Государственное ругулирование транспортной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ). На органы РТИ были возложены обязанности проводить лицензирование транспортной деятельности и сервисных услуг, контроль выполнения законодательных актов и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять целый ряд иных функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг.

Содержание

Введение 3

Задачи регулирования транспортной деятельности 5

Методы регулирования автотранспортной деятельности 7

Лицензирование как метод регулирования рынка транспортных услуг 9

Формирование системы государственного регулирования
транспортной деятельности в Российской Федерации 11

Формирование информационной базы данных для регулирования
транспортной деятельности 18

Порядок формирования и структура информационной базы
процесса регулирования рынка транспортных услуг 19

Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Гос регулирование.DOC

— 126.50 Кб (Скачать)

      7. Финансирование отдельных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное значение, а также оказание государственной помощи различным предприятиям в обеспечении такого финансирования.

      Практика  развитых стран показывает, что финансовые ресурсы, необходимые для обустройства транспортных систем (дорог, терминалов, автовокзалов и т.д.) не всегда оказываются доступными даже для крупных транспортных предприятий. В России сегодня из-за резкого падения финансовых возможностей предприятий эта проблема стоит чрезвычайно остро.

      Разумеется, региональные отделения РТИ не обладают ресурсами для финансирования развития транспортных систем. Однако в тех  ситуациях, когда при обсуждении местного бюджета решается вопрос о размерах и структуре ассигнований  на  развитие  регионального  транспорта (строительство автовокзала, улучшение дорог и мостов и т.д.), транспортной инспекции должна быть предоставлена возможность дать свое обоснование по поводу того, какие объекты с учетом сложившейся транспортной ситуации должны финансироваться в первую очередь.

      8. Покрытие текущих убытков транспортных предприятий, повышение рентабельности которых за счет самоокупаемости является по тем или иным соображениям невозможным (дотации транспортным предприятиям).

      Чаше  всего объектами дотации являются системы городского пассажирского транспорта, рентабельность которого не может быть обеспечена при разумном уровне цен. В развитых странах соответствующая дотация предусматривается как на уровне государственного бюджета, так и на уровне местных бюджетов. Величина соответствующих ассигнований согласовывается центральными и региональными властями.

      Роль  отделения транспортной инспекции  в данном случае та же, что и в решении вопросов о финансировании развития транспорта.

      9. Разработка и контроль выполнения экологических стандартов. Данная функция государственного регулирования приобрела особую актуальность в последние годы, когда общепризнанной стала значительная роль транспорта в загрязнении окружающей среды (считается, что на его долю приходится более трети всех загрязнений).

      Задача  региональных отделений РТИ при  осуществлении данной функции заключается  в контроле за экологическим состоянием транспортных предприятий.

      10. Разработка и контроль выполнения норм безопасности труда на транспорте и технических стандартов безопасности.

      Участие региональных отделений РТИ при  реализации данной функции заключается в организации совместно с органами ГАИ системы контроля за соблюдением установленных норм и стандартов.

      11. Разработка и применение административно-экономических мер по экстренной концентрации транспортных ресурсов в чрезвычайных ситуациях. Государство должно иметь "механизмы" для оперативного привлечения провозных возможностей различных видов транспорта для ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий, обеспечения уборки урожая, завоза грузов на Север, а также для проведения подготовительных мероприятий в "особом периоде".

      В период административно-командного управления транспортом проблема привлечения транспорта в экстренных ситуациях решалась административными предписаниями транспортным предприятиям. В настоящее время еще предстоит выбрать механизмы нового типа, сочетающие административно-правовые рычаги со средствами экономического стимулирования и полной компенсацией дополнительных издержек транспорта. Ре-тональные транспортные инспекции, взаимодействуя с местными властями, должны помогать в поиске и отработке таких механизмов с учетом конкретных особенностей транспортной системы своего региона.

      Для реализации возложенных на РТИ функций  предполагается, что отделения транспортной инспекции предоставляют:

      Автотранспортным  предприятиям:

    • защиту от появления конкурентов, не имеющих лицензий;
    • защиту от недобросовестной конкуренции, т.е. пресечение попыток конкурентов получить преимущество на рынке за счет нарушения установленных правил обслуживания;
    • рассмотрение в качестве арбитражной инстанции конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях между транспортниками и клиентурой, а также между различными транспортными предприятиями;
    • информацию транспортным предприятиям о наличии групп клиентуры или секторов рынка, где могли бы быть реализованы избыточные провозные возможности данного предприятия;
    • возможность получения официального разрешения на применение повышенных тарифов в тех случаях, когда это объективно соответствует условиям выполнения перевозок и предусмотрено действующими правилами;
    • обоснование, подготовку и проведение (совместно с органами власти и вышестоящими органами управления транспортом) мер по экономической, материально-технической и социальной поддержке транспортных предприятий, выполняющих важные социально-экономические функции в данном регионе.

    Клиентам  А ТП:

    • гарантии достаточной квалификации транспортников;
    • обеспечение (совместно с другими органами технического и административного контроля) безопасности и экологической чистоты транспортного процесса;
    • подготовку и реализацию (совместно с региональными органами власти) мер для привлечения транспортных предприятий в те сектора рынка, где транспортное обслуживание недостаточно;
    • контроль тарифной дисциплины. Запрет применения предприятиями неоправданно высоких тарифов или использования прейскурантов, не разрешенных для данного транспорта или региона;
    • применение в отношении транспортников санкций за отказ в обслуживании невыгодных клиентов или за другие нарушения правил обслуживания, установленных для данного транспортного предприятия;
    • выполнение "квазиарбитражиых" функций, то есть рассмотрение в качестве арбитражной инстанции конфликтных ситуаций, возникающих между клиентурой и транспортными предприятиями.

