади все
серийные спортивные машины.
Начавшаяся война приводит
к приостановке выпуска автомобилей. Приоритет
вновь отдается авиадвигателям. В 1944 BMW
первой в мире начинает выпуск реактивного
двигателя BMW 109-003. Проводятся также испытания
ракетных двигателей. Конец Второй мировой
войны стал катастрофой для концерна.
Четыре завода, оказавшиеся в Восточной
зоне оккупации, разрушены и демонтированы.
Головной завод в Мюнхене демонтирован
англичанами. В связи с производством
во время войны авиадвигателей и ракет
победители издают приказ о запрете производства
на три года.
И Карл Рапп и Густав Отто,
не изменившие своей любви к моторам, решают
опять начать все с нуля. Разрабатывается
1-цилиндровый мотоцикл R24, собиравшийся
в мастерских практически кустарно. Он
становится первым послевоенным изделием
BMW. В 1951 появляется и первый послевоенный
легковой автомобиль модели «501». Однако
финансового успеха он не приносит.
В 1955 начинается выпуск моделей
R 50 и R 51, открывающих новое поколение мотоциклов
с полностью подрессоренной ходовой частью,
выходит малолитражка «Исетта», странный
симбиоз мотоцикла с машиной. Трехколесная
машина с дверью, открывающейся вперед
по движению, имела огромный успех в нищей
послевоенной Германии. Но из-за последовавшего
затем увлечения большими лимузинами
и связанных с этим убытков фирма оказывается
на пороге краха. Это единственный случай
за всю историю BMW, когда неправильно была
просчитана экономическая ситуация и
выброшенные на рынок машины не имели
спроса. Встает вопрос о продаже фирмы.
«Мерседес-Бенц» поспешила объявить о
ее покупке, но этому воспрепятствовали
мелкие акционеры, работники фирмы, ее
торговые агенты.
Перестроив структуру капитала,
BMW удается продолжить свою деятельность.
Третий раз фирма начинает все заново.
С завода выходит BMW-1500, открывшая новый
класс спортивно-компактных автомобилей.
Это было началом подъема на вершину автомобилестроения.
Последнее тридцатилетие
стало для BMW тридцатилетием побед. Открываются
новые заводы, выпускается первая в мире
серийная турбомодель «2002-турбо», создается
антиблокировочная тормозная система,
которой сейчас все ведущие автопроизводители
оснащают свои автомобили. Разрабатывается
первое электронное управление двигателем.
В1983 Нельсон Пике на автомобиле Brabham BMW
становится чемпионом мира в гонках «Формула-1».
В Мюнхене строится здание штаб-квартиры
концерна, а в Ашхайме открывается первый
контрольно-испытательный полигон. Для
проектирования новых моделей построен
Научно-исследовательский центр. В 1970-е
годы появляются первые автомобили знаменитых
серий BMW — модели 3-й серии, 5-й серии, 6-й
серии, 7-й серии.
В 1969 BMW переводит производство
мотоциклов в Берлин. Начинается выпуск
новой серии мотоциклов-«оппозитов». В
1976 на мотоцикле R100 RS впервые устанавливается
полноразмерный обтекатель. В 1983 выпускается
одна из самых популярных моделей мотоциклов
— К100 с 4-цилиндровым рядным двигателем
с жидкостным охлаждением и впрыском топлива.
В год столетия мотоцикла, в 1985, завод в
Берлине выпускает более 37 тысяч мотоциклов.
В 1989 происходит презентация мотоцикла
K 1.
В год воссоединения Германии
концерн, основав фирму BMW Rolls-Royce GmbH, возвращается
к своим корням, пущенным на ниве авиамоторостроения,
и в 1991 представляет новый авиадвигатель
BR-700. В начале 90-х годов на рынке появляются
спортивные компактные автомобили третьего
поколения 3-й серии и купе 8-й серии.
Неплохим шагом для фирмы
стала покупка в 1994 за 2,3 млрд. немецких
марок промышленной группы Rover Group («Ровер
Групп»), а вместе с ней и крупнейшего в
Великобритании комплекса по выпуску
автомобилей марок Rover, Land Rover и MG. С покупкой
этой фирмы список автомобилей BMW пополнился
недостающими автомобилями сверхмалого
класса и внедорожниками. В 1998 приобретена
британская компания «Роллс-Ройс».
С 1995 в серийную комплектацию
всех автомобилей BMW включается надувная
подушка безопасности для переднего пассажира
и система противоугонной блокировки
двигателя. В марте этого же года запускается
в производство универсал (touring) 3-й серии.
Среди последних моделей
мотоциклов 90-х годов следует выделить
туристский мотоцикл R100RT Classic, оснащенный
багажными кофрами и подогревом ручек
руля. Другая модель из этого семейства
R100GS PD также предназначена для туристов.
Эти мотоциклы одержали четыре победы
в международных ралли Париж — Дакар.
Популярной моделью стала F650, выпущенная
в 1993. Кроме того, она оказалась вполне
конкурентоспособной по сравнению с японскими
аналогами. В 1993 BMW начинает разработку
новых «оппозитов» R1100RS. (у этого мотоцикла
впервые регулировалась высота не только
руля и подножек, но и седла), R1100GS (один
из самых мощных мотоциклов в мире). В 1994
были выпущены идентичные модели R850R и
R1100RT. Самым популярным из 4-цилиндровых
мотоциклов BMW стала модель K1100RS —туристский
мотоцикл с обтекателем спортивного типа.
Но самый представительный и обустроенный
мотоцикл — модель K1100LT, оснащенная огромным
обтекателем с электроприводом, регулировкой
ветрового стекла, большими багажными
кофрами и антиблокировочной тормозной
системой.
В настоящее время BMW, начавшаяся
с маленького авиамоторного завода, производит
свою продукцию на пяти заводах в Германии
и двадцати двух дочерних предприятиях,
разбросанных по всему миру. Это одна из
немногих автомобильных фирм, не использующая
на заводах роботов. Вся сборка на конвейере
идет только вручную. На выходе — только
компьютерная диагностика основных параметров
автомобиля.
В течение последних 30 лет
только концернам BMW и Toyota удается работать
с ежегодно увеличивающейся прибылью.
Империя BMW, три раза за свою историю оказывавшаяся
на грани краха, каждый раз поднималась
и достигала успеха. Для всех в мире концерн
BMW — синоним высоких стандартов в области
автомобильного комфорта, безопасности,
техники и качества. |