Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:36, курсовая работа
Целью курсового проектирования является освоение приемов инженерного конструкторского творчества, развитие умения применять знания на практике и, следовательно, более глубоко усвоить курс «Конструирование и расчет автомобиля».
В ходе выполнения курсовой работы необходимо на основе анализа существующих отечественных и зарубежных аналогов разработать и обосновать компоновочную схему и основные параметры автомобиля и проектируемого узла.
Введение….……………………………………………………………………….….3
1.Анализ ближайших аналогов и обоснование выбора параметров АТС ……....4
1.1 Выбор ближайших аналогов …….……………………………………….….4
1.2 Выбор основных параметров автомобиля…………………………….…….6
2.Тяговый расчет и анализ тягово-скоростных свойств АТС……………….……8
2.1 Определение мощности двигателя…………………………………….…….8
2.2 Построение внешней скоростной характеристики двигателя…….……….9
2.3 Определение передаточных чисел трансмиссии……………………….…10
2.4 Построение динамической характеристики ………………………….…...11
3. Определение нагрузочных режимов трансмиссии ходовой части……….….15
3.1 Определение нагрузочных режимов трансмиссии при расчёте на прочность………………………………………………………………………..15
3.2 Определение нагрузочных режимов трансмиссии при расчёте на долговечность…………………………………………………………………...17
3.3 Определение нагрузочных режимов ходовой части при расчёте на прочность………………………………………………………………….…….18
4.Расчет сцепления………………………………………………………………...23
4.1 Определения основных параметров сцепления……………………...…...23
4.2 Расчет деталей………………………………………………………………24
4.3 Расчет показателей износостойкости сцепления………………………....25
4.4 Расчет ведущих и ведомых деталей……………………………………….29
4.5 Определение параметров привода…………………………………………31
Вывод……………………………………………………………………………….33
Описание кинематической схемы………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………
Министерство образования
и науки, молодежи и спорта
Украины
Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
Кафедра Автомобилей
Пояснительная записка по
курсовой работе по теме:
“Грузовой автомобиль 4-го класса” с разработкой
сцепления.
Выполнил: студент гр.А-43
Храмчихин В.А.
Проверил: Красюк А.Н.
Харьков 2012
Введение….……………………………………………………
1.Анализ ближайших аналогов
и обоснование выбора
1.1 Выбор ближайших аналогов …….……………………………………….….4
1.2 Выбор основных параметров автомобиля…………………………….…….6
2.Тяговый расчет и анализ
тягово-скоростных свойств АТС…
2.1 Определение мощности двигателя…………………………………….…….8
2.2 Построение внешней
скоростной характеристики
2.3 Определение передаточных чисел трансмиссии……………………….…10
2.4 Построение динамической характеристики ………………………….…...11
3. Определение нагрузочных режимов трансмиссии ходовой части……….….15
3.1 Определение нагрузочных
режимов трансмиссии при расчёте на прочность………………………………………………………
3.2 Определение нагрузочных
режимов трансмиссии при расчёте на долговечность……………………………………………
3.3 Определение нагрузочных
режимов ходовой части при расчёте на
прочность………………………………………………………
4.Расчет сцепления………………………………
4.1 Определения основных параметров сцепления……………………...…...23
4.2 Расчет деталей……………………………………………………………
4.3 Расчет показателей износостойкости сцепления………………………....25
4.4 Расчет ведущих и ведомых деталей……………………………………….29
4.5 Определение параметров привода…………………………………………31
Вывод…………………………………………………………………
Описание кинематической схемы………………………………………………..34
Список литературы…………………………………
Целью курсового проектирования является освоение приемов инженерного конструкторского творчества, развитие умения применять знания на практике и, следовательно, более глубоко усвоить курс «Конструирование и расчет автомобиля».
В ходе выполнения курсовой работы необходимо на основе анализа существующих отечественных и зарубежных аналогов разработать и обосновать компоновочную схему и основные параметры автомобиля и проектируемого узла.
