Автотранспортное предприятие как социально-экономическая организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – автотранспортное предприятие как социально-экономическую организацию.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Исследовать структуру АТП.
Проанализировать социально-экономическую базу АТП.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 36.81 Кб (Скачать)

    Введение

    На  сегодняшний день проблема эффективного функционирования автотранспортного предприятия стоит очень остро. Из-за стремительного перехода стратегии развития государства от социалистического к капиталистическому строю большинство автотранспортных предприятий не способны качественно функционировать в новой обстановке. Поэтому авторы данной статьи попытались найти пути повышения эффективности функционирования автотранспортного предприятия в современных условиях. 
Автотранспортные предприятия должны функционировать так, чтобы обеспечивался бесперебойный производственный процесс, который заключается в своевременном и качественном предоставлении транспортных услуг заказчику. Известно, что большинство ныне существующих автотранспортных предприятий (АТП) - это образец предприятий конца 50-х годов прошлого века. Такая модель построения автотранспортного предприятия в данный период времени, в условиях жестких рыночных отношений, неэффективна.

    Современные автотранспортные предприятия являются сложными комплексами. Обеспечение их нормального функционирования и развития требует специальных методов повышения эффективности их функцио-нирования, основанных на комплексной (системной) оптимизации социально-технических, экономических характеристик. 
Поэтому неудивителен всеобщий интерес к современным методам усовершенствования организационных структур автотранспортных предприятий, базирующихся на новейших информационных технологиях.

    Цель  исследования –  автотранспортное предприятие как социально-экономическую организацию.

    Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    • Исследовать структуру АТП.
    • Проанализировать социально-экономическую базу АТП.

    ГЛАВА 1. Организационная структура АТП.

    1.1 Основная деятельность  АТП.

    Основной  задачей организации и планирования производства в каждом автотранспортном предприятии является рациональное сочетание и использование всех ресурсов производства с целью выполнения максимальной транспортной работы при  перевозке грузов и лучшего обслуживания населения пассажирскими перевозками.

    Предприятия автомобильного транспорта по своему назначению подразделяются на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.

    Автотранспортные  предприятия являются предприятиями  комплексного типа, осуществляющими  перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также  снабжение необходимыми эксплуатационными, ремонтными материалами и запасными  частями.

       Автотранспортные предприятия по  характеру выполняемой транспортной  работы делятся на

    1. Грузовые;
    2. пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковые по обслуживанию отдельных организаций);
    3. смешанные (грузовые и пассажирские);
    4. специальные (скорой медицинской помощи и др.).

    По  вневедомственной принадлежности и характеру производственной деятельности различают АТП

    1. общего пользования, входящие в систему министерств автомобильного транспорта союзных республик;
    2. ведомственные АТП, принадлежащие отдельным министерствам и ведомствам.

       АТП общего пользования осуществляют  перевозку грузов для всех  предприятий и организаций независимо  от ведомственной принадлежности, перевозку пассажиров в автобусах и автомобилях-такси на городских, пригородных и международных маршрутах.

    Ведомственные АТП создаются на промышленных, строительных и сельскохозяйственных предприятиях и организациях и осуществляют, как  правило, перевозку грузов, связанную  с технологическим процессом  производства.

    Каждое  АТП имеет определенную производственную мощность. Под ней понимается максимальное количество продукции определенной номенклатуры, которое может произвести производственная единица (предприятие, цех, участок) за год при заданном объеме и структуре основных фондов, совершенной технологии и организации  производства и соответствующей  квалификации кадров.

    Производственная  мощность АТП зависит от списочного количества подвижного состава и  его грузоподъемности.

    Производственная  мощность зон технического и ремонта  подвижного состава, цехов и участков АТП определяется по наибольшей пропускной способности ведущих звеньев  производства, линий технического обслуживания, постов для ремонта и т.д.

    Грузовые  АТП в настоящее время в  значительной степени специализируются на перевозках определенного рода груза (кирпича, железобетона, хлебобулочных  изделий и т.д). Это позволяет  использовать определенный тип специализированного  подвижного состава и получать экономический  эффект за счет улучшения его использования, повышения сохранности груза  и др. грузовые АТП в большинстве  случаев располагаются на периферии  городов (для разгрузки центра от транспорта) и строятся в виде одноэтажных  зданий промышленного типа.

       В зависимости от структуры  управления автотранспортные объединения  подразделяются на два типа:

    1. Первый тип объединений имеет головное (базовое) предприятие, в котором централизованы функции по планированию, бухгалтерскому учету, взаимоотношения с бюджетом и филиалы, полностью или частично лишенные юридических прав;
    2. Второй тип объединений не имеет головного (базового) предприятия, а предприятия (филиалы), вошедшие в объединение, лишены юридических прав, но имеют самостоятельные балансы и действуют на основе внутреннего хозрасчета.

