Договор воздушной перевозки грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 01:19, контрольная работа

Описание работы

Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.
В силу определенных причин в процессе своего становления и развития транспортное законодательство сложилось в более или менее четкую систему нормативных актов, сгруппированных по сферам деятельности (перевозки грузов железнодорожным, морским, речным, воздушным, автомобильным транспортом, перевозка пассажиров и т.д).
В своей работе я расскажу об одной из представленных выше сфер деятельности, о перевозке груза путем воздушного транспорта, раскрою понятие договора воздушной перевозки груза, форму данного договора, обязанности и ответственность его сторон… Заключение договора воздушной перевозки грузов играет немалую роль в развитии и процветании воздушного транспорта, так как с его помощью интерес одной стороны может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает общий интерес сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении. Поэтому именно договор, основанный на взаимозаинтересованности сторон, способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых нельзя добиться с помощью самых жёстких административно-правовых средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ДОГОВОР ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ………... ……………..…..4-15
1. Определение договора воздушной перевозки грузов…..……..……..4-5
2. Форма договора воздушной перевозки грузов..….…………………..5-6
3. Существенные условия заключения договора воздушной перевозки грузов……………………………………………………………………………….7-8
4. Основания прекращения договора воздушной перевозки грузов………………………………………………………………………………...9
5. Права и обязанности сторон по договору воздушной перевозки грузов …………………………………………………………………………………..10-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…......……...14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Договор воздуш. перевозки грузов.docx

— 34.98 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3 

ДОГОВОР ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ………... ……………..…..4-15

     1. Определение договора воздушной перевозки грузов…..……..……..4-5

     2. Форма договора воздушной перевозки грузов..….…………………..5-6

     3. Существенные условия заключения  договора воздушной перевозки  грузов……………………………………………………………………………….7-8

     4. Основания прекращения договора  воздушной перевозки грузов………………………………………………………………………………...9

     5. Права и обязанности сторон  по договору воздушной перевозки  грузов …………………………………………………………………………………..10-13  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…......……...14

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Транспорт является связующим звеном в экономике  любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров  зависит ритмичная  работа промышленности, торговли и  т.д.

      В силу определенных причин в процессе своего становления и развития транспортное законодательство сложилось в более  или менее четкую систему нормативных  актов, сгруппированных по сферам деятельности (перевозки грузов железнодорожным, морским, речным, воздушным, автомобильным  транспортом, перевозка пассажиров и т.д).

      В своей работе я расскажу об одной  из представленных выше сфер деятельности, о перевозке груза путем воздушного транспорта, раскрою понятие договора воздушной перевозки груза, форму  данного договора, обязанности и  ответственность его сторон…  Заключение договора воздушной перевозки  грузов играет немалую роль в развитии и процветании воздушного транспорта, так как с его помощью интерес одной стороны может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает общий интерес сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении. Поэтому именно договор, основанный на взаимозаинтересованности сторон, способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых нельзя добиться с помощью самых жёстких административно-правовых средств.   
 
 
 
 

ДОГОВОР ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ  ГРУЗОВ.

  1. Определение договора воздушной перевозки грузов.

     

     По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза1.

     Нетрудно  заметить, что при определении  сущности договора перевозки грузов используется традиционная для гражданского законодательства модель, когда обязанностям одной стороны по договору корреспондируют  права и обязанности другой стороны.

     Исходя  из определения договора воздушной  перевозки грузов, можно сделать  вывод о том, что по своей юридической  характеристике договор является реальным, двусторонним, и возмездным, заключаемым  в пользу третьего лица.

     Основанием  для того, чтобы считать договор  реальным служит то, что права и  обязанности сторон возникают не с момента достижения между ними соглашения, а с момента передачи грузоотправителем груза перевозчику, поскольку перевозчик  может доставить  в пункт назначения  и выдать  управомоченному лицу на получение  груза только вверенный ему отправителем груз.

     В договоре каждая из сторон – грузоотправитель и перевозчик имеют права и  обязанности, что позволяет говорить о двусторонне обязывающем характере  данного договора.

     Возмездность  договора проявляется в том, что  услуга перевозчика по перевозке  груза и его выдаче управомоченному  на получение груза лицу является платной. за перевозку груза взимается  провозная плата, устанавливаемая  соглашением сторон, если иное не предусмотрено  законом или иными правовыми  актами2

     Характеризуя  договор воздушной перевозки  груза, как заключаемый в пользу третьего лица, необходимо отметить, что  в юридической литературе является спорным вопрос о правовом положении  грузополучателя  в договоре перевозки  груза. Неоднозначность правового  положения грузополучателя состоит  в том, что он, не участвуя в процессе заключения договора перевозки, приобретает  определенные права и требования к перевозчику, в частности, право  требовать от перевозчика выдачи груза, доставленного в пункт  назначения. Кроме того, на грузополучателя  могут возлагаться и некоторые  обязанности, например, по принятию груза, а также внесению провозных платежей и сборов.

