Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:23, дипломная работа
Цель дипломного проекта. Улучшение эколого-экономических показателей судового дизеля 6NVDS48A-2U путем применения альтернативнго топлива (растительное масло) и его смесей с дизельным топливом.
Идеи дипломного проекта:
• уменьшить потребление топлива нефтяного происхождения главной энергетической установкой теплохода пр. 621;
• снизить показатели вредных выбросов в атмосферу;
• сократить расходы на топливо.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЗОРНАЯ ЧАСТЬ 7
1.1 Технические характеристики судна проекта № 621 7
1.1.1 Общие характеристики судна проекта № 621 7
1.1.2 Энергетическая характеристика судна проекта № 621 8
1.2 Общая характеристика альтернативных топлив 13
1.2.1 Классификация альтернативных топлив 13
1.2.2 Характеристика углеводородных газов 14
1.2.3 Характеристика водорода 15
1.2.4 Характеристика спиртов. 16
1.2.5 Применение водотопливной эмульсии 17
1.2.6 Характеристика растительных масел 18
1.3 Обоснование перевода судового дизеля на рапсовое масло 20
1.4 Оценка влияния физических показателей альтернативных топлив на характеристики впрыскивания и распыливания 26
1.5 Цели и задачи дипломного проекта 29
2 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 30
2.1 Расчет рабочего цикла дизеля 6 NVDS48A-2U при работе на дизельном топливе и топливных смесях с различным содержанием рапсового масла 30
2.1.1 Анализ рабочего цикла дизеля 6 NVDS48A-2U при различном содержании рапсового масла в топливной смеси 30
2.1.2 Анализ рабочего цикла двигателя 6 NVDS48A-2U при изменении угла опережения впрыска топлива 37
2.2 Сравнение индикаторных и эффективных показателей судового дизеля 6 NVDS48A-2U при работе на дизельном топливе и на топливной смеси 50% ДТ + 50% РМ 41
2.2.1 Построение нагрузочной характеристики судового дизеля 6NVDS48A-2U при работе на дизельном топливе и на топливной смеси 50% ДТ + 50% РМ 42
2.2.2 Построение винтовой характеристики судового дизеля 6 NVDS48A-2U при работе на дизельном топливе и на смеси 50% ДТ + 50% РМ 48
2.3 Построение индикаторных диаграмм 54
2.3.1 Построение свернутой индикаторной диаграммы 54
2.3.2 Построение развернутой индикаторной диаграммы 57
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 58
3.1 Анализ служебного назначения детали 58
3.2 Маршрут обработки детали 59
4 ОХРАНА ТРУДА 60
4.1 Общие положение 60
4.2 Охрана труда на водном транспорте 65
4.3 Защита от вредных факторов судовой среды 66
4.4 Правила работы с дизелями 68
5 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 70
5.1 Охрана окружающей среды в РФ 70
5.2 Законы по охране окружающей среды 70
5.3 Нормативные акты 72
5.4 Экологическая безопасность. 73
5.5 Охрана окружающей среды на водном транспорте 75
5.6 Расчет выбросов оксидов азота 81
5.7 Расчет выбросов оксида углерода 82
5.8 Расчет выбросов сажи 83
6 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ 85
6.1 Определение капитальных вложений в СЭУ 85
6.2 Расчет текущих расходов на содержание СЭУ 86
6.3 Удельный эффективный расход дизельного топлива в смеси 86
6.4 Расход дизельного топлива для дизеля работающего на смеси 87
6.5 Расходы на топливо и смазку 87
6.6 Амортизационные отчисления по данному типу двигателя 88
6.7 Расходы на текущий ремонт двигателя 89
6.8 Сумма всех расходов 90
6.9 Расчет приведенных расходов 90
6.10 Определение срока окупаемости, лет 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
где - теплота сгорания топлива:
Расчет по формуле Д.И. Менделеева:
= 100∙(339∙С+1256∙Н – 109∙(О – S) – 25.12∙9∙H (2.18)
Определяем через массовые доли теплоту сгорания топлива смеси:
=
,кДж/кг
Где - теплота сгорания дизельного топлива, кДж/кг; - доля дизельного топлива; - теплота сгорания рапсового масла, кДж/кг; - доля рапсового масла.