      Местным органам власти:

    • оперативные сведения о решениях Министерства транспорта Российской Федерации, касающихся формирования транспортной политики на местах;
    • объективную информацию о состоянии транспортного обслуживания на территории региона и в отдельных секторах транспортного рынка;
    • конкретные предложения по изменению условий работы транспортных предприятий и рациональному использованию местного бюджета для улучшения транспортного обслуживания;
    • подготовку и совместное обоснование ходатайств в федеральные органы власти о материально-техническом обеспечении решения острых проблем транспортного обслуживания региона;
    • прямое управление работой транспортных предприятий (за счет применения дополнительных лицензионных требований) в целях обеспечения обслуживания "невыгодных" для транспортников секторов рынка и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
    • контроль состояния экологической чистоты и безопасности транспортной системы региона.

      Министерству  транспорта Российской Федерации:

    • достоверную общую информацию о состоянии транспортного обслуживания в регионах;
    • возможность непосредственного проведения транспортной политики в регионах республики, а также контроля и анализа эффективности предпринимаемых мер в области регулирования работы транспорта;
    • получение опережающей информации о неблагополучии в отдельных секторах рынка и необходимости принятия конкретных мер;
    • сведения о практическом опыте транспортного регулирования на местах и о наиболее эффективных методах, применяемых, найденных в отдельных регионах - конкретные предложения по совершенствованию действующего лицензирования предприятий, тарифной системы, разделения транспортного рынка на сектора;
    • информацию об актуальности и "работоспособности" действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области транспорта и предложения по их совершенствованию.

      Необходим определенный период становления, накопления опыта, а также подкрепления всех перечисленных функций РТИ соответствующими административными и правовыми актами, что происходит в настоящее время.

ФОРМИРОВАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

      Информация, необходимая для принятия обоснованных решений по регулированию рынка  транспортных услуг, зависит от многих факторов, в том числе от применяемых  методов решения задач и масштабов регулирующих воздействий. В свою очередь, методы решения задач по регулированию рынка транспортных услуг зависят от существующего технического обеспечения (ЭВМ) и возможностей программного обеспечения. Однако наиболее сложными задачами при этом являются разработка методов получения и сбор необходимой информации.

      Источниками информационного обеспечения решения  задач анализа, прогноза и регулирования  рынка транспортных услуг являются:

      1. Данные, представляемые владельцами транспортных средств при лицензировании;

      2. Данные статистических органов;

      3. Данные специальных обследований, проводимых транспортной инспекцией, налоговыми органами и т.п.;

      4. Данные других организаций;

      5. При необходимости транспортная инспекция может расширить (или откорректировать) перечень данных, представляемых владельцами транспортных средств.

      Первичная информация, поступающая в РТИ  от лицензиатов, представляет собой список подвижного состава, подлежащего лицензированию. В данном списке указываются:

      1. Полное наименование предприятия;

      2. Количество транспортных средств и их государственные номера;

      3. Модели (марки) автомобилей;

      4. Тип кузова;

      5. Грузоподъемность (вместимость);

      6. Год выпуска;

      7. Требуемая зона деятельности.

      Вторичная информация образуется в процессе лицензирования (дат выдачи лицензии и срок ее действия), а также при составлении статистической отчетности (форма № 7-тр и форма № 8-авто) и внутренней отчетности подразделений транспортной инспекции.

      В качестве вторичной информации могут  служить также данные, поступающие в процессе контроля соблюдения условий лицензирования.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА  ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ПРОЦЕССА РЕГУЛИРОВАНИЯ  РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

 

      Целью регулирования транспортных услуг  является повышение эффективности функционирования транспортно-дорожного комплекса региона (страны), защита прав потребителей транспортной продукции и поддержка социально значимой клиентуры.

      Процесс регулирования рынка транспортных услуг включает в себя ряд этапов, основными из которых являются:

      1. Анализ рынка транспортных услуг;

      2. Прогноз (моделирование) развития рынка транспортных услуг;

      3. Выбор формы регулирующего воздействия;

      4. Контроль за исполнением регулирующих воздействий;

      5. Анализ последствий и внесение изменений в систему регулирования рынка транспортных услуг.

      Информационно все эти этапы регулирования  рынка транспортных услуг взаимосвязаны: информация о структуре рынка, соотношении  спроса и предложения служит исходной для прогноза развития рынка и  моделирования ситуации на нем в дальнейшем. В свою очередь эти данные служат источником информации при выборе форм регулирующего воздействия и оценки ожидаемых последствий. Количественные и качественные характеристики принятых методов регулирования служат источником информации при контроле за их исполнением. Анализ последствий регулирования основывается на сопоставлении информации о текущем состоянии рынка и отдельных его сегментов и проведенной ранее прогнозной оценки последствий.

      Следующий вывод, который может быть сделан, состоит в том, что информация на каждом последующем этапе по отношению к предыдущему используется не в полном объеме (частично) и в переработанном виде.

      Кроме того, следует отметить, что на каждом последующем этапе работы используются данные не только предыдущего этапа, но и дополнительная, не связанная с ним информация.

      Учитывая  изложенное, можно сделать два  важных вывода, касающихся:

    • во-первых, формирования информационного обеспечения процесса регулирования рынка транспортных услуг;
    • во-вторых, структуры информационной базы данных (ИБД) регулирования рынка транспортных услуг.

Информация о работе Государственное ругулирование транспортной деятельности