Автомобильный дизайн 50-х годов в Америке

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:48, реферат

Описание работы

Пересматривая старые фильмы 50-60-х годов прошлого века, пульс ценителей американского автопрома двукратно увеличивается. Ах, эти Кадиллаки, Форды, Крайслеры, Бьюики… Что же объединяет все автомобили той эпохи? — правильно, неповторимый дизайн. И в первой части статей об автодизайне 50-х в США мы решили остановить свой взор на одной важной стилистической черте машин конца 50-х, а именно на так называемом «плавниковом стиле» (tailfin era).

Работа содержит 1 файл

авт дизайн 50.docx

— 23.71 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное Агентство Воздушного Транспорта

ФГОУ ВПО  «Санкт-Петербургский университет  гражданской авиации» 
 
 
 
 
 
 

Реферат

«Автомобильный дизайн 50-х годов в Америке» 
 
 
 
 
 

Работу  выполнила:

студент 197 группы

Белякова  М. С. 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

     Пересматривая старые фильмы 50-60-х годов прошлого века, пульс ценителей американского  автопрома двукратно увеличивается. Ах, эти Кадиллаки, Форды, Крайслеры, Бьюики… Что же объединяет все  автомобили той эпохи? — правильно, неповторимый дизайн. И в первой части статей об автодизайне 50-х  в США мы решили остановить свой взор на одной важной стилистической черте машин конца 50-х, а именно на так называемом «плавниковом стиле» (tailfin era).

     Плавниковый стиль — общее название течений  в автомобильном дизайне, существовавших на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов XX века.

     В общем и целом, можно сказать, что этот стиль относительно широко использовался со второй половины пятидесятых  до середины шестидесятых годов, хотя отдельные примеры использования  похожей стилистики можно отметить и за пределами этих временных  рамок, причём как вверх, так и  вниз.

     Изначально  плавниковый стиль был характерен для продукции североамериканских производителей автомобилей, но впоследствии он распространился повсеместно, и  в других частях света просуществовал намного дольше, чем в самой  Северной Америке, причём приняв весьма отличные от исходных формы.

     Главным элементом плавникового стиля были непосредственно хвостовые плавники (англ. tailfins) — парный декоративный элемент задней части автомобиля, представляющий собой самые различные  варианты стилизованного стабилизатора  или киля.

     Однако, прочие элементы стиля с течением времени претерпевали значительные изменения.

     С самого появления двух стоп-сигналов на задних крыльях дизайнеры старались  придать им оригинальную, выразительную  форму. Чешские автомобили Tatra выпуска 1930-х годов Т77 и Т87 имели один плавник на крыше, служивший аэродинамическим килем, увеличивающим устойчивость автомобиля на большой скорости.

     Однако  первые автомобили с намеком на настоящие  парные хвостовые плавники появились  лишь в США после Второй мировой  войны. Родоначальником этого стиля  обычно считают дизайнера корпорации General Motors Харли Эрла, творца «Кадиллаков» модели 1948 года, задние фонари которых  были оформлены в виде небольших  плавничков на задних крыльях, которые  именовались aircraft-inspired «rudder-type» fenders, то есть «задние крылья в форме самолетных стабилизаторов»[1]. В рекламе указывалось, что на такую идею дизайнеров фирмы  натолкнула авиация[1]. Позднее сам  Эрл уточнил, что вдохновением для  него послужил американский двухбалочный истребитель времен Второй мировой  войны P-38 Lightning. Таким образом, изначально плавниковый стиль пришёл в автомобилестроение из авиации. Впрочем, задние фонари в  виде небольших торчащих вверх гребней  встречались на «Кадиллаках» ещё  в конце 1930-х годов, то есть, даже до появления P-38.

     Биография Харли Эрла

     Будущий дизайнер родился 22 ноября 1893 года в  Лос-Анджелесе, в  семье экипажных  дел мастера. В 1900 году семья Эрлов  переехала в Голливуд. Его отец с 1889 года занимался разработкой  гужевых повозок, а позже начал  изготавливать на заказ корпуса, детали и аксессуары для  автомобилей. В 1908 году компания отца Earl Carriage Works была переименована  в Earl Automobile Works и полностью  сосредоточилась  на новом и перспективном  рынке автомобилестроения.

     В 1911 году Харли Эрл  окончил Голливудскую высшую школу и  твердо решил чему собирается посвятить  свою жизнь. Сразу  по окончанию обучения Эрл-младший занялся  разработкой автомобилей  в семейной компании. На протяжении последующих  лет молодой дизайнер успешно занимался  конструкторской  деятельностью и  периодически выполнял заказы от сторонних  компаний. В июле 1919 года компания отца была куплена одним  из дилеров Кадиллак (Cadillac) и Харли Эрл  занял в ней  пост шеф-дизайнера, а некоторое время  спустя — генерального управляющего.

     Первым  серьезным проектом дизайнера стала  разработка «малого  Кадиллака» Ла Саль (Cadillac LaSalle), который в 1927 году был представлен  на автосалоне в Париже. После успеха этой модели, Эрла назначают  главой отдела General Motors Arts & Colour Section. С этого момента  дизайнеров начали серьезно привлекать к работе над новыми автомобилями. В штате Харли  Эрла работало уже 50 специалистов в данной области.

