Установка первичной переработки нефти (АВТ) мощностью 3,2 млн.т/год Еланской нефти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Установки первичной переработки нефти составляют основу всех НПЗ и их роль очень важна в получении высококачественных нефтепродуктов. На них вырабатываются практически все компоненты моторных топлив, смазочных масел, сырье для вторичных процессов и для нефтехимических производств. От работы АВТ зависят выход и качество компонентов топлив и смазочных масел и технико-экономические показатели последующих процессов переработки нефтяного сырья. Проблемам повышения эффективности работы и интенсификации установок АВТ необходимо всегда уделять очень серьезное внимание.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…3
Характеристика нефти по СТБ ГОСТ Р51858-2003 и выбор варианта ее
переработки………………………………………………………………..………………….5
Характеристика фракций нефти и их возможное применение………..………………….7
2.1 Характеристика газов…………………………………………….……………….…7
2.2 Характеристика бензиновых фракций…………………………….………………..8
2.3 Характеристика керосиновых фракций…………………………………………….8
Характеристика дизельных фракций…………………………………………….....9
2.5 Характеристика вакуумных дистиллятов………………………………….……….9
Характеристика остатков и их применение………………………………………10
Выбор и обоснование технологической схемы АВТ…………………………………….11
Блок ЭЛОУ…………………………………………………………..……………...11
Блок колонн……………………………………………………………………..…..12
Блок теплообменников…………………………………………………………..…16
Расчет состава и количества газа и бензина в емкости орошения
отбензинивающей колонны К-1 (ЭВМ)…………………………………….………………23
Расчет материального баланса ректификационных колонн и
установки …………………………………………………………………………………...28
5.1 Материальный баланс отбензинивающей колонны…………………….………..28
5.2 Материальный баланс основной атмосферной колонны………………….…..…28
5.3 Материальный баланс вакуумной колонны …………………………………...…29
5.4 Материальный баланс блока стабилизации…………………….….………...……29
5.5 Материальный баланс колонны четкой ректификации…….………………...…..30
5.6 Материальный баланс установки АВТ………………………….……………..….31
Расчет доли отгона сырья (ЭВМ) на входе в стабилизационную колонну.…..……..….32
Технологический расчет колонны…………………………………………………...……34
7.1 Технологическая схема колонны…………………………………….…………....34
7.2 Расчет материального баланса колонны…………….…….………………….…...35
7.3 Расчет температуры верха ………………………………………………….…..….35
7.4 Расчет температуры низа …………………………………………………...….….36
7.5 Расчет теплового баланса ректификационной колонны……….………….….…36
7.6 Расчет основных размеров колонны.……………………….……………………..38
Расчет теплообменника «Нефть-ВЦО К-5»…………….…..…………………………… 42
Расчет полезной тепловой нагрузки печи атмосферного блока..……….……………….45
Охрана окружающей среды на установке………………………………………………...48
Заключение …………………………………………………………………………………50
Список литературы

Работа содержит 1 файл

весь курсач.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

—повышение давления в аппаратуре  и ухудшение четкости ректификации в колоннах при увеличенном содержании воды;

—коррозию аппаратуры, трубопроводов  из-за гидролиза хлоридов и образования  соляной кислоты.

Для получения обессоленной нефти  с содержанием хлористых солей  ≤1 мг/л устанавливается две ступени  обессоливания (степень обессоливания одной ступени 0,95%) [4]. Ориентировочно содержание хлористых солей в  нефти:

  • после первой ступени 47-47·0,95»2,4 мг/л;
  • после второй ступени 2,4-2,4·0,95»0,12 мг/л.

Таким образом, для достижения концентрации хлористых солей в  нефти ≤1 мг/л необходимо уменьшить также солёность воды за счёт разбавления её пресной водой.

Расход промывной воды (В) определяется из уравнения:

т.е.   откуда В=12,05 л/м3нефти или 1,16% об. на нефть, где

—концентрация хлористых солей в воде, находящейся в сырой нефти:

;

—концентрация хлористых солей  в воде, находящейся в обессоленной нефти:

,

       0,0036 — содержание воды в сырой нефти, мас. доли (0,46% мас.);

       0,8192 — относительная плотность нефти;

         47 — концентрация хлористых солей в сырой нефти, мг/л;

      1 — концентрация хлористых солей в обессоленной нефти, мг/л;

       0,001 — содержание  воды в обессоленной нефти,  мас. доли (0,1% мас.).

