Автомобили ВАЗ,ГАЗ, ЗИЛ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Коробка передач служит для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, для движения автомобиля задним ходом и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по инерции

Во время трогания автомобиля с места при движении на подъем с грузом крутящий момент на колесах должен быть большим, чем при движении по горизонтальному участку дороги, когда автомобиль движется по инерции и сопротивление движению меньше. Для этого на автомобилях применяют ступенчатые шестеренчатые коробки передач.

Работа содержит 1 файл

кр автомобили ваз газ зил.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     1.Коробки  передач МАЗ-54322 

     
    1. Назначение  и устройство
 

     Коробка передач служит для изменения  крутящего момента, передаваемого  от коленчатого вала двигателя к  карданному валу, для движения автомобиля задним ходом и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по инерции

     Во  время трогания автомобиля с места  при движении на подъем с грузом крутящий момент на колесах должен быть большим, чем при движении по горизонтальному участку дороги, когда автомобиль движется по инерции и сопротивление движению меньше. Для этого на автомобилях применяют ступенчатые шестеренчатые коробки передач.

     В шестеренчатой передаче, состоящей  из двух шестерен, из которых меньшая  является ведущей, а большая ведомой, крутящий момент на ведомой шестерне будет большим во столько раз, во сколько число зубьев ведомой шестерни будет больше числа зубьев ведущей.

     Число, получаемое от деления числа зубьев ведомой шестерни на число зубьев ведущей шестерни, называется передаточным числом. Если в передаче участвует несколько пар шестерен, то общее передаточное число получается умножением передаточных чисел всех пар шестерен, участвующих в передаче.

     Для получения крутящего момента, различного по величине и необходимого для работы автомобиля, в разных условиях, в коробке передач имеется несколько пар шестерен с различным передаточным числом.

     Если  между ведущей и ведомой шестернями поместить промежуточную шестерню и через нее передавать крутящий момент, то ведомая шестерня изменит  направление движения на обратное.

     Коробка передач (рис. 1) состоит из картера, ведущего вала с шестерней, ведомого вала, промежуточного вала, оси шестерни заднего хода, набора шестерен и механизма переключения передач.

     Картер  коробки передач отлит из чугуна и имеет верхнюю и боковую крышки, гнезда для крепления валов и осей. В нижней и боковой стенках сделаны отверстия для слива отработавшего масла и заполнения коробки свежим.

     Ведущий вал изготовлен из стали вместе с  ведущей шестерней и зубчатым венцом. Передним концом ведущий вал установлен в подшипнике в выточке коленчатого вала, а задним — в гнезде передней стенки картера. Установка ведущего вала выполнена так, что только Beдущая шестерня и венец помещены внутри картера, а на выступающей из коробки шлицованной части вала установлена ступица ведомого диска сцепления. Ведомый вал имеет шлицы и передним концом опирается на роликовый подшипник, установленный в выточке ведущего вала. Другой конец ведомого вала в выточке картера коробки установлен в шариковом подшипнике. На шлицах ведомого вала установлены передвижные шестерни. Оси обеих валов совпадают. 

     Промежуточный вал состоит из шестерен различного диаметра, выполненных в виде блока  и закрепленных на нем. Блок шестерен посажен на роликовых подшипниках  на оси или вместе с валом на подшипниках установлен в гнездах стенок картера. Промежуточный вал вращается всегда вместе с ведущим валом, так как их шестерни находятся в постоянном зацеплении. Шестерни заднего хода (одна или в виде блока из двух шестерен) вращаются на оси, закрепленной в отверстиях стенок картера.

     Механизм  переключения передач служит для  включения передач, установки шестерен в нейтральное положение и  для включения заднего хода. Передачи включают перемещением шестерен или  муфт на ведомом валу. В зависимости  от количества передвижных шестерен или муфт определяют тип коробки. При двух передвижных шестернях или муфтах коробка двухходовая, а при трех — трехходовая. В зависимости от числа передач, включаемых для движения вперед, различают трех-, четырех- и пятиступенчатые коробки передач. Механизм переключения передач размещен на верхней крышке, рычаг переключения передач — на кронштейне опоры рычага.