     Помимо  работы над Кадиллаками  у дизайнера были заявки от других компаний, например, разработка Шевроле 1928 года, или  модернизация Бьюика 1929 года. Важным моментом для Эрла стал 1933 год, когда на всемирной  ярмарке в Чикаго было представлено купе Кадиллак с двигателем V16. Этот автомобиль, разработкой  которого занималось бюро Эрла, был признан  лучшим экспонатом выставки и принес дизайнерам еще большее признание.

     Немного отойдя в сторону  от проектов Эрла, хотелось бы вспомнить о  нем как о человеке и, в первую очередь, как о руководителе. Дизайнер всегда стремился  быть безукоризненным, стильным и строгим. Он культивировал  имидж эксцентричного гения, всегда необычно одевался, и его  персона обрастала  бесчисленными слухами  со стороны окружающих. Многие из подчиненных  даже видели в своем  руководителе тирана. И это не удивительно, поскольку Харли Эрл был полон предрассудков относительно сотрудников, боялся подорвать свой авторитет и поэтому очень строго относился к подчиненным и к людям, которых собирался взять на работу. У гениев, очевидно, свои причуды.

     Немного отойдя в сторону  от проектов Эрла, хотелось бы вспомнить о  нем как о человеке и, в первую очередь, как о руководителе. Дизайнер всегда стремился  быть безукоризненным, стильным и строгим. Он культивировал  имидж эксцентричного гения, всегда необычно одевался, и его  персона обрастала  бесчисленными слухами  со стороны окружающих. Многие из подчиненных  даже видели в своем  руководителе тирана. И это не удивительно, поскольку Харли  Эрл был полон  предрассудков относительно сотрудников, боялся подорвать свой авторитет  и поэтому очень  строго относился  к подчиненным  и к людям, которых  собирался взять  на работу. У гениев, очевидно, свои причуды.

     В ещё более явном виде идея хвостовых  плавников получила своё развитие в  концепт-каре Buick Le Sabre 1951 года, который  вообще содержал в своём облике весьма многие элементы нарождающегося стиля 1950-х годов и немедленно был  «разобран на цитаты» дизайнерами.

     На  протяжении последующих 10 лет в американском дизайне созревали остальные  элементы будущего плавникового стиля. Благодаря существовавшей в те годы в США традиции менять дизайн автомобилей  каждый год, отдельные вехи становления  плавникового стиля среди североамериканских производителей можно датировать с  точностью до нескольких лет. За период с 1948 по 1958 годы американские легковые автомобили стали длиннее (длина standard-sized седана начальной ценовой категории  выросла за эти годы в среднем  с ~4,8-5,0 до ~5,2-5,3 м), несколько шире (с ~1,8 до ~1,9-2,0 м) и намного ниже (с ~1,7 до ~1,55 м). Мода на низкие, длинные и  широкие автомобили привела к тому, что, помимо физической коррекции размеров, изобретались специфические дизайнерские приёмы, заставляющие автомобиль выглядеть ещё длиннее, шире и ниже, чем он был на самом деле.

     На  протяжении всех 1950-х годов в дизайне  американских автомобилей присутствовали отдельные черты плавникового стиля. В конце 1940-х — первой половине 1950-х произошло изменение архитектуры  кузова — линия понтона поднялась  и объединилась с опустившейся поясной  линией, что позволило получить более  чистую форму кузова и одновременно существенно улучшить обзорность. Именно в эти годы вошли в моду вертикальные задние фонари. Заднюю часть поднявшейся  линии понтона, как правило, оформляли  в виде двух отдельных от багажника  объёмов, которые объединяли со значительно  увеличившими свои размеры в сравнениии с образцами предыдущего десятилетия  задними фонарями — вместе они  образовывали немного выступающие  за пределы кузова скруглённые плавники. Таким образом, задняя часть седана 1940-х годов, состоявшая из двух разделённых  в вертикальной плоскости визуальных объёмов — понтона и находящегося над ним более узкого багажника, — превратилась в заднюю часть  седана первой половины 1950-х годов, имевшую три разделённых в  горизонтальной плоскости объёма: центральный  багажника и находящиеся по бокам  от него объёмы плавников. Образцами  этого стиля являются и отечественные  ГАЗ-21 Волга, или Москвичи −402, −407 и  −403.

     Причины упадка

     Причиной  быстрого забвения «настоящего» плавникового стиля в США, где он существовал  в своих наиболее экстремальных  вариантах, стала в первую очередь его непрактичность.

     Зачастую  дизайнерские находки оказывались  красивы, но совершенно непригодны для  обычной эксплуатации. Например, огромные горизонтальные плавники «Шевроле» модели 1959 года делали крышку багажника излишне тяжелой и неудобной в использовании. Обильные хромированные орнаменты при отсутствии особой заботы об антикоррозийной защите приводили лишь к скапливанию влаги и ускоренной коррозии кузовов. Становящиеся с каждым модельным годом всё больше и сильнее изогнутыми панорамные стекла затрудняли посадку в автомобиль, бликовали, искажали картинку и ослабляли проёмы, что приводило к серьёзным деформациям кузова при аварии.