Промывную воду необходимо подавать с избытком 50—200%. Примем расход промывной воды 2,32% об. на нефть.

Дренажные воды из электродегидраторов  сбрасываются в специальную ёмкость  для отстоя, а после отстоя –  в канализацию солёных вод  и далее на очистные сооружения.                         

 Деэмульгатор неионогенного  типа (ОЖК, прохалит, диссольван) подаётся  в количестве 8-10 г/т нефти в  виде 2% водного раствора (400-500 г/т)  на приём сырьевого насоса  из специальной ёмкости [4].

 

                                        БЛОК КОЛОНН

3.2.1 Атмосферный блок

На установках АВТ возможно применение трех схем разделения нефти [5] :

  • схема с одной сложной ректификационной колонной в атмосферном блоке применяется в том случае, если нефть содержит менее 4% бензиновой фракции н.к.-850С. Достоинствами такой схемы являются ее простота, компактность, а также возможность снижения температуры нагрева нефти в печи за счет совместного испарения легких и тяжелых фракций. Однако существенным недостатком является отсутствие достаточной гибкости и универсальности;
  • схема с предварительным испарителем и ректификационной колонной применяется при относительно невысоком содержании бензиновых фракций, чтобы не перегружать основную колонну по парам и не увеличивать ее диаметр. Достоинствами данной схемы являются уменьшение перепада давления в печных трубах, некоторое снижение необходимой температуры нагрева в печи, отсутствие необходимости установления самостоятельных конденсационных устройств и насосов орошения;
  • схема с предварительной отбензинивающей колонной и основной ректификационной колонной наиболее распространена, т.к. она является наиболее гибкой и работоспособной при значительном изменении содержания бензиновых фракций и растворенных газов. При этом основная колонна защищена от коррозии, в змеевиках печи и теплообменниках не создается большого давления благодаря предварительному удалению бензиновых фракций.

С учетом потенциального содержания фракций (табл. 1.2) в данной нефти и её показателей качества (табл. 1.1) выбираем схему c атмосферной перегонкой с двухкратным испарением, то есть установки с предварительной отбензинивающей колонной и сложной ректификационной колонной с боковыми отпарными секциями для разделения отбензиненной нефти на топливные фракции и мазут. Применение отбензинивающей колонны позволяет снизить  давление на сырьевом насосе, предохранить частично сложную колонну от коррозии, разгрузить печь от легких фракций, тем самым несколько уменьшить требуемую тепловую ее мощность. 

Колонна К-1 – отбензинивающая колонна, где дистиллятом является фракция  н.к.- 140°С, которая состоит из 100% фракции н.к.- 85°С и 40% фракции 85 – 105°С и 40% фракции 105-140 °С.

Повышение четкости разделения и поддержание  необходимого теплового режима в  К-1 достигается «горячей струей»: отбензиненная  нефть забирается с низа К-1, проходит через печь и возвращается вниз колонны К-1. Отбензиненная нефть с низа колонны К-1, пройдя через печь, поступает в основную атмосферную колонну К-2.

Колонна К-2- сложная атмосферная  ректификационная колонна – предназначена  для  разделения отбензиненной нефти на основные фракции:  85 – 180 ºС, которая состоит из 60% фракции 85-105 °С и  из 60 % фракции 105-140°С и фракции 140-180, боковой погон: 180- 360 оС; нижний (кубовый) продукт – мазут. Для регулировки температуры внутри колонны К-2 по зонам служат циркуляционные орошения. С низа колонны выходит мазут, который направляется на блок вакуумной перегонки. Слабым местом атмосферной колонны является нижняя часть, т.к. ректификация здесь почти не идет. В результате некоторое количество “светлых” уходят в мазут. Принимают, что в мазуте остается до 5% светлых нефтепродуктов.

 

Схема атмосферного блока  представлена на рис.1


Рисунок 1 - Принципиальная технологическая схема атмосферного блока

  1. отбензинивающая колонна; 2- основная атмосферная колонна; 3- трубчатая печь атмосферного блока; 4,6- емкости орошения; 5- отпарные колонны; 7,8- конденсаторы-холодильники; 9- теплообменники.