     Пятиступенчатая коробка передач автомобиля МАЗ-54322. На автомобиле установлена пятиступенчатая трехходовая коробка передач, имеющая пять передач для движения вперед и одну для движения задним ходом. Коробка передач имеет два синхронизатора для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач.

     Шестерни  ведущего, промежуточного и ведомого валов, кроме шестерен первой передачи, находятся в постоянном зацеплении и имеют косые зубья. На промежуточном валу все шестерни, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. На ведомом валу шестерня первой передачи посажена на шлицах, а остальные шестерни могут вращаться на валу свободно. Сливное отверстие картера закрыто пробкой с магнитом для улавливания чугунных и стальных частиц. Сверху коробка передач закрыта крышкой, в которой размещен механизм переключения передач. Два боковых люка закрыты штампованными крышками. На специальных автомобилях в эти люки могут устанавливаться дополнительные механизмы. 

 

      1.2 Вычертите схему

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.1. Кинематическая схема коробки передач МАЗ-54332:

     1 - картер; 2 - магнитная пробка отверстия  слива масла; 3 - промежуточный вал; 4 – передний роликовый подшипник промежуточного вала; 5 – пробка заливного отверстия с указанием уровня масла; 6 – первичный вал; 7 – задний шариковый подшипник первичного вала; 8 – фиксатор механизма переключения  передач; 9 – верхняя крышка с механизмом переключения передач; 10 – опора рычага переключения передач; 11 – ползун с вилкой в сборе; 12 – синхронизаторы; 13 – задний подшипник вторичного вала; 14 – вторичный вал; 15 – фланец крепления карданного вала; 16 – стакан сферического подшипника; 17 – сферический подшипник промежуточного вала. 

 

      1.3. Перечислите, через  какие детали передается  крутящий момент  от коленчатого  вала двигателя  на ведомый вал  коробки передач  при включенной  передаче заднего  хода

     При включенной передаче заднего хода включается перемещение шестерни первой передачи по шлицам ведомого вала назад до включения ее с шестерней блока заднего хода. Передача крутящего момента с промежуточного вала на ведомый будет происходить через дополнительную шестерню, вследствие чего ведомый вал будет вращаться в обратном направлении.  

     При выключенной передаче заднего хода вращается  только первичный вал 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     2. Карданы равных угловых скоростей

     2.1. Опишите конструктивные  особенности карданов  ВАЗ-2121, ГАЗ-66-11, Урал-4320

     Карданная передача состоит из валов и карданов. Карданные валы изготовлены из тонкостенных стальных труб. К карданному валу приварены на одном конце вилка кардана, а на другом наконечник   со  шлицами. Наконечник со шлицами входит в шлицованную  втулку кардана образуя скользящее соединение. Для уменьшения длины вала на автомобилях применяют карданную передачу с промежуточным валом, который одним концом связан с ведомым валом коробки передач, а другим закреплен на промежуточной опоре. Карданы могут быть жесткими (с крестовиной) и равных угловых скоростей. Кардан равных угловых скоростей установлен в переднем ведущем мосту автомобиля ГАЗ-66-11, ВАЗ-2121, Урал-4320. Он состоит из двух фасонных кулаков с овальными канавками, одного центрирующего и четырех ведущих шариков.

     Особенность этого сочленения заключается в том, что крутящий момент можно передавать под значительно большим углом (до 35°). В автомобилях повышенной проходимости, где имеется несколько ведущих мостов, карданная передача имеет несколько валов с карданами. Если ведущими являются два моста — передний и задний,— то карданная передача состоит из промежуточного вала от коробки передач к раздаточной коробке и двух карданных валов от раздаточной коробки—один к переднему, а другой к заднему ведущим мостам. В карданной передаче возможны износ подшипников, крестовин кардана и скользящей шлицевой муфты, изгиб или скручивание карданного вала. Признаком неисправности карданной передачи являются рывки и удары при трогании автомобиля с места или переключении передач на ходу. Биение вала при вращении свидетельствует о том, что вал погнут.