Числовые значения эффективного КПД заносятся в таблицу 2.4, после чего строится графическая зависимость ηе=f(Pe).
Эта зависимость линейна, для ее построения требуются две точки, которые рассчитываются по формуле:
, кПа
где Ре – текущее значение эффективной мощности, кВт; КТ = 2 – коэффициент тактности для четырехтактного дизеля; S – ход поршня, м; D – диаметр цилиндра, м; i – количество цилиндров; nн – номинальная скорость вращения, мин-1.
Эта зависимость линейна, поэтому для ее построения требуется две точки. Одна точка известна – номинальное избыточное давление наддува при номинальной мощности. Вторая точка – избыточное давление наддува на холостом ходу при номинальной скорости вращения рассчитывается по эмпирической зависимости:
, кПа
где Pint – избыточное давление наддува при номинальной мощности, кПа; GТХХ – часовой расход топлива на холостом ходу, кг/ч; GТ – номинальный часовой топлива, кг/ч.
Построение графической зависимости Рint = f(Pe) осуществляется по двум точкам, заполнение же таблице 2.4 может производится как с помощью полученного графика, так и с помощью формулы (2.21).
Для
построения этой зависимости необходимо
построить вспомогательную
,
Где Ра = 100 кПа – атмосферное давление.
Значения коэффициента наполнения цилиндров заносятся в таблицу 2.4.
Часовой расход воздуха тоже линеен и рассчитывается по формуле
, кг/ч
Где = 1.2 кг/м3 – плотность атмосферного воздуха.
Значения часового расхода воздуха заносятся в таблицу 2.4, после чего строится графическая зависимость Gair = f(Pe).
Коэффициент избытка воздуха рассчитывается исходя из стехиометрического соотношения
,
Значения
коэффициента избытка воздуха заносятся
в таблицу 2.4, после чего строится графическая
зависимость α = f(Pe).
Таблица 2.4 – Нагрузочная характеристика дизеля
Дизельное топливо | |||||||||
Pe | GT, кг/ч | be, кг/кВт∙ч | ηе, % | pme, кПа | pint, кПа | Фс | Gair, кг/ч | α | |
Процент номинала | кВт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
100 | 640 | 138.2 | 0.216 | 39.2 | 884.6 | 300 | 3.2 | 10000 | 5.2 |
80 | 512 | 113.5 | 0.222 | 38.2 | 707.7 | 246.4 | 2.8 | 8751 | 5.51 |
60 | 384 | 88.8 | 0.232 | 36.5 | 530.8 | 192.8 | 2.3 | 7188 | 5.78 |
40 | 256 | 64.1 | 0.25 | 33.9 | 353.9 | 139.1 | 1.9 | 5938 | 6.62 |
20 | 128 | 39.4 | 0.308 | 27.5 | 176.9 | 85.5 | 1.454 | 4688 | 8.49 |
Холостой ход | 0 | 14.7 | 0 | 0 | 0 | 32.1 | 1.1 | 3438 | 16.71 |
50% ДТ + 50% РМ | |||||||||
Pe | GT, кг/ч | be, кг/кВт∙ч | ηе, % | pme, кПа | pint, кПа | Фс | Gair, кг/ч | α | |
Процент номинала | кВт | ||||||||
100 | 640 | 142.1 | 0.222 | 39.4 | 884.6 | 300 | 3.2 | 10000 | 5.0 |
80 | 512 | 116.7 | 0.228 | 38.3 | 707.7 | 246.4 | 2.8 | 8751 | 5.36 |
60 | 384 | 91.3 | 0.238 | 36.7 | 530.8 | 192.8 | 2.3 | 7188 | 5.62 |
40 | 256 | 65.9 | 0.257 | 34 | 353.9 | 139.1 | 1.9 | 5938 | 6.44 |
20 | 128 | 40.5 | 0.316 | 27.7 | 176.9 | 85.5 | 1.454 | 4688 | 8.27 |
Холостой ход | 0 | 15.2 | 0 | 0 | 0 | 32.1 | 1.1 | 3438 | 16.16 |
Цель работы состоит в построении зависимости эффективной мощности, часового расхода топлива, удельного эффективного расхода топлива, эффективного КПД, часового расхода воздуха, коэффициента избытка воздуха, среднего эффективного давления, давления наддува, цикловой подачи топлива, крутящего момента от скорости вращения коленчатого вала дизеля при его работе на гребной винт.