Потоки: I – обессоленная нефть; II- отбензиненная нефть; III- фракция н.к.-1400С (100%) IV–фракция 140-1800С; V - фракция 140-2400С;VI  - фракция 240-3600С; VII - мазут (> 360 0С); VIII - водяной пар.

  1. 3.2.2 Блок стабилизации бензина

Блок стабилизации бензина предназначен для выделения газа из бензина  путем ректификации в колонне  К-4.

Бензиновая фракция, содержащая большое количество растворенных углеводородных газов, не может подвергаться дальнейшей переработке с целью получения моторных топлив, поэтому для удаления нестабильных (легколетучих) компонентов предусмотрена ее стабилизация, т.е. стабилизационная колонна К-4.

Поддержание необходимого теплового  режима в нижней части К-4 достигается  циркулирующей флегмой, т.е. бензин с низа К-4 забирается, прокачивается  через рибойлер и возвращается в  К-4.

Рисунок 2 - Принципиальная технологическая схема блока стабилизации бензина

3.2.3 Блок вакуумной  перегонки мазута

 

Выделение масляных фракций на этом блоке возможно по двум вариантам [6]:

  • двухколонная схема, когда широкая масляная фракция выделяется в первой колонне, а разгонка на вакуумные дистилляты производится во второй колонне;
  • одноколонная схема, где получение гудрона и вакуумных дистиллятов происходит с помощью одной колонны.

Наиболее рационально выбрать  второй вариант, поскольку он позволяет  снизить затраты на создание вакуума в двух колоннах и на перекачку. Поэтому за основу принимаем второй вариант, внося в него следующие изменения:

  • с целью понижения гидравлического сопротивления колонны оснащаем ее высокоэффективной регулярной насадкой (типа GLITSCH) вместо клапанных тарелок [6];
  • для создания вакуума используем гидроциркуляционную вакуумсоздающую систему;

Принципиальная схема вакуумного блока представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Принципиальная технологическая схема блока вакуумной перегонки мазута

    1. вакуумная колонна; 2- теплообменники. мазут; II- газы разложения; Ш – лёгкий вакуумный газойль; IV- фракция 360-400°С; V- фракция 400-450°С; VI- фракция 450-500°С; VII - 450-500°С; VIII – гудрон, IX - водяной пар.

 

3.2.4 Блок теплообменников

Схема теплообмена на установке должна обеспечивать подогрев нефти до температуры не менее 240°С. Основой расчета схемы теплообмена является температура теплоносителей и их расход. В таблице 3.1 представлена характеристика теплоносителей, которые получаются на АВТ при переработке Еланской нефти. Температура теплоносителей принята на основе литературных и практических данных по установкам АВТ в ПО «Нафтан».

При разработке схемы теплообмена  в первую очередь решается вопрос об утилизации теплоты теплоносителей с максимальной температурой (³290°С), т.к. они позволяют подогреть нефть до 240°С и выше.

Количество потоков нефти, проходящей через теплообменники, определяется производительностью установки  и площадью проходного сечения для  нефти и теплоносителей. Для АВТ  производительностью по Еланской нефти 3,2 млн т/год выбирают теплообменники с диаметром кожуха 1000 мм, числом ходов по нефти - 4, площадью свободного (проходного) сечения одного хода по трубам 51×10-3 м2. [14]

Рассчитывают скорость нефти по трубному пространству:

,   где V−объемный расход нефти, м3/с;

                  F−площадь проходного сечения одного хода по трубам.

,    где G − массовый расход нефти, кг/с:

 − плотность нефти при 20°С (табл.1.1)

Следовательно:  

Следовательно, пускают нефть через  теплообменники двумя потоками. Скорость нефти по трубному пространству теплообменников  будет составлять около 2,61 м/с. В первый и во второй поток направляют по 50% нефти.

Разность температур на входе и выходе нефти (теплоносителя) из теплообменника ориентировочно определяем по уравнению [2]:

       при t £ 200°C

    при t > 200°C

где DtН и DtT – разность между температурами на входе и выходе, соответственно, нефти и теплоносителя, °C;

GН и GТ - количество нефти и теплоносителя, кг/ч или % мас. от количества всей нефти, поступающей на установку.