     В теории гражданского права сложилось  три основных взгляда  на правовое положение  грузополучателя в  договоре воздушной перевозки груза. Первый из них состоит в том, что грузоотправитель и грузополучатель являются одной стороной договора перевозки груза, то есть грузополучатель не является особым участником правоотношений по перевозке.

     В соответствии с другой точкой зрения, грузополучатель признается самостоятельным  субъектом договора перевозки и  становится его самостоятельной  стороной, приобретая права и исполняя  определенные обязанности.

     Еще одна позиция заключается в том, что договор перевозки признается договором об исполнении третьему лицу. Данное мнение считается самым распространенным.  
 
 
 
 

  1. Форма договора.

     Некоторые особенности связаны с определением формы договора воздушной перевозки  грузов. Согласно  ст. 434 Гражданского кодекса РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной  для совершения сделок, если законом  для договоров данного вида не установлена определенная форма. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ, то есть акцепт - ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

      Оферта - адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

     Положения о  форме договора воздушной перевозки  грузов содержится в ст. 105 ВК РФ3, согласно которой договор воздушной перевозки грузов удостоверяется грузовой накладной, а ее форма устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.  
 
 

  1. Существенные  условия заключения договора воздушной  перевозки грузов.

     Договор считается заключенным, если между  сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение4. В качестве существенных условий договора воздушной перевозки грузов выступает предмет, цена и срок.

     Само  название «воздушная перевозка грузов»  уже содержит указание на предмет  перевозки – груз. Действующий  Воздушный кодекс РФ не раскрывает содержание понятия «груз», хотя законодатель постоянно им оперирует. В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» под грузом понимается имущество, провозимое или принятое к перевозке на воздушных судах согласно грузовой накладной.

     Для выполнения перевозок на воздушном  транспорте  существенное значение имеет распределение грузов по категориям с целью выбора наиболее  удобного и безопасного режима перевозки. В литературе говорится о бездокументарных, бесхозяйных, негабаритных, крупногабаритных, опасных, особых, грузах с объявленной  ценностью и др.

     На  цену, как одно из существенных условий  договора воздушной перевозки грузов имеется прямое указание в ч. 2 ст. 103 Воздушного кодекса РФ. Цену в  транспортных договорах принято  именовать провозной платой. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации5, но плата за воздушные перевозки грузов  устанавливается перевозчиками6. Провозная плат, как правило, вносится грузоотправителем, но данная обязанность может быть возложена и на грузополучателя.

     Последним из существенных условий договора воздушной  перевозки является срок.  Своевременная  доставка грузов в пункты назначения являясь условием надлежащего исполнения обязательства по перевозке, составляет одну из  обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет  имущественную ответственность. Статья 109 Воздушного кодекса РФ содержит указание  на то, что перевозчик обязан доставить  принятый груз в пункт назначения в установленный срок. Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основания прекращения договора воздушной перевозки  грузов.
 

     Определенная  специфика существует в основаниях прекращения договора воздушной  перевозки грузов. Она связана  с тем, что наряду общими основаниями, известными гражданскому законодательству, предусмотрены специальные основания  прекращения  данного договора.

     Перевозчику предоставлено право в одностороннем  порядке расторгнуть договор  в случаях нарушения грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных  законодательством требований в  части, касающейся воздушной перевозки7. Основанием для одностороннего расторжения договора служит и наличие в составе груза предметов, запрещенных к воздушной перевозке8. Данные основания имеют административно-правовой характер, однако, это обстоятельство является важным с точки зрения гражданской правовой стороны договора перевозки грузов, поскольку закон обязывает перевозчика в случае прекращения договора  по указанным выше основаниям вернуть грузоотправителю сумму, уплаченную за перевозку груза9.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Права и обязанности  сторон по договору воздушной перевозки  груза.
 

     Права и обязанности сторон по договору воздушной перевозки грузов в общем виде определены в главе 40 Гражданского кодекса РФ и более детально регламентированы в нормах главы 15  Воздушного кодекса РФ и Правилах перевозок.

     Заявка (заказ), являясь обязательной предпосылкой заключения договора перевозки конкретного  груза, применяется при отсутствии массовых перевозок. Перевозка грузов воздушно-транспортным путем в подавляющем  большинстве осуществляется по разовым  заказам.  Грузоотправитель обязан подать заявку в адрес транспортной организации с подробным описанием  характеристик груза, его особых свойств, сроков перевозки и т.д. Перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза10.

Информация о работе Договор воздушной перевозки грузов