Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:51, лабораторная работа
В расчетах, на основании которых выбирают размеры элементов ТКР, невозможно учесть все особенности его рабочего процесса и специфичные условия работы на двигателе. Поэтому каждый создаваемый вновь типоразмер ТКР или его модификации подвергается испытаниям. Испытания ТКР, как и любой продукции, по назначению подразделяются на исследовательские, контрольные, сравнительные и определительные. Готовая продукция подвергается квалификационным, предъявительским, приемо-сдаточным, периодическим, инспекционным, типовым, аттестационным и сертификационным испытаниям. На этапе разработки продукции испытания бывают доводочные, предварительные и приемочные.
Система измерения предназначена для измерения следующих параметров:
- частоты вращения ротора;
- полных температур воздуха до и после компрессора;
- полных температур газа до и после турбины;
- статических давлений газа до и после турбины;
- статических давлений воздуха до и после компрессора.
- расходов воздуха и газа через компрессор и турбину,
- давлений топлива и масла.
Система измерения включает в себя датчики для измерения соответствующих параметров, преобразователи измеренных величин в электрический сигнал и показывающие приборы.
Частота вращения ротора (n) измеряется с помощью индукционного датчика, который генерирует электрические импульсы при вращении намагниченного конца вала ротора. Регистрация этих импульсов осуществляется частотомером с погрешностью ±0.1 в диапазоне до 9600 об/с. Импульсы от датчика вводятся в ЭВМ и представляются на экране в виде действительной частоты вращения и приведенной окружной скорости колеса компрессора U2ПР.
Полные температуры воздуха до и после компрессора (Т*К1 и Т*К3) измеряются закрытыми (в корпусах) хромель-копелевыми термопарами. Измерение полной температуры воздуха перед компрессором для повышения точности осуществляется 6-спайной дифференциальной термопарой, холодные спаи которой помещаются в термостат, где поддерживается температура 273 К с погрешностью ±0,1 К. Для измерения перепада температуры на компрессоре используется 12-ти спайная дифференциальная термопара, холодные спаи которой помещаются в трубе перед компрессором, а горячие - за ним.
Обе дифференциальные термопары предварительно градуируются в калориметрическом сосуде по лабораторному термометру с ценой деления 0,1 К в диапазоне 293-473 К. Результаты градуировки закладываются в память ЭВМ в виде полиномной зависимости и используются при обработке результатов измерений.
Полные температуры газа перед турбиной (Т*Т0) и за ней (Т*Т2) измеряются одиночными закрытыми хромель-алюмелевыми термопарами. Коэффициент восстановления термопар, который представляет собой долю кинетической энергии, перешедшую в температуру при торможении потока, должен быть не ниже 0,91 в рабочем диапазоне скоростей газа. Термопары через соответствующий преобразователь подсоединяются к ЭВМ н их показания выводятся на экран дисплея в виде значения температур. Для контроля сигнал от термопар параллельно регистрируется электронным потенциометром типа ПСР с погрешностью ± 10°С. Места установки термопар располагаются за точками измерения давлений (по потоку), чтобы не искажать показания последних.
Расходы газа через турбину (GГ) и воздуха через компрессор (GВ) определяются согласно правил комитета стандартов по РД 50-213-80 суживающимися устройствами по перепаду давлений на них: Δpму и Δрк. В качестве таких устройств используются коллекторы входа и нормальные сопла. Внутренний диаметр сопла при измерении расхода газа через турбины ТКР11 н ТКР9 - 61,0 мм, для ТКР7 - 54,0 мм и для ТКР5 - 41 мм. Для измерения расхода воздуха через компрессор используются коллекторы входа с внутренним диаметром 75,0 мм - для ТКР11 и ТКР9; 57,0 н 38,0 мм - для ТКР7 и ТКР 5 соответственно.
Статические манометрические и вакуумметрические давления в диапазоне 0,02-0.3 МПа (разрежение перед компрессором 5, перепады давлений на расходоизмерительных устройствах компрессора Δрк и турбины Δpму, давление за турбиной рТ2) измеряются через несколько отверстий диаметром 1-2 мм. просверленных в стенке трубы равномерно по окружности измеряемого сечения и объединенных общим коллектором. Сечения трубы в месте измерения давления должны быть равны соответствующим сечениям входных или выходных патрубков компрессора или турбины. Величины малых давлений - S, ΔрК, Δрму, рТ2 измеряются водяными пьезометрами и вводятся в ПЭВМ вручную. Для контроля возникновения помпажа компрессора используется пьезокварцевый датчик давления, установленный в трубопроводе за компрессором, сигнал с которого поступает на осциллограф.
Для измерения полных давлений используются насадки и зонды различных конструкций, предварительно проградуированные для определения угла нечувствительности и коэффициента восстановления давления.