В связи с тем, что узлы
и детали автомобиля работают в условиях
постоянно изменяющихся по величине
и направлению динамических нагрузок,
иногда значительно превосходящих
статические, а необходимость достижения
малого собственного веса автомобиля
требует малых запасов
1 Обоснование
основных параметров
1.1 Выбор ближайших аналогов.
Данные по отечественным и зарубежным аналогам принимаем из справочника НИИАТ. Для выбора ближайших аналогов определим следующие критерии, которым они должны отвечать
Основные параметры ближайших аналогов представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Автомобильные аналоги
Параметры |
Ближайшие аналоги | ||||
Модель АТС | |||||
ГАЗ-САЗ-3507 |
M-B LKN Atego |
МАЗ 4788 |
Проектируемый автомобиль | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1.вид автомобиля |
Грузовой |
Грузовой |
Грузовой |
Грузовой | |
2.компоновочная схема |
4х2 |
4х2 |
4х2 |
4х2 | |
3.максимальная масса |
8000 |
14000 |
10100 |
14000 | |
4.Снаряженная масса, mс, кг |
3600 |
5030 |
5450 |
5030 | |
5.Полная масса, ma, кг |
8000 |
13500 |
10100 |
||
6.Максимальная скорость, Vmax, км/ч |
90 |
90 |
100 |
89 | |
7.Время разгона с места, до 60 км/ч, tp, с |
13 |
12 |
13 |
13 | |
8.Двигатель |
Бензин |
Дизель |
Дизель |
Дизель | |
9.Рабочий объем, Vл, л |
4250 |
4249 |
4750 |
4249 | |
10. Наличие ограничителя частоты вращения |
да |
да |
да |
да | |
11.Максимальная мощность двигателя, Nmax, кВт |
87,5 |
125 |
95,7 |
169 | |
Таблица 1.1 - продолжение | |||||
12.Частота вращения КВ при максимальной мощности, nmax,об/ми |
3200 |
2300 |
2400 |
2000 | |
13.Максимальный крутящий момент, Memax, Н·м |
274,7 |
660 |
449 |
893 | |
14.Частота вращения КВ
при максимальном крутящем |
2250 |
1200 |
1300 |
1600 | |
15.Сцепление |
однодисковое |
MF362 |
МТЗ, одн. Сух |
MF 362 | |
16.Коробка передач |
ГАЗ м |
G 60-6/9,2 m |
ЗИЛ-695Д |
G 60-6/9,2m | |
17. Дополнительная коробка |
- |
- |
- |
- | |
18. Главная передача |
од., гипоид. |
HL4 |
МАЗ, одн. Гипоид |
HL4 | |
19.Передаточные числа: |
|||||
первая передача, Uk1 |
6,555 |
9,2 |
6,45 |
9,009 | |
вторая передача, Uk2 |
3,933 |
5,23 |
3,56 |
5,1 | |
третья передача, Uk3 |
2,376 |
3,14 |
1,98 |
3,02 | |
четвертая передача, Uk4 |
1,442 |
2,03 |
1,275 |
1,66 | |
пятая передача, Uk5 |
1 |
1,37 |
1 |
0,97 | |
Шестая передача, Uĸ₆ |
- |
1 |
- |
- | |
главной передачи, U0 |
6,17 |
2,923 |
3,45 |
2,31 | |
20.Масса, приходящаяся на ведущие колеса, mВ, кг |
6000 |
9300 |
6450 |
9300 | |
21.Размер шин |
8,25R20 |
285/70R19,5 |
235/75R17,5 |
285/70R19,5 | |
22.Статический радиус колеса с нагрузкой, rс, м |
0,2913 |
0,487 |
0,3353 |
0,487 | |
23.Габаритная высота, Н, м |
2,32 |
2,655 |
3,455 |
2,655 | |
24.База, L, м |
3,77 |
3560 |
4,2 |
3560 | |
25.Колея передних колес, В, м |
1,63 |
1,975 |
1,982 |
1,975 | |
26.Коэф. сопротивл. Воздуха, К, Н·с²/м^4 |
0,42 |
0,4 |
0,39 |
0,4 | |
27.КПД трансмиссии, η |
0,81 |
0,85 |
0,83 |
0,87 |
В результате анализа эксплуатационных и технических параметров ближайших аналогов устанавливаем и объясняем необходимые данные для тягового расчета параметров автомобиля и двигателя.