     Edsel — в некотором смысле вершина  и одновременно символ упадка плавникового стиля

     Покупатель  устал от бутафорского стайлинга, и  когда «Форд» попытался в конце 50-х вывести на рынок совсем уж экстравагантно оформленную линию  автомобилей Edsel, американцы дружно отказались «голосовать кошельком» за очередной  эксперимент буйной фантазии дизайнеров, что превратило по сути технически неплохой (не лучше и не хуже остальных) автомобиль в один из величайших провалов в истории маркетинга. Зато все  более устойчивым спросом пользовались малогабаритные и экономичные автомобили европейских филиалов того же «Форда»  и GM, что заставило «большую тройку»  всерьёз задуматься о дальнейшем развитии своих модельных рядов.

     К этому добавились наличествовавшие у автомобилей, выполненных в  «плавниковой» стилистике, проблемы с безопасностью. Против производителей было подано несколько исков, таких, как дела Hatch v. Ford (1958 год) и Kahn v. Chrysler (1963 год). В обоих случаях речь шла о детях, поранившихся об острые края декора припаркованных автомобилей. В нашумевшей в своё время книге  Ральфа Нейдера «Опасен на любой  скорости» также была затронута  проблема повышенной опасности острых плавников и аналогичных острых элементов отделки для пешеходов. Результатом этого стало введение во второй половине 60-х годов федеральных  стандартов безопасности, в числе прочего устанавливавших минимальные радиусы скругления для деталей внешнего оформления автомобилей, предотвращая появление острых кромок и углов.

     Кроме того, сами производители быстро поняли, что производство штампованных панелей  столь сложной формы, да ещё с  учётом характерного для моделей 1957—1960 годов буквально ежегодного практически  полного обновления кузовного железа, обходится слишком дорого. Долго  продолжать в том же духе возможным  не представлялось. Не случайно, что  восторжествовавший уже в начале 1960-х новый стиль предполагал  простые и лаконичные, сравнительно чистые формы, с относительно небольшим  количеством блестящего декора, скромными, почти плоскими стёклами и рудиментарными плавниками в виде выдающихся лишь на несколько сантиметров выштамповок, а темпы обновления модельных  рядов стали постепенно снижаться, пока уже в конце 1970-х американские автостроители не вернулись к  «европейской» парадигме, предполагавшей выпуск одной модели в течение  многих лет без радикальных изменений, вместо 3-летнего цикла обновления модельного ряда и обязательного  ежегодного рестайлинга.

     Топ-10 американских концепт-каров 50-х  годов

     Галерею американских футуристических концепт-каров 1950-х годов подготовил автомобильный  журналист Ларри Эдсолл, автор  книги «Концепт-кары. От 1930-х годов  до наших дней».

     «Я  представляю вам 10 любимых концептов 1950-х. В ближайшее время я покажу еще одно десятилетие, чтобы изучить (развитие дизайна). И, в конце концов, мы сможем выбрать из всего этого  топ-10 всех времен…», - говорит автор.

     10. 1955 Lincoln Futura

     Ford представил этот длинный и  низкий, и вместе с тем «ребристый»  Futura в 1955 году. Автомобиль с крышей, похожей на «фонарь» самолетной  кабины, после показа был продан  голливудским продюсерам, которые  сделали из него Batmobile для телесериала  Batman 1960-х годов.

     9. 1952 Chrysler K-310

     Это было первое сотрудничество между главным  конструктором Chrysler Вирджил Экснер и итальянской кузовной мастерской Ghia. Этот концепт был своего рода взглядом в будущее и характеризовал автомобили Chrysler в последующие годы.

     8. 1954 Dodge Firearrows

     Существовало  четыре Firearrows - 2 родстера, купе и кабриолет. Все они великолепны.

     7. 1956 GM Firebird II

     General Motors сделал серию из трех футуристический  и газо-турбинных Firebirds. Эта модель  должна была быть самой практичной, поскольку умещала семью из  четырех человек и предназначалась  для скоростной езды по асфальтированным  дорогам.

     6. 1957 Dodge Dart-Diablo Concept

     Это один из итальянских концептов, разработанных  в Бертоне, но с американскими  огромными размерами. Его аэродинамика дорабатывалась в аэродинамической трубе.

     5. 1958 Ford Nucleon

     Хотя  этот концепт так и не вышел  за стадию макета, Nucleon был очень  интересным проектом. То, что казалось большим запасным колесом на крышке багажника, на самом деле представляет собой небольшой ядерный реактор, который должен был обеспечивать автомобиль энергией.

     4. 1956 Chrysler Norseman

     Этих  автомобилей было не много. Однако его  трагическая судьба привлекает к  себе внимание. Norseman был среди груза утонувшего судна Andrea Dora.

Информация о работе Автомобильный дизайн 50-х годов в Америке