Высокие избыточные давления воздуха и газа(рТ3, pТ0, pтму), масла перед ТКР (рМ) и топлива перед камерой сгорания (рТОП) измеряются манометрами с диапазоном измерения 0-1,0 и 0-4,0 МПа классе точности 1,0 с последующим преобразованием в электрический сигнал для ввода в ЭВМ.
При определении показателей турбины кроме степени уменьшения давления и расхода газа необходимо рассчитать развиваемую мощность. Это можно сделать двумя способами; непосредственным измерением крутящего момента на валу при нагружении турбины каким-либо тормозным устройством (гидротормоз, индукторный или воздушный тормоз н т.п.) или по методу баланса мощностей. В этом случае турбина нагружается собственным компрессором и рассчитывается мощность последнего. Тенденция к уменьшению размеров ТКР и повышению частоты вращения ротора турбины, достигшей в настоящее время 250000 оборотов в минуту, делает практически невозможным применение тормозов, работающих на шарикоподшипниках. Кавитационные и срывные течения в гидротормозах при таких частотах вращения затруднили и их применение. Поэтому в настоящее время исследования турбинной ступени проводятся на комплектном турбокомпрессоре по методу баланса мощностей.
Система обработки результатов включает ПЭВМ, преобразователи давлений в электрический сигнал, блок связи ПЭВМ с измерительными линиями. Эти приборы размещаются на приборной стойке. Часть измеряемых величин давлений считывается с пьезометров и вводится в ПЭВМ через клавиатуру. Исходные данные и обработанные результаты представлены в виде распечатки таблицы и в виде графических зависимостей параметров компрессора и турбины, подобных показанным на рис.1, 2 и 3.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ
4.1.Компрессорная ступень
Для оценки компрессорной ступени в практике исследовательских работ используются следующие размерные и безразмерные показатели:
1. Массовый расход воздуха через ступень, кг/с
где d - диаметр измерительного сопла, м;
B0 - давление воздуха перед измерительным соплом, Па;
Т0 - температура воздуха перед измерительным соплом, К.
2. Степень повышения давления, представляющая собой отношение полных давлений после компрессора, к давлению перед ним:
2. Адиабатический коэффициент полезного действия, равный отношению работы адиабатического сжатия к действительной работе:
где T*к1 - температура заторможенного потока воздуха перед колесом. К,
T*к3 - температура заторможенного потока воздуха после компрессора, К;
к - показатель адиабаты для воздуха;
R - газовая постоянная воздуха, Дж'(кг К),
4. Коэффициент напора компрессора, равный отношению удельной адиабатической работы сжатия к квадрату окружной скорости колеса на наружном диаметре:
5. Коэффициент расхода воздуха через компрессор:
где C1a - осевая скорость воздуха перед колесом, м/с;
ρ1 - плотность воздуха перед колесом, кг/м3:
F1 - площадь колеса компрессора на входе, м2:
где dk1 - диаметр колеса на входе,
dk0 - диаметр втулки колеса.
При установке приемников давления и датчиков температуры в соответствующих местах проточной части (за колесом компрессора или за диффузором) можно рассчитать те же показатели для отдельных элементов компрессора по тем же формулам, подставив в них соответствующие значения.
4.2.Турбинная ступень.
При исследованиях турбинной ступени определяются следующие показатели:
1. Степень уменьшения давления в турбине, представляющая отношение полного давления перед турбиной к статическому давлению за ней:
2. Расход газа через турбину Gг,кг/с, равен сумме расходов воздуха через камеру сгорания Gкс и расхода топлива Gт:
α -коэффициент расхода сопла, равный 0,95;
ε - поправочный множитель на расширение воздуха 0,99;
d - диаметр измерительного сопла, м;
ρ - плотность, воздуха перед соплом, кг/м3
3. Эффектный КПД турбины:
NТе- эффективная мощность турбины;
NТрасп - располагаемая мощность газа перед турбиной.
Эффектная мощность турбины соответствует действительной мощности компрессора. Поэтому:
где Lдейст - определяется из формулы (4.3).
,
Здесь Т*T0 - полная температура газа перед турбиной, К;
kГ - показатель адиабаты для газа;
Rт- газовая постоянная выпускных газов, Дж/(кг • К).
4. Пропускная способность турбины, м2:
ρ2 - плотность газа за турбиной, кг/м3;
Сад- скорость адиабатического истечения из эквивалентного сопла:
5. Относительная окружная скорость:
При испытаниях турбины по методу баланса мощностей определяется эффективный КПД турбины, который представляет собой произведение внутреннего КПД и механического КПД ТКР. Механический КПД обусловлен потерями на трение деталей вращающегося ротора о неподвижные детали подшипников и уплотнений, масло и газ. В настоящее времени нет надежной методики расчета потерь на трение в плавающих подшипниках скольжения, поэтому их определение осуществляется экспериментальным путем. Экспериментальные зависимости потерь на трение для различных узлов подшипников закладываются в программу обработки результатов испытаний в виде полиномной зависимости.