Из аналога Mercedes Benz LKN Atego мы берём наши данные для расчета
Полную массу АТС в килограммах находим по следующей формуле
где - снаряженная масса авто (с заправкой и снаряжением, но без водителя и пассажиров), принимаем для проектируемого АТС, по аналогу Mercedes Benz LKN Atego.
- масса груза, кг.
Тогда
По данным анализа ближайших
аналогов определяем
1. Полная масса
2. База автомобиля
3. Габаритная высота
4. Колея передних колес
Данный выбор связан с тем, что у данного аналога самые лучшие геометрические габариты для получения большой грузоподъемности и использования мощности двигателя. Площадь лобовой поверхности АТС определяем по формуле,
где коэффициент заполнения лобовой площади АТС для грузовиков.
1.2.2 Определяем мощность
двигателя и его внешнею
Для проектирования АТС берем
дизельный двигатель, потому
а) низкая стоимость, по сравнению
с другими двигателями
б) хороший ресурс (моточасы)
в) хорошие мощностные и экономические
характеристики
Потребную мощность двигателя, (кВт) для движения АТС с максимальной скоростью определяется по формуле:
где
V – максимальная
скорость, км/ч;
- коэффициент суммарного
дорожного сопротивления ;
- КПД трансмиссии
;
K – коэффициент сопротивления
воздуха, .
2.1 Определение мощности двигателя.
Для построение внешней скоростной характеристики двигателя внутреннего сгорания используют эмпирическую формулу, позволяющую по известным координатам одной точки скоростной характеристики воспроизвести всю кривую мощности.
где , кВт – текущее
значение мощности двигателя, соответствующее
частоте вращения вала n об/мин.
- эмпирические коэффициенты
характеризующие тип ДВС
Для дизеля ,
Выбираем текущее значении n , диапазон частоты вращения коленчатого вала двигателя от до и разбиваем на произвольное число участков с интервалом
Определяем для принятых значений n, вычисляем соответствующие значения величины крутящего момента двигателя
Результаты расчетов заносим в таблицу 2.1
Таблица 2.1 - Значения для построения внешней скоростной характеристики двигателя
Параметры |
Значения | |||||
n, об/мин |
400 |
800 |
1200 |
1600 |
2000 |
2300 |
0,173 |
0,347 |
0,521 |
0,695 |
0,869 |
1 | |
0,030 |
0,120 |
0,272 |
0,483 |
0,756 |
1 | |
0,005 |
0,042 |
0,142 |
0,336 |
0,6576 |
1 | |
0,127 |
0,313 |
0,527 |
0,737 |
0,911 |
1 | |
Ne,кВт |
27,19 |
67,04 |
112,81 |
157,73 |
195,05 |
214 |
Me, Н*м |
649,2 |
800,3 |
897,8 |
941,4 |
931,3 |
888,5 |
2.2 Построение ВСХД и , примерный вид которой показан на рисунок 2.1 (по данным из таблицы 2.1)
2.3 Определение передаточных чисел трансмиссии
Рассчитываем передаточное число главной передачи по формуле :
где – радиус качения
колеса, м
- передаточный числа
КП на высшей передачи и дополнительного
редуктора .
Найдем передаточное число первой ступени КП из условия преодоления максимального суммарного дорожного сопротивления, , считая, что динамический радиус колеса равен статическому .
Значение берем из рисунка 2.1 ВСХД
Определяем передаточное
число первой ступени передачи из
условия обеспечения
Из двух полученных значений передаточных чисел необходимо выбрать большее. Поэтому для дальнейших расчетов принимаем 9,65.