Эта зависимость представляет собой кубическую параболу вида:
(2.25)
где C - постоянный коэффициент винта, , он зависит от загрузки судна и не зависит от режима работы дизеля:
где Ре - номинальная мощность дизеля, кВт; - номинальная скорость вращения коленчатого вала, .
Значение эффективной мощности заносятся в таблицу 2.5, после этого строится график Ре = f(n).
Часовой расход топлива определяется по эмпирической зависимости
где - часовой расход топлива, , при номинальной скорости вращения коленчатого вала, определяется по графику на рисунке 2.11 в зависимости от действующей эффективной мощности дизеля; - текущая скорость вращения, , определяется по данным таблицы 2.5 в зависимости от действующей эффективной мощности дизеля; - номинальная скорость вращения коленчатого вала, .
Значения часового расхода топлива заносятся в таблицу 2.5.
Эта зависимость носит нелинейный характер, поэтому она строится по точкам, которые рассчитываются по формуле:
где GТ – значения часового расхода топлива по графику на рис. 2.11, кг/ч; Ре – значения эффективной мощности по графику на рис. 2.11, кВт
Числовые значения удельного эффективного расхода топлива заносятся в таблицу 2.5, после чего строится графическая зависимость be = f(n).
Эта зависимость также нелинейная и строится по точкам, которые рассчитываются по формуле:
, % (2.29)
Числовые значения эффективного КПД заносятся в таблицу 2.5, после чего строится графическая зависимость ηе=f(n).
Производится по формуле:
, кПа
где - номинальное избыточное давление наддува, кПа; - часовой расход топлива по винтовой характеристики, кг/ч; - номинальный часовой расход топлива, кг/ч.
Значения давления наддува заносятся в таблицу 2.5 после чего строится соответственный график.
Для
построения этой зависимости необходимо
построить вспомогательную
,
Где Ра = 100 кПа – атмосферное давление.
Значения коэффициента наполнения цилиндров заносятся в таблицу 2.7.
Часовой расход воздуха тоже линеен и рассчитывается по формуле
, кг/ч (2.32)
где = 1.2 кг/м3 – плотность атмосферного воздуха.
Значения часового расхода воздуха заносятся в таблицу 2.5, после чего строится графическая зависимость Gair = f(n).
Коэффициент избытка воздуха рассчитывается исходя из стехиометрического соотношения
, (2.33)
Значения коэффициента избытка воздуха заносятся в таблицу 2.5, после чего строится графическая зависимость α = f(n).
Эта зависимость линейна, для ее построения требуются две точки, которые рассчитываются по формуле
, кПа (2.34)
где Ре – текущее значение эффективной мощности, кВт; КТ = 2 – коэффициент тактности для четырехтактного дизеля; S – ход поршня, м; D – диаметр цилиндра, м; i – количество цилиндров; nн – номинальная скорость вращения, мин-1.
Построение графической зависимости Pme = f(n) осуществляется по двум точкам, заполнение же таблицы 2.5 может производиться как с помощью полученного графика, так и с помощью формулы (2.34).
