Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:33, реферат
1. Введение.
Сегодня очень важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Уместно вспомнить слова А. И.Герцена о том, что «природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам». С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факты могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда.
Влияние
железнодорожного транспорта
на сточные воды.
1. Введение.
Сегодня
очень важно сознавать
С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных ее последствиях.
Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник». К чему ведет и уже привела эта установка сегодня, хорошо известно на конкретных фактах.
Рост
масштабов хозяйственной
Самой
уязвимой частью природы стала пресная
вода. Пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк,
свинец, нефтепродукты и многое в огромных
количествах попадают в реки и озера. По
заключению многих специалистов, в некоторых
районах земли 80% всех болезней вызваны
недоброкачественной водой.
2.
Методы очистки
сточных вод от
вредных примесей.
В ряде регионов нашей страны все больше ощущается загрязнение окружающей среды антропогенного происхождения. При этом особую озабоченность вызывают масштабы загрязнений водных бассейнов.
Ученые различают три вида загрязнения водной среды: физическое, биологическое и химическое.
Под физическим понимают прежде всего тепловое загрязнение, образующееся в результате сброса в водоемы и водотоки подогретых вод, уже использованных для охлаждения ТЭС и АЭС. Сброс таких вод приводит к изменению водного режима. В замкнутых системах подобный подогрев приводит к уменьшению содержания кислорода, что отрицательно сказывается на рыборазведении. Он же способствует бурному развитию одноклеточных водорослей и «цветению» воды. К физическому загрязнению принято относить также поступление в водную среду радиоактивных веществ.
Биологическое загрязнение создается прежде всего микроорганизмами, многие из которых имеют характер болезнетворных. В водную среду они попадают вместе со стоками химической, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, а в сельской местности – со стоками крупных животноводческих комплексов. Такие стоки могут служить источником самых разных заболеваний.
Химическое загрязнение гидросферы возникает в результате попадания в нее различных химических веществ и соединений. Один из наиболее ярких примеров такого рода – сброс в водоемы и водостоки тяжелых металлов, среди которых особенно опасны свинец и ртуть. Другой пример – собственно химические вещества, такие как нитраты, фосфаты, углеводороды.
В соответствии с загрязнением существуют и методы очистки сточных вод.
Механические методы:
- песколовки,
- усреднители,
- нефтеловушки,
- гидроциклоны,
- первичные отстойники.
Биологические методы
Естественные:
- почвенные,
очистка в биологических прудах.
Искусственные:
- аэротенки,
биофильтры.
Физико-химические:
- нейтрализация,
- окисление,
- коагуляция,
- сорбция,
- флотация,
- экстракция,
- ионный обмен,
- доочистка.
Достаточно сильное воздействие на экологическую систему города Рузаевка оказывает железнодорожный транспорт. Данная работа написана по материалам деятельности производственно-экологической лаборатории Рузаевского отделения Куйбышевской железной дороги.
Цель
исследования: изучение степени воздействия
локомотивного депо на окружающую среду,
в частности на сточные воды; определение
направлений улучшения состояния окружающей
среды.
3.
Загрязнение водоемов
железнодорожным
транспортом.
Негативное влияние железнодорожного транспорта проявляется в большей степени через загрязнение водных источников. Значительный расход воды на производственные нужды железнодорожного транспорта и недостаточно рациональное ее использование в производственных процессах являются одним их основных недостатков в работе железнодорожного водоснабжения. На предприятиях применяются в основном прямоточные водоснабжения, при которых вода используется один раз. Вода участвует почти во всех производственных процессах: при ремонте и промывке подвижного состава, его узлов и деталей, охлаждении компрессоров, получении пара, заправке вагонов.
Атмосферные (поверхностные) стоки с загрязненной территории предприятия очищаются системами ливневой канализации и используются на технические нужды.
При наружной обмывке пассажирских вагонов, вагонов электропоездов, дизельных поездов образуется сточная вода, загрязненная минеральной взвесью, эмульгированным маслом и моющими средствами, в состав которых входят поверхностно-активные вещества (ПАВ) и кислоты. В этой воде содержится до 300 мг/дм³ нефтепродуктов, большое количество минеральной и органической взвеси и до 250 мг/дм³ моющих веществ. Концентрация загрязнений значительно превышает допустимые нормы для сбросов в канализацию.
Чтобы
устранить загрязнение
Основное количество воды на железнодорожном транспорте расходуют локомотивное и вагонное депо. Локомотивное депо города Рузаевка сбрасывает ежегодно в городской коллектор 54 тысячи куб. метров воды. В связи с этим проблема очистки сточных вод здесь стоит особенно остро.
Наиболее распространенным методом удаления взвешенных веществ и нефтепродуктов из воды является отстаивание. Оно основано на разности плотности воды и нефтепродуктов, благодаря чему они всплывают на поверхность. Всплывание основной массы нефтепродуктов происходит за 30-40 минут.