    Наибольшее  распространение получил первый тип автотранспортных объединений.

    Основной  задачей автотранспортного предприятия  являются.

  1. Эффективное использование живого труда путем правильного подбора и расстановки кадров, систематического повышения их квалификации, внедрения научной организации труда и в соответствии с этим построения системы оплаты труда.
  2. Правильная организация труда и заработной платы должна обеспечить систематическое повышение производительности труда и рост заработной платы. При этом темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста заработной платы.
  3. Эффективное использование основных фондов предприятия и в первую очередь подвижного состава. Последнее достигается путем внедрения новых, более прогрессивных форм и методов организации автомобильных перевозок, позволяющих повысить эксплуатационные показатели  работы автомобилей, а следовательно, повысить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Проведение систематической работы по техническому совершенствованию производства путем:
    • Оснащения автотранспортного предприятия новыми моделями подвижного состава, имеющим более высокие технико-экономические качества;
    • Реконструкции и строительства новых производственных помещений, позволяющих более эффективно осуществлять техническое содержание подвижного состава;
    • Оснащения автотранспортного предприятия современным оборудованием, внедрения передовой технологии технического обслуживания и ремонта, механизации и автоматизации перевозочного и гаражных процессов.
  1. Улучшение планирования работы автотранспортных предприятий (определение наиболее эффективных плановых показателей, улучшение планирования загрузки автомобилей и т.д.).
  1. В области хозяйственно-финансовой деятельности необходимо:
    • повседневно проводить работу по экономии материальных и трудовых ресурсов, ликвидации непроизводительных расходов и устранению потерь на производстве;
    • строго соблюдать финансовую дисциплину;
    • шире внедрять внутрихозяйственный расчет (в колонны, цехи, бригады и т.д.), как метод, направленный на получение наилучших показателей работы при наименьших затратах в производстве.

    Пассажирские  АТП (автобусные) обычно располагаются  в местах наибольшего количества маршрутов с целью получения  наименьших нулевых пробегов и строятся в виде одноэтажных зданий промышленного  типа.

    Таксомоторные АТП располагают в центральных  зонах городов и строят одноэтажными и многоэтажными. Многоэтажные здания позволяют снизить размеры земельных  участков, что очень важно при  строительстве объектов в городской  черте. 
 
 
 
 

    1.2 Организационная структура АТП.