Теплоноситель

Расход, % мас. на нефть

Начальная температура  теплоносителя, °С

Номер нефтяного потока перед К-1

Теплоносители основной атмосферной колонны К-2

Верхнее циркуляционное орошение К-2 (ВЦО К-2)

30

150

1,2

Фракция 140-240°С

18,86

220

1

Фракция 240-360°С

19,27

310

2

Нижнее циркуляционное орошение К-2 (НЦО К-2) в зоне фракции 240-360°С

30

300    

1,2

Теплоносители вакуумной  колонны К-5

Верхнее циркуляционное орошение К-5 (ВЦО К-5)

50

180

2

Среднее циркуляционное орошение К-5 (CЦО К-5)

35

263

1

Нижнее циркуляционное орошение К-5 (НЦО К-5)

25

320

2

Вакуумный газойль

1,772

180

2

Вакуумный дистиллят

VD-1

5,252

263

1

Вакуумный дистиллят  VD-2

7,443

288

2

Вакуумный дистиллят  VD-3

7,676

320

2

Вакуумный дистиллят  VD-4

4,959

360

1

Гудрон (>540°С)

8,967

370

1,2


 

 

До блока ЭЛОУ:

1-й поток:

Теплообменник Т-101

Начальная температура  вакуумного газойля, входящей в теплообменник, составляет tн=180°С. Охлаждают поток на 100°С, конечная температура теплоносителя будет tк=80°С.

Разность температур нефти на входе и выходе из теплообменника:

,

тогда температура нефти  на входе в теплообменник будет: 19-4=15°С.

Теплообменник Т-102

Начальная температура ВЦО К-2, входящего в теплообменник, составляет tн=150°С, охлаждают его на 100°С. Конечная температура теплоносителя  будет tк=50°С.

Разность температур нефти на входе  и выходе из теплообменника:

,

тогда температура нефти  на входе в теплообменник будет: 49-30=19°С.

Теплообменник Т-103

Начальная температура  ВЦО К-5, входящего в теплообменник, составляет tн=180°С, охлаждают его на 100°С. Конечная температура теплоносителя  будет tк=80°С.

Разность температур нефти на входе и выходе из теплообменника:

,

тогда температура нефти  на входе в теплообменник будет: 79-30=49°С.

Теплообменник Т-104

Начальная температура ВЦО К-2, входящего в теплообменник, составляет tн=300°С, охлаждают его на 100°С. Конечная температура теплоносителя  будет tк=200°С.

Разность температур нефти на входе и выходе из теплообменника:

,

тогда температура нефти на входе в теплообменник будет: 109-30=79°С.

После блока ЭЛОУ:

Теплообменник Т-105

Начальная температура  ВЦО К-5, входящего в теплообменник, составляет tн=300°С, охлаждают его на 100°С. Конечная температура теплоносителя  будет tк=200°С.

Разность температур нефти на входе и выходе из теплообменника:

,

тогда температура нефти  на входе в теплообменник будет: 149-40=109°С.

Теплообменник Т-106

Начальная температура  фракция 140-240ºС, входящего в теплообменник, составляет tн=220°С, охлаждают его на 100°С. Конечная температура теплоносителя  будет tк=120°С.

Разность температур нефти на входе и выходе из теплообменника:

,

тогда температура нефти  на входе в теплообменник будет: 187-38=149°С.

Теплообменник Т-107

Начальная температура СЦО К-5, входящего в теплообменник, составляет tн=263°С, охлаждают его на 100°С. Конечная температура теплоносителя  будет tк=163°С.

Разность температур нефти на входе и выходе из теплообменника:

,

тогда температура нефти на входе в теплообменник будет: 218-36=187°С.

Теплообменник Т-108

Начальная температура  ВД-4, входящего в теплообменник, составляет tн=360°С, охлаждают его на 100°С. Конечная температура теплоносителя  будет tк=260°С.

Разность температур нефти на входе и выходе из теплообменника:

Информация о работе Установка первичной переработки нефти (АВТ) мощностью 3,2 млн.т/год Еланской нефти