Другим устройством для очистки сточных вод является флотация. Она основана на прилипании частиц нефтепродуктов и других загрязнений к пузырькам воздуха, которыми искусственно насыщается вода. При этом скорость всплывания частиц загрязнения увеличивается в несколько сотен раз. Флотация протекает в 8-10 раз быстрее, чем отстаивание, продолжительность ее 10-15 минут. При этом содержание нефтепродуктов в воде сокращается в 5-10 раз по сравнению с их содержанием после очистки в нефтеловушке.
Сточная вода из внутренней канализации депо самотеком попадает в подземную насосную станцию, из которой насосами подается в нефтеловушку, где удаляется плавающая нефть, которая сбрасывается в нефтесборные колодцы. Далее сточные воды, содержащие эмульгированную нефть (шаровые частицы нефти размером до десятых долей микрона) самотеком попадают в приемный колодец, откуда засасываются через клапан во флотаторную, где проводится окончательная очистка сточных вод от нефти.
Из
флотаторной установки
Для
проверки степени очистки сточных
вод проводится их полный анализ, куда
входит определение запаха и цвета
воды, определение количества взвешенных
частиц и нефтепродуктов.
4.
Анализ сточной
воды.
4. 1. Определение запаха воды.
Качественное определение запаха производят как при комнатной температуре, так и при нагревании до 50-65Сº. При определении исследуемую воду наливают в колбу, емкостью 150-200 мл с широким горлом на 2/3 ее объема. Колбу закрывают часовым стеклом и встряхивают вращательными движениями, после чего ее открывают и нюхают запах.
Результаты
определения запаха выражают описательно
по соответствию: запах хлорный, фенольный,
запах нефти, сероводородный и т. д.
4. 2. Определение цвета воды.
Цвет воды определяют качественно характеризуя его словами: светло-желтый, желтый, бурый, красноватый, темно-коричневый и т. д.
В
тех случаях, когда окраска сточной
воды маскируется присутствием в ней
большого количества взвешенных веществ
воду надо профильтровать.
4. 3. Определение содержания взвешенных веществ в воде.
Содержание в воде взвешенных веществ определяют взвешиванием. Для определения взвешенных веществ воды, последнюю фильтруют через бумажные фильтры (белая лента), фильтры помещают в бюксы (по одному в каждый бюкс) и просушивают в сушильном шкафу при Т= 105ºС до постоянного веса, фильтры взвешивают вместе с бюксами.
Через подготовленный таким образом фильтр пропускают 100-1000 мл анализируемой воды, в зависимости от содержания в ней грубодисперсных примесей. Оставшийся на стенках сосуда осадок, смывают небольшой порцией фильтрата в воронку, через которую проводят фильтрование, если фильтрат мутный, его следует профильтровать вторично через тот же фильтр.
Переносят
фильтры вместе с находящимися на
них взвешенными веществами в
те бюксы, в которых производилось
взвешивание фильтров без осадка.
Высушивают их в сушильном шкафу
до постоянного веса при Т=105ºС.
Содержание взвешенных веществ вводе
определяют по формуле:
Х= мг/л,
Х – содержание взвешенных веществ в мг/л,
А – вес бюкса с фильтром вместе со взвешенными веществами,
В – вес бюкса с фильтром без осадка в гр.,
1000 –
коэффициент приведения к
1000 –
множитель перевода в
у –
объем воды в миллиграммах.
4. 4. Определение нефтепродуктов.
Реактивы: хлороформ, гексан.
Объем исследуемой сточной воды в количестве 100-150 мл, помещают в делительную воронку. Приливают 20 мл хлороформа и экстрагируют 5 минут. Отстоянный хлороформный слой сливают в стаканчик. Затем приливают 10 мл хлороформа и эту операцию повторяют еще раз. Пробу подкисляют 2-3 каплями соляной кислоты плотностью 1,19, так чтобы РН < 5.
Приливают 20 мл хлороформа и перемешивают несколько минут, затем дают отстояться. Хлороформный слой сливают в тот же стаканчик, где сливались первые вытяжки. Эту операцию повторяют два раза. Обмывают стенки воронки хлороформом. Собранные хлороформные вытяжки выпаривают на водяной бане при Т= 70-75ºС. Приготавливают колонку с активированной окисью алюминия. Для этого в небольшую трубочку длинной 10 см и диаметром 1 см, нижним концом оттянутым до диаметра 1 мм, помещают слой оксида алюминия (III) в 1 см для хроматографии, затем ваты.
После
отгонки хлороформа обрабатывают
5 мл сухого и чистого гексана
и переносят раствор в колонку
с окисью алюминия, подставляют маленькую
колбу (доведенную до постоянного веса).
Стаканчик, где был остаток после
отгонки хлороформа несколько раз
промывают несколькими порциями гексана,
перенося каждую порцию на колонку с окисью
оксида алюминия (III). После этого промвают
колонк еще раз несколькими порциями гексана,
собирая их в ту же колбу. Получив, таким
образом, раствор нефтепродуктов в гексане,
освобожденный от примеси полярных соединений
с помощью вентилятора (колбочку довести
до постоянного веса в эксикаторе). Разность
между массой колбы с остатком после удаления
растворителя и массой пустой колбы показывает
содержание нефтепродуктов во взятом
для анализа объеме пробы.
Информация о работе Влияние железнодорожного транспорта на сточные воды