Государственное
регулирование транспортной деятельности
в РФ
Министерство транспорта
Российской Федерации является федеральным
органом исполнительной власти в области
транспорта, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере гражданской авиации, использования
воздушного пространства и аэронавигационного
обслуживания пользователей воздушного
пространства Российской Федерации, авиационно-космического
поиска и спасания, морского (включая морские
порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов),
внутреннего водного, железнодорожного,
автомобильного, городского электрического
(включая метрополитен) и промышленного
транспорта, а также дорожного хозяйства
Министр транспорта Российской
Федерации- Соколов Максим Юрьевич
Минтранс России
Федеральная
служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное
агентство воздушного транспорта
Федеральное
дорожное агентство
Федеральное
агентство железнодорожного транспорта
Федеральное
агентство морского и речного
транспорта
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
УПРАВЛЕНИЯ
- Особо следует охарактеризовать управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, которое координируется ОАО "Российские железные дороги". Все акции общества находятся в собственности Российской Федерации. ОАО "РЖД" появилось в 2003 г. в результате структурной реформы федерального железнодорожного транспорта.
- Главными целями деятельности акционерного общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Необходимость
государственного регулирования транспортной
деятельности
- основные операции транспорта необходимо регулировать в интересах общественной безопасности (дорожного движения и экологической).
- - во многих случаях транспорт является естественной монополией, что представляет собой сдерживающий фактор его развития.
- - чаще всего транспорт сильно подвержен конкурентной борьбе. Это ведет к снижению заработной платы работающих в отрасли.
- - социальные затраты транспорта очень велики, в связи с этим их необходимо учитывать и перераспределять. Автомобильный транспорт не может существовать без таких элементов, как автомобильные дороги, стоянки и т.п. Это обусловливает дополнительное финансирование.
- - транспорт часто требует международного взаимодействия, что предопределяет необходимость государственных соглашений.
- - транспорт вместе с системой материально-технического снабжения и связью является частью инфраструктуры национальной экономики и одновременно стимулятором ее развития.
- - транспорт, в связи с высоким коэффициентом перевозимости производимых товаров, является отраслью, прогрессивно стимулирующей инфляционные процессы. В связи с этим, в условиях нестабильной экономической обстановки необходим контроль за уровнем тарифов.
- - транспорт является центральным звеном при ликвидации чрезвычайных ситуаций и играет важную роль в обеспечении обороноспособности страны.
Методы
регулирования транспортной деятельности
Методы регулирования
нормативно-правовые
экономические
комплексные
- Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие безопасность и регулирующие рынок транспортных услуг.
- В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т.д.
- К методам регулирования рынка транспортных услуг следует отнести: лицензирование; квоты и разрешения (например, для международных перевозок); ограничения (числа компаний, размеров парка и др.).
- Среди экономических методов можно выделить комплексные и частные. Комплексные методы предполагают изменение системы производственных отношений, и в частности отношений собственности. Это национализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные методы экономического регулирования транспортной деятельности осуществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций и т.д.
- Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" осуществляется регулирование деятельности субъектов естественных монополий, в том числе в сфере транспорта. К числу субъектов естественных монополий относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере: железнодорожных перевозок; предоставления услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
- Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Основным федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий является Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).
Она осуществляет функции по определению или установлению цен (тарифов) и контролирует их применение в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
- Кроме того, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов и контролю над соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
- Поскольку транспортные средства являются источниками повышенной опасности, государство уделяет значительное внимание правовому регулированию безопасности движения и перевозок на транспорте(Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, технические регламенты о безопасности железнодорожного подвижного состава, безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта, безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта.
- )
Спасибо
за внимание!