Производится по формуле:
, г/цикл
Значения цикловой подачи топлива заносятся в таблицу 2.5.
Производится по формуле:
, кНм
Таблица 2.5 – Винтовая характеристика на дизельном топливе | Дизельное топливо | Мкр,кНм | 16.31 | 13.12 | 10.43 | 7.99 | 5.873 | 4.076 | 2.611 | ||||||||||||
bц, г/цикл | 2.047 | 1.725 | 1.443 | 1.208 | 1.022 | 0.895 | 0.837 | ||||||||||||||
pme, кПа | 884.6 | 645.1 | 453.1 | 303.5 | 191.2 | 110.6 | 56.7 | ||||||||||||||
α | 5.2 | 5.3 | 5.5 | 5.7 | 6.1 | 6.5 | 7.1 | ||||||||||||||
Gair, кг/ч | 10000 | 9063 | 8438 | 7813 | 6876 | 6251 | 5626 | ||||||||||||||
Фс | 3.2 | 2.96 | 2.72 | 2.48 | 2.24 | 2 | 1.76 | ||||||||||||||
pint, кПа | 300 | 270.1 | 240.1 | 209.6 | 179.7 | 149.7 | 119.8 | ||||||||||||||
ηе, % | 39.2 | 31.7 | 25.1 | 19.3 | 14.1 | 9.8 | 6.3 | ||||||||||||||
be, кг/кВт∙ч | 0.216 | 0.267 | 0.337 | 0.440 | 0.599 | 0.862 | 1.348 | ||||||||||||||
GT, кг/ч | 138.2 | 124.4 | 110.6 | 96.7 | 82.9 | 69 | 55.3 | ||||||||||||||
Ре, кВт | 640 | 466.7 | 327.8 | 219.6 | 138.3 | 80 | 41 | ||||||||||||||
n | Мин-1 | 375 | 337.5 | 300 | 262.5 | 225 | 187.5 | 150 | |||||||||||||
% от номинала | 100 | 90 | 80 | 70 | 60 | 50 | 40 | ||||||||||||||
Таблица 2.6 – Винтовая характеристика на топливной смеси | 50% ДТ + 50% РМ | Мкр,кНм | 16.31 | 13.12 | 10.43 | 7.99 | 5.873 | 4.076 | 2.611 | ||||||||||||
bц, г/цикл | 2.172 | 1.829 | 1.531 | 1.283 | 1.084 | 0.948 | 0.889 | ||||||||||||||
pme, кПа | 884.6 | 645.1 | 453.1 | 303.5 | 191.2 | 110.6 | 56.7 | ||||||||||||||
α | 4.87 | 4.9 | 5.14 | 5.4 | 5.59 | 6.09 | 6.86 | ||||||||||||||
Gair, кг/ч | 10000 | 9063 | 8438 | 7813 | 6876 | 6251 | 5626 | ||||||||||||||
Фс | 3.2 | 2.96 | 2.72 | 2.48 | 2.24 | 2 | 1.76 | ||||||||||||||
pint, кПа | 300 | 270.1 | 240.1 | 209.6 | 179.7 | 149.7 | 119.8 | ||||||||||||||
ηе, % | 39.4 | 31.9 | 25.2 | 19.3 | 14.2 | 9.9 | 6.3 | ||||||||||||||
be, кг/кВт∙ч | 0.222 | 0.283 | 0.358 | 0.467 | 0.636 | 0.916 | 1.429 | ||||||||||||||
GT, кг/ч | 142.1 | 131.9 | 117.3 | 102.6 | 87.9 | 73.3 | 58.6 | ||||||||||||||
Ре, кВт | 640 | 466.7 | 327.8 | 219.6 | 138.3 | 80 | 41 | ||||||||||||||
n | Мин-1 | 375 | 337.5 | 300 | 262.5 | 225 | 187.5 | 150 | |||||||||||||
% от номинала | 100 | 90 | 80 | 70 | 60 | 50 | 40 |