    Для АТП характерна бесцеховая организационная  структура, при которой все функции  по управлению сосредоточены в аппарате управления предприятия. Организационная  структура управления большинства  АТП является линейно-функциональной. На линейные звенья управления возлагаются  функции и права командования и принятия решений, а на функциональные подразделения (например, планово-экономический  отдел) – методическое руководство  при подготовке и реализации решений  по планированию, организации, учету, контролю и анализу по всем функциям производственно-хозяйственной  деятельности. Такая структура характеризуется  использованием формальных процедур и  правил, жесткой иерархией власти в организации, централизацией принятия решений. Каждый исполнитель подчиняется  только одному руководителю. Все указания и решения по функциям управления исполнитель получает от непосредственного  руководителя. Между исполнителем и  функциональными подразделениями  остаются информационные связи методического  и консультационного характера. Для того чтобы решение функционального  подразделения стало директивным, оно должно быть утверждено руководителем. Несмотря на то, что, в принципе, все  руководители АТП выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все  они занимаются одним и тем  же видом трудовой деятельности. Отдельным  руководителям приходится затрачивать  время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу сотрудников  более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует действия неуправленческого персонала  – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание  разделения труда и образует уровни управления. В организациях, состоящих  из многих частей, должна осуществляться определенным образом координация  их деятельности. Именно она выступает  основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации. Вообще, в любых организациях, в том числе и АТП,  выделяют несколько типов связей. Наиболее часто анализу подвергаются следующие пары связей: вертикальные и горизонтальные; линейные и функциональные. Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Они формализуются в процессе проектирования организации, действуют постоянно и изображаются на всех возможных схемах, отражая распределение полномочий или указывая на то, «кто есть кто» в организационной иерархии. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации. В рамках вертикальных связей решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется «вертикальная загрузка» работы. Обычно рост организации сопровождается ростом вертикальных связей, так что по количеству этих связей можно судить о размере организации. Горизонтальные связи – это связи между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации. Их главное предназначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Они помогают укреплять вертикальные связи и делают организацию в целом более устойчивой при различных внешних и внутренних изменениях. Горизонтальные связи создают ряд важных преимуществ. Они экономят время и повышают качество взаимодействия. Горизонтальные связи развивают у руководителей самостоятельность, инициативность и мотивированность, ослабляют боязнь риска. Поэтому особый интерес представляет анализ практики и изучение способов установления таких связей. В случае, когда горизонтальные связи устанавливаются на неформальной основе вышестоящим руководителем, они обычно имеют привязку ко времени, к событию или к людям. Так, например, директор может предложить главному экономисту и начальнику отдела кадров самостоятельно решать вопросы установления окладов для работников, поскольку он доверяет им. Но, как только один из них оставит пост по каким-то причинам, руководитель скорее всего вернет это право себе назад и будет им пользоваться до тех пор, пока другой сотрудник не заслужит у него доверия. Еще одной парой связей, устанавливаемых в организации, являются линейные и функциональные связи. Линейные связи – это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, т.е. связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания. Природа функциональных связей – совещательная, и посредством этих связей реализуется информационное обеспечение координации. Таким образом, связи обеспечивают целостную работу предприятия, объединяют все его звенья. Основой же работы предприятия являются функциональные обязанности подразделений. Именно они в итоге и составляют совокупную деятельность предприятия. Для нормального функционирования АТП необходимо, чтобы все его подразделения работали в нужном графике и в соответствии с потребностями рынка, т.е. должны быть гибкими, а также вовремя и в полном объеме выполнили свои функции. Например, генеральный директор имеет право распоряжаться средствами и имуществом предприятия, заключать договоры, открывать счета и распоряжаться ими, издавать приказы по предприятию, принимать и увольнять работников, применять к ним меры поощрения и налагать взыскания. Вместе с тем, генеральный директор отвечает за правильное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов предприятия, улучшение условий и охрану труда.  Если же говорить в целом, то генеральный директор организует работу коллектива предприятия, а также несет полную ответственность за состояние предприятия и его деятельность. Эксплуатационная служба АТП занимается, прежде всего, научной организацией транспортного процесса и эффективным использованием транспортных средств. Она изыскивает возможности для наиболее рационального осуществления перевозок с наименьшими затратами. В целом, на АТП служба эксплуатации на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечивать более полное удовлетворение нужд заказчиков. Техническая служба АТП уделяет главное внимание вопросам поддержания 
транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечения развития производственной базы, а также осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия. Главными задачами технической службы предприятия являются:·       

    • организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе, своевременность выпуска автомобилей на линию и прием их (гаражная служба);·      
    • разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базы предприятия (главный инженер);·      
    • оперативное планирование всех видов ТО и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам (начальник ремонтной службы);·       
    • руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организации хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному их использованию (отдел снабжения);·      
    • разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрению новой техники, охране труда и предупреждению аварийности.

    Исходя  из вышеперечисленных задач техническая  служба имеет право контролировать техническое состояние подвижного состава, снимать его с эксплуатации, планировать и проводить профилактические и ремонтные работы, привлекать к  материальной ответственности за неправильную эксплуатацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования и т.д., а  также лимитировать расходы ГСМ. Важное место в хозяйственном  руководстве и улучшении качественных показателей работы предприятия  отводится экономической службе. На основе систематического анализа работы предприятия, автоколонн и других подразделений и исходя из объемных показателей перевозок, их ресурсного обеспечения, экономическая служба определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности АТП. В состав экономической службы обычно входит бухгалтерия. Этот отдел во главе с главным бухгалтером проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение АТП, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины. Таким образом,  оптимальная организационная структура АТП является одним из условий эффективной его деятельности. При этом, важно учитывать, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный – на принятие решений по специальности. С повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту возрастает. Отсюда руководители предприятия должны обладать высокими профессиональными навыками. Для работников аппарата управления процесс труда представляет собой выполнение совокупности функций, к основным из которых следует отнести планирование, организацию, координацию, контроль, учет, анализ, регулирование. Они наделены и определенными правами, прежде всего, в части поощрения и наказания работников, находящихся в подчинении. По их представлению решаются вопросы найма и увольнения сотрудников. Но даже при правильно организованной системе управления, ни одно АТП не сможет осуществлять свою деятельность, без ведущей для таких предприятий профессии – водитель. Поэтому одной из важнейших задач АТП является правильная организация труда водителей, так как от их работы во многом зависит выполнение плана перевозок, а следовательно, удовлетворение нужд заказчиков, и в итоге эффективность функционирования предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Автотранспортное предприятие как социально-экономическая организация