Определяем передаточные числа промежуточных передач по формуле:
где P – число передач
y – порядковый номер передачи
2.4 Построение динамической характеристики
Динамическая характеристика рассчитывается по теоретическим значениям передаточных чисел. При расчете динамической характеристики АТС для каждой i-ой передачи и текущего значения частоты вращения коленчатого вала двигателя необходимо определить :
Скорость АТС – V км/ч
Силу тяги на колесах - , Н
Силу сопротивления воздуха
- , Н
Динамический фактор
- D
Расчет для построения динамической характеристики для всех передач приведен в таблице 2.2
Таблица 2.2 - Данные для построения динамической характеристики
параметры |
Числовые значения | ||||||
n, об/мин |
400 |
800 |
1200 |
1600 |
2000 |
2300 | |
, Н*м |
649,2069 |
800,3806 |
897,8036 |
941,476 |
931,3978 |
888,5652 | |
I передача
|
, км/ч |
1,605553 |
3,211106 |
4,816659 |
6,422212 |
8,027765 |
9,23193 |
, H |
51829,71 |
63898,72 |
71676,53 |
75163,13 |
74358,53 |
70938,98 | |
,H |
0,43759 |
1,750358 |
3,938306 |
7,001433 |
10,93974 |
14,46781 | |
,H |
51829,27 |
63896,97 |
71672,59 |
75156,13 |
74347,59 |
70924,51 | |
D |
0,255232 |
0,31466 |
0,35295 |
0,370105 |
0,366123 |
0,349267 | |
II передача
|
, км/ч |
2,832466 |
5,664931 |
8,497397 |
11,32986 |
14,16233 |
16,28668 |
, H |
29379,12 |
36220,31 |
40629,08 |
42605,42 |
42149,34 |
40211,01 | |
,H |
1,361905 |
5,447622 |
12,25715 |
21,79049 |
34,04764 |
45,028 | |
,H |
29377,76 |
36214,86 |
40616,82 |
42583,63 |
42115,3 |
40165,98 | |
D |
0,14467 |
0,178339 |
0,200017 |
0,209702 |
0,207396 |
0,197797 | |
III передача |
, км/ч |
4,997931 |
9,995862 |
14,99379 |
19,99172 |
24,98966 |
28,7381 |
, H |
16649,96 |
20527,05 |
23025,62 |
24145,67 |
23887,2 |
22788,69 | |
,H |
4,240316 |
16,96126 |
38,16284 |
67,84505 |
106,0079 |
140,1954 | |
,H |
16645,72 |
20510,09 |
22987,46 |
24077,82 |
23781,19 |
22648,49 | |
D |
0,081972 |
0,101002 |
0,113201 |
0,118571 |
0,11711 |
0,111532 | |
IV передача
|
, км/ч |
9,113874 |
18,22775 |
27,34162 |
36,4555 |
45,56937 |
52,40478 |
, H |
9130,622 |
11256,77 |
12626,95 |
13241,17 |
13099,43 |
12497,02 | |
,H |
14,10015 |
56,4006 |
126,9014 |
225,6024 |
352,5038 |
466,1862 | |
,H |
9116,522 |
11200,37 |
12500,05 |
13015,57 |
12746,93 |
12030,84 | |
D |
0,044894 |
0,055156 |
0,061556 |
0,064095 |
0,062772 |
0,059246 | |
V передача
|
, км/ч |
15,49359 |
30,98717 |
46,48076 |
61,97435 |
77,46793 |
89,08812 |
, H |
5370,954 |
6621,629 |
7427,62 |
7788,926 |
7705,547 |
7351,189 | |
,H |
40,74944 |
162,9977 |
366,7449 |
651,991 |
1018,736 |
1347,278 | |
,H |
5330,205 |
6458,631 |
7060,875 |
7136,935 |
6686,811 |
6003,911 | |
D |
0,026249 |
0,031805 |
0,034771 |
0,035146 |
0,032929 |
0,029566 | |
ψ |
0,021 |
0,021 |
0,021 |
0,021 |
0,021 |
0,021 |
Информация о работе “Грузовой автомобиль 4-го класса” с разработкой сцепления