Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:03, контрольная работа
Для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение в современных рыночных условиях.
Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число споров, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.
Введение.
Система договоров перевозки.
Договор перевозки груза.
Договор перевозки пассажира.
Договор фрахтования (чартер).
Соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров, багажа.
Договоры об организации перевозки грузов.
Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов.
Правоотношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком.
Виды договоров перевозки.
Заключение.
Литература.
Отличие
договора об организации работы по
обеспечению перевозок грузов от
соглашений, заключаемых между
По
двум последним договорам в
Такой
взгляд на договоры по организации
перевозок грузов, а также по обеспечению
перевозок грузов не только лишают их
какой-либо связи с договорами перевозки,
но и переводят их из категории договоров
на оказание услуг, к которой относится
большинство транспортных договоров,
в иную категорию гражданско-правовых
договорных обязательств – договоров
на выполнение работ. При этом следует
признать обоснованной по этому вопросу
позицию В.В. Витрянского, который выделяет
основной критерий разграничения указанных
категорий гражданско-правовых договоров:
«предмет подрядных договоров в отличие
от договоров на оказание услуг включает
в себя не только выполнение подрядчиком
определенной работы, но и сдачу ее результата
заказчику (ст. 702 ГК). Данный признак подрядных
договоров не имеет места ни в одном из
транспортных договоров по определению,
поскольку в ходе транспортировки не создаются
материальные ценности либо иной результат,
который мог бы быть передан заказчику
(грузоотправителю). Предмет большинства
транспортных договоров заключается в
действиях по перемещению материальных
ценностей либо обеспечению (обслуживанию)
этого процесса. Ни один из транспортных
договоров не может быть признан договором
подрядного типа».
1.7.
Правоотношения, возникающие
между грузоотправителем
и перевозчиком
Правоотношения,
возникающие между
В соответствии с указанной статьей, перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Как видно, взаимоотношения,
Прежде всего, необходимо дать правовую оценку отношениям, возникающим в связи с подачей грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятием ее перевозчиком. Из этого юридического факта (принятия перевозчиком заявки грузоотправителя), как это предусмотрено ГК РФ (п. 1 ст. 791), следует обязательство перевозчика подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправителя предъявить соответствующие грузы к перевозке.
В
современной юридической
С указанной позицией сходна и точка зрения В.А. Егиазарова, который пишет: «Подачей заявки грузоотправитель действительно способствует выполнению перевозочного процесса. Заявка в этом случае является основанием для завязки грузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и конкретизирует порядок выполнения перевозки грузов в данный период. Естественно, здесь можно говорить только об оперативно-регулирующих функциях заявки, с помощью которой происходит впоследствии заключение договора перевозки грузов».
Наиболее правильной по этому вопросу следует признать точку зрения В.В. Витрянского, который считает, что: «попытка объяснить правовую природу отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, через некие «организационные предпосылки» договора перевозки или «оперативно-регулирующие функции» заявки, а тем более с точки зрения «завязки грузоперевозочного процесса» не имеют ничего общего с определением правовой природы соответствующих отношений. Юридический анализ должен основываться на исследовании правовых аспектов указанных отношений».
Из факта подачи грузоотправителем и принятия перевозчиком заявки возникает типичное двустороннее гражданско-правовое обязательство консенсуального характера: перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку, а грузоотправитель – использовать транспортные средства для перевозки груза, указанного в заявке, и в срок, установленный заявкой (ст. 791 ГК РФ).
Таким образом, источником возникновения прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя является их соглашение, заключаемое путем подачи заявки и ее принятия, которое и является договором.
Следовательно, можно сделать вывод о договорной основе отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их использованию, возникающей из принятой перевозчиком заявки, поскольку еще «заявка грузоотправителя включает в себя все существенные условия обязательства по подаче транспортных средств и их использованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст. 435 ГК). Принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты (ст. 438 ГК)».
Таким
образом, обязательство по подаче транспортных
средств и их использованию всегда
возникает из договора: договора перевозки,
договора об организации перевозок
либо из договора, заключаемого путем
принятия перевозчиком заявки грузоотправителя.
2. Виды договоров перевозки
Традиционным
стало выделение учеными-
Также
традиционно в юридической
Под перевозками в местном сообщении подразумеваются перевозки в пределах одной транспортной организации (железной дороги, пароходства и т.п.).
Перевозками в прямом сообщении являются перевозки грузов, в выполнении которых по единому транспортному документу принимают участие несколько организаций одного вида транспорта.
Прямой смешанной считается перевозка, при которой на основе одного транспортного документа груз перевозится несколькими транспортными организациями, относящимися к различным видам транспорта.
Кроме того, на автомобильном
транспорте, согласно статье 5 УАТ
РСФСР, применяется другая
Однако следует уточнить, что круг отношений, регулируемых договором перевозки, не ограничивается только договором перевозки конкретного груза, а включает в себя договоры, регулирующие отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Исходя из этого, можно дать определенную классификацию договоров перевозки с использованием различных критериев, предопределяющих выделение соответствующих классификационных групп, включающих в себя отдельные виды договоров перевозки.
При использовании такого критерия, как момент, с которого договор перевозки считается заключенным, можно отметить две группы договоров перевозки, соответственно: как правило, реальный договор перевозки конкретного груза и все остальные виды договора перевозки, которые по определению носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор об организации перевозки грузов, договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов и т.д.
По предмету договора можно выделить: договор перевозки пассажира (предмет этого договора – доставка пассажира и его багажа в пункт назначения); договор перевозки грузов, включая как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор об организации перевозки грузов (предмет указанного договора – перевозка грузов); договор фрахтования (чартер) (предмет – предоставление всей или части вместимости транспортного средства).
В зависимости от субъектного состава отношений, связанных с перевозкой, можно говорить о таких видах договора перевозки, как: договор перевозки пассажира, участником которого является пассажир; договор перевозки груза, который заключается перевозчиком с грузоотправителем; договор об организации работы по обеспечению перевозок, заключаемый между транспортными организациями.
Если взять за основу цель договора перевозки, то все договоры могут быть дифференцированы на три группы:
К первой группе можно отнести
договоры, направленные на организацию
перевозок, целью которых
Вторую группу составляют договоры, направленные на обеспечение перевозки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении, узловые соглашения);
В третью группу по целям договора перевозки входят договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).
По правовому положению (статусу) перевозчика все договоры могут быть разделены на договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом общего пользования, и договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.
Как известно, перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что данная организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ). Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должны публиковаться в установленном порядке (ст. 789 ГК РФ