 

      2.2. Вычертите схему  карданов ВАЗ – 2121 и Урал - 4320 

       

     Рис 2:  схема карданов ВАЗ – 2121 и Урал - 4320

 

     3. Распределитель гидроусилителя рулевого управления ГАЗ-66-11 

     3.1. Устройство распределителя

     Распределитель  гидроусилителя рулевого управления автомобиля ГАЗ-66-11 состоит из:

       сапуна;   сетчатых   фильтров;   перепускного   клапана фильтра; коллектора; насоса; перепускного   клапана; предохранительного    клапана;    демпфирующего    отверстия предохранительного     клапана; демпфирующего     отверстия перепускного   клапана; калиброванного   отверстия; шарикового клапана; реактивного   плунжера; золотника; винта   рулевого   управления;   вала   сошки; цилиндра   гидроусилителя. 

     3.2. Работа при повороте влево

     При вращении винта рулевого управления влево вследствие сопротивления, возникающего при повороте колес, создается сила, стремящаяся сдвинуть винт в осевом направлении в соответствующую сторону. Если эта сила превышает усилие предварительного сжатия реактивных пружин, то винт перемещается и смещает золотник. При этом одна полость цилиндра гидроусилителя сообщается с линией давления, а другая — со сливом. Масло, поступающее из насоса в цилиндр, давит на поршень-рейку, создает дополнительный момент на валу сошки рулевого управления и способствует повороту колес влево.

 

      3.3. Вычертите схему  распределителя 

       

 

      4. Тормозная система автобуса ГАЗ-3205 

     4.1. Устройство регулятора  давления

     Регулятор давления автобуса ГАЗ-3205 состоит из:

     кожуха; пружины регулятора; упорного шарика; регулировочного колпака; штока клапана; седла выпускного клапана регулятора давления; сетчатого фильтра; металлокерамического фильтра; уплотнительного кольца; кopпycа регулятора давления, пробки фильтра; пружины клапана; впускного клапана; выпускного клапана; регулировочных прокладок; контргайки регулировочного  колпака. 
 

     4.2. Работа регулятора при давлении

     Когда давление воздуха    в пневматической   системе снизится до 0,5 Мпа, регулятор выпускает воздух из-под плунжеров   в атмосферу,   освобождая   впускные клапаны и компрессор снова начинает нагнетать воздух в пневматическую систему. 

 

      4.3. Вычертите схему  регулятора

     

      

 

     5. Тройной защитный  клапан тормозной  системы КамАЗ 

     5.1. Устройство клапана

     Тройной защитный клапан тормозной системы КамАЗ состоит из:

     штуцера; корпуса; петли; колпачка; толкателя с клапаном; 6 - пружины  

     5.2. Работа при разгерметизации второго контура

     При разгерметизации второго контура давление в связанной с ним полости защитного клапана уменьшается, и под действием пружины клапан этого контура закрывается. Для того чтобы открыть клапан неисправного контура, потребуется большее давление поступающего из компрессора воздуха, чем для открытия клапанов исправных контуров. Это объясняется тем, что на мембраны исправных контуров воздействует сжатый воздух из воздушных баллонов и из компрессора, а клапан неисправного контура открывается только под действием воздуха, поступающего из компрессора. В негерметичный контур, таким образом, воздух может поступить только при значительном повышении давления. В этом случае он срабатывает как предохранительный клапан, выпустив часть воздуха в атмосферу, т. е. в герметичных контурах будет поддерживаться давление не больше того, при котором открывается клапан неисправного контура (до 520 кПа). 

 

     Список  литературы

     1. Автомобили КАМАЗ. Модели с  колесной формулой 6х4 и 6х6. Руководство по эксплуатации, ремонту и техобслуживанию. М., 2004.

     2. Руководство по ремонту и техническому  обслуживанию автомобилей КамАЗ. М., 2001.

     3. Бутовский Г.К., Бутовский К.Г. Устройство автомобилей. Саратов 1995 г.

     4. Руководство по обслуживанию  и ремонту автомобилей ВАЗ., М., 1992 г. 

Информация о работе Автомобили ВАЗ,ГАЗ, ЗИЛ