Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:15, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение транспортной задачи и метода потенциалов как метода ее решения.
Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть транспортную задачу, общую постановку, цели, задачи;
- изучить основные типы, виды моделей;
- охарактеризовать методы решения транспортной задачи;
- проанализировать метод потенциалов как метод решения транспортной задачи.
Введение 3
Глава 1. Транспортная задача: общая постановка, типы и виды моделей 4
1.1. Общая постановка, цели, задачи 4
1.2. Основные типы, виды моделей 6
Глава 2. Методы решения транспортной задачи 9
2.1. Диагональный метод, или метод северо-западного угла 9
2.2. Метод минимального элемента 10
2.3. Метод наименьшей стоимости 12
2.4. Метод потенциалов как метод решения транспортной задачи 14
Заключение 18
Список литературы
Пример
Составить первоначальный опорный план методом минимального элемента для транспортной задачи вида:
2 |
3 |
4 |
15 |
11 |
6 |
10 |
1 |
8 |
9 |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
21 |
10 |
20 |
10 |
Решение:
Задача сбалансирована.
Строим первоначальный опорный план методом минимального элемента.
Опорный план имеет вид;
10 |
5 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
11 |
10 |
При этом методе на каждом шаге построения опорного плана первою заполняется та клетка оставшейся части таблицы, которая имеет наименьший тариф. Если такая клетка не единственная, то заполняется любая из них8.
Пример
Пункты отправления |
Пункты назначения |
Запасы | |||||||||
70 |
50 |
15 |
80 |
70 |
300 | ||||||
20 |
100 |
180 | |||||||||
80 |
90 |
40 |
60 |
85 |
150 | ||||||
150 |
|||||||||||
50 |
10 |
90 |
11 |
25 |
250 | ||||||
110 |
120 |
20 | |||||||||
Потребности |
170 |
110 |
100 |
120 |
200 |
700 |
В данном случае заполнение таблицы начинается с клетки для неизвестного , для которого мы имеем значение , наименьше из всех значений . Эта клетка находится на пересечении третьей строки и второго столбца, соответствующим третьей базе и второму заказчику . Третья база может полностью удовлетворить потребность второго заказчика . Полагая , вписываем это значение в клетку и исключаем из рассмотрения второй столбец. На базе остается изменённый запас . В оставшейся новой таблице с тремя строками и четырьмя столбцами клеткой с наименьшим значением клетка, где . Заполняем описанным выше способом эту клетку и аналогично заполняем следующие клетки. В результате оказываются заполненными (в приведенной последовательности) следующие клетки:
На пятом шаге клеток с наименьшими значениями оказалось две . Мы заполнили клетку для , положив . Можно было выбрать для заполнения другую клетку, положив , что приведет в результате к другому опорному плану. Общий объем перевозок в тонно-километрах для этого плана составит
Замечание. В диагональном методе не учитываются величины тарифов, в методе же наименьшей стоимости эти величины учитываются, и часто последний метод приводит к плану с меньшими общими затратами (что и имеет место в нашем примере), хотя это и не обязательно9.
Метод потенциалов является модификацией симплекс-метода решения задачи линейного программирования применительно к транспортной задаче. Он позволяет, отправляясь от некоторого допустимого решения, получить оптимальное решение за конечное число итераций. Общая схема отдельной итерации такова. По допустимому решению каждому пункту задачи сопоставляется число, называемое его предварительным потенциалом. Пунктам Аi соответствуют числа ui, пунктам Bj - числа vj. Они выбираются таким образом, чтобы их разность на k-й итерации была равна Сij - стоимости перевозки единицы продукции между пунктами Аi и Вj.
Если разность предварительных потенциалов для каждой пары пунктов Аi, Вj не превосходит Сij, то полученный план перевозок является решением задачи. В противном случае указывается способ получения нового допустимого плана, связанного с меньшими транспортными издержками. За конечное число итераций находится оптимальный план задачи10.
Этот первый точный метод решения транспортной задачи предложен в 1949 году Кантаровичем А. В. И Гавуриным М. К. по существу он является детализацией метода последовательного улучшения плана применительно к транспортной задаче. Однако в начале он был изложен вне связи с общими методами линейного программирования. Несколько позднее аналогичный алгоритм был разработан Данциом, который исходил из общей идеи линейного программирования. В американской литературе принято называть модифицированным распределительным методом. Метод потенциалов позволяет определить отправляясь от некоторого опорного плана перевозок построить решение транспортной задачи за конечное число шагов (итераций) 11.
Общий принцип определения
Составим двойственную задачу
1.
2.
3.
Пусть есть план
Теорема (критерий оптимальности): Для того чтобы допустимый план перевозок в транспортной задаче был оптимальным, необходимо и достаточно, чтобы существовали такие числа , , что
числа и называются потенциалами пунктов отправления и назначения соответственно.
Сформулированная теорема
Циклом в таблице условий транспортной задачи, называется ломаная линия, вершины которой расположены в занятых клетках таблицы, а звенья - вдоль строк и столбцов, причем в каждой вершине цикла встречается ровно два звена, одно из которых находится в строке, а другое - в столбце. Если ломанная линия, образующая цикл, пересекается, то точки самопересечения не являются вершинами12.
Процесс улучшения плана продолжается до тех пор, пока не будут выполнены условия (7).
В работе изложен анализ основных подходов и методов решения транспортной задачи, являющейся одной из наиболее распространенных задач линейного программирования. Решение данной задачи позволяет разработать наиболее рациональные пути и способы транспортирования товаров, устранить чрезмерно дальние, встречные, повторные перевозки13. Все это сокращает время продвижения товаров, уменьшает затраты предприятий и фирм, связанные с осуществлением процессов снабжения сырьем, материалами, топливом, оборудованием и т.д.
Алгоритм и методы решения транспортной
задачи могут быть использованы при
решении некоторых
- оптимальное закрепление за
станками операций по
- оптимальные назначения, или проблема выбора. Имеется m механизмов, которые могут выполнять m различных работ с производительностью cij. Задача позволяет определить, какой механизм и на какую работу надо назначить, чтобы добиться максимальной производительности;
- задача о сокращении
Таким образом, важность решения данной задачи для экономики несомненна.
Приложение 1
Таблица перевозок
Пункты Отправления |
Пункты назначения |
Запасы | |||
… |
|||||
… |
|||||
… |
|||||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
|||||
Потребности |
… |
или |
Информация о работе Анализ и принятие решений на основе задач транспортного типа